РЕШЕНИЕ
24 сентября 2013 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело №50 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (ул. Шпаковская, 76/6, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» на действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по факту нарушения порядка ценообразования, в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» по применению сбытовой надбавки.
Ставропольским УФАС России проведено административное расследование, по результатам которого установлено, что в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства. А именно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела ОАО «Оборонэнергосбыт» направило ходатайство о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательтсва и рассмотрения дела в отсутствие представителей общества. Ходатайство была мотивированно следующими доводами:
14 октября 2012 года ОАО «Оборонэнергосбыт», в лице филиала «Южный» была подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на неправомерные действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», выразившиеся в нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка ценообразования, а именно применения в составе цены на электрическую энергию (мощность) сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт».
В результате проведенных переговоров между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала Южный стороны пришли к обоюдному соглашению по проведению перерасчета за электроэнергию по договору энергоснабжения №100/10 от 01 января 2010 года за период с февраля по декабрь 2012 года без учета сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт». Кроме того, стороны пришли к соглашению о прекращении всех споров связанных с вышеуказанными правоотношениями, находящимися на рассмотрении в судебных органах и Управлении Федеральной антимонопольной службе по Ставропольскому краю.
При рассмотрении дела представитель ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» поддержал ходатайство ОАО «Оборонэнергосбыт» и просит дело о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии. В соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края №23 от 16.10.2006 ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в Ставропольском крае.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 №23. Являясь гарантирующим поставщиком, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение в Ставропольском крае на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из указанного распоряжения, общество заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны Российской Федерации.
В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны РФ на территории Ставропольского края общество заключило с предприятием договор купли-продажи электрической энергии и мощности (энергоснабжения) от 01.01.2010 №100/10.
На основании подпункта «д» пункта 36 и пункта 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 (далее - основные положения №530) ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности.
Согласно подпункту «д» пункта 36 Основных положений №530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Исходя из абзаца 11 пункта 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1179 до 1 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».
Деятельность ОАО «Оборонэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии Ставропольского края полностью соответствует признакам, указанным в абзаце 11 пункта 2 Правил №1179.
ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Ставропольского края является энергосбытовой организацией, не осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке; на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет энергоснабжение организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и является гарантирующим поставщиком в отношении организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что распоряжение от 02.02.2010 №78-р определяет ОАО «Оборонэнергосбыт» в качестве единственного поставщика для нужд Министерства обороны Российской Федерации, то включение сбытовой надбавки в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества противоречит законодательству Российской Федерации и приводит к необоснованному увеличению стоимости электроэнергии для ОАО «Оборонэнергосбыт».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по выставлению счетов на оплату за электроэнергию с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».
На момент рассмотрения дела между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» подписано соглашение от 25.07.2013 года, согласно которого ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» обязуется произвести перерасчет стоимости электроэнергии по договору энергоснабжения №100/10 от 01.01.2010 за период с февраля по декабрь 2012 года без учета сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт» в срок до 01.09.2013 года.
Сторонами предоставлен реестр перерасчета по договору №100/10 от 01.01.2010г., заключенному между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт». Разногласий между сторонами нет. Следовательно, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства.
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отзывом заявления ОАО «Оборонэнергосбыт».
Оба ходатайства отклоняются по следующим основаниям.
Статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.138 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 определены исчерпывающие основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Такого основания, как отзыв заявления, нормами права не предусмотрено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (ул. Шпаковская, 76/6, г. Ставрополь, 355037) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении установленного нормативными правовыми актами ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении заявителя сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
2. Производство по делу №50 прекратить в связи с добровольным устранением ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 8941
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №50 о нарушении антимонопольного законодательства
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8941
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1380005555
[changed] => 1380005555
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1380005555
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2013 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело №50 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (ул. Шпаковская, 76/6, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» на действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по факту нарушения порядка ценообразования, в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» по применению сбытовой надбавки.
Ставропольским УФАС России проведено административное расследование, по результатам которого установлено, что в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства. А именно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела ОАО «Оборонэнергосбыт» направило ходатайство о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательтсва и рассмотрения дела в отсутствие представителей общества. Ходатайство была мотивированно следующими доводами:
14 октября 2012 года ОАО «Оборонэнергосбыт», в лице филиала «Южный» была подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на неправомерные действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», выразившиеся в нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка ценообразования, а именно применения в составе цены на электрическую энергию (мощность) сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт».
В результате проведенных переговоров между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала Южный стороны пришли к обоюдному соглашению по проведению перерасчета за электроэнергию по договору энергоснабжения №100/10 от 01 января 2010 года за период с февраля по декабрь 2012 года без учета сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт». Кроме того, стороны пришли к соглашению о прекращении всех споров связанных с вышеуказанными правоотношениями, находящимися на рассмотрении в судебных органах и Управлении Федеральной антимонопольной службе по Ставропольскому краю.
При рассмотрении дела представитель ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» поддержал ходатайство ОАО «Оборонэнергосбыт» и просит дело о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии. В соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края №23 от 16.10.2006 ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в Ставропольском крае.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 №23. Являясь гарантирующим поставщиком, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение в Ставропольском крае на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из указанного распоряжения, общество заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны Российской Федерации.
В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны РФ на территории Ставропольского края общество заключило с предприятием договор купли-продажи электрической энергии и мощности (энергоснабжения) от 01.01.2010 №100/10.
На основании подпункта «д» пункта 36 и пункта 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 (далее - основные положения №530) ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности.
Согласно подпункту «д» пункта 36 Основных положений №530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Исходя из абзаца 11 пункта 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1179 до 1 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».
Деятельность ОАО «Оборонэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии Ставропольского края полностью соответствует признакам, указанным в абзаце 11 пункта 2 Правил №1179.
ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Ставропольского края является энергосбытовой организацией, не осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке; на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет энергоснабжение организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и является гарантирующим поставщиком в отношении организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что распоряжение от 02.02.2010 №78-р определяет ОАО «Оборонэнергосбыт» в качестве единственного поставщика для нужд Министерства обороны Российской Федерации, то включение сбытовой надбавки в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества противоречит законодательству Российской Федерации и приводит к необоснованному увеличению стоимости электроэнергии для ОАО «Оборонэнергосбыт».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по выставлению счетов на оплату за электроэнергию с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».
На момент рассмотрения дела между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» подписано соглашение от 25.07.2013 года, согласно которого ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» обязуется произвести перерасчет стоимости электроэнергии по договору энергоснабжения №100/10 от 01.01.2010 за период с февраля по декабрь 2012 года без учета сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт» в срок до 01.09.2013 года.
Сторонами предоставлен реестр перерасчета по договору №100/10 от 01.01.2010г., заключенному между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт». Разногласий между сторонами нет. Следовательно, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства.
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отзывом заявления ОАО «Оборонэнергосбыт».
Оба ходатайства отклоняются по следующим основаниям.
Статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.138 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 определены исчерпывающие основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Такого основания, как отзыв заявления, нормами права не предусмотрено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (ул. Шпаковская, 76/6, г. Ставрополь, 355037) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении установленного нормативными правовыми актами ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении заявителя сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
2. Производство по делу №50 прекратить в связи с добровольным устранением ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2013 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело №50 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (ул. Шпаковская, 76/6, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» на действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по факту нарушения порядка ценообразования, в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» по применению сбытовой надбавки.
Ставропольским УФАС России проведено административное расследование, по результатам которого установлено, что в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства. А именно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела ОАО «Оборонэнергосбыт» направило ходатайство о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательтсва и рассмотрения дела в отсутствие представителей общества. Ходатайство была мотивированно следующими доводами:
14 октября 2012 года ОАО «Оборонэнергосбыт», в лице филиала «Южный» была подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на неправомерные действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», выразившиеся в нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка ценообразования, а именно применения в составе цены на электрическую энергию (мощность) сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт».
В результате проведенных переговоров между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала Южный стороны пришли к обоюдному соглашению по проведению перерасчета за электроэнергию по договору энергоснабжения №100/10 от 01 января 2010 года за период с февраля по декабрь 2012 года без учета сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт». Кроме того, стороны пришли к соглашению о прекращении всех споров связанных с вышеуказанными правоотношениями, находящимися на рассмотрении в судебных органах и Управлении Федеральной антимонопольной службе по Ставропольскому краю.
При рассмотрении дела представитель ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» поддержал ходатайство ОАО «Оборонэнергосбыт» и просит дело о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии. В соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края №23 от 16.10.2006 ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в Ставропольском крае.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 №23. Являясь гарантирующим поставщиком, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение в Ставропольском крае на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из указанного распоряжения, общество заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны Российской Федерации.
В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны РФ на территории Ставропольского края общество заключило с предприятием договор купли-продажи электрической энергии и мощности (энергоснабжения) от 01.01.2010 №100/10.
На основании подпункта «д» пункта 36 и пункта 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 (далее - основные положения №530) ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности.
Согласно подпункту «д» пункта 36 Основных положений №530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Исходя из абзаца 11 пункта 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1179 до 1 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».
Деятельность ОАО «Оборонэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии Ставропольского края полностью соответствует признакам, указанным в абзаце 11 пункта 2 Правил №1179.
ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Ставропольского края является энергосбытовой организацией, не осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке; на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет энергоснабжение организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и является гарантирующим поставщиком в отношении организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что распоряжение от 02.02.2010 №78-р определяет ОАО «Оборонэнергосбыт» в качестве единственного поставщика для нужд Министерства обороны Российской Федерации, то включение сбытовой надбавки в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества противоречит законодательству Российской Федерации и приводит к необоснованному увеличению стоимости электроэнергии для ОАО «Оборонэнергосбыт».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по выставлению счетов на оплату за электроэнергию с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».
На момент рассмотрения дела между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» подписано соглашение от 25.07.2013 года, согласно которого ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» обязуется произвести перерасчет стоимости электроэнергии по договору энергоснабжения №100/10 от 01.01.2010 за период с февраля по декабрь 2012 года без учета сбытовой надбавки при формировании цены для ОАО «Оборонэнергосбыт» в срок до 01.09.2013 года.
Сторонами предоставлен реестр перерасчета по договору №100/10 от 01.01.2010г., заключенному между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт». Разногласий между сторонами нет. Следовательно, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства.
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «Оборонэнергосбыт» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отзывом заявления ОАО «Оборонэнергосбыт».
Оба ходатайства отклоняются по следующим основаниям.
Статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.138 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 определены исчерпывающие основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Такого основания, как отзыв заявления, нормами права не предусмотрено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (ул. Шпаковская, 76/6, г. Ставрополь, 355037) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении установленного нормативными правовыми актами ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении заявителя сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
2. Производство по делу №50 прекратить в связи с добровольным устранением ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №50
[format] =>
[safe_value] => №50
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
рассмотрев дело №50 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
[format] => full_html
[safe_value] =>
рассмотрев дело №50 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 12
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 38
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 38
[vid] => 6
[name] => Электроэнергетика и услуги связи
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 11
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-09-24 06:50:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-09-20 07:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1380005555
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ставропольское УФАС России
)