Решение по делу №63 о нарушения антимонопольного законодательства

Номер дела: №63
Дата публикации: 28 августа 2012, 12:08

РЕШЕНИЕ

Дело №63

21 августа 2013

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Соболева Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело №63 в отношении Совета города Ессентуки по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с жалобой на действия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика», выразившиеся в требовании об оплате на договорной основе услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров.

По итогам проверки, проведенной по данному обращению, было установлено, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» было наделено правом выдавать указанные разрешения на платной основе постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1. Из полученных материалов усматривались признаки совмещения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» функций муниципального органа и хозяйствующего субъекта. По данному факту было возбуждено дело №54 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения указанного дела представителями ответчиков было представлено решение Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки». Данное решение содержало аналогичные положения о наделении Управления ЖКХ полномочиями по оказанию услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров на платной основе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела Совет города Ессентуки представил письменные пояснения, в которых признал факт нарушения антимонопольного законодательства. В целях устранения допущенного нарушения Советом города Ессентуки было принято решение от 30.07.2012 года №69, в соответствии с которым из пункта 7.29 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки слова «Компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей;

При росте потребительских цен установленные размеры могут пересматриваться» были исключены.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей сторон, установила следующее.

Решением Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки.

Как следует из пункта 7.29 указанных Правил в первоначальной редакции, компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей.

Порядок проведения указанных работ на федеральном уровне урегулирован Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года №613. Пунктом 8.9.1 указанного Приказа определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования. Аварийные работы рекомендуется начинать владельцам сетей по телефонограмме или по уведомлению администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

Таким образом, выдача разрешений на производство этих работ является одной из функций органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.

Действующее законодательство допускает возможность делегирования функций государственных органов (органов местного самоуправления) подведомственным учреждениям. В частности, статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следовательно, деятельность казенного учреждения должна полностью обеспечиваться за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки наделено правом оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на платной основе (и, соответственно, получает от оказания данных услуг доход), указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в материалах дела имеются калькуляции на оказываемые Управлением ЖКХ услуги по выдаче и продлению срока действия соответствующих разрешений. В каждой из указанных калькуляций отдельной строкой заложена рентабельность в размере 10%. Следовательно, Управление ЖКХ при оказании данных услуг не только получало доход в виде компенсации понесенных расходов, но и обеспечивало положительный финансовый результат своей хозяйственной деятельности (получение прибыли).

Пунктом 3.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 12.01.2012 года №1, предусмотрены 10 видов работ, которые Управление вправе осуществлять на возмездной основе, в том числе:

3.3.1 работы по согласованию перепланировки (переоборудования) жилых и нежилых помещений;

3.3.5 выдача согласований на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения по городу Ессентуки;

3.3.9 выдача разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки.

Таким образом, Управление ЖКХ является организацией, уполномоченной осуществлять обширный перечень работ на коммерческой основе.

В этой связи доводы ответчиков о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, подлежат отклонению как необоснованные.

В то же время, выдача разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ является функцией органа местного самоуправления, и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, реализуя данную функцию, действует в качестве органа местного самоуправления.

Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Следовательно, Совет города Ессентуки, утвердив Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, наделяющие Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе, допустил нарушение пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, факт нарушения Советом города Ессентуки требований пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Комиссия отмечает, что представленными в ходе рассмотрения дела документами подтверждается, что Совет города Ессентуки устранил допущенное нарушение путем исключения из текста решения Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 положений, допускающих возможность взимания Управлением ЖКХ платы за выдачу разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШЕНИЕ:

Признать Совет города Ессентуки нарушившим требования пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии решения Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки», которым Управление ЖКХ наделено функциями органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

В связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения по существу, производство по делу прекратить.

stdClass Object ( [vid] => 8533 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №63 о нарушения антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8533 [type] => solution [language] => ru [created] => 1363767081 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №63

21 августа 2013

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Соболева Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело №63 в отношении Совета города Ессентуки по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с жалобой на действия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика», выразившиеся в требовании об оплате на договорной основе услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров.

По итогам проверки, проведенной по данному обращению, было установлено, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» было наделено правом выдавать указанные разрешения на платной основе постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1. Из полученных материалов усматривались признаки совмещения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» функций муниципального органа и хозяйствующего субъекта. По данному факту было возбуждено дело №54 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения указанного дела представителями ответчиков было представлено решение Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки». Данное решение содержало аналогичные положения о наделении Управления ЖКХ полномочиями по оказанию услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров на платной основе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела Совет города Ессентуки представил письменные пояснения, в которых признал факт нарушения антимонопольного законодательства. В целях устранения допущенного нарушения Советом города Ессентуки было принято решение от 30.07.2012 года №69, в соответствии с которым из пункта 7.29 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки слова «Компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей;

При росте потребительских цен установленные размеры могут пересматриваться» были исключены.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей сторон, установила следующее.

Решением Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки.

Как следует из пункта 7.29 указанных Правил в первоначальной редакции, компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей.

Порядок проведения указанных работ на федеральном уровне урегулирован Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года №613. Пунктом 8.9.1 указанного Приказа определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования. Аварийные работы рекомендуется начинать владельцам сетей по телефонограмме или по уведомлению администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

Таким образом, выдача разрешений на производство этих работ является одной из функций органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.

Действующее законодательство допускает возможность делегирования функций государственных органов (органов местного самоуправления) подведомственным учреждениям. В частности, статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следовательно, деятельность казенного учреждения должна полностью обеспечиваться за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки наделено правом оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на платной основе (и, соответственно, получает от оказания данных услуг доход), указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в материалах дела имеются калькуляции на оказываемые Управлением ЖКХ услуги по выдаче и продлению срока действия соответствующих разрешений. В каждой из указанных калькуляций отдельной строкой заложена рентабельность в размере 10%. Следовательно, Управление ЖКХ при оказании данных услуг не только получало доход в виде компенсации понесенных расходов, но и обеспечивало положительный финансовый результат своей хозяйственной деятельности (получение прибыли).

Пунктом 3.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 12.01.2012 года №1, предусмотрены 10 видов работ, которые Управление вправе осуществлять на возмездной основе, в том числе:

3.3.1 работы по согласованию перепланировки (переоборудования) жилых и нежилых помещений;

3.3.5 выдача согласований на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения по городу Ессентуки;

3.3.9 выдача разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки.

Таким образом, Управление ЖКХ является организацией, уполномоченной осуществлять обширный перечень работ на коммерческой основе.

В этой связи доводы ответчиков о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, подлежат отклонению как необоснованные.

В то же время, выдача разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ является функцией органа местного самоуправления, и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, реализуя данную функцию, действует в качестве органа местного самоуправления.

Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Следовательно, Совет города Ессентуки, утвердив Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, наделяющие Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе, допустил нарушение пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, факт нарушения Советом города Ессентуки требований пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Комиссия отмечает, что представленными в ходе рассмотрения дела документами подтверждается, что Совет города Ессентуки устранил допущенное нарушение путем исключения из текста решения Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 положений, допускающих возможность взимания Управлением ЖКХ платы за выдачу разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШЕНИЕ:

Признать Совет города Ессентуки нарушившим требования пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии решения Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки», которым Управление ЖКХ наделено функциями органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

В связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения по существу, производство по делу прекратить.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №63

21 августа 2013

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Соболева Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело №63 в отношении Совета города Ессентуки по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с жалобой на действия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика», выразившиеся в требовании об оплате на договорной основе услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров.

По итогам проверки, проведенной по данному обращению, было установлено, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» было наделено правом выдавать указанные разрешения на платной основе постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1. Из полученных материалов усматривались признаки совмещения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» функций муниципального органа и хозяйствующего субъекта. По данному факту было возбуждено дело №54 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения указанного дела представителями ответчиков было представлено решение Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки». Данное решение содержало аналогичные положения о наделении Управления ЖКХ полномочиями по оказанию услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров на платной основе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела Совет города Ессентуки представил письменные пояснения, в которых признал факт нарушения антимонопольного законодательства. В целях устранения допущенного нарушения Советом города Ессентуки было принято решение от 30.07.2012 года №69, в соответствии с которым из пункта 7.29 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки слова «Компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей;

При росте потребительских цен установленные размеры могут пересматриваться» были исключены.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей сторон, установила следующее.

Решением Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки.

Как следует из пункта 7.29 указанных Правил в первоначальной редакции, компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей.

Порядок проведения указанных работ на федеральном уровне урегулирован Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года №613. Пунктом 8.9.1 указанного Приказа определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования. Аварийные работы рекомендуется начинать владельцам сетей по телефонограмме или по уведомлению администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

Таким образом, выдача разрешений на производство этих работ является одной из функций органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.

Действующее законодательство допускает возможность делегирования функций государственных органов (органов местного самоуправления) подведомственным учреждениям. В частности, статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следовательно, деятельность казенного учреждения должна полностью обеспечиваться за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки наделено правом оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на платной основе (и, соответственно, получает от оказания данных услуг доход), указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в материалах дела имеются калькуляции на оказываемые Управлением ЖКХ услуги по выдаче и продлению срока действия соответствующих разрешений. В каждой из указанных калькуляций отдельной строкой заложена рентабельность в размере 10%. Следовательно, Управление ЖКХ при оказании данных услуг не только получало доход в виде компенсации понесенных расходов, но и обеспечивало положительный финансовый результат своей хозяйственной деятельности (получение прибыли).

Пунктом 3.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 12.01.2012 года №1, предусмотрены 10 видов работ, которые Управление вправе осуществлять на возмездной основе, в том числе:

3.3.1 работы по согласованию перепланировки (переоборудования) жилых и нежилых помещений;

3.3.5 выдача согласований на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения по городу Ессентуки;

3.3.9 выдача разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки.

Таким образом, Управление ЖКХ является организацией, уполномоченной осуществлять обширный перечень работ на коммерческой основе.

В этой связи доводы ответчиков о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, подлежат отклонению как необоснованные.

В то же время, выдача разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ является функцией органа местного самоуправления, и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, реализуя данную функцию, действует в качестве органа местного самоуправления.

Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Следовательно, Совет города Ессентуки, утвердив Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, наделяющие Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе, допустил нарушение пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, факт нарушения Советом города Ессентуки требований пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Комиссия отмечает, что представленными в ходе рассмотрения дела документами подтверждается, что Совет города Ессентуки устранил допущенное нарушение путем исключения из текста решения Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 положений, допускающих возможность взимания Управлением ЖКХ платы за выдачу разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШЕНИЕ:

Признать Совет города Ессентуки нарушившим требования пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии решения Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки», которым Управление ЖКХ наделено функциями органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

В связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения по существу, производство по делу прекратить.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №63 [format] => [safe_value] => №63 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело №63 в отношении Совета города Ессентуки по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело №63 в отношении Совета города Ессентуки по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-28 08:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-20 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1363767081 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )