Решение по делу №54 о нарушения антимонопольного законодательства

Номер дела: №54
Дата публикации: 28 августа 2012, 12:41

РЕШЕНИЕ

Дело №54

21 августа 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Соболева Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело №54 в отношении администрации города Ессентуки и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (Управление ЖКХ) по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15, а также статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с жалобой на действия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика», выразившиеся в требовании об оплате на договорной основе услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров.

По итогам проверки, проведенной по данному обращению, было установлено, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» было наделено правом выдавать указанные разрешения на платной основе постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1. Из полученных материалов усматривались признаки совмещения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» функций муниципального органа и хозяйствующего субъекта. Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» поддержало доводы, изложенные в заявлении. Считает незаконным взимание платы за выдачу разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров. Плата за выдачу указанных разрешений является не платной услугой муниципалитета, а его обязанностью, выполняемой в рамках реализации функций органа местного самоуправления. Согласно сведений, представленных заявителем, плата за выдачу подобных разрешений взимается только на территории города Ессентуки. Во всех остальных муниципальных образованиях Ставропольского края такие разрешения выдаются органами местного самоуправления бесплатно.

Администрация г. Ессентуки факт нарушения антимонопольного законодательства не признала. В представленных объяснениях указано, что постановление администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 не является нормативным правовым актом. Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, а денежные средства, полученные за выдачу разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки являются компенсацией, поступающей в бюджет муниципального образования.

Тарифы за работы по выдаче разрешений на производство дорожных и земляных работ Администрацией города Ессентуки не установлены, сумма оплаты рассчитывалась организацией, уполномоченной на выдачу разрешений самостоятельно с учетом компенсации соответствующих расходов.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в письменных пояснениях нарушение антимонопольного законодательства также не признало.

По мнению Управления ЖКХ, утверждение, что в силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ему не могут быть переданы функции по выдаче разрешения (ордера), как относящиеся к организационно-распорядительным функциям, в силу запрета на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, а также наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, является ошибочным.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки в соответствии с Положением – казенное учреждение, являющееся отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ессентуки, входящее в структуру Администрации города Ессентуки. Управление в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Денежные средства, полученные за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки являются компенсацией, поступающей в бюджет муниципального образования.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей сторон, установила следующее.

Порядок проведения земляных работ и работ, связанных с вскрытием асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров на федеральном уровне урегулирован Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года №613. Пунктом 8.9.1 указанного Приказа определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования. Аварийные работы рекомендуется начинать владельцам сетей по телефонограмме или по уведомлению администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

Таким образом, выдача разрешений на производство этих работ является одной из функций органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.

Действующее законодательство допускает возможность делегирования функций государственных органов (органов местного самоуправления) подведомственным учреждениям. В частности, статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следовательно, деятельность казенного учреждения должна полностью обеспечиваться за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 постановления администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 «Об организации, уполномоченной на осуществление выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Ессентуки» указано: «Уполномочить Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки – Служба Заказчика» осуществлять выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов».

Пунктом 1 постановления администрации г. Ессентуки от 12.01.2012 года №1 изменен тип Муниципального учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки – Служба Заказчика» на казенное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки. При этом полномочия по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов за указанным учреждением были сохранены.

Реализуя предоставленные полномочия, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки заключает типовые договоры по оказанию услуг по выдаче разрешения (ордера) на выполнение вскрышных работ на городских автодорогах и тротуарах, пунктом 3.1 которых предусмотрены расценки на выдачу разрешения каждого типа (на плановое разрытие, аварийное разрытие, на производство аварийных работ на зеленой зоне и т.д.). Стоимость выдачи разрешений составляет от 1588 до 1985 рублей и включает, согласно представленным калькуляциям, расходы по выходу на место специалиста, беседу с клиентом, выписку из ордера, заполнение журнала, контроль по засыпке траншей и приемку восстановления покрытия. Всего в материалах дела имеется 19 таких договоров, в том числе заключенных с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ОАО «Ессентукигоргаз», ОАО «МРСК Северного Кавказа», ФГУС «СК СУ» ФСБ России и др.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки наделено правом оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на платной основе (и, соответственно, получает от оказания данных услуг доход), указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в материалах дела имеются калькуляции на оказываемые Управлением ЖКХ услуги по выдаче и продлению срока действия соответствующих разрешений. В каждой из указанных калькуляций отдельной строкой заложена рентабельность в размере 10%. Следовательно, Управление ЖКХ при оказании данных услуг не только получало доход в виде компенсации понесенных расходов, но и обеспечивало положительный финансовый результат своей хозяйственной деятельности (получение прибыли).

Кроме того, пунктом 3.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 12.01.2012 года №1, предусмотрены 10 видов работ, которые Управление вправе осуществлять на возмездной основе, в том числе:

3.3.1 работы по согласованию перепланировки (переоборудования) жилых и нежилых помещений;

3.3.5 выдача согласований на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения по городу Ессентуки;

3.3.9 выдача разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки.

Таким образом, Управление ЖКХ является организацией, уполномоченной осуществлять обширный перечень работ на коммерческой основе.

В этой связи доводы ответчиков о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, подлежат отклонению как необоснованные.

В то же время, выдача разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ является функцией органа местного самоуправления, и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, реализуя данную функцию, действует в качестве органа местного самоуправления.

Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Следовательно, действия администрации города Ессентуки по наделению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе являются нарушением пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 были утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки.

Разрешение на производство работ выдается организации – подрядчику, на которую возлагается выполнение работ или физическому лицу при наличии у него копии договора подряда с организацией, имеющей свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на земляные работы и прокладку инженерных наружных сетей».

Как следует из пункта 7.29 указанных Правил, компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей.

Таким образом, Советом города Ессентуки был утвержден порядок выдачи разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ, аналогичный порядку, определенному Постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1.

На основании указанных сведений было возбуждено дело №63 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета города Ессентуки. В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением Совета города Ессентуки от 30.07.2012 года №69 были внесены изменения в указанные Правила, согласно которых положения, предусматривающие необходимость оплаты работ, связанных с выдачей разрешений, были исключены.

Таким образом, Комиссия отмечает, что Совет города Ессентуки, допустивший аналогичное нарушение, признал данное нарушение и принял меры к его устранению в добровольном порядке.

Кроме того, действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрации города Ессентуки по изданию Постановления от 29.01.2010 года №199/1 свидетельствуют о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно – осуществления администрацией города Ессентуки и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки согласованных действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

Постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки поставлено в привилегированное положение – данное учреждение наделено правом оказания муниципальных услуг, которые невозможно получить ни в какой другой организации. А принимая во внимание, что данные услуги оказываются учреждением за плату, фактически хозяйствующий субъект (Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки) получил возможность ведения своей хозяйственной деятельности в условиях отсутствия конкуренции.

В свою очередь, администрация города Ессентуки, обязанная в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и статьи 6 Бюджетного кодекса РФ осуществлять финансирование расходов, связанных с деятельностью подведомственного казенного учреждения, получила возможность сократить свои расходы, предоставив указанному учреждению право оказывать эти муниципальные услуги на коммерческой основе.

Таким образом, факт осуществления администрацией города Ессентуки и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий для Управления ЖКХ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать администрацию города Ессентуки нарушившей требования пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе.

Признать администрацию города Ессентуки и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий администрации города Лермонтова и Управления ЖКХ, направленных на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности для Управления ЖКХ.

Выдать администрации города Ессентуки и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки предписания об устранении выявленных нарушений, а именно:

- администрации города Ессентуки в месячный срок с момента получения предписания исключить из пункта 1 постановления администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 слова «на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов». Не допускать взимания платы за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ;

- Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в месячный срок с момента получения предписания принять меры по недопущению взимания платы за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ.

stdClass Object ( [vid] => 8512 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №54 о нарушения антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8512 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362473041 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №54

21 августа 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Соболева Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело №54 в отношении администрации города Ессентуки и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (Управление ЖКХ) по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15, а также статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с жалобой на действия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика», выразившиеся в требовании об оплате на договорной основе услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров.

По итогам проверки, проведенной по данному обращению, было установлено, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» было наделено правом выдавать указанные разрешения на платной основе постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1. Из полученных материалов усматривались признаки совмещения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» функций муниципального органа и хозяйствующего субъекта. Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» поддержало доводы, изложенные в заявлении. Считает незаконным взимание платы за выдачу разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров. Плата за выдачу указанных разрешений является не платной услугой муниципалитета, а его обязанностью, выполняемой в рамках реализации функций органа местного самоуправления. Согласно сведений, представленных заявителем, плата за выдачу подобных разрешений взимается только на территории города Ессентуки. Во всех остальных муниципальных образованиях Ставропольского края такие разрешения выдаются органами местного самоуправления бесплатно.

Администрация г. Ессентуки факт нарушения антимонопольного законодательства не признала. В представленных объяснениях указано, что постановление администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 не является нормативным правовым актом. Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, а денежные средства, полученные за выдачу разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки являются компенсацией, поступающей в бюджет муниципального образования.

Тарифы за работы по выдаче разрешений на производство дорожных и земляных работ Администрацией города Ессентуки не установлены, сумма оплаты рассчитывалась организацией, уполномоченной на выдачу разрешений самостоятельно с учетом компенсации соответствующих расходов.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в письменных пояснениях нарушение антимонопольного законодательства также не признало.

По мнению Управления ЖКХ, утверждение, что в силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ему не могут быть переданы функции по выдаче разрешения (ордера), как относящиеся к организационно-распорядительным функциям, в силу запрета на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, а также наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, является ошибочным.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки в соответствии с Положением – казенное учреждение, являющееся отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ессентуки, входящее в структуру Администрации города Ессентуки. Управление в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Денежные средства, полученные за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки являются компенсацией, поступающей в бюджет муниципального образования.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей сторон, установила следующее.

Порядок проведения земляных работ и работ, связанных с вскрытием асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров на федеральном уровне урегулирован Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года №613. Пунктом 8.9.1 указанного Приказа определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования. Аварийные работы рекомендуется начинать владельцам сетей по телефонограмме или по уведомлению администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

Таким образом, выдача разрешений на производство этих работ является одной из функций органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.

Действующее законодательство допускает возможность делегирования функций государственных органов (органов местного самоуправления) подведомственным учреждениям. В частности, статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следовательно, деятельность казенного учреждения должна полностью обеспечиваться за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 постановления администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 «Об организации, уполномоченной на осуществление выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Ессентуки» указано: «Уполномочить Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки – Служба Заказчика» осуществлять выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов».

Пунктом 1 постановления администрации г. Ессентуки от 12.01.2012 года №1 изменен тип Муниципального учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки – Служба Заказчика» на казенное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки. При этом полномочия по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов за указанным учреждением были сохранены.

Реализуя предоставленные полномочия, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки заключает типовые договоры по оказанию услуг по выдаче разрешения (ордера) на выполнение вскрышных работ на городских автодорогах и тротуарах, пунктом 3.1 которых предусмотрены расценки на выдачу разрешения каждого типа (на плановое разрытие, аварийное разрытие, на производство аварийных работ на зеленой зоне и т.д.). Стоимость выдачи разрешений составляет от 1588 до 1985 рублей и включает, согласно представленным калькуляциям, расходы по выходу на место специалиста, беседу с клиентом, выписку из ордера, заполнение журнала, контроль по засыпке траншей и приемку восстановления покрытия. Всего в материалах дела имеется 19 таких договоров, в том числе заключенных с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ОАО «Ессентукигоргаз», ОАО «МРСК Северного Кавказа», ФГУС «СК СУ» ФСБ России и др.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки наделено правом оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на платной основе (и, соответственно, получает от оказания данных услуг доход), указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в материалах дела имеются калькуляции на оказываемые Управлением ЖКХ услуги по выдаче и продлению срока действия соответствующих разрешений. В каждой из указанных калькуляций отдельной строкой заложена рентабельность в размере 10%. Следовательно, Управление ЖКХ при оказании данных услуг не только получало доход в виде компенсации понесенных расходов, но и обеспечивало положительный финансовый результат своей хозяйственной деятельности (получение прибыли).

Кроме того, пунктом 3.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 12.01.2012 года №1, предусмотрены 10 видов работ, которые Управление вправе осуществлять на возмездной основе, в том числе:

3.3.1 работы по согласованию перепланировки (переоборудования) жилых и нежилых помещений;

3.3.5 выдача согласований на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения по городу Ессентуки;

3.3.9 выдача разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки.

Таким образом, Управление ЖКХ является организацией, уполномоченной осуществлять обширный перечень работ на коммерческой основе.

В этой связи доводы ответчиков о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, подлежат отклонению как необоснованные.

В то же время, выдача разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ является функцией органа местного самоуправления, и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, реализуя данную функцию, действует в качестве органа местного самоуправления.

Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Следовательно, действия администрации города Ессентуки по наделению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе являются нарушением пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 были утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки.

Разрешение на производство работ выдается организации – подрядчику, на которую возлагается выполнение работ или физическому лицу при наличии у него копии договора подряда с организацией, имеющей свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на земляные работы и прокладку инженерных наружных сетей».

Как следует из пункта 7.29 указанных Правил, компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей.

Таким образом, Советом города Ессентуки был утвержден порядок выдачи разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ, аналогичный порядку, определенному Постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1.

На основании указанных сведений было возбуждено дело №63 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета города Ессентуки. В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением Совета города Ессентуки от 30.07.2012 года №69 были внесены изменения в указанные Правила, согласно которых положения, предусматривающие необходимость оплаты работ, связанных с выдачей разрешений, были исключены.

Таким образом, Комиссия отмечает, что Совет города Ессентуки, допустивший аналогичное нарушение, признал данное нарушение и принял меры к его устранению в добровольном порядке.

Кроме того, действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрации города Ессентуки по изданию Постановления от 29.01.2010 года №199/1 свидетельствуют о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно – осуществления администрацией города Ессентуки и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки согласованных действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

Постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки поставлено в привилегированное положение – данное учреждение наделено правом оказания муниципальных услуг, которые невозможно получить ни в какой другой организации. А принимая во внимание, что данные услуги оказываются учреждением за плату, фактически хозяйствующий субъект (Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки) получил возможность ведения своей хозяйственной деятельности в условиях отсутствия конкуренции.

В свою очередь, администрация города Ессентуки, обязанная в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и статьи 6 Бюджетного кодекса РФ осуществлять финансирование расходов, связанных с деятельностью подведомственного казенного учреждения, получила возможность сократить свои расходы, предоставив указанному учреждению право оказывать эти муниципальные услуги на коммерческой основе.

Таким образом, факт осуществления администрацией города Ессентуки и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий для Управления ЖКХ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать администрацию города Ессентуки нарушившей требования пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе.

Признать администрацию города Ессентуки и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий администрации города Лермонтова и Управления ЖКХ, направленных на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности для Управления ЖКХ.

Выдать администрации города Ессентуки и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки предписания об устранении выявленных нарушений, а именно:

- администрации города Ессентуки в месячный срок с момента получения предписания исключить из пункта 1 постановления администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 слова «на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов». Не допускать взимания платы за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ;

- Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в месячный срок с момента получения предписания принять меры по недопущению взимания платы за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №54

21 августа 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Соболева Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело №54 в отношении администрации города Ессентуки и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (Управление ЖКХ) по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15, а также статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с жалобой на действия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика», выразившиеся в требовании об оплате на договорной основе услуг по выдаче разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров.

По итогам проверки, проведенной по данному обращению, было установлено, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» было наделено правом выдавать указанные разрешения на платной основе постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1. Из полученных материалов усматривались признаки совмещения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба заказчика» функций муниципального органа и хозяйствующего субъекта. Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» поддержало доводы, изложенные в заявлении. Считает незаконным взимание платы за выдачу разрешений (ордеров) на производство земляных работ и вскрытие асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров. Плата за выдачу указанных разрешений является не платной услугой муниципалитета, а его обязанностью, выполняемой в рамках реализации функций органа местного самоуправления. Согласно сведений, представленных заявителем, плата за выдачу подобных разрешений взимается только на территории города Ессентуки. Во всех остальных муниципальных образованиях Ставропольского края такие разрешения выдаются органами местного самоуправления бесплатно.

Администрация г. Ессентуки факт нарушения антимонопольного законодательства не признала. В представленных объяснениях указано, что постановление администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 не является нормативным правовым актом. Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, а денежные средства, полученные за выдачу разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки являются компенсацией, поступающей в бюджет муниципального образования.

Тарифы за работы по выдаче разрешений на производство дорожных и земляных работ Администрацией города Ессентуки не установлены, сумма оплаты рассчитывалась организацией, уполномоченной на выдачу разрешений самостоятельно с учетом компенсации соответствующих расходов.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в письменных пояснениях нарушение антимонопольного законодательства также не признало.

По мнению Управления ЖКХ, утверждение, что в силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ему не могут быть переданы функции по выдаче разрешения (ордера), как относящиеся к организационно-распорядительным функциям, в силу запрета на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, а также наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, является ошибочным.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки в соответствии с Положением – казенное учреждение, являющееся отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ессентуки, входящее в структуру Администрации города Ессентуки. Управление в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Денежные средства, полученные за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки являются компенсацией, поступающей в бюджет муниципального образования.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей сторон, установила следующее.

Порядок проведения земляных работ и работ, связанных с вскрытием асфальтобетонного и других видов покрытия на проезжей части городских автодорог и тротуаров на федеральном уровне урегулирован Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года №613. Пунктом 8.9.1 указанного Приказа определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования. Аварийные работы рекомендуется начинать владельцам сетей по телефонограмме или по уведомлению администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

Таким образом, выдача разрешений на производство этих работ является одной из функций органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.

Действующее законодательство допускает возможность делегирования функций государственных органов (органов местного самоуправления) подведомственным учреждениям. В частности, статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следовательно, деятельность казенного учреждения должна полностью обеспечиваться за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 постановления администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 «Об организации, уполномоченной на осуществление выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Ессентуки» указано: «Уполномочить Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки – Служба Заказчика» осуществлять выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов».

Пунктом 1 постановления администрации г. Ессентуки от 12.01.2012 года №1 изменен тип Муниципального учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки – Служба Заказчика» на казенное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки. При этом полномочия по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов за указанным учреждением были сохранены.

Реализуя предоставленные полномочия, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки заключает типовые договоры по оказанию услуг по выдаче разрешения (ордера) на выполнение вскрышных работ на городских автодорогах и тротуарах, пунктом 3.1 которых предусмотрены расценки на выдачу разрешения каждого типа (на плановое разрытие, аварийное разрытие, на производство аварийных работ на зеленой зоне и т.д.). Стоимость выдачи разрешений составляет от 1588 до 1985 рублей и включает, согласно представленным калькуляциям, расходы по выходу на место специалиста, беседу с клиентом, выписку из ордера, заполнение журнала, контроль по засыпке траншей и приемку восстановления покрытия. Всего в материалах дела имеется 19 таких договоров, в том числе заключенных с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ОАО «Ессентукигоргаз», ОАО «МРСК Северного Кавказа», ФГУС «СК СУ» ФСБ России и др.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки наделено правом оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на платной основе (и, соответственно, получает от оказания данных услуг доход), указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в материалах дела имеются калькуляции на оказываемые Управлением ЖКХ услуги по выдаче и продлению срока действия соответствующих разрешений. В каждой из указанных калькуляций отдельной строкой заложена рентабельность в размере 10%. Следовательно, Управление ЖКХ при оказании данных услуг не только получало доход в виде компенсации понесенных расходов, но и обеспечивало положительный финансовый результат своей хозяйственной деятельности (получение прибыли).

Кроме того, пунктом 3.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 12.01.2012 года №1, предусмотрены 10 видов работ, которые Управление вправе осуществлять на возмездной основе, в том числе:

3.3.1 работы по согласованию перепланировки (переоборудования) жилых и нежилых помещений;

3.3.5 выдача согласований на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения по городу Ессентуки;

3.3.9 выдача разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки.

Таким образом, Управление ЖКХ является организацией, уполномоченной осуществлять обширный перечень работ на коммерческой основе.

В этой связи доводы ответчиков о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не является хозяйствующим субъектом, подлежат отклонению как необоснованные.

В то же время, выдача разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ является функцией органа местного самоуправления, и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, реализуя данную функцию, действует в качестве органа местного самоуправления.

Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Следовательно, действия администрации города Ессентуки по наделению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе являются нарушением пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением Совета города Ессентуки от 25.05.2012 года №45 были утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки.

Разрешение на производство работ выдается организации – подрядчику, на которую возлагается выполнение работ или физическому лицу при наличии у него копии договора подряда с организацией, имеющей свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на земляные работы и прокладку инженерных наружных сетей».

Как следует из пункта 7.29 указанных Правил, компенсация расходов, связанных с оформлением и выдачей разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ на территории города Ессентуки осуществляется в следующих размерах:

- выдача разрешения на плановое разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на аварийное разрытие с восстановлением асфальтобетонного покрытия – 1985 рублей;

- выдача разрешения на производство плановых и аварийных вскрышных земляных работ на зелёной зоне без восстановления асфальтобетонного покрытия – 1588 рублей;

- продление срока разрешения на разрытие – 510 рублей.

Таким образом, Советом города Ессентуки был утвержден порядок выдачи разрешений (ордеров) на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ, аналогичный порядку, определенному Постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1.

На основании указанных сведений было возбуждено дело №63 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета города Ессентуки. В ходе рассмотрения дела было установлено, что решением Совета города Ессентуки от 30.07.2012 года №69 были внесены изменения в указанные Правила, согласно которых положения, предусматривающие необходимость оплаты работ, связанных с выдачей разрешений, были исключены.

Таким образом, Комиссия отмечает, что Совет города Ессентуки, допустивший аналогичное нарушение, признал данное нарушение и принял меры к его устранению в добровольном порядке.

Кроме того, действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрации города Ессентуки по изданию Постановления от 29.01.2010 года №199/1 свидетельствуют о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно – осуществления администрацией города Ессентуки и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки согласованных действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

Постановлением администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки поставлено в привилегированное положение – данное учреждение наделено правом оказания муниципальных услуг, которые невозможно получить ни в какой другой организации. А принимая во внимание, что данные услуги оказываются учреждением за плату, фактически хозяйствующий субъект (Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки) получил возможность ведения своей хозяйственной деятельности в условиях отсутствия конкуренции.

В свою очередь, администрация города Ессентуки, обязанная в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и статьи 6 Бюджетного кодекса РФ осуществлять финансирование расходов, связанных с деятельностью подведомственного казенного учреждения, получила возможность сократить свои расходы, предоставив указанному учреждению право оказывать эти муниципальные услуги на коммерческой основе.

Таким образом, факт осуществления администрацией города Ессентуки и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий для Управления ЖКХ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать администрацию города Ессентуки нарушившей требования пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки полномочиями оказывать услуги по выдаче разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ и правом оказывать эти услуги на платной основе.

Признать администрацию города Ессентуки и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий администрации города Лермонтова и Управления ЖКХ, направленных на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности для Управления ЖКХ.

Выдать администрации города Ессентуки и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки предписания об устранении выявленных нарушений, а именно:

- администрации города Ессентуки в месячный срок с момента получения предписания исключить из пункта 1 постановления администрации города Ессентуки от 29.01.2010 года №199/1 слова «на договорной основе с учетом компенсации соответствующих расходов». Не допускать взимания платы за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ;

- Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в месячный срок с момента получения предписания принять меры по недопущению взимания платы за выдачу разрешений на производство дорожных, строительных аварийных и прочих земляных работ.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №54 [format] => [safe_value] => №54 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело №54 в отношении администрации города Ессентуки и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (Управление ЖКХ) по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15, а также статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело №54 в отношении администрации города Ессентуки и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (Управление ЖКХ) по признакам нарушения пункта 9 части 1 и части 3 статьи 15, а также статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => ЖКХ и строительство [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-28 08:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-21 07:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362473041 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )