Решение по делу №35 о нарушения антимонопольного законодательства

Номер дела: №35
Дата публикации: 14 августа 2012, 11:31

РЕШЕНИЕ

Дело №35

14 августа 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №35 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Дзержинского 213 а, кв. 4, г. Ставрополь) на высокие цены по газификации его домовладения по адресу ул. Свободная, 279 а, г. Ставрополь. 

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Ставропольгоргаз» за строительно-монтажные работы необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Ставропольгоргаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

26 августа 2011г. <***> обратился в ОАО «Ставропольгоргаз» с заявлением о газификации принадлежащего ему жилого дома. На основании заключенного договора № 03-07-5756/11 от 26 августа 2011года ОАО «Ставропольгоргаз» были выполнены проектные работы. Стоимость указанных работ была определена в соответствии со справочником базовых цен на проектные работы для строительства от 01.10.2006г. Данные работы заказчиком были приняты 22.09.2011г. без замечаний и добровольно оплачены в размере 13 301,20 руб.

05 октября 2011 года, специалистами ОАО «Ставропольгоргаз» было произведено обследование объекта по адресу город Ставрополь, ул. Свободная д.279, принадлежащего <***> на предмет определения объема строительно-монтажных работ.

16 октября 2011 года, во исполнение своих обязательств по договору №28-03-3697/11 от 22.08.2011г., ОАО «Ставропольгоргаз» были проведены работы по монтажу газового оборудования по указанному выше адресу. Акт выполненных работ подписан заказчиком без замечаний.

31.12.2011г. между ОАО «Ставропольгоргаз» и <***> был заключен договор № 04-03-5225/11 на монтажные работы. Сметная стоимость работ, которая была сформирована на основании территориальных единых расценок, введенных в действие Приказом Министерства ЖКХ, строительства и архитектуры СК от 10.09.2004г. №226, и предназначенных для определения прямых затрат по сметной стоимости строительных работ по устройству газоснабжения, а также для расчета за выполняемые работы, составила 129 629руб. 86коп. Сам договор и локальный сметный расчет были подписаны <***> добровольно. При этом каких-либо замечаний относительно стоимости работ и их объема, заказчик не высказывал.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и
юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. На момент заключения вышеуказанных договоров, <***> действовал добровольно, без какого-либо принуждения. Все договора и акты выполненных работ, в том числе локальный сметный расчет монтажных работ, им были подписаны без замечаний. На основании вышеизложенного ОАО «Ставропольгоргаз» считает, что действовал строго в рамках действующего законодательства.

Объем выполненных ОАО «Ставропольгоргаз» строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя в 2011 году в денежном выражении составил 21 623 379,77 руб. без НДС, включая сумму 3 867 016,20 руб., уплаченную субподрядным организациям, осуществлявшим указанные работы по договорам с ОАО «Ставропольгоргаз».

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя проведен в целях установления положения ОАО «Ставропольгоргаз» (адрес: 355012, г.Ставрополь, ул.Маяковского, 9) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Ставропольгоргаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя.  В указанных действиях ОАО «Ставропольгоргаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Ставропольгоргаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с  разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Ставропольгоргаз» договор на  снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Ставропольгоргаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код: 

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории г. Ставрополя. Рынок  услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ города Ставрополя.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории города Ставрополя услуги по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Ставропольгоргаз».

Потребителями услуг  по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя является население города Ставрополя, проживающее в частном секторе.

ОАО «Ставропольгоргаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя стали сведения, представленные ОАО «Ставропольгоргаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

Как следует из анализа объема услуг, оказанных хозяйствующими субъектами на территории г. Ставрополя и доли хозяйствующих субъектов на  рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов ОАО «Ставропольгоргаз» в  2011 году на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя имеет долю 57% и занимает доминирующее положение.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы  по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг: ОАО «Ставропольгоргаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы, что косвенно подтверждается появлением новых хозяйствующих субъектов на данном рынке, хотя доли их в настоящее время невелики. 

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ОАО «Ставропольгоргаз» имеет долю на рынке 57%  и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение. ОАО «Ставропольгоргаз» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги).

Таким образом, на ОАО «Ставропольгоргаз» рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя распространяются запреты установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Фактическими обстоятельствами дела установлено, что между ОАО «Ставропольгоргаз» и <***>, заключен договор №04-03-5225 от 31.12.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 28.06.2012 года, выполнить следующие виды работ: монтажные работы газового оборудования, по адресу: 355026, СК, г. Ставрополь, ул. Свободная, 246 а. Сумма оплаты составляет 129629 рублей включая НДС и может быть изменена по факту выполненных работ.

 Стоимость работ так же отражена в локально-сметном расчете на газификацию жилого дома №279 а ул. Свободная, в городе Ставрополе, связанных с работами  по переносу ПГ-4, установке дополнительной ПГ-4, установке двух тепло генераторов, демонтажу отопительного котла и замене газового счетчика, сумма работ составила 129629 рублей.

В ходе расследования управлением были направлены письма организациям, осуществляющие услуги по строительно-монтажным работам, для определения цен на сопоставимых рынках.

ОАО «Шпаковскрайгаз» письмом от 05.04.2012 года №445/01-14 предоставило стоимость работ согласно перечня, определенного ОАО «Ставропольгоргаз» в локально-сметном расчете на газификацию жилого дома №279 «а» ул. Свободная, в городе Ставрополе. При суммировании всех цен установлено, что стоимость работ будет составлять 19820,36. При этом, ОАО «Шпаковскрайгаз» указывает, что стоимость работ указаны с учетом коэффициента перевода цен в стоимость 4 квартала 2011 (К=6,616).

ООО «ТАСС», письмом от 03.04.2012 года за исходящим номером 26, сообщило, что работы на территории города Ставрополя не выполняет.

ЗАО «Ставропольорггаз», письмом от 28.03.2012 года №28/03-01, сообщило, что работы выполняет по ценам ОАО «Ставропольгоргаз».

ОАО «Ипатоворайгаз», письмом от 04.04.2012 года №667, рассчитало и представило в управление локальный сметный расчет б/н от 26.03.2012 года, согласно которому сумма работ составляет 40015,85 рублей.

ОАО «Пятигорскгоргаз», письмом от 09.04.2012 года за №323/23, представило выписку из прейскуранта по интересующим работам, необходимым для выполнения на объекте заявителя. Так, исходя из прейскуранта, стоимость услуги будет составлять 9729,9 рублей без стоимости материалов.

ОАО «Труновскрайгаз», письмом от 02.04.2012 года № 168/07, представило смету газификации жилого дома, согласно которой стоимость работ составляет  48587 рублей.

ОАО «Невинномыскгоргаз», письмом от 05.04.2012 года №01-14/218, представило смету газификации жилого дома, согласно которой стоимость работ составляет 49902,21 рублей.  

ОАО «Кисловодскгоргаз» письмом от 09.04.2012 года №7/233 представило сметный расчет, согласно которому стоимость работ составляет 39 922,83 рублей.  

ООО «Стройгаз» направило коммерческое предложение, согласно которого стоимость работ составила бы 37872 рублей.

Таким образом, стоимость работ по газификации жилого дома №279 а ул. Свободная, в городе Ставрополе, в размере 129629 рублей, является явно завышенной.

Так ОАО «Ставропольгоргаз», произведен расчет с использованием ТЕР расценок и, согласно которого стоимость составила 129629,86 рублей. Согласно этого же метода производят расчеты такие предприятия как ОАО «Кисловодскгоргаз», ОАО «Труновскрайгаз» и ОАО «Невинномысскгоргаз». У ОАО «Труновскрайгаз» стоимость работ составляет  48587 рублей. У ОАО «Невинномыскгоргаз» стоимость работ составляет 49902,21 рублей.  У ОАО «Кисловодскгоргаз» стоимость работ составляет 39 922,83 рублей.

В тоже время на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ в географических границах рынка г. Ставрополь оказывают услуги ООО «Стройгаз» стоимость работ, которого составила бы 37872 рублей и ОАО «Труновскрайгаз» стоимость работ составляет  48587 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимость работ составила на сопоставимых рынках около 50 000 рублей, в то время как у ОАО «Ставропольгоргаз» 126629,86 рублей.

Из чего комиссия пришла к выводу, что ОАО «Ставропольгоргаз» установило самую высокую цену на услугу по строительно-монтажным работам, выполняемых для <***>, при том, что перечисленные выше организации пользуются аналогичными методами расчета цены, и используют одинаковые повышающие коэффициенты.

Исследовав представленный обществом локально-сметный расчет на газификацию жилого дома №279 «а» ул. Свободная, в городе Ставрополе, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В соответствии со  статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено,  что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на строительно-монтажные и проектные работы при газификации жилого дома <***>.

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся установления монопольно высокой цены, превышающие сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно:

- отменить локально-сметный расчет на газификацию жилого дома №279 А ул. Свободная в г. Ставрополе на сумму 129 629 рублей 86 копеек;

- произвести перерасчет локально-сметного расчета на газификацию жилого дома №279 А ул. Свободная в г. Ставрополе в диапазоне цен установленного решением по данному делу сформировавшейся на сопоставимом рынке работ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8426 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №35 о нарушения антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8426 [type] => solution [language] => ru [created] => 1360222574 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №35

14 августа 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №35 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Дзержинского 213 а, кв. 4, г. Ставрополь) на высокие цены по газификации его домовладения по адресу ул. Свободная, 279 а, г. Ставрополь. 

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Ставропольгоргаз» за строительно-монтажные работы необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Ставропольгоргаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

26 августа 2011г. <***> обратился в ОАО «Ставропольгоргаз» с заявлением о газификации принадлежащего ему жилого дома. На основании заключенного договора № 03-07-5756/11 от 26 августа 2011года ОАО «Ставропольгоргаз» были выполнены проектные работы. Стоимость указанных работ была определена в соответствии со справочником базовых цен на проектные работы для строительства от 01.10.2006г. Данные работы заказчиком были приняты 22.09.2011г. без замечаний и добровольно оплачены в размере 13 301,20 руб.

05 октября 2011 года, специалистами ОАО «Ставропольгоргаз» было произведено обследование объекта по адресу город Ставрополь, ул. Свободная д.279, принадлежащего <***> на предмет определения объема строительно-монтажных работ.

16 октября 2011 года, во исполнение своих обязательств по договору №28-03-3697/11 от 22.08.2011г., ОАО «Ставропольгоргаз» были проведены работы по монтажу газового оборудования по указанному выше адресу. Акт выполненных работ подписан заказчиком без замечаний.

31.12.2011г. между ОАО «Ставропольгоргаз» и <***> был заключен договор № 04-03-5225/11 на монтажные работы. Сметная стоимость работ, которая была сформирована на основании территориальных единых расценок, введенных в действие Приказом Министерства ЖКХ, строительства и архитектуры СК от 10.09.2004г. №226, и предназначенных для определения прямых затрат по сметной стоимости строительных работ по устройству газоснабжения, а также для расчета за выполняемые работы, составила 129 629руб. 86коп. Сам договор и локальный сметный расчет были подписаны <***> добровольно. При этом каких-либо замечаний относительно стоимости работ и их объема, заказчик не высказывал.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и
юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. На момент заключения вышеуказанных договоров, <***> действовал добровольно, без какого-либо принуждения. Все договора и акты выполненных работ, в том числе локальный сметный расчет монтажных работ, им были подписаны без замечаний. На основании вышеизложенного ОАО «Ставропольгоргаз» считает, что действовал строго в рамках действующего законодательства.

Объем выполненных ОАО «Ставропольгоргаз» строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя в 2011 году в денежном выражении составил 21 623 379,77 руб. без НДС, включая сумму 3 867 016,20 руб., уплаченную субподрядным организациям, осуществлявшим указанные работы по договорам с ОАО «Ставропольгоргаз».

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя проведен в целях установления положения ОАО «Ставропольгоргаз» (адрес: 355012, г.Ставрополь, ул.Маяковского, 9) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Ставропольгоргаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя.  В указанных действиях ОАО «Ставропольгоргаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Ставропольгоргаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с  разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Ставропольгоргаз» договор на  снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Ставропольгоргаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код: 

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории г. Ставрополя. Рынок  услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ города Ставрополя.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории города Ставрополя услуги по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Ставропольгоргаз».

Потребителями услуг  по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя является население города Ставрополя, проживающее в частном секторе.

ОАО «Ставропольгоргаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя стали сведения, представленные ОАО «Ставропольгоргаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

Как следует из анализа объема услуг, оказанных хозяйствующими субъектами на территории г. Ставрополя и доли хозяйствующих субъектов на  рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов ОАО «Ставропольгоргаз» в  2011 году на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя имеет долю 57% и занимает доминирующее положение.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы  по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг: ОАО «Ставропольгоргаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы, что косвенно подтверждается появлением новых хозяйствующих субъектов на данном рынке, хотя доли их в настоящее время невелики. 

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ОАО «Ставропольгоргаз» имеет долю на рынке 57%  и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение. ОАО «Ставропольгоргаз» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги).

Таким образом, на ОАО «Ставропольгоргаз» рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя распространяются запреты установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Фактическими обстоятельствами дела установлено, что между ОАО «Ставропольгоргаз» и <***>, заключен договор №04-03-5225 от 31.12.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 28.06.2012 года, выполнить следующие виды работ: монтажные работы газового оборудования, по адресу: 355026, СК, г. Ставрополь, ул. Свободная, 246 а. Сумма оплаты составляет 129629 рублей включая НДС и может быть изменена по факту выполненных работ.

 Стоимость работ так же отражена в локально-сметном расчете на газификацию жилого дома №279 а ул. Свободная, в городе Ставрополе, связанных с работами  по переносу ПГ-4, установке дополнительной ПГ-4, установке двух тепло генераторов, демонтажу отопительного котла и замене газового счетчика, сумма работ составила 129629 рублей.

В ходе расследования управлением были направлены письма организациям, осуществляющие услуги по строительно-монтажным работам, для определения цен на сопоставимых рынках.

ОАО «Шпаковскрайгаз» письмом от 05.04.2012 года №445/01-14 предоставило стоимость работ согласно перечня, определенного ОАО «Ставропольгоргаз» в локально-сметном расчете на газификацию жилого дома №279 «а» ул. Свободная, в городе Ставрополе. При суммировании всех цен установлено, что стоимость работ будет составлять 19820,36. При этом, ОАО «Шпаковскрайгаз» указывает, что стоимость работ указаны с учетом коэффициента перевода цен в стоимость 4 квартала 2011 (К=6,616).

ООО «ТАСС», письмом от 03.04.2012 года за исходящим номером 26, сообщило, что работы на территории города Ставрополя не выполняет.

ЗАО «Ставропольорггаз», письмом от 28.03.2012 года №28/03-01, сообщило, что работы выполняет по ценам ОАО «Ставропольгоргаз».

ОАО «Ипатоворайгаз», письмом от 04.04.2012 года №667, рассчитало и представило в управление локальный сметный расчет б/н от 26.03.2012 года, согласно которому сумма работ составляет 40015,85 рублей.

ОАО «Пятигорскгоргаз», письмом от 09.04.2012 года за №323/23, представило выписку из прейскуранта по интересующим работам, необходимым для выполнения на объекте заявителя. Так, исходя из прейскуранта, стоимость услуги будет составлять 9729,9 рублей без стоимости материалов.

ОАО «Труновскрайгаз», письмом от 02.04.2012 года № 168/07, представило смету газификации жилого дома, согласно которой стоимость работ составляет  48587 рублей.

ОАО «Невинномыскгоргаз», письмом от 05.04.2012 года №01-14/218, представило смету газификации жилого дома, согласно которой стоимость работ составляет 49902,21 рублей.  

ОАО «Кисловодскгоргаз» письмом от 09.04.2012 года №7/233 представило сметный расчет, согласно которому стоимость работ составляет 39 922,83 рублей.  

ООО «Стройгаз» направило коммерческое предложение, согласно которого стоимость работ составила бы 37872 рублей.

Таким образом, стоимость работ по газификации жилого дома №279 а ул. Свободная, в городе Ставрополе, в размере 129629 рублей, является явно завышенной.

Так ОАО «Ставропольгоргаз», произведен расчет с использованием ТЕР расценок и, согласно которого стоимость составила 129629,86 рублей. Согласно этого же метода производят расчеты такие предприятия как ОАО «Кисловодскгоргаз», ОАО «Труновскрайгаз» и ОАО «Невинномысскгоргаз». У ОАО «Труновскрайгаз» стоимость работ составляет  48587 рублей. У ОАО «Невинномыскгоргаз» стоимость работ составляет 49902,21 рублей.  У ОАО «Кисловодскгоргаз» стоимость работ составляет 39 922,83 рублей.

В тоже время на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ в географических границах рынка г. Ставрополь оказывают услуги ООО «Стройгаз» стоимость работ, которого составила бы 37872 рублей и ОАО «Труновскрайгаз» стоимость работ составляет  48587 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимость работ составила на сопоставимых рынках около 50 000 рублей, в то время как у ОАО «Ставропольгоргаз» 126629,86 рублей.

Из чего комиссия пришла к выводу, что ОАО «Ставропольгоргаз» установило самую высокую цену на услугу по строительно-монтажным работам, выполняемых для <***>, при том, что перечисленные выше организации пользуются аналогичными методами расчета цены, и используют одинаковые повышающие коэффициенты.

Исследовав представленный обществом локально-сметный расчет на газификацию жилого дома №279 «а» ул. Свободная, в городе Ставрополе, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В соответствии со  статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено,  что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на строительно-монтажные и проектные работы при газификации жилого дома <***>.

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся установления монопольно высокой цены, превышающие сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно:

- отменить локально-сметный расчет на газификацию жилого дома №279 А ул. Свободная в г. Ставрополе на сумму 129 629 рублей 86 копеек;

- произвести перерасчет локально-сметного расчета на газификацию жилого дома №279 А ул. Свободная в г. Ставрополе в диапазоне цен установленного решением по данному делу сформировавшейся на сопоставимом рынке работ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №35

14 августа 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №35 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Дзержинского 213 а, кв. 4, г. Ставрополь) на высокие цены по газификации его домовладения по адресу ул. Свободная, 279 а, г. Ставрополь. 

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Ставропольгоргаз» за строительно-монтажные работы необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Ставропольгоргаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

26 августа 2011г. <***> обратился в ОАО «Ставропольгоргаз» с заявлением о газификации принадлежащего ему жилого дома. На основании заключенного договора № 03-07-5756/11 от 26 августа 2011года ОАО «Ставропольгоргаз» были выполнены проектные работы. Стоимость указанных работ была определена в соответствии со справочником базовых цен на проектные работы для строительства от 01.10.2006г. Данные работы заказчиком были приняты 22.09.2011г. без замечаний и добровольно оплачены в размере 13 301,20 руб.

05 октября 2011 года, специалистами ОАО «Ставропольгоргаз» было произведено обследование объекта по адресу город Ставрополь, ул. Свободная д.279, принадлежащего <***> на предмет определения объема строительно-монтажных работ.

16 октября 2011 года, во исполнение своих обязательств по договору №28-03-3697/11 от 22.08.2011г., ОАО «Ставропольгоргаз» были проведены работы по монтажу газового оборудования по указанному выше адресу. Акт выполненных работ подписан заказчиком без замечаний.

31.12.2011г. между ОАО «Ставропольгоргаз» и <***> был заключен договор № 04-03-5225/11 на монтажные работы. Сметная стоимость работ, которая была сформирована на основании территориальных единых расценок, введенных в действие Приказом Министерства ЖКХ, строительства и архитектуры СК от 10.09.2004г. №226, и предназначенных для определения прямых затрат по сметной стоимости строительных работ по устройству газоснабжения, а также для расчета за выполняемые работы, составила 129 629руб. 86коп. Сам договор и локальный сметный расчет были подписаны <***> добровольно. При этом каких-либо замечаний относительно стоимости работ и их объема, заказчик не высказывал.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и
юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. На момент заключения вышеуказанных договоров, <***> действовал добровольно, без какого-либо принуждения. Все договора и акты выполненных работ, в том числе локальный сметный расчет монтажных работ, им были подписаны без замечаний. На основании вышеизложенного ОАО «Ставропольгоргаз» считает, что действовал строго в рамках действующего законодательства.

Объем выполненных ОАО «Ставропольгоргаз» строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя в 2011 году в денежном выражении составил 21 623 379,77 руб. без НДС, включая сумму 3 867 016,20 руб., уплаченную субподрядным организациям, осуществлявшим указанные работы по договорам с ОАО «Ставропольгоргаз».

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя проведен в целях установления положения ОАО «Ставропольгоргаз» (адрес: 355012, г.Ставрополь, ул.Маяковского, 9) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Ставропольгоргаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя.  В указанных действиях ОАО «Ставропольгоргаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Ставропольгоргаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с  разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Ставропольгоргаз» договор на  снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Ставропольгоргаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код: 

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории г. Ставрополя. Рынок  услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ города Ставрополя.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории города Ставрополя услуги по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Ставропольгоргаз».

Потребителями услуг  по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя является население города Ставрополя, проживающее в частном секторе.

ОАО «Ставропольгоргаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя стали сведения, представленные ОАО «Ставропольгоргаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

Как следует из анализа объема услуг, оказанных хозяйствующими субъектами на территории г. Ставрополя и доли хозяйствующих субъектов на  рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов ОАО «Ставропольгоргаз» в  2011 году на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ  по газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Ставрополя имеет долю 57% и занимает доминирующее положение.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы  по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг: ОАО «Ставропольгоргаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы, что косвенно подтверждается появлением новых хозяйствующих субъектов на данном рынке, хотя доли их в настоящее время невелики. 

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ОАО «Ставропольгоргаз» имеет долю на рынке 57%  и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение. ОАО «Ставропольгоргаз» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги).

Таким образом, на ОАО «Ставропольгоргаз» рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории города Ставрополя распространяются запреты установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Фактическими обстоятельствами дела установлено, что между ОАО «Ставропольгоргаз» и <***>, заключен договор №04-03-5225 от 31.12.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 28.06.2012 года, выполнить следующие виды работ: монтажные работы газового оборудования, по адресу: 355026, СК, г. Ставрополь, ул. Свободная, 246 а. Сумма оплаты составляет 129629 рублей включая НДС и может быть изменена по факту выполненных работ.

 Стоимость работ так же отражена в локально-сметном расчете на газификацию жилого дома №279 а ул. Свободная, в городе Ставрополе, связанных с работами  по переносу ПГ-4, установке дополнительной ПГ-4, установке двух тепло генераторов, демонтажу отопительного котла и замене газового счетчика, сумма работ составила 129629 рублей.

В ходе расследования управлением были направлены письма организациям, осуществляющие услуги по строительно-монтажным работам, для определения цен на сопоставимых рынках.

ОАО «Шпаковскрайгаз» письмом от 05.04.2012 года №445/01-14 предоставило стоимость работ согласно перечня, определенного ОАО «Ставропольгоргаз» в локально-сметном расчете на газификацию жилого дома №279 «а» ул. Свободная, в городе Ставрополе. При суммировании всех цен установлено, что стоимость работ будет составлять 19820,36. При этом, ОАО «Шпаковскрайгаз» указывает, что стоимость работ указаны с учетом коэффициента перевода цен в стоимость 4 квартала 2011 (К=6,616).

ООО «ТАСС», письмом от 03.04.2012 года за исходящим номером 26, сообщило, что работы на территории города Ставрополя не выполняет.

ЗАО «Ставропольорггаз», письмом от 28.03.2012 года №28/03-01, сообщило, что работы выполняет по ценам ОАО «Ставропольгоргаз».

ОАО «Ипатоворайгаз», письмом от 04.04.2012 года №667, рассчитало и представило в управление локальный сметный расчет б/н от 26.03.2012 года, согласно которому сумма работ составляет 40015,85 рублей.

ОАО «Пятигорскгоргаз», письмом от 09.04.2012 года за №323/23, представило выписку из прейскуранта по интересующим работам, необходимым для выполнения на объекте заявителя. Так, исходя из прейскуранта, стоимость услуги будет составлять 9729,9 рублей без стоимости материалов.

ОАО «Труновскрайгаз», письмом от 02.04.2012 года № 168/07, представило смету газификации жилого дома, согласно которой стоимость работ составляет  48587 рублей.

ОАО «Невинномыскгоргаз», письмом от 05.04.2012 года №01-14/218, представило смету газификации жилого дома, согласно которой стоимость работ составляет 49902,21 рублей.  

ОАО «Кисловодскгоргаз» письмом от 09.04.2012 года №7/233 представило сметный расчет, согласно которому стоимость работ составляет 39 922,83 рублей.  

ООО «Стройгаз» направило коммерческое предложение, согласно которого стоимость работ составила бы 37872 рублей.

Таким образом, стоимость работ по газификации жилого дома №279 а ул. Свободная, в городе Ставрополе, в размере 129629 рублей, является явно завышенной.

Так ОАО «Ставропольгоргаз», произведен расчет с использованием ТЕР расценок и, согласно которого стоимость составила 129629,86 рублей. Согласно этого же метода производят расчеты такие предприятия как ОАО «Кисловодскгоргаз», ОАО «Труновскрайгаз» и ОАО «Невинномысскгоргаз». У ОАО «Труновскрайгаз» стоимость работ составляет  48587 рублей. У ОАО «Невинномыскгоргаз» стоимость работ составляет 49902,21 рублей.  У ОАО «Кисловодскгоргаз» стоимость работ составляет 39 922,83 рублей.

В тоже время на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ в географических границах рынка г. Ставрополь оказывают услуги ООО «Стройгаз» стоимость работ, которого составила бы 37872 рублей и ОАО «Труновскрайгаз» стоимость работ составляет  48587 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимость работ составила на сопоставимых рынках около 50 000 рублей, в то время как у ОАО «Ставропольгоргаз» 126629,86 рублей.

Из чего комиссия пришла к выводу, что ОАО «Ставропольгоргаз» установило самую высокую цену на услугу по строительно-монтажным работам, выполняемых для <***>, при том, что перечисленные выше организации пользуются аналогичными методами расчета цены, и используют одинаковые повышающие коэффициенты.

Исследовав представленный обществом локально-сметный расчет на газификацию жилого дома №279 «а» ул. Свободная, в городе Ставрополе, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В соответствии со  статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено,  что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на строительно-монтажные и проектные работы при газификации жилого дома <***>.

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся установления монопольно высокой цены, превышающие сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно:

- отменить локально-сметный расчет на газификацию жилого дома №279 А ул. Свободная в г. Ставрополе на сумму 129 629 рублей 86 копеек;

- произвести перерасчет локально-сметного расчета на газификацию жилого дома №279 А ул. Свободная в г. Ставрополе в диапазоне цен установленного решением по данному делу сформировавшейся на сопоставимом рынке работ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №35 [format] => [safe_value] => №35 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

рассмотрев дело №35 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

 

рассмотрев дело №35 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-14 07:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-01 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1360222574 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )