Решение по делу №52 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: №52
Дата публикации: 26 августа 2013, 14:59

РЕШЕНИЕ

Дело №52

26 августа 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №52 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило (вх. 5343 от 27.05.2013г.) обращение Адвокатской палаты СК коллегия адвокатов «Жучкан. Омельченко и Партнеры» в интересах ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» (<***>) по факту отказа в перерасчете денежных средств по цене СН2, вместо НН, за 2011-2012 гг.

Ставропольское УФАС России запросило ОАО «Ставропольэнергосбыт», ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» и РТК СК.

После получения всех ответов, проанализировав представленную информацию, было установлено, что в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем и было возбуждено дело №52 о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела представитель ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил принять меры антимонопольного реагирования направленные на устранение нарушения их законных прав и интересов.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее – между ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГСУСОН «Надзорненский ПНИ» был заключен государственный контракт (договор) №512066 от 31.12.2010г. на энергоснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счёт средств краевого бюджета на 2011 г., расторгнутый соглашением сторон с 31.12.2011г.

06.02.2012 г. сторонами заключен государственный контракт (договор) на 2012г. №512066 на энергоснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счёт средств федерального бюджета.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Исходя из пункта 3.1.5 вышеуказанных контрактов покупатель обязался оплачивать потребление электрической энергии в порядке, сроки и размере, предусмотренные данными контрактами.

Пунктом 5.1. определено, что расчёты за электрическую энергию производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №20-Э/2 от 06.08.2004г. установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по уровням напряжения.

При этом уровень напряжения связан с тарифом, но является техническим показателем, который стороны вправе согласовывать в договоре.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В подписанных без разногласий приложениях №№1, 4 к государственным контрактам на энергоснабжение №512066 от 31.12.2010г., №512066 от 06.02.2012 г. при расчётах за потребленную электроэнергию на объекте «Жилые корпуса», сторонами согласовано применение тарифа по низкому уровню напряжения (НН).

Следовательно, при расчете платы за потребленную электроэнергию в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2012 г. ОАО «Ставропольэнергосбыт» правомерно исходило из тарифа по низкому уровню напряжения, так как в указанный период изменения, касающиеся уровня напряжения, сторонами в договоры на 2011-2012 гг. не вносились.

Соглашением от 01.07.2012г. на основании обращения ГСУСОН «Надзорненский ПНИ» (исх. №457 от 14.06.2012г.) в приложения №№1, 4 к государственному контракту на энергоснабжение №512066 от 06.02.2012г. внесены изменения и уровень напряжения по расчётной точке «Жилые корпуса» был переведён с «НН» на «СН2».

После внесения вышеуказанных изменений в государственный контракт на энергоснабжение №512066 от 06.02.2012г. расчет за потребленную электроэнергию по расчетной точке «Жилые корпуса» осуществляется ОАО «Ставропольэнергосбыт» с применением тарифа дифференцируемого по среднему уровню напряжения.

На основании изложенного, у ОАО «Ставропольэнергосбыт» отсутствовали основания для перерасчета оплаты за электроэнергию в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2012г. Отношения сторон носят исключительно гражданско-правовой характер и признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Ставропольэнергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 №23. Являясь гарантирующим поставщиком, ОАО «Ставропольэнергосбыт» занимает доминирующее положение в пос. Тоннельном, Кочубеевском районе на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из материалов дела ОАО «Ставропольэнергосбыт» (поставщик) и ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» (покупатель) на период 2011 года был заключен государственный контракт (договор) 512066 на электроснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счет средств краевого бюджета от 31.10.2010 года. На период 2012 года заключили государственный контракт (договор) №512066 на электроснабжение электрической энергией организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета от 06.02.2012 года, согласно которым поставщик обязуется продажу электрической энергии в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств в стоимостном выражении, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии, а покупатель обязуется принимать и оплачивать принятую электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактам режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с приобретением электрической энергии.

Пунктом 5.1 государственных контрактов (договоров) установлено, что расчеты за электрическую энергию производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а так же уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 5.2 государственных контрактов (договоров) в случае, если в ходе исполнения контракта вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту, или уполномочены органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установления новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны принять новый порядок определения цен и (или) новую цену.

Согласно приложению №2 к договорам №512066 точками поставки электрической энергии является:

- по первой точке опора №4/3 от которой отходит ВЛ-10 кВ в сторону ТП-5/272, ТП -5/272 (пищеблок);

- по второй точке на контактных соединениях провода на нижних губках автоматического выключателя н.в. Ф-1 от ТП-33/272 ВЛ-10 кВ Ф-272 ПС «Надзорненская» (жилые корпуса).

При этом, по первой точки поставке цена рассчитана по напряжению СН2, по второй точке по цене НН.

Спорная ситуация возникла по второй точке поставке.

Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 31.10.2010, 06.02.2012, подписанных между ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат», следует, что электроснабжение по данной точке осуществляется от ТП -3310/0,4 фидер 0,4кВ, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит по контактным соединениям шин 0,4 кВ на верхней клемной части Ф1 ТП 33/272.

14.06.2012 года ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» направил предложение о внесении изменений по расчетам, а именно по точке два переход с НН на СН2.

Между сторонами 01.07.2012 года был подписано соглашение о внесении изменений в государственный контракт на снабжение электрической энергией №512066 от 06.02.012 года. Согласно, которого по точке два изменен уровень напряжения с НН на СН2.

ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» в письме от 04.09.2012 года №593 обратилось к Обществу с просьбой сделать перерасчет за 2011-2012 годы по тарифу "СН-2" в связи с тем, что применялся неправильный тариф "НН".

ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» в письме от 14.11.2012 №753 повторно обратилось к Обществу с просьбой о перерасчете за 2011 - 2012 годы по тарифу "СН-2". Указанное письмо получено Обществом 14.11.2012.

Общество направило ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» письмо от 27.11.2012 №015-10/795, в котором сообщило об отказе в перерасчете электрической энергии.

Пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109 установлено, что дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя из величины присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режима использования потребителями электрической мощности; категории надежности электроснабжения; уровней напряжения электрической сети; иных критериев в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.

Пунктом 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено определение двух ставок при расчете двухставочных единых (котловых) тарифов: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя; единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме того, указанный пункт Методических рекомендаций предусматривает деление уровней напряжения на: высокое напряжение (110 кВ и выше), среднее напряжение первого уровня (35 кВ), среднее напряжение второго уровня (20-1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).

Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №20-Э/2 от 06.08.2004г. установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по уровням напряжения.

Из приведенных актов следует, что для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» цены на электрическую энергию дифференцированы в зависимости от уровня напряжения категорий потребителей.

Согласно пункту 122 (1) Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, в случае если договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключен в отношении точки (точек) поставки, расположенных в пределах границ балансовой принадлежности центра питания (подстанции) субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, для целей определения стоимости услуг по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения этого центра питания (подстанции).

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае точка поставки электроэнергии находится на по контактным соединениям шин 0,4 кВ на верхней клемной части Ф1 ТП 33/272, следовательно уровень напряжения применяется по уровню напряжения к которому присоединено электрохозяйство потребителя. Так как присоединение осуществлено к сетям среднего напряжения. Указанному уровню соответствует цена на электрическую энергию по уровню напряжения «СН-2».

Данной позиции так же придерживается Региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Согласно письма РТК СК от 01.07.2013 года №01-03/2178 определено, что в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии вклю­чены экономически обоснованные расходы сетевой организации на содержа­ние и эксплуатацию принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства. Применение тарифа низкого уровня напряжения предполагает, что в данной точке объекты электросетевого хозяйства 0,4 кВт находятся на балансе сете­вой организации. При этом потребитель, оплачивая услугу по более высоко­му тарифу, передает сетевой организации средства на содержание сетей со­ответствующего уровня напряжения.

Согласно Актам разграничения балансовой принадлежности электро­сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16 января 2008 г., от 31 декабря 2010 года и от 06.02.2012 года в точке поставки электрической энергии ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» сетевая организация не имеет объектов электросетевого хозяйства низкого уровня напряжения (ВЛ-0,4 кВ находится на балансе ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат»). То есть, применение в данном случае тарифов на услуги по передаче, установленных для потребителей, энергоуста­новки которых технологически присоединены к сетям низкого уровня на­пряжения, влечет обеспечение сетевой организации расходами на содержа­ние не принадлежащих ей в данной точке поставки сетей.

Следовательно, при заключении государственных контрактов на период 2011 и 2012 года в приложение №1 установление цены должно было исходить из уровня точки подключения, и взаиморасчеты осуществляться по уровню напряжения СН2.

Определение по точке поставке на контактных соединениях провода на нижних губках автоматического выключателя н.в. Ф-1 от ТП-33/272 ВЛ-10 кВ Ф-272 ПС «Надзорненская» (жилые корпуса) по уровню напряжения НН, вместо СН2, является нарушением указанных норм права.

В материалах дела имеются счета, счета-фактуры за 2011-2012 гг. При этом например за май 2011 года цена за электрическую энергию составляла по НН -5,558923 рублей за кВт/час, а по СН2 – 4,268713 рублей за кВт/час.

Следовательно, чем выше уровень напряжения потребителя, тем ниже установленная для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» цена на электрическую энергию.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 31.10.2010, 06.02.2012 была определена точка поставки электрической энергии (мощности). ОАО «Ставропольэнергосбыт» знало о том, что точка поставки присоединена к сетям среднего напряжения, и должен быть применен для расчет цен уровень напряжения СН2, вместо применяемо в 2011 и первое полугодие 2012 года НН. При этом не предприняло необходимых мер для устранения данного нарушения.

В тоже время, согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Частью 4 статьи 421 ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Статьей 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Непосредственно пунктом 5.2 государственных контрактов (договоров) в случае, если в ходе исполнения контракта вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту, или уполномочены органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установления новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны принять новый порядок определения цен и (или) новую цену.

Следовательно, установление цены по договору не обязательно связано с внесением изменений в условия заключенных государственных контрактов (договоров).

Таким образом, применение цены за электрическую энергию в точке поставки с уровнем напряжения СН2, по уровню напряжения НН, является нарушением порядка ценообразования, что нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод ОАО «Ставропольэнергосбыт» о наличие гражданско-правового спора отвергается по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон) антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона. Учитывая это, требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Следовательно, определение ОАО «Ставропольэнергосбыт» цены за электрическую энергию по более высокой цене, за счет применения уровня напряжения НН, вместо СН2, является злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», в части применения цены на электрическую энергию по уровню напряжения мощности по НН вместо СН2 ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат».

2. Выдать ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем рассмотрения вопроса о направлении на перерасчет размера платы за электрическую энергию для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» с ценой электрической энергии для потребителей с уровнем напряжения «НН» на тариф ценой электрической энергии для потребителей с уровнем напряжения «СН2» за 2011 г. и с 01.01.2012 до 01.07.2012 гг. ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8915 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №52 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8915 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378724489 [changed] => 1378724489 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378724489 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №52

26 августа 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №52 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило (вх. 5343 от 27.05.2013г.) обращение Адвокатской палаты СК коллегия адвокатов «Жучкан. Омельченко и Партнеры» в интересах ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» (<***>) по факту отказа в перерасчете денежных средств по цене СН2, вместо НН, за 2011-2012 гг.

Ставропольское УФАС России запросило ОАО «Ставропольэнергосбыт», ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» и РТК СК.

После получения всех ответов, проанализировав представленную информацию, было установлено, что в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем и было возбуждено дело №52 о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела представитель ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил принять меры антимонопольного реагирования направленные на устранение нарушения их законных прав и интересов.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее – между ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГСУСОН «Надзорненский ПНИ» был заключен государственный контракт (договор) №512066 от 31.12.2010г. на энергоснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счёт средств краевого бюджета на 2011 г., расторгнутый соглашением сторон с 31.12.2011г.

06.02.2012 г. сторонами заключен государственный контракт (договор) на 2012г. №512066 на энергоснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счёт средств федерального бюджета.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Исходя из пункта 3.1.5 вышеуказанных контрактов покупатель обязался оплачивать потребление электрической энергии в порядке, сроки и размере, предусмотренные данными контрактами.

Пунктом 5.1. определено, что расчёты за электрическую энергию производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №20-Э/2 от 06.08.2004г. установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по уровням напряжения.

При этом уровень напряжения связан с тарифом, но является техническим показателем, который стороны вправе согласовывать в договоре.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В подписанных без разногласий приложениях №№1, 4 к государственным контрактам на энергоснабжение №512066 от 31.12.2010г., №512066 от 06.02.2012 г. при расчётах за потребленную электроэнергию на объекте «Жилые корпуса», сторонами согласовано применение тарифа по низкому уровню напряжения (НН).

Следовательно, при расчете платы за потребленную электроэнергию в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2012 г. ОАО «Ставропольэнергосбыт» правомерно исходило из тарифа по низкому уровню напряжения, так как в указанный период изменения, касающиеся уровня напряжения, сторонами в договоры на 2011-2012 гг. не вносились.

Соглашением от 01.07.2012г. на основании обращения ГСУСОН «Надзорненский ПНИ» (исх. №457 от 14.06.2012г.) в приложения №№1, 4 к государственному контракту на энергоснабжение №512066 от 06.02.2012г. внесены изменения и уровень напряжения по расчётной точке «Жилые корпуса» был переведён с «НН» на «СН2».

После внесения вышеуказанных изменений в государственный контракт на энергоснабжение №512066 от 06.02.2012г. расчет за потребленную электроэнергию по расчетной точке «Жилые корпуса» осуществляется ОАО «Ставропольэнергосбыт» с применением тарифа дифференцируемого по среднему уровню напряжения.

На основании изложенного, у ОАО «Ставропольэнергосбыт» отсутствовали основания для перерасчета оплаты за электроэнергию в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2012г. Отношения сторон носят исключительно гражданско-правовой характер и признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Ставропольэнергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 №23. Являясь гарантирующим поставщиком, ОАО «Ставропольэнергосбыт» занимает доминирующее положение в пос. Тоннельном, Кочубеевском районе на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из материалов дела ОАО «Ставропольэнергосбыт» (поставщик) и ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» (покупатель) на период 2011 года был заключен государственный контракт (договор) 512066 на электроснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счет средств краевого бюджета от 31.10.2010 года. На период 2012 года заключили государственный контракт (договор) №512066 на электроснабжение электрической энергией организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета от 06.02.2012 года, согласно которым поставщик обязуется продажу электрической энергии в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств в стоимостном выражении, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии, а покупатель обязуется принимать и оплачивать принятую электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактам режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с приобретением электрической энергии.

Пунктом 5.1 государственных контрактов (договоров) установлено, что расчеты за электрическую энергию производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а так же уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 5.2 государственных контрактов (договоров) в случае, если в ходе исполнения контракта вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту, или уполномочены органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установления новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны принять новый порядок определения цен и (или) новую цену.

Согласно приложению №2 к договорам №512066 точками поставки электрической энергии является:

- по первой точке опора №4/3 от которой отходит ВЛ-10 кВ в сторону ТП-5/272, ТП -5/272 (пищеблок);

- по второй точке на контактных соединениях провода на нижних губках автоматического выключателя н.в. Ф-1 от ТП-33/272 ВЛ-10 кВ Ф-272 ПС «Надзорненская» (жилые корпуса).

При этом, по первой точки поставке цена рассчитана по напряжению СН2, по второй точке по цене НН.

Спорная ситуация возникла по второй точке поставке.

Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 31.10.2010, 06.02.2012, подписанных между ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат», следует, что электроснабжение по данной точке осуществляется от ТП -3310/0,4 фидер 0,4кВ, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит по контактным соединениям шин 0,4 кВ на верхней клемной части Ф1 ТП 33/272.

14.06.2012 года ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» направил предложение о внесении изменений по расчетам, а именно по точке два переход с НН на СН2.

Между сторонами 01.07.2012 года был подписано соглашение о внесении изменений в государственный контракт на снабжение электрической энергией №512066 от 06.02.012 года. Согласно, которого по точке два изменен уровень напряжения с НН на СН2.

ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» в письме от 04.09.2012 года №593 обратилось к Обществу с просьбой сделать перерасчет за 2011-2012 годы по тарифу "СН-2" в связи с тем, что применялся неправильный тариф "НН".

ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» в письме от 14.11.2012 №753 повторно обратилось к Обществу с просьбой о перерасчете за 2011 - 2012 годы по тарифу "СН-2". Указанное письмо получено Обществом 14.11.2012.

Общество направило ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» письмо от 27.11.2012 №015-10/795, в котором сообщило об отказе в перерасчете электрической энергии.

Пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109 установлено, что дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя из величины присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режима использования потребителями электрической мощности; категории надежности электроснабжения; уровней напряжения электрической сети; иных критериев в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.

Пунктом 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено определение двух ставок при расчете двухставочных единых (котловых) тарифов: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя; единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме того, указанный пункт Методических рекомендаций предусматривает деление уровней напряжения на: высокое напряжение (110 кВ и выше), среднее напряжение первого уровня (35 кВ), среднее напряжение второго уровня (20-1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).

Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №20-Э/2 от 06.08.2004г. установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по уровням напряжения.

Из приведенных актов следует, что для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» цены на электрическую энергию дифференцированы в зависимости от уровня напряжения категорий потребителей.

Согласно пункту 122 (1) Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, в случае если договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключен в отношении точки (точек) поставки, расположенных в пределах границ балансовой принадлежности центра питания (подстанции) субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, для целей определения стоимости услуг по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения этого центра питания (подстанции).

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае точка поставки электроэнергии находится на по контактным соединениям шин 0,4 кВ на верхней клемной части Ф1 ТП 33/272, следовательно уровень напряжения применяется по уровню напряжения к которому присоединено электрохозяйство потребителя. Так как присоединение осуществлено к сетям среднего напряжения. Указанному уровню соответствует цена на электрическую энергию по уровню напряжения «СН-2».

Данной позиции так же придерживается Региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Согласно письма РТК СК от 01.07.2013 года №01-03/2178 определено, что в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии вклю­чены экономически обоснованные расходы сетевой организации на содержа­ние и эксплуатацию принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства. Применение тарифа низкого уровня напряжения предполагает, что в данной точке объекты электросетевого хозяйства 0,4 кВт находятся на балансе сете­вой организации. При этом потребитель, оплачивая услугу по более высоко­му тарифу, передает сетевой организации средства на содержание сетей со­ответствующего уровня напряжения.

Согласно Актам разграничения балансовой принадлежности электро­сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16 января 2008 г., от 31 декабря 2010 года и от 06.02.2012 года в точке поставки электрической энергии ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» сетевая организация не имеет объектов электросетевого хозяйства низкого уровня напряжения (ВЛ-0,4 кВ находится на балансе ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат»). То есть, применение в данном случае тарифов на услуги по передаче, установленных для потребителей, энергоуста­новки которых технологически присоединены к сетям низкого уровня на­пряжения, влечет обеспечение сетевой организации расходами на содержа­ние не принадлежащих ей в данной точке поставки сетей.

Следовательно, при заключении государственных контрактов на период 2011 и 2012 года в приложение №1 установление цены должно было исходить из уровня точки подключения, и взаиморасчеты осуществляться по уровню напряжения СН2.

Определение по точке поставке на контактных соединениях провода на нижних губках автоматического выключателя н.в. Ф-1 от ТП-33/272 ВЛ-10 кВ Ф-272 ПС «Надзорненская» (жилые корпуса) по уровню напряжения НН, вместо СН2, является нарушением указанных норм права.

В материалах дела имеются счета, счета-фактуры за 2011-2012 гг. При этом например за май 2011 года цена за электрическую энергию составляла по НН -5,558923 рублей за кВт/час, а по СН2 – 4,268713 рублей за кВт/час.

Следовательно, чем выше уровень напряжения потребителя, тем ниже установленная для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» цена на электрическую энергию.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 31.10.2010, 06.02.2012 была определена точка поставки электрической энергии (мощности). ОАО «Ставропольэнергосбыт» знало о том, что точка поставки присоединена к сетям среднего напряжения, и должен быть применен для расчет цен уровень напряжения СН2, вместо применяемо в 2011 и первое полугодие 2012 года НН. При этом не предприняло необходимых мер для устранения данного нарушения.

В тоже время, согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Частью 4 статьи 421 ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Статьей 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Непосредственно пунктом 5.2 государственных контрактов (договоров) в случае, если в ходе исполнения контракта вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту, или уполномочены органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установления новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны принять новый порядок определения цен и (или) новую цену.

Следовательно, установление цены по договору не обязательно связано с внесением изменений в условия заключенных государственных контрактов (договоров).

Таким образом, применение цены за электрическую энергию в точке поставки с уровнем напряжения СН2, по уровню напряжения НН, является нарушением порядка ценообразования, что нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод ОАО «Ставропольэнергосбыт» о наличие гражданско-правового спора отвергается по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон) антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона. Учитывая это, требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Следовательно, определение ОАО «Ставропольэнергосбыт» цены за электрическую энергию по более высокой цене, за счет применения уровня напряжения НН, вместо СН2, является злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», в части применения цены на электрическую энергию по уровню напряжения мощности по НН вместо СН2 ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат».

2. Выдать ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем рассмотрения вопроса о направлении на перерасчет размера платы за электрическую энергию для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» с ценой электрической энергии для потребителей с уровнем напряжения «НН» на тариф ценой электрической энергии для потребителей с уровнем напряжения «СН2» за 2011 г. и с 01.01.2012 до 01.07.2012 гг. ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №52

26 августа 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №52 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило (вх. 5343 от 27.05.2013г.) обращение Адвокатской палаты СК коллегия адвокатов «Жучкан. Омельченко и Партнеры» в интересах ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» (<***>) по факту отказа в перерасчете денежных средств по цене СН2, вместо НН, за 2011-2012 гг.

Ставропольское УФАС России запросило ОАО «Ставропольэнергосбыт», ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» и РТК СК.

После получения всех ответов, проанализировав представленную информацию, было установлено, что в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем и было возбуждено дело №52 о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела представитель ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил принять меры антимонопольного реагирования направленные на устранение нарушения их законных прав и интересов.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее – между ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГСУСОН «Надзорненский ПНИ» был заключен государственный контракт (договор) №512066 от 31.12.2010г. на энергоснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счёт средств краевого бюджета на 2011 г., расторгнутый соглашением сторон с 31.12.2011г.

06.02.2012 г. сторонами заключен государственный контракт (договор) на 2012г. №512066 на энергоснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счёт средств федерального бюджета.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Исходя из пункта 3.1.5 вышеуказанных контрактов покупатель обязался оплачивать потребление электрической энергии в порядке, сроки и размере, предусмотренные данными контрактами.

Пунктом 5.1. определено, что расчёты за электрическую энергию производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №20-Э/2 от 06.08.2004г. установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по уровням напряжения.

При этом уровень напряжения связан с тарифом, но является техническим показателем, который стороны вправе согласовывать в договоре.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В подписанных без разногласий приложениях №№1, 4 к государственным контрактам на энергоснабжение №512066 от 31.12.2010г., №512066 от 06.02.2012 г. при расчётах за потребленную электроэнергию на объекте «Жилые корпуса», сторонами согласовано применение тарифа по низкому уровню напряжения (НН).

Следовательно, при расчете платы за потребленную электроэнергию в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2012 г. ОАО «Ставропольэнергосбыт» правомерно исходило из тарифа по низкому уровню напряжения, так как в указанный период изменения, касающиеся уровня напряжения, сторонами в договоры на 2011-2012 гг. не вносились.

Соглашением от 01.07.2012г. на основании обращения ГСУСОН «Надзорненский ПНИ» (исх. №457 от 14.06.2012г.) в приложения №№1, 4 к государственному контракту на энергоснабжение №512066 от 06.02.2012г. внесены изменения и уровень напряжения по расчётной точке «Жилые корпуса» был переведён с «НН» на «СН2».

После внесения вышеуказанных изменений в государственный контракт на энергоснабжение №512066 от 06.02.2012г. расчет за потребленную электроэнергию по расчетной точке «Жилые корпуса» осуществляется ОАО «Ставропольэнергосбыт» с применением тарифа дифференцируемого по среднему уровню напряжения.

На основании изложенного, у ОАО «Ставропольэнергосбыт» отсутствовали основания для перерасчета оплаты за электроэнергию в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2012г. Отношения сторон носят исключительно гражданско-правовой характер и признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Ставропольэнергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 №23. Являясь гарантирующим поставщиком, ОАО «Ставропольэнергосбыт» занимает доминирующее положение в пос. Тоннельном, Кочубеевском районе на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из материалов дела ОАО «Ставропольэнергосбыт» (поставщик) и ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» (покупатель) на период 2011 года был заключен государственный контракт (договор) 512066 на электроснабжение электрической энергией организации, финансируемой за счет средств краевого бюджета от 31.10.2010 года. На период 2012 года заключили государственный контракт (договор) №512066 на электроснабжение электрической энергией организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета от 06.02.2012 года, согласно которым поставщик обязуется продажу электрической энергии в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств в стоимостном выражении, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии, а покупатель обязуется принимать и оплачивать принятую электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактам режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с приобретением электрической энергии.

Пунктом 5.1 государственных контрактов (договоров) установлено, что расчеты за электрическую энергию производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а так же уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 5.2 государственных контрактов (договоров) в случае, если в ходе исполнения контракта вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту, или уполномочены органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установления новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны принять новый порядок определения цен и (или) новую цену.

Согласно приложению №2 к договорам №512066 точками поставки электрической энергии является:

- по первой точке опора №4/3 от которой отходит ВЛ-10 кВ в сторону ТП-5/272, ТП -5/272 (пищеблок);

- по второй точке на контактных соединениях провода на нижних губках автоматического выключателя н.в. Ф-1 от ТП-33/272 ВЛ-10 кВ Ф-272 ПС «Надзорненская» (жилые корпуса).

При этом, по первой точки поставке цена рассчитана по напряжению СН2, по второй точке по цене НН.

Спорная ситуация возникла по второй точке поставке.

Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 31.10.2010, 06.02.2012, подписанных между ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат», следует, что электроснабжение по данной точке осуществляется от ТП -3310/0,4 фидер 0,4кВ, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит по контактным соединениям шин 0,4 кВ на верхней клемной части Ф1 ТП 33/272.

14.06.2012 года ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» направил предложение о внесении изменений по расчетам, а именно по точке два переход с НН на СН2.

Между сторонами 01.07.2012 года был подписано соглашение о внесении изменений в государственный контракт на снабжение электрической энергией №512066 от 06.02.012 года. Согласно, которого по точке два изменен уровень напряжения с НН на СН2.

ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» в письме от 04.09.2012 года №593 обратилось к Обществу с просьбой сделать перерасчет за 2011-2012 годы по тарифу "СН-2" в связи с тем, что применялся неправильный тариф "НН".

ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» в письме от 14.11.2012 №753 повторно обратилось к Обществу с просьбой о перерасчете за 2011 - 2012 годы по тарифу "СН-2". Указанное письмо получено Обществом 14.11.2012.

Общество направило ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» письмо от 27.11.2012 №015-10/795, в котором сообщило об отказе в перерасчете электрической энергии.

Пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109 установлено, что дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя из величины присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режима использования потребителями электрической мощности; категории надежности электроснабжения; уровней напряжения электрической сети; иных критериев в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.

Пунктом 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено определение двух ставок при расчете двухставочных единых (котловых) тарифов: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя; единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме того, указанный пункт Методических рекомендаций предусматривает деление уровней напряжения на: высокое напряжение (110 кВ и выше), среднее напряжение первого уровня (35 кВ), среднее напряжение второго уровня (20-1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).

Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №20-Э/2 от 06.08.2004г. установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по уровням напряжения.

Из приведенных актов следует, что для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» цены на электрическую энергию дифференцированы в зависимости от уровня напряжения категорий потребителей.

Согласно пункту 122 (1) Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, в случае если договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключен в отношении точки (точек) поставки, расположенных в пределах границ балансовой принадлежности центра питания (подстанции) субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, для целей определения стоимости услуг по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения этого центра питания (подстанции).

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае точка поставки электроэнергии находится на по контактным соединениям шин 0,4 кВ на верхней клемной части Ф1 ТП 33/272, следовательно уровень напряжения применяется по уровню напряжения к которому присоединено электрохозяйство потребителя. Так как присоединение осуществлено к сетям среднего напряжения. Указанному уровню соответствует цена на электрическую энергию по уровню напряжения «СН-2».

Данной позиции так же придерживается Региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Согласно письма РТК СК от 01.07.2013 года №01-03/2178 определено, что в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии вклю­чены экономически обоснованные расходы сетевой организации на содержа­ние и эксплуатацию принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства. Применение тарифа низкого уровня напряжения предполагает, что в данной точке объекты электросетевого хозяйства 0,4 кВт находятся на балансе сете­вой организации. При этом потребитель, оплачивая услугу по более высоко­му тарифу, передает сетевой организации средства на содержание сетей со­ответствующего уровня напряжения.

Согласно Актам разграничения балансовой принадлежности электро­сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16 января 2008 г., от 31 декабря 2010 года и от 06.02.2012 года в точке поставки электрической энергии ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» сетевая организация не имеет объектов электросетевого хозяйства низкого уровня напряжения (ВЛ-0,4 кВ находится на балансе ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат»). То есть, применение в данном случае тарифов на услуги по передаче, установленных для потребителей, энергоуста­новки которых технологически присоединены к сетям низкого уровня на­пряжения, влечет обеспечение сетевой организации расходами на содержа­ние не принадлежащих ей в данной точке поставки сетей.

Следовательно, при заключении государственных контрактов на период 2011 и 2012 года в приложение №1 установление цены должно было исходить из уровня точки подключения, и взаиморасчеты осуществляться по уровню напряжения СН2.

Определение по точке поставке на контактных соединениях провода на нижних губках автоматического выключателя н.в. Ф-1 от ТП-33/272 ВЛ-10 кВ Ф-272 ПС «Надзорненская» (жилые корпуса) по уровню напряжения НН, вместо СН2, является нарушением указанных норм права.

В материалах дела имеются счета, счета-фактуры за 2011-2012 гг. При этом например за май 2011 года цена за электрическую энергию составляла по НН -5,558923 рублей за кВт/час, а по СН2 – 4,268713 рублей за кВт/час.

Следовательно, чем выше уровень напряжения потребителя, тем ниже установленная для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» цена на электрическую энергию.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 31.10.2010, 06.02.2012 была определена точка поставки электрической энергии (мощности). ОАО «Ставропольэнергосбыт» знало о том, что точка поставки присоединена к сетям среднего напряжения, и должен быть применен для расчет цен уровень напряжения СН2, вместо применяемо в 2011 и первое полугодие 2012 года НН. При этом не предприняло необходимых мер для устранения данного нарушения.

В тоже время, согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Частью 4 статьи 421 ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Статьей 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Непосредственно пунктом 5.2 государственных контрактов (договоров) в случае, если в ходе исполнения контракта вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту, или уполномочены органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установления новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны принять новый порядок определения цен и (или) новую цену.

Следовательно, установление цены по договору не обязательно связано с внесением изменений в условия заключенных государственных контрактов (договоров).

Таким образом, применение цены за электрическую энергию в точке поставки с уровнем напряжения СН2, по уровню напряжения НН, является нарушением порядка ценообразования, что нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод ОАО «Ставропольэнергосбыт» о наличие гражданско-правового спора отвергается по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон) антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона. Учитывая это, требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Следовательно, определение ОАО «Ставропольэнергосбыт» цены за электрическую энергию по более высокой цене, за счет применения уровня напряжения НН, вместо СН2, является злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», в части применения цены на электрическую энергию по уровню напряжения мощности по НН вместо СН2 ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат».

2. Выдать ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем рассмотрения вопроса о направлении на перерасчет размера платы за электрическую энергию для ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат» с ценой электрической энергии для потребителей с уровнем напряжения «НН» на тариф ценой электрической энергии для потребителей с уровнем напряжения «СН2» за 2011 г. и с 01.01.2012 до 01.07.2012 гг. ГБСУСОН «Надзорненский психоневрологический интернат».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №52 [format] => [safe_value] => №52 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело №52 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело №52 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» (<***>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика и услуги связи [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-26 10:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-21 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378724489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )