Решение по делу №61 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Номер дела: №61
Дата публикации: 7 августа 2013, 11:08

РЕШЕНИЕ

по делу №61 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

31 июля 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Тихенький О.Л. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» в городе Кисловодске наружной рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ОАО КБ «ЕвроситиБанк» по доверенности №24 от 21 февраля 2013 года <……>,

УСТАНОВИЛА:

В городе Кисловодске, 23 мая 2013 года, на проспекте Победы, 1, на фасаде двухэтажного здания, был выявлен факт размещения наружной рекламы (перетяжка) ОАО КБ «ЕвроситиБанк», следующего содержания: «ЕВРОСИТИБАНК, www.eurocitybank.ru, СБЕРЕГАЙ И БОГАТЕЙ! до 12%* годовых. Вклады с максимальной отдачей. Телефон для справок: 8(8793) 34-13-82, ОАО КБ «ЕвроситиБанк».

В нижней части рекламного макета приводится дополнительная информация в виде сноски мелким сложно читаемым шрифтом:

«*Вклад "Максимум". Выплата процентов в конце срока. Сберегательный, нерасходный, непополняемый, с ежемесячной капитализацией процентов. Срок депозита – 367 или 734 дня. Минимальная сумма – 30 000 руб., 1 000 долларов США, 1 000 евро. Ставка: (% годовых): 367 дней – 11,5% в руб., 7,5% в долларах США, 7,5% в евро. 734 дня – 12% в руб., 7,5% в долларах США, 7,5% в евро. Досрочное расторжение вклада по ставке "До востребования", оговоренной в тарифах банка. Не пролонгируется».

Данный факт был зафиксирован государственным инспектором отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции Ставропольского УФАС России – Маскаевой Н.В. с помощью съемки на цифровой фотоаппарат Sony DSC W170 (инв. №1381107).

В соответствии с письменными объяснениями (вх. №6770 от 01.07.2013), представленными ИО Управляющего Филиалом «Пятигорский» ОО КБ «ЕвроситиБанк» в адрес Ставропольского УФАС России, Банк не признает вменяемое ему нарушение рекламного законодательства, так как считает, что в размещенной рекламе указана вся существенная информация в соответствии с ФЗ «О рекламе».

Кроме того, на рассмотрении дела представитель ОАО КБ «ЕвроситиБанк» по доверенности <……> пояснил, что в настоящий момент вышеуказанная реклама демонтирована.

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив доводы и аргументы Банка, приходит к следующим выводам.

Указанная рекламная сетка (3,65*2,65) размещается на фасаде двухэтажного здания вдоль дороги‚ технические характеристики которой создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, объект рекламирования доступен для потребителя на значительном визуальном расстоянии.

Кроме того, наружная реклама (рекламная сетка размером 3,65*2,65м) имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о невозможности прочтения потенциальными потребителями текста рекламы, размещенной под сноской в правой нижней части рекламного пространства.

Совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги (вклад), лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст: «СБЕРЕГАЙ И БОГАТЕЙ! до 12%* годовых».

Необходимо отметить, что общая площадь на бумажном носителе формата А4 составляет 498,96 кв.см. (19,8х25,2); общая площадь сноски, в которой приводится существенная информация о предоставляемой финансовой услуге, составляет 20,3 кв.см. (14,5х1,4); площадь сноски составляет 4,35% от общей площади указанного рекламного макета. Высота шрифта на рекламном макете, которым указана привлекательная информация, составляет 2,4 см и занимает 1/8,25 от общей высоты рекламного макета, в то время, как высота шрифта в сноске составляет 0,2 см и занимает 1/99 от общей высоты рекламного макета.

При этом размер рекламы составляет 3,65х2,65 метров. При высоте рекламы 3,65 метра величина шрифта в сноске составляет 3,6 см.

Следует еще учитывать тот факт, что реклама ОАО КБ «ЕвроситиБанк» размещалась вдоль дороги. Выполнена белыми буквами на зеленом фоне. Реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Таким образом, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом.

Информация об условиях предоставления банковского продукта – вклада, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, текст сноски указан несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

Кроме того, согласно Протоколу №16 совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления финансовой услуги в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на его стоимость, воспринимается потребителями указанным образом.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

Следовательно, вышеуказанная реклама является ненадлежащей, так как наиболее привлекательная для потребителя информация указана крупным шрифтом, а менее привлекательная — способом, затрудняющим её восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста, а так же его местоположения).

На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России сделала вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать её.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28 и частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно информации, представленной филиалом «Пятигорский» ОАО КБ «ЕвроситиБанк» на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была размещена на основании договора №07 от 11.09.2012 г. заключенного между ИП <……>, с другой стороны и Дополнительного соглашения №1 от 29.12.2012 к Договору №07 от 11.09.2012, заключенного между ИП <……>, с одной стороны и ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк», с другой стороны.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламной продукции является ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк».

Документального подтверждения устранения нарушений рекламного законодательства Банком в адрес Ставропольского УФАС России не представлено.

Таким образом, ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» допущены нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 «О рекламе», выразившиеся в распространении в городе Кисловодске наружной рекламы банковских услуг, в которой содержатся не все условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07.08.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 9189 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №61 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9189 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386227402 [changed] => 1386227402 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386227402 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №61 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

31 июля 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Тихенький О.Л. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» в городе Кисловодске наружной рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ОАО КБ «ЕвроситиБанк» по доверенности №24 от 21 февраля 2013 года <……>,

УСТАНОВИЛА:

В городе Кисловодске, 23 мая 2013 года, на проспекте Победы, 1, на фасаде двухэтажного здания, был выявлен факт размещения наружной рекламы (перетяжка) ОАО КБ «ЕвроситиБанк», следующего содержания: «ЕВРОСИТИБАНК, www.eurocitybank.ru, СБЕРЕГАЙ И БОГАТЕЙ! до 12%* годовых. Вклады с максимальной отдачей. Телефон для справок: 8(8793) 34-13-82, ОАО КБ «ЕвроситиБанк».

В нижней части рекламного макета приводится дополнительная информация в виде сноски мелким сложно читаемым шрифтом:

«*Вклад "Максимум". Выплата процентов в конце срока. Сберегательный, нерасходный, непополняемый, с ежемесячной капитализацией процентов. Срок депозита – 367 или 734 дня. Минимальная сумма – 30 000 руб., 1 000 долларов США, 1 000 евро. Ставка: (% годовых): 367 дней – 11,5% в руб., 7,5% в долларах США, 7,5% в евро. 734 дня – 12% в руб., 7,5% в долларах США, 7,5% в евро. Досрочное расторжение вклада по ставке "До востребования", оговоренной в тарифах банка. Не пролонгируется».

Данный факт был зафиксирован государственным инспектором отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции Ставропольского УФАС России – Маскаевой Н.В. с помощью съемки на цифровой фотоаппарат Sony DSC W170 (инв. №1381107).

В соответствии с письменными объяснениями (вх. №6770 от 01.07.2013), представленными ИО Управляющего Филиалом «Пятигорский» ОО КБ «ЕвроситиБанк» в адрес Ставропольского УФАС России, Банк не признает вменяемое ему нарушение рекламного законодательства, так как считает, что в размещенной рекламе указана вся существенная информация в соответствии с ФЗ «О рекламе».

Кроме того, на рассмотрении дела представитель ОАО КБ «ЕвроситиБанк» по доверенности <……> пояснил, что в настоящий момент вышеуказанная реклама демонтирована.

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив доводы и аргументы Банка, приходит к следующим выводам.

Указанная рекламная сетка (3,65*2,65) размещается на фасаде двухэтажного здания вдоль дороги‚ технические характеристики которой создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, объект рекламирования доступен для потребителя на значительном визуальном расстоянии.

Кроме того, наружная реклама (рекламная сетка размером 3,65*2,65м) имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о невозможности прочтения потенциальными потребителями текста рекламы, размещенной под сноской в правой нижней части рекламного пространства.

Совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги (вклад), лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст: «СБЕРЕГАЙ И БОГАТЕЙ! до 12%* годовых».

Необходимо отметить, что общая площадь на бумажном носителе формата А4 составляет 498,96 кв.см. (19,8х25,2); общая площадь сноски, в которой приводится существенная информация о предоставляемой финансовой услуге, составляет 20,3 кв.см. (14,5х1,4); площадь сноски составляет 4,35% от общей площади указанного рекламного макета. Высота шрифта на рекламном макете, которым указана привлекательная информация, составляет 2,4 см и занимает 1/8,25 от общей высоты рекламного макета, в то время, как высота шрифта в сноске составляет 0,2 см и занимает 1/99 от общей высоты рекламного макета.

При этом размер рекламы составляет 3,65х2,65 метров. При высоте рекламы 3,65 метра величина шрифта в сноске составляет 3,6 см.

Следует еще учитывать тот факт, что реклама ОАО КБ «ЕвроситиБанк» размещалась вдоль дороги. Выполнена белыми буквами на зеленом фоне. Реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Таким образом, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом.

Информация об условиях предоставления банковского продукта – вклада, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, текст сноски указан несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

Кроме того, согласно Протоколу №16 совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления финансовой услуги в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на его стоимость, воспринимается потребителями указанным образом.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

Следовательно, вышеуказанная реклама является ненадлежащей, так как наиболее привлекательная для потребителя информация указана крупным шрифтом, а менее привлекательная — способом, затрудняющим её восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста, а так же его местоположения).

На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России сделала вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать её.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28 и частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно информации, представленной филиалом «Пятигорский» ОАО КБ «ЕвроситиБанк» на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была размещена на основании договора №07 от 11.09.2012 г. заключенного между ИП <……>, с другой стороны и Дополнительного соглашения №1 от 29.12.2012 к Договору №07 от 11.09.2012, заключенного между ИП <……>, с одной стороны и ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк», с другой стороны.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламной продукции является ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк».

Документального подтверждения устранения нарушений рекламного законодательства Банком в адрес Ставропольского УФАС России не представлено.

Таким образом, ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» допущены нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 «О рекламе», выразившиеся в распространении в городе Кисловодске наружной рекламы банковских услуг, в которой содержатся не все условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07.08.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №61 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

31 июля 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Тихенький О.Л. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» в городе Кисловодске наружной рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ОАО КБ «ЕвроситиБанк» по доверенности №24 от 21 февраля 2013 года <……>,

УСТАНОВИЛА:

В городе Кисловодске, 23 мая 2013 года, на проспекте Победы, 1, на фасаде двухэтажного здания, был выявлен факт размещения наружной рекламы (перетяжка) ОАО КБ «ЕвроситиБанк», следующего содержания: «ЕВРОСИТИБАНК, www.eurocitybank.ru, СБЕРЕГАЙ И БОГАТЕЙ! до 12%* годовых. Вклады с максимальной отдачей. Телефон для справок: 8(8793) 34-13-82, ОАО КБ «ЕвроситиБанк».

В нижней части рекламного макета приводится дополнительная информация в виде сноски мелким сложно читаемым шрифтом:

«*Вклад "Максимум". Выплата процентов в конце срока. Сберегательный, нерасходный, непополняемый, с ежемесячной капитализацией процентов. Срок депозита – 367 или 734 дня. Минимальная сумма – 30 000 руб., 1 000 долларов США, 1 000 евро. Ставка: (% годовых): 367 дней – 11,5% в руб., 7,5% в долларах США, 7,5% в евро. 734 дня – 12% в руб., 7,5% в долларах США, 7,5% в евро. Досрочное расторжение вклада по ставке "До востребования", оговоренной в тарифах банка. Не пролонгируется».

Данный факт был зафиксирован государственным инспектором отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции Ставропольского УФАС России – Маскаевой Н.В. с помощью съемки на цифровой фотоаппарат Sony DSC W170 (инв. №1381107).

В соответствии с письменными объяснениями (вх. №6770 от 01.07.2013), представленными ИО Управляющего Филиалом «Пятигорский» ОО КБ «ЕвроситиБанк» в адрес Ставропольского УФАС России, Банк не признает вменяемое ему нарушение рекламного законодательства, так как считает, что в размещенной рекламе указана вся существенная информация в соответствии с ФЗ «О рекламе».

Кроме того, на рассмотрении дела представитель ОАО КБ «ЕвроситиБанк» по доверенности <……> пояснил, что в настоящий момент вышеуказанная реклама демонтирована.

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив доводы и аргументы Банка, приходит к следующим выводам.

Указанная рекламная сетка (3,65*2,65) размещается на фасаде двухэтажного здания вдоль дороги‚ технические характеристики которой создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, объект рекламирования доступен для потребителя на значительном визуальном расстоянии.

Кроме того, наружная реклама (рекламная сетка размером 3,65*2,65м) имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о невозможности прочтения потенциальными потребителями текста рекламы, размещенной под сноской в правой нижней части рекламного пространства.

Совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги (вклад), лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст: «СБЕРЕГАЙ И БОГАТЕЙ! до 12%* годовых».

Необходимо отметить, что общая площадь на бумажном носителе формата А4 составляет 498,96 кв.см. (19,8х25,2); общая площадь сноски, в которой приводится существенная информация о предоставляемой финансовой услуге, составляет 20,3 кв.см. (14,5х1,4); площадь сноски составляет 4,35% от общей площади указанного рекламного макета. Высота шрифта на рекламном макете, которым указана привлекательная информация, составляет 2,4 см и занимает 1/8,25 от общей высоты рекламного макета, в то время, как высота шрифта в сноске составляет 0,2 см и занимает 1/99 от общей высоты рекламного макета.

При этом размер рекламы составляет 3,65х2,65 метров. При высоте рекламы 3,65 метра величина шрифта в сноске составляет 3,6 см.

Следует еще учитывать тот факт, что реклама ОАО КБ «ЕвроситиБанк» размещалась вдоль дороги. Выполнена белыми буквами на зеленом фоне. Реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Таким образом, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом.

Информация об условиях предоставления банковского продукта – вклада, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, текст сноски указан несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

Кроме того, согласно Протоколу №16 совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления финансовой услуги в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на его стоимость, воспринимается потребителями указанным образом.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

Следовательно, вышеуказанная реклама является ненадлежащей, так как наиболее привлекательная для потребителя информация указана крупным шрифтом, а менее привлекательная — способом, затрудняющим её восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста, а так же его местоположения).

На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России сделала вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать её.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28 и частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно информации, представленной филиалом «Пятигорский» ОАО КБ «ЕвроситиБанк» на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была размещена на основании договора №07 от 11.09.2012 г. заключенного между ИП <……>, с другой стороны и Дополнительного соглашения №1 от 29.12.2012 к Договору №07 от 11.09.2012, заключенного между ИП <……>, с одной стороны и ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк», с другой стороны.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламной продукции является ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк».

Документального подтверждения устранения нарушений рекламного законодательства Банком в адрес Ставропольского УФАС России не представлено.

Таким образом, ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» допущены нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 «О рекламе», выразившиеся в распространении в городе Кисловодске наружной рекламы банковских услуг, в которой содержатся не все условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07.08.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №61 [format] => [safe_value] => №61 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело №61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» в городе Кисловодске наружной рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе»,

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело №61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО КБ «ЕвроситиБанк» в лице Филиала «Пятигорский» ОАО КБ «Евросити Банк» в городе Кисловодске наружной рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-07 07:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-31 08:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386227402 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )