Решение по делу №44 о нарушения антимонопольного законодательства

Номер дела: №44
Дата публикации: 20 июля 2012, 11:39

РЕШЕНИЕ

по делу №44 о нарушения антимонопольного законодательства

12 июля 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Никитин С.И. – руководитель Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Воблов Д.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Рассмотрев дело №44 возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края, части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

27 марта 2012 года Инспекцией Ставропольского УФАС России была проведена плановая проверка органов местного самоуправления города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки №87 и установлено следующее.

Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41 утверждено Положение о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска.

Разделом 4 анализируемого Положения определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за городом Новопавловском Кировского района, порядок передачи муниципальной собственности в безвозмездное пользование, залог, а также обмен муниципальной собственности.

В соответствии с разделом 4 Положения – муниципальная собственность – недвижимость закрепляется в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям при их создании на основании решения Совета о создании муниципального учреждения, предприятия. Закрепление движимого имущества и дополнительно закрепляемого недвижимого в процессе деятельности муниципальных учреждений и предприятий производится распоряжением администрации города Новопавловска.

В соответствии с пунктом 4.3.1. Положения, муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, просвещения, науки и культуры; муниципальных предприятий, учреждений, некоммерческих организаций; решения социально-экономических задач, имеющих существенное значение в целом для населения города Новопавловска; в целях исполнения муниципального заказа, обеспечения деятельности общественных и благотворительных организаций, в иных случаях для сохранности и восстановления Муниципальной собственности и уменьшения расходов бюджета города Новопавловска на его содержание. Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование следующим категориям физических и юридических лиц: физическим лицам, не являющимся предпринимателями; некоммерческим организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим вкладов (долей, акций) в коммерческих организациях; органам местного самоуправления; органам государственной власти; муниципальным учреждениям и предприятиям, государственным учреждениям;; благотворительным организациям; коммерческим организациям, в целях поддержки их социально-значимой деятельности;

Решение о передаче в безвозмездное пользование Муниципальной собственности – недвижимого имущества принимает Совет депутатов, а в отношении движимого имущества - Администрация в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.1. в порядке установленном Положением.

Физические и юридические лица, получающие муниципальную собственность в безвозмездное пользование, имеют преимущества по сравнению с другими лицами, которые вынуждены брать данное имущество в аренду, либо приобретать его в собственность.

Следовательно, предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке определенном Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в действиях Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - в связи с тем, что муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций поименованных Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с чем, в отношении Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было возбуждено дело №44, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 21 июня 2012 г. рассмотрение дела №44 было назначено на 12 июля 2012 г.

Представители Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края на рассмотрение дела не прибыли, будучи, надлежащим образом, уведомленными о времени и месте. Представили письменные пояснения с приложением Решения Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 №19 вынесенного в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства. Каких-либо дополнительных объяснений или ходатайств не поступало.

Из письменных пояснений, за подписью председателя Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края <***>, следует, что возбуждение дел о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Совета депутатов МО г. Новопавловска не обоснованно.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции»).

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления установлен ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Объективной стороной состава правонарушения, выразившегося в нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, является фактически оконченное действие органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной преференции, в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Действующим законодательством РФ в области защиты конкуренции прямо не предусмотрен запрет на принятие органом местного самоуправления актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных преференций, не соответствующий требованиям, установленным главой 5 ФЗ «О защите конкуренции», а следовательно данные действия не образуют состава правонарушения в связи с отсутствием одного из элементов — объективной стороны.

Нарушением ФЗ «О защите конкуренции» будет являться непосредственное предоставление муниципальной преференции в нарушение требований закона, а поводом к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства, соответственно информация о наличии фактических обстоятельств, указывающих на предоставление муниципальной преференции в нарушение требований закона.

Советом депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края муниципальные преференции не предоставлялись.

Из содержания определений о назначении дел о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» к рассмотрению, обратного не усматривается, указания на наличие обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении муниципальных преференций отсутствуют.

Факт принятия Положения о порядке управления и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности города Новопавловска не привел к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке муниципального образования г. Новопавловска, росту или снижению цены товары, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товаров на товарном рынке муниципального образования г. Новопавловска, а следовательно действия Совета депутатов МО г. Новопавловска, выразившиеся в принятии Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, не содержат в себе признаки ограничения конкуренции.

Решением Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 года, в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Новопавловска внесены соответствующие изменения, которыми нормы, содержащие порядок предоставления муниципальных преференций приведены в соответствие с ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного просит прекратить производство по делу о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» №44, возбужденного в отношении Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края нарушения требований ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего:

Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было принято Решение от 11.09.2009 №41, утверждающее Положение о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска.

Разделом 4 Положения определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за городом Новопавловском Кировского района, порядок передачи муниципальной собственности в безвозмездное пользование, залог, а также обмен муниципальной собственности.

В соответствии с разделом 4 Положения – муниципальная собственность – недвижимость закрепляется в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям при их создании на основании решения Совета о создании муниципального учреждения, предприятия. Закрепление движимого имущества и дополнительно закрепляемого недвижимого в процессе деятельности муниципальных учреждений и предприятий производится распоряжением администрации города Новопавловска.

В соответствии с пунктом 4.3.1. Положения, муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, просвещения, науки и культуры; муниципальных предприятий, учреждений, некоммерческих организаций; решения социально-экономических задач, имеющих существенное значение в целом для населения города Новопавловска; в целях исполнения муниципального заказа, обеспечения деятельности общественных и благотворительных организаций, в иных случаях для сохранности и восстановления Муниципальной собственности и уменьшения расходов бюджета города Новопавловска на его содержание. Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование следующим категориям физических и юридических лиц: физическим лицам, не являющимся предпринимателями; некоммерческим организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим вкладов (долей, акций) в коммерческих организациях; органам местного самоуправления; органам государственной власти; муниципальным учреждениям и предприятиям, государственным учреждениям; благотворительным организациям; коммерческим организациям, в целях поддержки их социально-значимой деятельности;

В соответствии с пунктом 4.3.2. Положения, решение о передаче в безвозмездное пользование муниципальной собственности – недвижимого имущества принимает Совет депутатов, а в отношении движимого имущества - Администрация в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.1. в порядке установленном Положением.

Следовательно, при реализации требований Положения физические и юридические лица, получающие муниципальную собственность в безвозмездное пользование, имеют преимущества по сравнению с другими лицами, которые вынуждены брать данное имущество в аренду, либо приобретать его в собственность.

В соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Также п. 9 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлена возможность передачи в аренду государственного (муниципального) имущества в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона, а именно ст. 19 и ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции» путем предоставления государственных или муниципальных преференций, которые могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, исключительно в целях установленных частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с вышеизложенным предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке определенном ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» определены исчерпывающий перечень целей предоставления государственных или муниципальных преференций.

Однако перечень целей предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование определенных пунктом 4.3.1. Положения не соответствует целям предоставления преференций, указанным в ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, статья 19 ФЗ «О защите конкуренции» не содержит указаний на возможность ограничения права организаций на получение преференций в зависимости от организационно-правовой формы. Установив в пункте 4.3.1. Положения перечень организаций, которым может быть предоставлено муниципальное имущество в безвозмездное пользование, Совет депутатов города Новопавловска ограничил права других организаций на получение муниципальных преференций.

Основываясь на необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства орган местного самоуправления при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля обязан был привести Положение в соответствие с требованиями ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.3 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Однако пунктом 4.3.2. Положения, принятие решение о передаче в безвозмездное пользование муниципальной собственности недвижимого и движимого имущества установлено в нарушение ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю отклоняет доводы Совета депутатов города Новопавловска о том, что действующим законодательством РФ в области защиты конкуренции прямо не предусмотрен запрет на принятие органом местного самоуправления актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных преференций, не соответствующий требованиям, установленным главой 5 ФЗ «О защите конкуренции», и что данные действия не образуют состава правонарушения в связи с отсутствием одного из элементов — объективной стороны, в виду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Указанная норма содержит именно запрет на принятие органом местного самоуправления актов, в том числе, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данном случае Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было принято Решение, порядком которого при его реализации могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На рассмотрении дела было установлено, что Совет депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства, а именно представлено Решение Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 №19 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11 сентября 2009 №41 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска», в котором п. 4.3.1. Положения изложен в новой редакции «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в порядке определенном законом №135–ФЗ «О защите конкуренции», а п. 4.3.2. Положения исключен.

В соответствии с вышеизложенным, Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии и издании Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края Положения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41, которым муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций, а также отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушающих запрет принимать органами государственной власти субъекта РФ акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Закрепленный приведенными нормами запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края нарушившим ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в принятии и издании Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края Положения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41, которым муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций, а также отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, что создает условия для ограничения, устранения конкуренции, а именно преимущество хозяйствующих субъектов, получающих муниципальную собственность в безвозмездное пользование, по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые вынуждены приобретать данное имущество в аренду, либо в собственность.

2. Производство по делу прекратить, в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8428 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №44 о нарушения антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8428 [type] => solution [language] => ru [created] => 1360222918 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №44 о нарушения антимонопольного законодательства

12 июля 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Никитин С.И. – руководитель Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Воблов Д.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Рассмотрев дело №44 возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края, части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

27 марта 2012 года Инспекцией Ставропольского УФАС России была проведена плановая проверка органов местного самоуправления города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки №87 и установлено следующее.

Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41 утверждено Положение о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска.

Разделом 4 анализируемого Положения определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за городом Новопавловском Кировского района, порядок передачи муниципальной собственности в безвозмездное пользование, залог, а также обмен муниципальной собственности.

В соответствии с разделом 4 Положения – муниципальная собственность – недвижимость закрепляется в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям при их создании на основании решения Совета о создании муниципального учреждения, предприятия. Закрепление движимого имущества и дополнительно закрепляемого недвижимого в процессе деятельности муниципальных учреждений и предприятий производится распоряжением администрации города Новопавловска.

В соответствии с пунктом 4.3.1. Положения, муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, просвещения, науки и культуры; муниципальных предприятий, учреждений, некоммерческих организаций; решения социально-экономических задач, имеющих существенное значение в целом для населения города Новопавловска; в целях исполнения муниципального заказа, обеспечения деятельности общественных и благотворительных организаций, в иных случаях для сохранности и восстановления Муниципальной собственности и уменьшения расходов бюджета города Новопавловска на его содержание. Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование следующим категориям физических и юридических лиц: физическим лицам, не являющимся предпринимателями; некоммерческим организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим вкладов (долей, акций) в коммерческих организациях; органам местного самоуправления; органам государственной власти; муниципальным учреждениям и предприятиям, государственным учреждениям;; благотворительным организациям; коммерческим организациям, в целях поддержки их социально-значимой деятельности;

Решение о передаче в безвозмездное пользование Муниципальной собственности – недвижимого имущества принимает Совет депутатов, а в отношении движимого имущества - Администрация в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.1. в порядке установленном Положением.

Физические и юридические лица, получающие муниципальную собственность в безвозмездное пользование, имеют преимущества по сравнению с другими лицами, которые вынуждены брать данное имущество в аренду, либо приобретать его в собственность.

Следовательно, предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке определенном Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в действиях Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - в связи с тем, что муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций поименованных Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с чем, в отношении Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было возбуждено дело №44, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 21 июня 2012 г. рассмотрение дела №44 было назначено на 12 июля 2012 г.

Представители Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края на рассмотрение дела не прибыли, будучи, надлежащим образом, уведомленными о времени и месте. Представили письменные пояснения с приложением Решения Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 №19 вынесенного в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства. Каких-либо дополнительных объяснений или ходатайств не поступало.

Из письменных пояснений, за подписью председателя Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края <***>, следует, что возбуждение дел о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Совета депутатов МО г. Новопавловска не обоснованно.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции»).

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления установлен ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Объективной стороной состава правонарушения, выразившегося в нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, является фактически оконченное действие органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной преференции, в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Действующим законодательством РФ в области защиты конкуренции прямо не предусмотрен запрет на принятие органом местного самоуправления актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных преференций, не соответствующий требованиям, установленным главой 5 ФЗ «О защите конкуренции», а следовательно данные действия не образуют состава правонарушения в связи с отсутствием одного из элементов — объективной стороны.

Нарушением ФЗ «О защите конкуренции» будет являться непосредственное предоставление муниципальной преференции в нарушение требований закона, а поводом к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства, соответственно информация о наличии фактических обстоятельств, указывающих на предоставление муниципальной преференции в нарушение требований закона.

Советом депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края муниципальные преференции не предоставлялись.

Из содержания определений о назначении дел о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» к рассмотрению, обратного не усматривается, указания на наличие обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении муниципальных преференций отсутствуют.

Факт принятия Положения о порядке управления и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности города Новопавловска не привел к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке муниципального образования г. Новопавловска, росту или снижению цены товары, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товаров на товарном рынке муниципального образования г. Новопавловска, а следовательно действия Совета депутатов МО г. Новопавловска, выразившиеся в принятии Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, не содержат в себе признаки ограничения конкуренции.

Решением Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 года, в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Новопавловска внесены соответствующие изменения, которыми нормы, содержащие порядок предоставления муниципальных преференций приведены в соответствие с ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного просит прекратить производство по делу о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» №44, возбужденного в отношении Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края нарушения требований ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего:

Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было принято Решение от 11.09.2009 №41, утверждающее Положение о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска.

Разделом 4 Положения определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за городом Новопавловском Кировского района, порядок передачи муниципальной собственности в безвозмездное пользование, залог, а также обмен муниципальной собственности.

В соответствии с разделом 4 Положения – муниципальная собственность – недвижимость закрепляется в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям при их создании на основании решения Совета о создании муниципального учреждения, предприятия. Закрепление движимого имущества и дополнительно закрепляемого недвижимого в процессе деятельности муниципальных учреждений и предприятий производится распоряжением администрации города Новопавловска.

В соответствии с пунктом 4.3.1. Положения, муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, просвещения, науки и культуры; муниципальных предприятий, учреждений, некоммерческих организаций; решения социально-экономических задач, имеющих существенное значение в целом для населения города Новопавловска; в целях исполнения муниципального заказа, обеспечения деятельности общественных и благотворительных организаций, в иных случаях для сохранности и восстановления Муниципальной собственности и уменьшения расходов бюджета города Новопавловска на его содержание. Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование следующим категориям физических и юридических лиц: физическим лицам, не являющимся предпринимателями; некоммерческим организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим вкладов (долей, акций) в коммерческих организациях; органам местного самоуправления; органам государственной власти; муниципальным учреждениям и предприятиям, государственным учреждениям; благотворительным организациям; коммерческим организациям, в целях поддержки их социально-значимой деятельности;

В соответствии с пунктом 4.3.2. Положения, решение о передаче в безвозмездное пользование муниципальной собственности – недвижимого имущества принимает Совет депутатов, а в отношении движимого имущества - Администрация в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.1. в порядке установленном Положением.

Следовательно, при реализации требований Положения физические и юридические лица, получающие муниципальную собственность в безвозмездное пользование, имеют преимущества по сравнению с другими лицами, которые вынуждены брать данное имущество в аренду, либо приобретать его в собственность.

В соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Также п. 9 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлена возможность передачи в аренду государственного (муниципального) имущества в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона, а именно ст. 19 и ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции» путем предоставления государственных или муниципальных преференций, которые могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, исключительно в целях установленных частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с вышеизложенным предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке определенном ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» определены исчерпывающий перечень целей предоставления государственных или муниципальных преференций.

Однако перечень целей предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование определенных пунктом 4.3.1. Положения не соответствует целям предоставления преференций, указанным в ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, статья 19 ФЗ «О защите конкуренции» не содержит указаний на возможность ограничения права организаций на получение преференций в зависимости от организационно-правовой формы. Установив в пункте 4.3.1. Положения перечень организаций, которым может быть предоставлено муниципальное имущество в безвозмездное пользование, Совет депутатов города Новопавловска ограничил права других организаций на получение муниципальных преференций.

Основываясь на необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства орган местного самоуправления при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля обязан был привести Положение в соответствие с требованиями ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.3 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Однако пунктом 4.3.2. Положения, принятие решение о передаче в безвозмездное пользование муниципальной собственности недвижимого и движимого имущества установлено в нарушение ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю отклоняет доводы Совета депутатов города Новопавловска о том, что действующим законодательством РФ в области защиты конкуренции прямо не предусмотрен запрет на принятие органом местного самоуправления актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных преференций, не соответствующий требованиям, установленным главой 5 ФЗ «О защите конкуренции», и что данные действия не образуют состава правонарушения в связи с отсутствием одного из элементов — объективной стороны, в виду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Указанная норма содержит именно запрет на принятие органом местного самоуправления актов, в том числе, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данном случае Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было принято Решение, порядком которого при его реализации могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На рассмотрении дела было установлено, что Совет депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства, а именно представлено Решение Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 №19 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11 сентября 2009 №41 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска», в котором п. 4.3.1. Положения изложен в новой редакции «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в порядке определенном законом №135–ФЗ «О защите конкуренции», а п. 4.3.2. Положения исключен.

В соответствии с вышеизложенным, Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии и издании Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края Положения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41, которым муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций, а также отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушающих запрет принимать органами государственной власти субъекта РФ акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Закрепленный приведенными нормами запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края нарушившим ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в принятии и издании Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края Положения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41, которым муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций, а также отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, что создает условия для ограничения, устранения конкуренции, а именно преимущество хозяйствующих субъектов, получающих муниципальную собственность в безвозмездное пользование, по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые вынуждены приобретать данное имущество в аренду, либо в собственность.

2. Производство по делу прекратить, в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №44 о нарушения антимонопольного законодательства

12 июля 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Никитин С.И. – руководитель Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Воблов Д.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Рассмотрев дело №44 возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края, части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

27 марта 2012 года Инспекцией Ставропольского УФАС России была проведена плановая проверка органов местного самоуправления города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки №87 и установлено следующее.

Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41 утверждено Положение о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска.

Разделом 4 анализируемого Положения определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за городом Новопавловском Кировского района, порядок передачи муниципальной собственности в безвозмездное пользование, залог, а также обмен муниципальной собственности.

В соответствии с разделом 4 Положения – муниципальная собственность – недвижимость закрепляется в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям при их создании на основании решения Совета о создании муниципального учреждения, предприятия. Закрепление движимого имущества и дополнительно закрепляемого недвижимого в процессе деятельности муниципальных учреждений и предприятий производится распоряжением администрации города Новопавловска.

В соответствии с пунктом 4.3.1. Положения, муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, просвещения, науки и культуры; муниципальных предприятий, учреждений, некоммерческих организаций; решения социально-экономических задач, имеющих существенное значение в целом для населения города Новопавловска; в целях исполнения муниципального заказа, обеспечения деятельности общественных и благотворительных организаций, в иных случаях для сохранности и восстановления Муниципальной собственности и уменьшения расходов бюджета города Новопавловска на его содержание. Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование следующим категориям физических и юридических лиц: физическим лицам, не являющимся предпринимателями; некоммерческим организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим вкладов (долей, акций) в коммерческих организациях; органам местного самоуправления; органам государственной власти; муниципальным учреждениям и предприятиям, государственным учреждениям;; благотворительным организациям; коммерческим организациям, в целях поддержки их социально-значимой деятельности;

Решение о передаче в безвозмездное пользование Муниципальной собственности – недвижимого имущества принимает Совет депутатов, а в отношении движимого имущества - Администрация в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.1. в порядке установленном Положением.

Физические и юридические лица, получающие муниципальную собственность в безвозмездное пользование, имеют преимущества по сравнению с другими лицами, которые вынуждены брать данное имущество в аренду, либо приобретать его в собственность.

Следовательно, предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке определенном Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в действиях Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - в связи с тем, что муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций поименованных Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с чем, в отношении Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было возбуждено дело №44, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 21 июня 2012 г. рассмотрение дела №44 было назначено на 12 июля 2012 г.

Представители Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края на рассмотрение дела не прибыли, будучи, надлежащим образом, уведомленными о времени и месте. Представили письменные пояснения с приложением Решения Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 №19 вынесенного в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства. Каких-либо дополнительных объяснений или ходатайств не поступало.

Из письменных пояснений, за подписью председателя Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края <***>, следует, что возбуждение дел о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Совета депутатов МО г. Новопавловска не обоснованно.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции»).

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления установлен ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Объективной стороной состава правонарушения, выразившегося в нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, является фактически оконченное действие органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной преференции, в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Действующим законодательством РФ в области защиты конкуренции прямо не предусмотрен запрет на принятие органом местного самоуправления актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных преференций, не соответствующий требованиям, установленным главой 5 ФЗ «О защите конкуренции», а следовательно данные действия не образуют состава правонарушения в связи с отсутствием одного из элементов — объективной стороны.

Нарушением ФЗ «О защите конкуренции» будет являться непосредственное предоставление муниципальной преференции в нарушение требований закона, а поводом к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства, соответственно информация о наличии фактических обстоятельств, указывающих на предоставление муниципальной преференции в нарушение требований закона.

Советом депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края муниципальные преференции не предоставлялись.

Из содержания определений о назначении дел о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» к рассмотрению, обратного не усматривается, указания на наличие обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении муниципальных преференций отсутствуют.

Факт принятия Положения о порядке управления и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности города Новопавловска не привел к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке муниципального образования г. Новопавловска, росту или снижению цены товары, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товаров на товарном рынке муниципального образования г. Новопавловска, а следовательно действия Совета депутатов МО г. Новопавловска, выразившиеся в принятии Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, не содержат в себе признаки ограничения конкуренции.

Решением Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 года, в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Новопавловска внесены соответствующие изменения, которыми нормы, содержащие порядок предоставления муниципальных преференций приведены в соответствие с ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного просит прекратить производство по делу о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» №44, возбужденного в отношении Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Совета депутатов муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края нарушения требований ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего:

Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было принято Решение от 11.09.2009 №41, утверждающее Положение о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска.

Разделом 4 Положения определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за городом Новопавловском Кировского района, порядок передачи муниципальной собственности в безвозмездное пользование, залог, а также обмен муниципальной собственности.

В соответствии с разделом 4 Положения – муниципальная собственность – недвижимость закрепляется в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям при их создании на основании решения Совета о создании муниципального учреждения, предприятия. Закрепление движимого имущества и дополнительно закрепляемого недвижимого в процессе деятельности муниципальных учреждений и предприятий производится распоряжением администрации города Новопавловска.

В соответствии с пунктом 4.3.1. Положения, муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования, просвещения, науки и культуры; муниципальных предприятий, учреждений, некоммерческих организаций; решения социально-экономических задач, имеющих существенное значение в целом для населения города Новопавловска; в целях исполнения муниципального заказа, обеспечения деятельности общественных и благотворительных организаций, в иных случаях для сохранности и восстановления Муниципальной собственности и уменьшения расходов бюджета города Новопавловска на его содержание. Муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование следующим категориям физических и юридических лиц: физическим лицам, не являющимся предпринимателями; некоммерческим организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим вкладов (долей, акций) в коммерческих организациях; органам местного самоуправления; органам государственной власти; муниципальным учреждениям и предприятиям, государственным учреждениям; благотворительным организациям; коммерческим организациям, в целях поддержки их социально-значимой деятельности;

В соответствии с пунктом 4.3.2. Положения, решение о передаче в безвозмездное пользование муниципальной собственности – недвижимого имущества принимает Совет депутатов, а в отношении движимого имущества - Администрация в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.1. в порядке установленном Положением.

Следовательно, при реализации требований Положения физические и юридические лица, получающие муниципальную собственность в безвозмездное пользование, имеют преимущества по сравнению с другими лицами, которые вынуждены брать данное имущество в аренду, либо приобретать его в собственность.

В соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Также п. 9 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлена возможность передачи в аренду государственного (муниципального) имущества в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона, а именно ст. 19 и ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции» путем предоставления государственных или муниципальных преференций, которые могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, исключительно в целях установленных частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с вышеизложенным предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке определенном ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» определены исчерпывающий перечень целей предоставления государственных или муниципальных преференций.

Однако перечень целей предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование определенных пунктом 4.3.1. Положения не соответствует целям предоставления преференций, указанным в ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, статья 19 ФЗ «О защите конкуренции» не содержит указаний на возможность ограничения права организаций на получение преференций в зависимости от организационно-правовой формы. Установив в пункте 4.3.1. Положения перечень организаций, которым может быть предоставлено муниципальное имущество в безвозмездное пользование, Совет депутатов города Новопавловска ограничил права других организаций на получение муниципальных преференций.

Основываясь на необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства орган местного самоуправления при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля обязан был привести Положение в соответствие с требованиями ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.3 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Однако пунктом 4.3.2. Положения, принятие решение о передаче в безвозмездное пользование муниципальной собственности недвижимого и движимого имущества установлено в нарушение ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю отклоняет доводы Совета депутатов города Новопавловска о том, что действующим законодательством РФ в области защиты конкуренции прямо не предусмотрен запрет на принятие органом местного самоуправления актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных преференций, не соответствующий требованиям, установленным главой 5 ФЗ «О защите конкуренции», и что данные действия не образуют состава правонарушения в связи с отсутствием одного из элементов — объективной стороны, в виду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Указанная норма содержит именно запрет на принятие органом местного самоуправления актов, в том числе, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данном случае Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края было принято Решение, порядком которого при его реализации могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На рассмотрении дела было установлено, что Совет депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства, а именно представлено Решение Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 18 мая 2012 №19 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11 сентября 2009 №41 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска», в котором п. 4.3.1. Положения изложен в новой редакции «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в порядке определенном законом №135–ФЗ «О защите конкуренции», а п. 4.3.2. Положения исключен.

В соответствии с вышеизложенным, Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии и издании Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края Положения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41, которым муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций, а также отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушающих запрет принимать органами государственной власти субъекта РФ акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Закрепленный приведенными нормами запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края нарушившим ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в принятии и издании Советом депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края Положения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности города Новопавловска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 11.09.2009 №41, которым муниципальная собственность может предоставляться в безвозмездное пользование в целях поддержки и развития организаций, а также отдельным категориям физических и юридических лиц поименованных в Положении, что создает условия для ограничения, устранения конкуренции, а именно преимущество хозяйствующих субъектов, получающих муниципальную собственность в безвозмездное пользование, по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые вынуждены приобретать данное имущество в аренду, либо в собственность.

2. Производство по делу прекратить, в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №44 [format] => [safe_value] => №44 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрев дело №44 возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края, части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрев дело №44 возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов города Новопавловска Кировского муниципального образования Ставропольского края, части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-20 07:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-11 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1360222918 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )