Решение по делу №101 о нарушении ФЗ "О защите конкуренции"

Номер дела: №101
Дата публикации: 10 апреля 2013, 15:41

РЕШЕНИЕ

Дело №101

27 марта 2013г.

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Яковлев Д. В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев дело №101 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»в лице филиалов – Ессентукский «Водоканал», «Кавминводские очистные сооружения канализации» по факту нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» с жалобой на неправомерные действия со стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по увеличению взимания платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и условий договоров, заключенных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с санаториями г.Ессентуки.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводские очистные сооружения» с 2006 года ежемесячно отбирает пробы сточных вод, которые показывали ранее незначительные отклонения ПДК загрязняющих веществ, в допустимых установленных пределах. С 2011 года у абонентов резко ухудшились показатели ПДК загрязняющих веществ, и стали поступать письма со счетами о плате за сброс загрязняющих веществ. При этом, абоненты фактически не меняли специфики работы, вид деятельности. С 2012 года показатели ПДК загрязняющих веществ ухудшились еще на несколько раз. Оплата за сброс загрязняющих веществ увеличилась от 100000 до 500000 рублей в месяц с каждого предприятия, обследованного Лабораторией контроля качества промышленных сточных вод Аттестат аккредитации Госстандарта РФ №POCC RU. 0001.510902 при ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-«Кавминводские очистные сооружения канализации».

Согласно Постановлению г.Ессентуки №1147 от 20.03.2006г. утверждены предельные нормы в значительной степени, отличающиеся от показателей уровня Федерального значения и нормативам СанПин 2.1.4.1074-01. Питьевая вода.

Также, согласно указанного Постановления г.Ессентуки утверждены комплексные коэффициенты. Данный факт является необоснованным и противоречит действующему законодательству.

Таким образом в действиях ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Администрацией г.Ессентуки были установлены признаки нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ. Было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №102, в результате которого комиссия признала нарушившим ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Администрацию г.Ессентуки ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления Администрацией города Ессентуки и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» согласованных действий, направленных на создание ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» необоснованных преимуществ при осуществлении им хозяйственной деятельности.

Ставропольским УФАС России также в ходе рассмотрения данного заявления были проанализированы договора заключенные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с санаториями г.Ессентуки, в результате чего, были установлены ряд нарушений в условиях заключенных договоров.

Согласно договору на отпуск воды и прием сточных вод (№11/18КЕ, заключенного с ФГБУ Санаторий имени И. М. Сеченева и аналогичных договоров, заключенных с иными санаториями в городе Ессентуки, далее - Договор), пунктом 4.1 расчеты с заказчиком за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утвержденным Предприятием ВКХ в установленном порядке. Также указано, что стоимость проведенных анализов питьевой воды и сброшенных сточных вод устанавливается согласно калькуляции, рассчитанной и утвержденной Предприятием ВКХ. Об изменении стоимости услуг по отбору проб и выполнению анализов сточных вод Предприятием ВКХ письменно уведомляет заказчика за один месяц до вступления в действие изменений. За отбор проб контрольных проб и проведенные анализы сточных вод предприятие ВКХ предъявляет заказчику счета.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167 (далее – Правила) абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (п.64 Правил).

Пункт 65 Правил устанавливает, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пункт 66 Правил устанавливает, что абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Пункт 68 Правил установил, что при отборе представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.

Из этого следует, что абонент может отобрать пробу и провести анализ, но не обязан делать этого и еще оплачивать проведение лабораторного исследования, как следует из условий договора.

Пункт 2.1.7 Договора устанавливает обязанность устанавливать периодичность отбора проб Предприятием ВКХ, но не реже одного раза в квартал.

 По существу положений Правил №167, периодичность отбора проб устанавливается Предприятием ВКХ с согласованием абонентов, так как согласно ст.66 Правил №167, абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Пункт 3.4 Договора утверждает, что учет объема сточных вод, принимаемый для расчета платы за сверх нормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации определяется в соответствии с п.3.5 и 3.7 настоящего договора, за период с момента обнаружения превышения установленных нормативов водоотведения, до момента их устранения, путем актирования показаний приборов учета воды или сточных вод уполномоченными представителями заказчика и предприятия ВКХ.

Согласно п.70 Правил №167, Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 71 Правил №167, указывают, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 3.5 Договора устанавливает, что количество израсходованной питьевой воды и соответственно сбрасываемых сточных вод, исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения в системе водоснабжения при скорости воды в них 1,2 м/с и круглосуточном действии и полном сечением в ниже перечисленных случаях (объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления).

Ни Правилами №167, ни постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010г №126-п «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края» не предусматривается расчет объемов по пропускной способности за не указание в заявлении показаний приборов учета.

Пункт 4.1 Договора устанавливает, что стоимость проведенных анализов питьевой воды и сброшенных сточных вод устанавливается согласно калькуляции, рассчитанной и утвержденной Предприятием ВКХ.

Однако, в нарушение п.68 Правил №167 в договоре не предусмотрено условие, которым абоненту разъясняется, что анализ сточных вод он может провести и в другой (независимой) аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств, а не только в лаборатории организации ВКХ. Наоборот, условия договора предусматривают проведение анализов сточных вод в лабораториях относящихся к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». А так как тариф на данный вид услуги не подлежит регулированию, предприятие само утверждает этот тариф. В связи с этим, по условиям договора у абонента нет выбора дрогой лаборатории, в которой он мог бы провести анализ сточных вод по иной цене.

Согласно п.3.6 Договора, в соответствии с действующим законодательством заказчик обязан ежегодно получать у предприятия ВКХ в установленные им сроки, разрешение на последующий год на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в канализационные сети предприятия ВКХ, где оговариваются условия сброса сточных вод и оплаты за превышение нормативов водоотведения. В случаях не оформления разрешения, плата за сброс загрязняющих веществ с заказчика взимается за весь объем сброшенных сточных вод, как за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, по четырехкратному тарифу на услуги водоотведения.

Оплата в четырехкратном размере тарифа на услуги водоотведения за не обеспечение абонентом условий отбора проб сточных вод (отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу), противоречит Правилам №167, которые не предусматривают такой санкции за такое нарушение. Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 21.04.2010г №126-п «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края» взимание платы в четырехкратном размере предусмотрено только в следующих случаях:

-за превышение допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах одновременно по трем ингредиентам;

- сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края в не установленных для этих целей местах и при отсутствии разрешений на сброс сточных вод в системы канализации Ставропольского края.

За отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу действующим законодательством не предусмотрена оплата в четырехкратном размере.

Согласно п.4.4 Договора, предприятие ВКХ ежемесячно производит расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации, выставляет счета заказчику допустившему сброс загрязняющих веществ Заказчик в течение 5 дней с момента получения счета производит оплату за сброс загрязняющих веществ на расчетный счет предприятия ВКХ по реквизитам.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Как видно законодатель не позволяет исполнителю навязывать заказчику дополнительные работы (услуги), в которых заказчик не нуждается.

Ни параграф 6 главы 30 ГК РФ, регулирующий взаимоотношения между абонентом и энергоснабжающей организацией, ни Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167, ни Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе и сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденным постановлением Правительства СК от 21.04.2010г №126-п, не предусмотрено взимание платы за отбор проб сточных вод и проведение их анализов Предприятием ВКХ с абонента.

То есть, контроль за соблюдением абонентом нормативов по составу сточных вод является прямой обязанностью предприятия ВКХ. Затраты предприятия ВКХ на проведение контроля и анализа контрольных проб включаются в регулируемый тариф на услуги водоотведения. Отсюда следует, что оплата за отбор контрольных проб и проведение их анализа взимается дважды: один раз – затраты на эти работы заложены в тариф на водоотведение; другой раз – оплата производится абонентом по выставлению предприятием ВКХ счета.

Также п.3.8 Договора устанавливает, что при не соблюдении заказчиком условий для отбора проб сточных вод (отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу) плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ осуществляется как за сверхнормативный сброс сточных вод в четырехкратном размере тарифа на услуги водоотведения, в объеме сброшенных сточных вод за предыдущий период.

Указанный пункт договора не установлен действующим законодательством и ущемляет права абонентов.

На основании изложенного было возбуждено дело по ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе рассмотрения дела были выявлены признаки нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г.

Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 39.1, согласно которой в случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Учитывая вышеизложенное, комиссией по рассмотрению настоящего дела 21.12.2012 года было выдано предупреждение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о необходимости прекращения указанных путем направления писем об исключении пунктов договоров, заключенных с санаториями Кавказских Минеральных Вод.

В установленный срок данное предупреждение было выполнено, что подтверждается представленными в материалы дела документами и объяснениями ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Таким образом, настоящее дело подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 39.1, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

В связи с исполнением ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предупреждения от 21.12.2012 года, выданного по настоящему делу, и прекращением нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», производство по делу прекратить.

stdClass Object ( [vid] => 8654 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №101 о нарушении ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8654 [type] => solution [language] => ru [created] => 1366803849 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №101

27 марта 2013г.

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Яковлев Д. В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев дело №101 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»в лице филиалов – Ессентукский «Водоканал», «Кавминводские очистные сооружения канализации» по факту нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» с жалобой на неправомерные действия со стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по увеличению взимания платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и условий договоров, заключенных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с санаториями г.Ессентуки.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводские очистные сооружения» с 2006 года ежемесячно отбирает пробы сточных вод, которые показывали ранее незначительные отклонения ПДК загрязняющих веществ, в допустимых установленных пределах. С 2011 года у абонентов резко ухудшились показатели ПДК загрязняющих веществ, и стали поступать письма со счетами о плате за сброс загрязняющих веществ. При этом, абоненты фактически не меняли специфики работы, вид деятельности. С 2012 года показатели ПДК загрязняющих веществ ухудшились еще на несколько раз. Оплата за сброс загрязняющих веществ увеличилась от 100000 до 500000 рублей в месяц с каждого предприятия, обследованного Лабораторией контроля качества промышленных сточных вод Аттестат аккредитации Госстандарта РФ №POCC RU. 0001.510902 при ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-«Кавминводские очистные сооружения канализации».

Согласно Постановлению г.Ессентуки №1147 от 20.03.2006г. утверждены предельные нормы в значительной степени, отличающиеся от показателей уровня Федерального значения и нормативам СанПин 2.1.4.1074-01. Питьевая вода.

Также, согласно указанного Постановления г.Ессентуки утверждены комплексные коэффициенты. Данный факт является необоснованным и противоречит действующему законодательству.

Таким образом в действиях ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Администрацией г.Ессентуки были установлены признаки нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ. Было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №102, в результате которого комиссия признала нарушившим ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Администрацию г.Ессентуки ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления Администрацией города Ессентуки и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» согласованных действий, направленных на создание ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» необоснованных преимуществ при осуществлении им хозяйственной деятельности.

Ставропольским УФАС России также в ходе рассмотрения данного заявления были проанализированы договора заключенные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с санаториями г.Ессентуки, в результате чего, были установлены ряд нарушений в условиях заключенных договоров.

Согласно договору на отпуск воды и прием сточных вод (№11/18КЕ, заключенного с ФГБУ Санаторий имени И. М. Сеченева и аналогичных договоров, заключенных с иными санаториями в городе Ессентуки, далее - Договор), пунктом 4.1 расчеты с заказчиком за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утвержденным Предприятием ВКХ в установленном порядке. Также указано, что стоимость проведенных анализов питьевой воды и сброшенных сточных вод устанавливается согласно калькуляции, рассчитанной и утвержденной Предприятием ВКХ. Об изменении стоимости услуг по отбору проб и выполнению анализов сточных вод Предприятием ВКХ письменно уведомляет заказчика за один месяц до вступления в действие изменений. За отбор проб контрольных проб и проведенные анализы сточных вод предприятие ВКХ предъявляет заказчику счета.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167 (далее – Правила) абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (п.64 Правил).

Пункт 65 Правил устанавливает, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пункт 66 Правил устанавливает, что абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Пункт 68 Правил установил, что при отборе представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.

Из этого следует, что абонент может отобрать пробу и провести анализ, но не обязан делать этого и еще оплачивать проведение лабораторного исследования, как следует из условий договора.

Пункт 2.1.7 Договора устанавливает обязанность устанавливать периодичность отбора проб Предприятием ВКХ, но не реже одного раза в квартал.

 По существу положений Правил №167, периодичность отбора проб устанавливается Предприятием ВКХ с согласованием абонентов, так как согласно ст.66 Правил №167, абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Пункт 3.4 Договора утверждает, что учет объема сточных вод, принимаемый для расчета платы за сверх нормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации определяется в соответствии с п.3.5 и 3.7 настоящего договора, за период с момента обнаружения превышения установленных нормативов водоотведения, до момента их устранения, путем актирования показаний приборов учета воды или сточных вод уполномоченными представителями заказчика и предприятия ВКХ.

Согласно п.70 Правил №167, Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 71 Правил №167, указывают, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 3.5 Договора устанавливает, что количество израсходованной питьевой воды и соответственно сбрасываемых сточных вод, исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения в системе водоснабжения при скорости воды в них 1,2 м/с и круглосуточном действии и полном сечением в ниже перечисленных случаях (объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления).

Ни Правилами №167, ни постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010г №126-п «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края» не предусматривается расчет объемов по пропускной способности за не указание в заявлении показаний приборов учета.

Пункт 4.1 Договора устанавливает, что стоимость проведенных анализов питьевой воды и сброшенных сточных вод устанавливается согласно калькуляции, рассчитанной и утвержденной Предприятием ВКХ.

Однако, в нарушение п.68 Правил №167 в договоре не предусмотрено условие, которым абоненту разъясняется, что анализ сточных вод он может провести и в другой (независимой) аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств, а не только в лаборатории организации ВКХ. Наоборот, условия договора предусматривают проведение анализов сточных вод в лабораториях относящихся к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». А так как тариф на данный вид услуги не подлежит регулированию, предприятие само утверждает этот тариф. В связи с этим, по условиям договора у абонента нет выбора дрогой лаборатории, в которой он мог бы провести анализ сточных вод по иной цене.

Согласно п.3.6 Договора, в соответствии с действующим законодательством заказчик обязан ежегодно получать у предприятия ВКХ в установленные им сроки, разрешение на последующий год на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в канализационные сети предприятия ВКХ, где оговариваются условия сброса сточных вод и оплаты за превышение нормативов водоотведения. В случаях не оформления разрешения, плата за сброс загрязняющих веществ с заказчика взимается за весь объем сброшенных сточных вод, как за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, по четырехкратному тарифу на услуги водоотведения.

Оплата в четырехкратном размере тарифа на услуги водоотведения за не обеспечение абонентом условий отбора проб сточных вод (отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу), противоречит Правилам №167, которые не предусматривают такой санкции за такое нарушение. Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 21.04.2010г №126-п «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края» взимание платы в четырехкратном размере предусмотрено только в следующих случаях:

-за превышение допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах одновременно по трем ингредиентам;

- сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края в не установленных для этих целей местах и при отсутствии разрешений на сброс сточных вод в системы канализации Ставропольского края.

За отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу действующим законодательством не предусмотрена оплата в четырехкратном размере.

Согласно п.4.4 Договора, предприятие ВКХ ежемесячно производит расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации, выставляет счета заказчику допустившему сброс загрязняющих веществ Заказчик в течение 5 дней с момента получения счета производит оплату за сброс загрязняющих веществ на расчетный счет предприятия ВКХ по реквизитам.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Как видно законодатель не позволяет исполнителю навязывать заказчику дополнительные работы (услуги), в которых заказчик не нуждается.

Ни параграф 6 главы 30 ГК РФ, регулирующий взаимоотношения между абонентом и энергоснабжающей организацией, ни Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167, ни Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе и сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденным постановлением Правительства СК от 21.04.2010г №126-п, не предусмотрено взимание платы за отбор проб сточных вод и проведение их анализов Предприятием ВКХ с абонента.

То есть, контроль за соблюдением абонентом нормативов по составу сточных вод является прямой обязанностью предприятия ВКХ. Затраты предприятия ВКХ на проведение контроля и анализа контрольных проб включаются в регулируемый тариф на услуги водоотведения. Отсюда следует, что оплата за отбор контрольных проб и проведение их анализа взимается дважды: один раз – затраты на эти работы заложены в тариф на водоотведение; другой раз – оплата производится абонентом по выставлению предприятием ВКХ счета.

Также п.3.8 Договора устанавливает, что при не соблюдении заказчиком условий для отбора проб сточных вод (отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу) плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ осуществляется как за сверхнормативный сброс сточных вод в четырехкратном размере тарифа на услуги водоотведения, в объеме сброшенных сточных вод за предыдущий период.

Указанный пункт договора не установлен действующим законодательством и ущемляет права абонентов.

На основании изложенного было возбуждено дело по ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе рассмотрения дела были выявлены признаки нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г.

Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 39.1, согласно которой в случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Учитывая вышеизложенное, комиссией по рассмотрению настоящего дела 21.12.2012 года было выдано предупреждение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о необходимости прекращения указанных путем направления писем об исключении пунктов договоров, заключенных с санаториями Кавказских Минеральных Вод.

В установленный срок данное предупреждение было выполнено, что подтверждается представленными в материалы дела документами и объяснениями ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Таким образом, настоящее дело подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 39.1, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

В связи с исполнением ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предупреждения от 21.12.2012 года, выданного по настоящему делу, и прекращением нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», производство по делу прекратить.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №101

27 марта 2013г.

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Яковлев Д. В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев дело №101 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»в лице филиалов – Ессентукский «Водоканал», «Кавминводские очистные сооружения канализации» по факту нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» с жалобой на неправомерные действия со стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по увеличению взимания платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и условий договоров, заключенных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с санаториями г.Ессентуки.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводские очистные сооружения» с 2006 года ежемесячно отбирает пробы сточных вод, которые показывали ранее незначительные отклонения ПДК загрязняющих веществ, в допустимых установленных пределах. С 2011 года у абонентов резко ухудшились показатели ПДК загрязняющих веществ, и стали поступать письма со счетами о плате за сброс загрязняющих веществ. При этом, абоненты фактически не меняли специфики работы, вид деятельности. С 2012 года показатели ПДК загрязняющих веществ ухудшились еще на несколько раз. Оплата за сброс загрязняющих веществ увеличилась от 100000 до 500000 рублей в месяц с каждого предприятия, обследованного Лабораторией контроля качества промышленных сточных вод Аттестат аккредитации Госстандарта РФ №POCC RU. 0001.510902 при ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-«Кавминводские очистные сооружения канализации».

Согласно Постановлению г.Ессентуки №1147 от 20.03.2006г. утверждены предельные нормы в значительной степени, отличающиеся от показателей уровня Федерального значения и нормативам СанПин 2.1.4.1074-01. Питьевая вода.

Также, согласно указанного Постановления г.Ессентуки утверждены комплексные коэффициенты. Данный факт является необоснованным и противоречит действующему законодательству.

Таким образом в действиях ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Администрацией г.Ессентуки были установлены признаки нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ. Было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №102, в результате которого комиссия признала нарушившим ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Администрацию г.Ессентуки ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления Администрацией города Ессентуки и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» согласованных действий, направленных на создание ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» необоснованных преимуществ при осуществлении им хозяйственной деятельности.

Ставропольским УФАС России также в ходе рассмотрения данного заявления были проанализированы договора заключенные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с санаториями г.Ессентуки, в результате чего, были установлены ряд нарушений в условиях заключенных договоров.

Согласно договору на отпуск воды и прием сточных вод (№11/18КЕ, заключенного с ФГБУ Санаторий имени И. М. Сеченева и аналогичных договоров, заключенных с иными санаториями в городе Ессентуки, далее - Договор), пунктом 4.1 расчеты с заказчиком за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утвержденным Предприятием ВКХ в установленном порядке. Также указано, что стоимость проведенных анализов питьевой воды и сброшенных сточных вод устанавливается согласно калькуляции, рассчитанной и утвержденной Предприятием ВКХ. Об изменении стоимости услуг по отбору проб и выполнению анализов сточных вод Предприятием ВКХ письменно уведомляет заказчика за один месяц до вступления в действие изменений. За отбор проб контрольных проб и проведенные анализы сточных вод предприятие ВКХ предъявляет заказчику счета.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167 (далее – Правила) абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (п.64 Правил).

Пункт 65 Правил устанавливает, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пункт 66 Правил устанавливает, что абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Пункт 68 Правил установил, что при отборе представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.

Из этого следует, что абонент может отобрать пробу и провести анализ, но не обязан делать этого и еще оплачивать проведение лабораторного исследования, как следует из условий договора.

Пункт 2.1.7 Договора устанавливает обязанность устанавливать периодичность отбора проб Предприятием ВКХ, но не реже одного раза в квартал.

 По существу положений Правил №167, периодичность отбора проб устанавливается Предприятием ВКХ с согласованием абонентов, так как согласно ст.66 Правил №167, абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Пункт 3.4 Договора утверждает, что учет объема сточных вод, принимаемый для расчета платы за сверх нормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации определяется в соответствии с п.3.5 и 3.7 настоящего договора, за период с момента обнаружения превышения установленных нормативов водоотведения, до момента их устранения, путем актирования показаний приборов учета воды или сточных вод уполномоченными представителями заказчика и предприятия ВКХ.

Согласно п.70 Правил №167, Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 71 Правил №167, указывают, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 3.5 Договора устанавливает, что количество израсходованной питьевой воды и соответственно сбрасываемых сточных вод, исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения в системе водоснабжения при скорости воды в них 1,2 м/с и круглосуточном действии и полном сечением в ниже перечисленных случаях (объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления).

Ни Правилами №167, ни постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010г №126-п «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края» не предусматривается расчет объемов по пропускной способности за не указание в заявлении показаний приборов учета.

Пункт 4.1 Договора устанавливает, что стоимость проведенных анализов питьевой воды и сброшенных сточных вод устанавливается согласно калькуляции, рассчитанной и утвержденной Предприятием ВКХ.

Однако, в нарушение п.68 Правил №167 в договоре не предусмотрено условие, которым абоненту разъясняется, что анализ сточных вод он может провести и в другой (независимой) аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств, а не только в лаборатории организации ВКХ. Наоборот, условия договора предусматривают проведение анализов сточных вод в лабораториях относящихся к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». А так как тариф на данный вид услуги не подлежит регулированию, предприятие само утверждает этот тариф. В связи с этим, по условиям договора у абонента нет выбора дрогой лаборатории, в которой он мог бы провести анализ сточных вод по иной цене.

Согласно п.3.6 Договора, в соответствии с действующим законодательством заказчик обязан ежегодно получать у предприятия ВКХ в установленные им сроки, разрешение на последующий год на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в канализационные сети предприятия ВКХ, где оговариваются условия сброса сточных вод и оплаты за превышение нормативов водоотведения. В случаях не оформления разрешения, плата за сброс загрязняющих веществ с заказчика взимается за весь объем сброшенных сточных вод, как за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, по четырехкратному тарифу на услуги водоотведения.

Оплата в четырехкратном размере тарифа на услуги водоотведения за не обеспечение абонентом условий отбора проб сточных вод (отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу), противоречит Правилам №167, которые не предусматривают такой санкции за такое нарушение. Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 21.04.2010г №126-п «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края» взимание платы в четырехкратном размере предусмотрено только в следующих случаях:

-за превышение допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах одновременно по трем ингредиентам;

- сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края в не установленных для этих целей местах и при отсутствии разрешений на сброс сточных вод в системы канализации Ставропольского края.

За отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу действующим законодательством не предусмотрена оплата в четырехкратном размере.

Согласно п.4.4 Договора, предприятие ВКХ ежемесячно производит расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации, выставляет счета заказчику допустившему сброс загрязняющих веществ Заказчик в течение 5 дней с момента получения счета производит оплату за сброс загрязняющих веществ на расчетный счет предприятия ВКХ по реквизитам.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Как видно законодатель не позволяет исполнителю навязывать заказчику дополнительные работы (услуги), в которых заказчик не нуждается.

Ни параграф 6 главы 30 ГК РФ, регулирующий взаимоотношения между абонентом и энергоснабжающей организацией, ни Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167, ни Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе и сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденным постановлением Правительства СК от 21.04.2010г №126-п, не предусмотрено взимание платы за отбор проб сточных вод и проведение их анализов Предприятием ВКХ с абонента.

То есть, контроль за соблюдением абонентом нормативов по составу сточных вод является прямой обязанностью предприятия ВКХ. Затраты предприятия ВКХ на проведение контроля и анализа контрольных проб включаются в регулируемый тариф на услуги водоотведения. Отсюда следует, что оплата за отбор контрольных проб и проведение их анализа взимается дважды: один раз – затраты на эти работы заложены в тариф на водоотведение; другой раз – оплата производится абонентом по выставлению предприятием ВКХ счета.

Также п.3.8 Договора устанавливает, что при не соблюдении заказчиком условий для отбора проб сточных вод (отсутствие доступа к контрольному канализационному колодцу) плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ осуществляется как за сверхнормативный сброс сточных вод в четырехкратном размере тарифа на услуги водоотведения, в объеме сброшенных сточных вод за предыдущий период.

Указанный пункт договора не установлен действующим законодательством и ущемляет права абонентов.

На основании изложенного было возбуждено дело по ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе рассмотрения дела были выявлены признаки нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г.

Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 39.1, согласно которой в случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Учитывая вышеизложенное, комиссией по рассмотрению настоящего дела 21.12.2012 года было выдано предупреждение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о необходимости прекращения указанных путем направления писем об исключении пунктов договоров, заключенных с санаториями Кавказских Минеральных Вод.

В установленный срок данное предупреждение было выполнено, что подтверждается представленными в материалы дела документами и объяснениями ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Таким образом, настоящее дело подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 39.1, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

В связи с исполнением ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предупреждения от 21.12.2012 года, выданного по настоящему делу, и прекращением нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», производство по делу прекратить.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №101 [format] => [safe_value] => №101 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрев дело №101 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»в лице филиалов – Ессентукский «Водоканал», «Кавминводские очистные сооружения канализации» по факту нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», 

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрев дело №101 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»в лице филиалов – Ессентукский «Водоканал», «Кавминводские очистные сооружения канализации» по факту нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-10 11:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-27 11:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1366803849 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )