Решение по делу №106 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Номер дела: №106
Дата публикации: 26 декабря 2013, 14:41

РЕШЕНИЕ

по делу №106 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

18 декабря 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №106 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Альфа Деньги» рекламы в эфире радио «Дорожное радио», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии законного представителя ООО «Альфа Деньги», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела №106, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе           

УСТАНОВИЛА:

В период с 09 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, Ставропольским УФАС России на основании Приказа от «03» сентября 2013 года №944, была проведена проверка ООО «Глаголъ».

Контрольным мероприятием установлено, что ООО «Глаголъ» осуществляет деятельность по связи в области радиовещания.

При распространении проверяемой организацией рекламы в эфире радио «Шансон» и «Дорожное радио» были выявлены нарушения рекламного законодательства.

В период с 17.05.2013 (15 дней) в эфире радио «Дорожное радио» распространялась реклама ООО «Альфа Деньги» следующего содержания:

«- Серега, привет!

- Привет!

- Займи мне денег, а я с зарплаты отдам!?

- До зарплаты говоришь. Так тебе нужно в Альфа Деньги звонить. Это же просто!

Альфа Деньги. Деньги взаймы до 10 тысяч рублей без залога и поручителей. Минеральный Воды, улица 50 лет Октября, 78 (напротив стоматологической клиники), телефон 8-800-555-34-00. Звонок бесплатный».

В период с 17.05.2013 (15 дней) в эфире радио «Дорожное радио» распространялась реклама ООО «Альфа Деньги» следующего содержания:

«- Алло! Нет, денег нет!

- Да сам по нулям!

- Нееее, дружище, я тоже после отпуска.

Альфа Деньги. Деньги взаймы до 10 тысяч рублей без залога и поручителей. Альфа Деньги – больше, чем друзья. Невинномысск, улица Гагарина, 3 (павильон напротив остановки «Центральный рынок»), телефон 8-800-555-34-00. Звонок бесплатный».

В вышеуказанных рекламных роликах, предлагающих финансовую услугу (займ), указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, (срок займа от 5 до 15 дней, процентная ставка по займу 2% в день за каждый день пользования денежными средствами), а также отсутствует наименование лица,  предоставляющего эту финансовую услугу (займ).

Кроме того, в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о том, что займы предоставляются физическим лицам, имеющим прописку в Ставропольском крае, проживающим в г. Невинномысске, в г. Пятигорске, в селе Кочубеевское Кочубеевского района, в селе Ивановское Кочубеевского района и в селе Курсавка Кочубеевского района, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя- фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанных рекламных роликов является ООО «Альфа Деньги» на основании договора №НВ-238/22/04 от 15.05.2013 г., заключенного между ООО «Рекламное агентство «Сервис-медиа Ставрополь», с одной стороны и  ООО «Альфа Деньги», с другой стороны.

В соответствии с письменными объяснениями, представленными в адрес Ставропольского УФАС России (вх. №05/3451э от 18.12.2013), директор ООО «Альфа Деньги» пояснил, что рекламный ролик был заказан у ООО «Глаголъ» для трансляции на радио «Шансон» и «Дорожное радио». Для последующего распространения ООО «Альфа Деньги» было предложено несколько вариантов роликов, один из которых позже был утвержден для трансляции. При этом, Обществу не было разъяснено, что в рекламе нужно обязательно указывать наименование лица, предоставляющего финансовую услугу (займ). Из-за чего и произошло нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Указание в рекламе финансового продукта только на сумму займа денежных средств, не позволяет лицу, желающему воспользоваться рекламируемой ООО «Альфа Деньги» услугой, получить достаточные сведения о фактической стоимости займа, в связи, с чем способствует формированию у потребителя неверных представлений о размере расходов, которые предстоит понести, воспользовавшись рекламируемой услугой (займ).

К условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, относятся условия о размере процентной ставки, сумма и срок займа, платежи и комиссии по данным операциям, а также о дополнительные расходы заемщика, связанных с получением денежной суммы.

В рекламе ООО «Альфа Деньги», предлагающей займ до 10 000 рублей, указывается одно из существенных условий финансовой услуги, а такие существенные условия, влияющие на расходы потребителя, как срок погашения, от которого напрямую зависит процентная ставка, а также сама процентная ставка, не указаны.

Поскольку распространенная Обществом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления займов приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В соответствии с пунктом 28 Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N58, рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Право на предоставление информации о товаре (работе или услуги) является одним из важнейших прав потребителя, причем по смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей» подробной информацией потребитель должен обладать еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

Информация об условиях, влияющих на фактическую стоимость рекламируемой услуги (займ), является существенной, так как может определить выбор потребителя при сравнении предлагаемых услуг. Любой заемщик денежных средств (потребитель) ищет наиболее выгодные условия кредита и возврата денежных средств. Только при условии его полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную стоимость рекламируемой услуги, потребитель рекламы может сделать обоснованно правильный конечный выбор. Отсутствие в рекламе существенной информации вводит потребителя в заблуждение относительно реальной суммы расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.  

Таким образом, ООО «Альфа Деньги» допущены нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы в эфире радио «Шансон» и «Дорожное радио», в которой:

отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о том, что займы предоставляются физическим лицам, имеющим прописку в Ставропольском крае, проживающим в г. Невинномысске, в г. Пятигорске, в селе Кочубеевское Кочубеевского района, в селе Ивановское Кочубеевского района и в селе Курсавка Кочубеевского района, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица (срок займа от 5 до 15 дней, процентная ставка по займу 2% в день за каждый день пользования денежными средствами);

отсутствует наименование лица,  предоставляющего эту финансовую услугу (займ).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Альфа Деньги», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Альфа Деньги» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25.12.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 9387 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №106 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9387 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391683350 [changed] => 1391683350 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391683350 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №106 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

18 декабря 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №106 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Альфа Деньги» рекламы в эфире радио «Дорожное радио», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии законного представителя ООО «Альфа Деньги», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела №106, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе           

УСТАНОВИЛА:

В период с 09 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, Ставропольским УФАС России на основании Приказа от «03» сентября 2013 года №944, была проведена проверка ООО «Глаголъ».

Контрольным мероприятием установлено, что ООО «Глаголъ» осуществляет деятельность по связи в области радиовещания.

При распространении проверяемой организацией рекламы в эфире радио «Шансон» и «Дорожное радио» были выявлены нарушения рекламного законодательства.

В период с 17.05.2013 (15 дней) в эфире радио «Дорожное радио» распространялась реклама ООО «Альфа Деньги» следующего содержания:

«- Серега, привет!

- Привет!

- Займи мне денег, а я с зарплаты отдам!?

- До зарплаты говоришь. Так тебе нужно в Альфа Деньги звонить. Это же просто!

Альфа Деньги. Деньги взаймы до 10 тысяч рублей без залога и поручителей. Минеральный Воды, улица 50 лет Октября, 78 (напротив стоматологической клиники), телефон 8-800-555-34-00. Звонок бесплатный».

В период с 17.05.2013 (15 дней) в эфире радио «Дорожное радио» распространялась реклама ООО «Альфа Деньги» следующего содержания:

«- Алло! Нет, денег нет!

- Да сам по нулям!

- Нееее, дружище, я тоже после отпуска.

Альфа Деньги. Деньги взаймы до 10 тысяч рублей без залога и поручителей. Альфа Деньги – больше, чем друзья. Невинномысск, улица Гагарина, 3 (павильон напротив остановки «Центральный рынок»), телефон 8-800-555-34-00. Звонок бесплатный».

В вышеуказанных рекламных роликах, предлагающих финансовую услугу (займ), указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, (срок займа от 5 до 15 дней, процентная ставка по займу 2% в день за каждый день пользования денежными средствами), а также отсутствует наименование лица,  предоставляющего эту финансовую услугу (займ).

Кроме того, в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о том, что займы предоставляются физическим лицам, имеющим прописку в Ставропольском крае, проживающим в г. Невинномысске, в г. Пятигорске, в селе Кочубеевское Кочубеевского района, в селе Ивановское Кочубеевского района и в селе Курсавка Кочубеевского района, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя- фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанных рекламных роликов является ООО «Альфа Деньги» на основании договора №НВ-238/22/04 от 15.05.2013 г., заключенного между ООО «Рекламное агентство «Сервис-медиа Ставрополь», с одной стороны и  ООО «Альфа Деньги», с другой стороны.

В соответствии с письменными объяснениями, представленными в адрес Ставропольского УФАС России (вх. №05/3451э от 18.12.2013), директор ООО «Альфа Деньги» пояснил, что рекламный ролик был заказан у ООО «Глаголъ» для трансляции на радио «Шансон» и «Дорожное радио». Для последующего распространения ООО «Альфа Деньги» было предложено несколько вариантов роликов, один из которых позже был утвержден для трансляции. При этом, Обществу не было разъяснено, что в рекламе нужно обязательно указывать наименование лица, предоставляющего финансовую услугу (займ). Из-за чего и произошло нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Указание в рекламе финансового продукта только на сумму займа денежных средств, не позволяет лицу, желающему воспользоваться рекламируемой ООО «Альфа Деньги» услугой, получить достаточные сведения о фактической стоимости займа, в связи, с чем способствует формированию у потребителя неверных представлений о размере расходов, которые предстоит понести, воспользовавшись рекламируемой услугой (займ).

К условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, относятся условия о размере процентной ставки, сумма и срок займа, платежи и комиссии по данным операциям, а также о дополнительные расходы заемщика, связанных с получением денежной суммы.

В рекламе ООО «Альфа Деньги», предлагающей займ до 10 000 рублей, указывается одно из существенных условий финансовой услуги, а такие существенные условия, влияющие на расходы потребителя, как срок погашения, от которого напрямую зависит процентная ставка, а также сама процентная ставка, не указаны.

Поскольку распространенная Обществом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления займов приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В соответствии с пунктом 28 Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N58, рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Право на предоставление информации о товаре (работе или услуги) является одним из важнейших прав потребителя, причем по смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей» подробной информацией потребитель должен обладать еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

Информация об условиях, влияющих на фактическую стоимость рекламируемой услуги (займ), является существенной, так как может определить выбор потребителя при сравнении предлагаемых услуг. Любой заемщик денежных средств (потребитель) ищет наиболее выгодные условия кредита и возврата денежных средств. Только при условии его полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную стоимость рекламируемой услуги, потребитель рекламы может сделать обоснованно правильный конечный выбор. Отсутствие в рекламе существенной информации вводит потребителя в заблуждение относительно реальной суммы расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.  

Таким образом, ООО «Альфа Деньги» допущены нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы в эфире радио «Шансон» и «Дорожное радио», в которой:

отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о том, что займы предоставляются физическим лицам, имеющим прописку в Ставропольском крае, проживающим в г. Невинномысске, в г. Пятигорске, в селе Кочубеевское Кочубеевского района, в селе Ивановское Кочубеевского района и в селе Курсавка Кочубеевского района, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица (срок займа от 5 до 15 дней, процентная ставка по займу 2% в день за каждый день пользования денежными средствами);

отсутствует наименование лица,  предоставляющего эту финансовую услугу (займ).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Альфа Деньги», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Альфа Деньги» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25.12.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №106 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

18 декабря 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №106 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Альфа Деньги» рекламы в эфире радио «Дорожное радио», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии законного представителя ООО «Альфа Деньги», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела №106, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе           

УСТАНОВИЛА:

В период с 09 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, Ставропольским УФАС России на основании Приказа от «03» сентября 2013 года №944, была проведена проверка ООО «Глаголъ».

Контрольным мероприятием установлено, что ООО «Глаголъ» осуществляет деятельность по связи в области радиовещания.

При распространении проверяемой организацией рекламы в эфире радио «Шансон» и «Дорожное радио» были выявлены нарушения рекламного законодательства.

В период с 17.05.2013 (15 дней) в эфире радио «Дорожное радио» распространялась реклама ООО «Альфа Деньги» следующего содержания:

«- Серега, привет!

- Привет!

- Займи мне денег, а я с зарплаты отдам!?

- До зарплаты говоришь. Так тебе нужно в Альфа Деньги звонить. Это же просто!

Альфа Деньги. Деньги взаймы до 10 тысяч рублей без залога и поручителей. Минеральный Воды, улица 50 лет Октября, 78 (напротив стоматологической клиники), телефон 8-800-555-34-00. Звонок бесплатный».

В период с 17.05.2013 (15 дней) в эфире радио «Дорожное радио» распространялась реклама ООО «Альфа Деньги» следующего содержания:

«- Алло! Нет, денег нет!

- Да сам по нулям!

- Нееее, дружище, я тоже после отпуска.

Альфа Деньги. Деньги взаймы до 10 тысяч рублей без залога и поручителей. Альфа Деньги – больше, чем друзья. Невинномысск, улица Гагарина, 3 (павильон напротив остановки «Центральный рынок»), телефон 8-800-555-34-00. Звонок бесплатный».

В вышеуказанных рекламных роликах, предлагающих финансовую услугу (займ), указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, (срок займа от 5 до 15 дней, процентная ставка по займу 2% в день за каждый день пользования денежными средствами), а также отсутствует наименование лица,  предоставляющего эту финансовую услугу (займ).

Кроме того, в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о том, что займы предоставляются физическим лицам, имеющим прописку в Ставропольском крае, проживающим в г. Невинномысске, в г. Пятигорске, в селе Кочубеевское Кочубеевского района, в селе Ивановское Кочубеевского района и в селе Курсавка Кочубеевского района, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя- фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанных рекламных роликов является ООО «Альфа Деньги» на основании договора №НВ-238/22/04 от 15.05.2013 г., заключенного между ООО «Рекламное агентство «Сервис-медиа Ставрополь», с одной стороны и  ООО «Альфа Деньги», с другой стороны.

В соответствии с письменными объяснениями, представленными в адрес Ставропольского УФАС России (вх. №05/3451э от 18.12.2013), директор ООО «Альфа Деньги» пояснил, что рекламный ролик был заказан у ООО «Глаголъ» для трансляции на радио «Шансон» и «Дорожное радио». Для последующего распространения ООО «Альфа Деньги» было предложено несколько вариантов роликов, один из которых позже был утвержден для трансляции. При этом, Обществу не было разъяснено, что в рекламе нужно обязательно указывать наименование лица, предоставляющего финансовую услугу (займ). Из-за чего и произошло нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Указание в рекламе финансового продукта только на сумму займа денежных средств, не позволяет лицу, желающему воспользоваться рекламируемой ООО «Альфа Деньги» услугой, получить достаточные сведения о фактической стоимости займа, в связи, с чем способствует формированию у потребителя неверных представлений о размере расходов, которые предстоит понести, воспользовавшись рекламируемой услугой (займ).

К условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, относятся условия о размере процентной ставки, сумма и срок займа, платежи и комиссии по данным операциям, а также о дополнительные расходы заемщика, связанных с получением денежной суммы.

В рекламе ООО «Альфа Деньги», предлагающей займ до 10 000 рублей, указывается одно из существенных условий финансовой услуги, а такие существенные условия, влияющие на расходы потребителя, как срок погашения, от которого напрямую зависит процентная ставка, а также сама процентная ставка, не указаны.

Поскольку распространенная Обществом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления займов приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В соответствии с пунктом 28 Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N58, рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Право на предоставление информации о товаре (работе или услуги) является одним из важнейших прав потребителя, причем по смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей» подробной информацией потребитель должен обладать еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

Информация об условиях, влияющих на фактическую стоимость рекламируемой услуги (займ), является существенной, так как может определить выбор потребителя при сравнении предлагаемых услуг. Любой заемщик денежных средств (потребитель) ищет наиболее выгодные условия кредита и возврата денежных средств. Только при условии его полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную стоимость рекламируемой услуги, потребитель рекламы может сделать обоснованно правильный конечный выбор. Отсутствие в рекламе существенной информации вводит потребителя в заблуждение относительно реальной суммы расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.  

Таким образом, ООО «Альфа Деньги» допущены нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы в эфире радио «Шансон» и «Дорожное радио», в которой:

отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о том, что займы предоставляются физическим лицам, имеющим прописку в Ставропольском крае, проживающим в г. Невинномысске, в г. Пятигорске, в селе Кочубеевское Кочубеевского района, в селе Ивановское Кочубеевского района и в селе Курсавка Кочубеевского района, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица (срок займа от 5 до 15 дней, процентная ставка по займу 2% в день за каждый день пользования денежными средствами);

отсутствует наименование лица,  предоставляющего эту финансовую услугу (займ).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Альфа Деньги», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Альфа Деньги» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25.12.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №106 [format] => [safe_value] => №106 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело №106 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Альфа Деньги» рекламы в эфире радио «Дорожное радио», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»,

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело №106 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Альфа Деньги» рекламы в эфире радио «Дорожное радио», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 3 [name] => Контроль экономической концентрации [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-26 10:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-17 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391683350 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )