Решение по делу №56 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: №56
Дата публикации: 20 сентября 2013, 16:52

РЕШЕНИЕ

Дело №56

20 сентября 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Никитин С.И. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. –  главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №56 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило поручение Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций о рассмотрении жалобы <***> ст. Григорополисская на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту начисления долга за май и июнь по нормативу, а также необоснованному прекращению поставки газа. 

Ставропольское УФАС России запросило информацию у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», в результате анализа которой было установлено наличие  в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

При рассмотрении дела <***> пояснила, что ею была приобретена в собственность недвижимость (домовладение), находящаяся по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, станица Григорополисская, улица Желябова дом 6 в 2008 году. Прежний хозяин передал ей документы на газ, где паспорта на газовый счетчик и договора на его обслуживание не было. При личном общении с представителями газовых служб ее заверили, что заменить счетчик нужно в 2013 году. 23 июня 2013 года ей было вручено уведомление о поверке газового счетчика, где не было проставлено ни одной даты, а также графа, где должен быть указан срок поверки счетчика, была не заполнена. В этот же день была объявлена задолженность в сумме 6381,32, с которой я не согласилась.

24 июня 2013 года заявителем была оплачена задолженность в сумме 2800 рублей за потребленный газ, рассчитанный по показаниям моего счетчика на день оплаты. 30 июня 2013 года пришла по почте платежная квитанция с расшифровкой задолженности и уведомлением, что срок поверки счетчика истек, и начисления производятся по нормативам.

Согласно пункту 3.1.4. договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан поставщик обязан уведомлять об изменении цен (тарифов) на газ. <***> начисления произведены по нормативам с мая месяца 2013 года, при этом ей сообщили об этом только по истечении двух месяцев. В связи с этим у нее образовалась задолженность за не потреблённый газ в сумме 3719,52 рубля.

В связи с этим, заявитель просит разобраться в этой ситуации, и вернуть ей деньги за не потребленный газ.

При рассмотрении дела представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» пояснил следующее - у абонента <***>, проживающей по адресу Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Григорополисская, ул. Желябова, 6, лицевой счет №1010 по состоянию на 01.07.2013 г. за период с 01.04.2013 г образовалась задолженность за потребленный газ в сумме 5477,68 руб., которая сложилась в результате неполной оплаты потребленного газа.

До 03.07.2013 г. в домовладении <***> был установлен прибор учета газа СГМН-1 Сг-6 № 1594990 дата выпуска 2005 год. Межповерочный интервал у данного счетчика газа 8 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 п. в п. 25: определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: ... в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил. В связи с этим с мая 2013 г. Филиалом был прекращен учет потребленного газа по показаниям газового счетчика абонента №1010 <***>, о чем она была извещена 21.06.2013 г. письмом по почте.

Начисления за потребленный газ производились по показаниям прибора учета за апрель 2013 г. и по нормативам за май, июнь, июль 2013 г. в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета газа.

04.07.2013 г. у абонента <***> был заменен прибор учета газа СГМН-1 № 1594990 и установлен новый прибор учета газа СГМН-1 №3377536 дата выпуска январь 2013 г. Акты на снятие бытового газового счетчика и приема в эксплуатацию нового счетчика прилагаются. Учет потребленного газа с 04.07.2013 г. ведется по показаниям прибора учета. За период с 04.07.13 по 31.07.13 произведен перерасчет начисления по нормативу. На 01.08.2013 г. задолженность составила 3826,07 рублей.

11.02.2013 г. и 16.05.2013 г. <***> направлялись через Почту квитанции с задолженностью и уведомления о необходимости погасить задолженность и в случае непогашения задолженности приостановлении подачи газа.

24.07.2013 г. абоненту <***> была приостановлена поставка газа в связи с неполной оплатой за потребленный газ более трех месяцев путем опломбирования крана на дворовом вводе в ее присутствии и с ее согласия.

Таким образом, в соответствии с Правилами учета газа п. 45, п. 46 абоненту <***> были направлены 2 предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа и его причине не позднее чем за 40 и за 20 дней и произведено приостановление поставки газа.

06.08.2013 г. поставка газа была возобновлена без оплаты абонентом задолженности за газ и работ по отключению-подключению газа.

На сегодняшний день <***> лично уведомлена о задолженности за газ в сумме 3826,07 руб. и последующем ограничением поставки газа в случае неоплаты задолженности.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Между <***> и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.12.2011 года. Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что прибор учета газа: тип СГМН-1 G6, заводской № 1594990, дата изготовления прибора учета 01.01.2005 г. (экземпляр поставщика).

В экземпляре <***> сведение о дате изготовления прибора учета не прописано.

Таким образом, отсутствие информации о межповеречном интервале и о сроке проведения поверки прибора учета газа, создает разночтение условий договора, и следовательно, в момент возникновения оплаты по нормативу потребления природного газа. Паспорта ни одной из сторон не предоставлено. Для подтверждения достоверности необходимо установление юридически значимых фактов, что в компетенцию антимонопольного органа не входит.   

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона

Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Начиная с 01.05.2013 года, филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Новоалександровском районе, начал начислять объем потребленного газа по нормативам потребления.

Заявитель же продолжала оплачивать по показаниям прибора учета газа.

24.07.2013 года, согласно акта 461, произведено отключение газоиспользующего оборудования  и опломбировано запорное устройство под пломбу.

В материалах проверки имеется информационный листок, согласно которому задолженность сформировалась за апрель, май, июнь 2013 года, следовательно с 01.07.2013 года поставщик газа имеет право в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента (под. «в» п. 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549).

В тоже время отключение было произведено 24.07.2013 года.

До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее, чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (п. 46 Правил Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549).

Ранее ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направляло уведомление №1 от 11.02.2013 года, с суммой задолженности 890,87 рублей, которая была погашена на 01.04.2013 года.

Уведомление №2 было направлено 15.05.2013 года с указанием задолженности 2661,80 рублей, которая сформировалась за апрель 2013 года.

Следовательно, уведомление было направлено ранее, чем сформировалось право направления уведомления и прекращения поставки газа.

Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по прекращению поставки газа в домовладении <***> без направления уведомлений установлены признаки нарушения пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела поставка природного газа на объект домовладение, <***> возобновлена. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, по факту ограничения режима потребления электрической энергии.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9080 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №56 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9080 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383742450 [changed] => 1383742450 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383742450 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №56

20 сентября 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Никитин С.И. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. –  главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №56 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило поручение Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций о рассмотрении жалобы <***> ст. Григорополисская на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту начисления долга за май и июнь по нормативу, а также необоснованному прекращению поставки газа. 

Ставропольское УФАС России запросило информацию у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», в результате анализа которой было установлено наличие  в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

При рассмотрении дела <***> пояснила, что ею была приобретена в собственность недвижимость (домовладение), находящаяся по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, станица Григорополисская, улица Желябова дом 6 в 2008 году. Прежний хозяин передал ей документы на газ, где паспорта на газовый счетчик и договора на его обслуживание не было. При личном общении с представителями газовых служб ее заверили, что заменить счетчик нужно в 2013 году. 23 июня 2013 года ей было вручено уведомление о поверке газового счетчика, где не было проставлено ни одной даты, а также графа, где должен быть указан срок поверки счетчика, была не заполнена. В этот же день была объявлена задолженность в сумме 6381,32, с которой я не согласилась.

24 июня 2013 года заявителем была оплачена задолженность в сумме 2800 рублей за потребленный газ, рассчитанный по показаниям моего счетчика на день оплаты. 30 июня 2013 года пришла по почте платежная квитанция с расшифровкой задолженности и уведомлением, что срок поверки счетчика истек, и начисления производятся по нормативам.

Согласно пункту 3.1.4. договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан поставщик обязан уведомлять об изменении цен (тарифов) на газ. <***> начисления произведены по нормативам с мая месяца 2013 года, при этом ей сообщили об этом только по истечении двух месяцев. В связи с этим у нее образовалась задолженность за не потреблённый газ в сумме 3719,52 рубля.

В связи с этим, заявитель просит разобраться в этой ситуации, и вернуть ей деньги за не потребленный газ.

При рассмотрении дела представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» пояснил следующее - у абонента <***>, проживающей по адресу Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Григорополисская, ул. Желябова, 6, лицевой счет №1010 по состоянию на 01.07.2013 г. за период с 01.04.2013 г образовалась задолженность за потребленный газ в сумме 5477,68 руб., которая сложилась в результате неполной оплаты потребленного газа.

До 03.07.2013 г. в домовладении <***> был установлен прибор учета газа СГМН-1 Сг-6 № 1594990 дата выпуска 2005 год. Межповерочный интервал у данного счетчика газа 8 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 п. в п. 25: определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: ... в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил. В связи с этим с мая 2013 г. Филиалом был прекращен учет потребленного газа по показаниям газового счетчика абонента №1010 <***>, о чем она была извещена 21.06.2013 г. письмом по почте.

Начисления за потребленный газ производились по показаниям прибора учета за апрель 2013 г. и по нормативам за май, июнь, июль 2013 г. в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета газа.

04.07.2013 г. у абонента <***> был заменен прибор учета газа СГМН-1 № 1594990 и установлен новый прибор учета газа СГМН-1 №3377536 дата выпуска январь 2013 г. Акты на снятие бытового газового счетчика и приема в эксплуатацию нового счетчика прилагаются. Учет потребленного газа с 04.07.2013 г. ведется по показаниям прибора учета. За период с 04.07.13 по 31.07.13 произведен перерасчет начисления по нормативу. На 01.08.2013 г. задолженность составила 3826,07 рублей.

11.02.2013 г. и 16.05.2013 г. <***> направлялись через Почту квитанции с задолженностью и уведомления о необходимости погасить задолженность и в случае непогашения задолженности приостановлении подачи газа.

24.07.2013 г. абоненту <***> была приостановлена поставка газа в связи с неполной оплатой за потребленный газ более трех месяцев путем опломбирования крана на дворовом вводе в ее присутствии и с ее согласия.

Таким образом, в соответствии с Правилами учета газа п. 45, п. 46 абоненту <***> были направлены 2 предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа и его причине не позднее чем за 40 и за 20 дней и произведено приостановление поставки газа.

06.08.2013 г. поставка газа была возобновлена без оплаты абонентом задолженности за газ и работ по отключению-подключению газа.

На сегодняшний день <***> лично уведомлена о задолженности за газ в сумме 3826,07 руб. и последующем ограничением поставки газа в случае неоплаты задолженности.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Между <***> и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.12.2011 года. Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что прибор учета газа: тип СГМН-1 G6, заводской № 1594990, дата изготовления прибора учета 01.01.2005 г. (экземпляр поставщика).

В экземпляре <***> сведение о дате изготовления прибора учета не прописано.

Таким образом, отсутствие информации о межповеречном интервале и о сроке проведения поверки прибора учета газа, создает разночтение условий договора, и следовательно, в момент возникновения оплаты по нормативу потребления природного газа. Паспорта ни одной из сторон не предоставлено. Для подтверждения достоверности необходимо установление юридически значимых фактов, что в компетенцию антимонопольного органа не входит.   

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона

Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Начиная с 01.05.2013 года, филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Новоалександровском районе, начал начислять объем потребленного газа по нормативам потребления.

Заявитель же продолжала оплачивать по показаниям прибора учета газа.

24.07.2013 года, согласно акта 461, произведено отключение газоиспользующего оборудования  и опломбировано запорное устройство под пломбу.

В материалах проверки имеется информационный листок, согласно которому задолженность сформировалась за апрель, май, июнь 2013 года, следовательно с 01.07.2013 года поставщик газа имеет право в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента (под. «в» п. 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549).

В тоже время отключение было произведено 24.07.2013 года.

До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее, чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (п. 46 Правил Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549).

Ранее ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направляло уведомление №1 от 11.02.2013 года, с суммой задолженности 890,87 рублей, которая была погашена на 01.04.2013 года.

Уведомление №2 было направлено 15.05.2013 года с указанием задолженности 2661,80 рублей, которая сформировалась за апрель 2013 года.

Следовательно, уведомление было направлено ранее, чем сформировалось право направления уведомления и прекращения поставки газа.

Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по прекращению поставки газа в домовладении <***> без направления уведомлений установлены признаки нарушения пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела поставка природного газа на объект домовладение, <***> возобновлена. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, по факту ограничения режима потребления электрической энергии.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №56

20 сентября 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Никитин С.И. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. –  главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №56 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило поручение Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций о рассмотрении жалобы <***> ст. Григорополисская на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту начисления долга за май и июнь по нормативу, а также необоснованному прекращению поставки газа. 

Ставропольское УФАС России запросило информацию у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», в результате анализа которой было установлено наличие  в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

При рассмотрении дела <***> пояснила, что ею была приобретена в собственность недвижимость (домовладение), находящаяся по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, станица Григорополисская, улица Желябова дом 6 в 2008 году. Прежний хозяин передал ей документы на газ, где паспорта на газовый счетчик и договора на его обслуживание не было. При личном общении с представителями газовых служб ее заверили, что заменить счетчик нужно в 2013 году. 23 июня 2013 года ей было вручено уведомление о поверке газового счетчика, где не было проставлено ни одной даты, а также графа, где должен быть указан срок поверки счетчика, была не заполнена. В этот же день была объявлена задолженность в сумме 6381,32, с которой я не согласилась.

24 июня 2013 года заявителем была оплачена задолженность в сумме 2800 рублей за потребленный газ, рассчитанный по показаниям моего счетчика на день оплаты. 30 июня 2013 года пришла по почте платежная квитанция с расшифровкой задолженности и уведомлением, что срок поверки счетчика истек, и начисления производятся по нормативам.

Согласно пункту 3.1.4. договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан поставщик обязан уведомлять об изменении цен (тарифов) на газ. <***> начисления произведены по нормативам с мая месяца 2013 года, при этом ей сообщили об этом только по истечении двух месяцев. В связи с этим у нее образовалась задолженность за не потреблённый газ в сумме 3719,52 рубля.

В связи с этим, заявитель просит разобраться в этой ситуации, и вернуть ей деньги за не потребленный газ.

При рассмотрении дела представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» пояснил следующее - у абонента <***>, проживающей по адресу Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Григорополисская, ул. Желябова, 6, лицевой счет №1010 по состоянию на 01.07.2013 г. за период с 01.04.2013 г образовалась задолженность за потребленный газ в сумме 5477,68 руб., которая сложилась в результате неполной оплаты потребленного газа.

До 03.07.2013 г. в домовладении <***> был установлен прибор учета газа СГМН-1 Сг-6 № 1594990 дата выпуска 2005 год. Межповерочный интервал у данного счетчика газа 8 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 п. в п. 25: определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: ... в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил. В связи с этим с мая 2013 г. Филиалом был прекращен учет потребленного газа по показаниям газового счетчика абонента №1010 <***>, о чем она была извещена 21.06.2013 г. письмом по почте.

Начисления за потребленный газ производились по показаниям прибора учета за апрель 2013 г. и по нормативам за май, июнь, июль 2013 г. в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета газа.

04.07.2013 г. у абонента <***> был заменен прибор учета газа СГМН-1 № 1594990 и установлен новый прибор учета газа СГМН-1 №3377536 дата выпуска январь 2013 г. Акты на снятие бытового газового счетчика и приема в эксплуатацию нового счетчика прилагаются. Учет потребленного газа с 04.07.2013 г. ведется по показаниям прибора учета. За период с 04.07.13 по 31.07.13 произведен перерасчет начисления по нормативу. На 01.08.2013 г. задолженность составила 3826,07 рублей.

11.02.2013 г. и 16.05.2013 г. <***> направлялись через Почту квитанции с задолженностью и уведомления о необходимости погасить задолженность и в случае непогашения задолженности приостановлении подачи газа.

24.07.2013 г. абоненту <***> была приостановлена поставка газа в связи с неполной оплатой за потребленный газ более трех месяцев путем опломбирования крана на дворовом вводе в ее присутствии и с ее согласия.

Таким образом, в соответствии с Правилами учета газа п. 45, п. 46 абоненту <***> были направлены 2 предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа и его причине не позднее чем за 40 и за 20 дней и произведено приостановление поставки газа.

06.08.2013 г. поставка газа была возобновлена без оплаты абонентом задолженности за газ и работ по отключению-подключению газа.

На сегодняшний день <***> лично уведомлена о задолженности за газ в сумме 3826,07 руб. и последующем ограничением поставки газа в случае неоплаты задолженности.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Между <***> и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.12.2011 года. Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что прибор учета газа: тип СГМН-1 G6, заводской № 1594990, дата изготовления прибора учета 01.01.2005 г. (экземпляр поставщика).

В экземпляре <***> сведение о дате изготовления прибора учета не прописано.

Таким образом, отсутствие информации о межповеречном интервале и о сроке проведения поверки прибора учета газа, создает разночтение условий договора, и следовательно, в момент возникновения оплаты по нормативу потребления природного газа. Паспорта ни одной из сторон не предоставлено. Для подтверждения достоверности необходимо установление юридически значимых фактов, что в компетенцию антимонопольного органа не входит.   

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона

Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Начиная с 01.05.2013 года, филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Новоалександровском районе, начал начислять объем потребленного газа по нормативам потребления.

Заявитель же продолжала оплачивать по показаниям прибора учета газа.

24.07.2013 года, согласно акта 461, произведено отключение газоиспользующего оборудования  и опломбировано запорное устройство под пломбу.

В материалах проверки имеется информационный листок, согласно которому задолженность сформировалась за апрель, май, июнь 2013 года, следовательно с 01.07.2013 года поставщик газа имеет право в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента (под. «в» п. 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549).

В тоже время отключение было произведено 24.07.2013 года.

До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее, чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (п. 46 Правил Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549).

Ранее ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направляло уведомление №1 от 11.02.2013 года, с суммой задолженности 890,87 рублей, которая была погашена на 01.04.2013 года.

Уведомление №2 было направлено 15.05.2013 года с указанием задолженности 2661,80 рублей, которая сформировалась за апрель 2013 года.

Следовательно, уведомление было направлено ранее, чем сформировалось право направления уведомления и прекращения поставки газа.

Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по прекращению поставки газа в домовладении <***> без направления уведомлений установлены признаки нарушения пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела поставка природного газа на объект домовладение, <***> возобновлена. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, по факту ограничения режима потребления электрической энергии.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №56 [format] => [safe_value] => №56 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело №56 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело №56 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (<***>), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-20 12:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-15 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383742450 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )