Решение по делу №94 о нарушения антимонопольного законодательства

Номер дела: №94
Дата публикации: 9 ноября 2012, 10:08

РЕШЕНИЕ

Дело №94

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №94 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 14), <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 17) и <***> (СНТ «Овощевод проезд 3, дом 24,) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу в заключении договора на поставку природного газа, так как жилые домовладения расположены на территории СНТ «Овощевод». Согласно предоставленным справкам СНТ «Овощевод» заявители не являются членами СТН «Овощевод».

Проанализировав представленную информацию управлением, было установлено, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением было направлено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо было направить проекты договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***>, <***> и <***>.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» письмами от 28.09.2012 года за №01-4650, 01-4651, 01-4649 поступившее в управление за входящими номерами 12101, 12100, 12099 28.09.2012 года предоставило уведомление о невыполнении предупреждения о прекращении действий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, общество считает свои действия обоснованными.

На основании изложенного было возбуждено дело в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***>, <***> и представитель <***> по доверенности <***> поддержали доводы жалобы, изложенные в заявлении, просят принять меры антимонопольного реагирования направленные на устранение нарушения их законных прав и интересов.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно постановлению Правительство РФ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» №549 от 21.07.2008г., ст. 539 ГК РФ основаниями для отказа от заключения договора поставки газа на коммунально-бытовые нужды являются:

- Отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих для таких газопровода, и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель - гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения.

- Отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты.

Отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ.) садоводческое некоммерческое товарищество представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членами в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе газоснабжения.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления. Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией и СНТ.

Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ. граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа с СНТ «Овощевод» на основании решения правления СНТ .

Абонентом является СНТ «Овощевод», чьи газовые сети присоединены к газовым сетям распределительной организации. Индивидуальный садовод не может выступать непосредственным абонентом (потребителем) в силу статьи 539 ГК РФ, поскольку не является ни владельцем ни собственником, ни единоличным пользователем устройств, оборудовании и иного имущества, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Поставка газа заявителю возможно лишь с использованием инфраструктуры СНТ - центрального газопровода товарищества, сооруженного за счет целевых взносов садоводов и фактически являющегося общей собственностью садоводов.

Индивидуальные садоводы, <***>, <***> и <***> обратились в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с заявлением о заключении прямого договора энергоснабжения своего садового участка. Им было разъяснено, что из участки присоединены к газовым сетям СНТ «Овощевод», которые находятся в их собственности.

Учет потребленного индивидуально садоводом газа технически не возможен, так как газовое оборудование отдельных садоводов присоединено к сетям садового товарищества, где потребляемый газ учитывается по единому узлу учета на границе балансовой принадлежности сетей.

Для заключения индивидуальных договоров на поставку газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и открытия лицевого счета, заявителям необходимо подключится к сетям газораспределительной организации и предоставить акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между внутренней сетью СНТ «Овощевод» и сетью индивидуального садового участка, как подтверждение технологического присоединения газовой сети садового участка к сети газораспределительной организации.

Газовые сети СНТ «Овощевод» присоединены к распределительным газовым сетям ОАО «Предгорныйрайгаз». Технические условия на подключение индивидуальных садовых домиков выдает также ОАО «Предгорныйрайгаз» на основании заявок, выданных председателем садового товарищества «Овощевод». ОАО «Предгорныйрайгаз» осуществляет техническое обслуживание газовых сетей по договору с СНТ «Овощевод» и техническое обслуживание газового оборудования садовых домиков.

Газификация СНТ «Овощевод», а именно сооружение газопровода на территории товарищества велось по решению садоводов - членов товарищества и финансировалось за счет целевых взносов садоводов. При этом все вопросы владения, распоряжения инфраструктурой должны решаться в установленном порядке, в том числе и в соответствии с Уставом и законом РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Правоотношения в сфере энергоснабжения (газоснабжения) товарищества имеют свою специфику и регулируются, в соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ в том числе Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также ведомственными нормативными актами энергоснабжающей организации в части снабжения некоммерческих организаций. Сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Таким образом, абонентом является та организация, чьи сети присоединены к сетям энергоснабжающей организации.

Из вышеизложенного следует, что поставка газа заявителям возможна лишь с использованием инфраструктуры товарищества - центрального газопровода товарищества, сооруженного за счет целевых взносов садоводов и фактически являющегося общей собственностью садоводов.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Управлением было установлено, что <***> направила в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 01.02.2012 года №5-м.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №33, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

<***> направила в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 15.02.2012 года за входящим №12-б.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №36, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

<***> направил в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 27.01.2012 года за входящим №18-с.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №32, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

Пунктом 13 Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 утверждены основания для отказа от заключения договора, а именно:

а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения;

б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;

в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;

г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

Данный перечень носит императивный, закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

Исходя из материалов проверки отказ ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» основан на том, что земельные участки заявителей расположены на территории садоводческого товарищества, поэтому поставка газа заявителям должна осуществляться в рамках заключенного договора поставки газа, заключенного с СНТ «Овощевод».

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в газоснабжение.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ член СНТ обязан:

- выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

- соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

В материалах проверки имеются справки СНТ «Овощевод», согласно которых указанные физические лица не являются членами СНТ.

Следовательно, оснований предусмотренных в пункте 13 Правил 549 для отказа в заключении договора поставки с физическими лицами у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имеется.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу <***>, <***> и <***> в заключении договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа в заключении договора поставки природного газа с <***>, <***>, <***>.

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 19, дом 14);

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 19, дом 17);

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 3, дом 24).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8215 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №94 о нарушения антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8215 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354515025 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №94

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №94 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 14), <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 17) и <***> (СНТ «Овощевод проезд 3, дом 24,) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу в заключении договора на поставку природного газа, так как жилые домовладения расположены на территории СНТ «Овощевод». Согласно предоставленным справкам СНТ «Овощевод» заявители не являются членами СТН «Овощевод».

Проанализировав представленную информацию управлением, было установлено, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением было направлено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо было направить проекты договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***>, <***> и <***>.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» письмами от 28.09.2012 года за №01-4650, 01-4651, 01-4649 поступившее в управление за входящими номерами 12101, 12100, 12099 28.09.2012 года предоставило уведомление о невыполнении предупреждения о прекращении действий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, общество считает свои действия обоснованными.

На основании изложенного было возбуждено дело в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***>, <***> и представитель <***> по доверенности <***> поддержали доводы жалобы, изложенные в заявлении, просят принять меры антимонопольного реагирования направленные на устранение нарушения их законных прав и интересов.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно постановлению Правительство РФ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» №549 от 21.07.2008г., ст. 539 ГК РФ основаниями для отказа от заключения договора поставки газа на коммунально-бытовые нужды являются:

- Отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих для таких газопровода, и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель - гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения.

- Отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты.

Отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ.) садоводческое некоммерческое товарищество представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членами в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе газоснабжения.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления. Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией и СНТ.

Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ. граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа с СНТ «Овощевод» на основании решения правления СНТ .

Абонентом является СНТ «Овощевод», чьи газовые сети присоединены к газовым сетям распределительной организации. Индивидуальный садовод не может выступать непосредственным абонентом (потребителем) в силу статьи 539 ГК РФ, поскольку не является ни владельцем ни собственником, ни единоличным пользователем устройств, оборудовании и иного имущества, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Поставка газа заявителю возможно лишь с использованием инфраструктуры СНТ - центрального газопровода товарищества, сооруженного за счет целевых взносов садоводов и фактически являющегося общей собственностью садоводов.

Индивидуальные садоводы, <***>, <***> и <***> обратились в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с заявлением о заключении прямого договора энергоснабжения своего садового участка. Им было разъяснено, что из участки присоединены к газовым сетям СНТ «Овощевод», которые находятся в их собственности.

Учет потребленного индивидуально садоводом газа технически не возможен, так как газовое оборудование отдельных садоводов присоединено к сетям садового товарищества, где потребляемый газ учитывается по единому узлу учета на границе балансовой принадлежности сетей.

Для заключения индивидуальных договоров на поставку газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и открытия лицевого счета, заявителям необходимо подключится к сетям газораспределительной организации и предоставить акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между внутренней сетью СНТ «Овощевод» и сетью индивидуального садового участка, как подтверждение технологического присоединения газовой сети садового участка к сети газораспределительной организации.

Газовые сети СНТ «Овощевод» присоединены к распределительным газовым сетям ОАО «Предгорныйрайгаз». Технические условия на подключение индивидуальных садовых домиков выдает также ОАО «Предгорныйрайгаз» на основании заявок, выданных председателем садового товарищества «Овощевод». ОАО «Предгорныйрайгаз» осуществляет техническое обслуживание газовых сетей по договору с СНТ «Овощевод» и техническое обслуживание газового оборудования садовых домиков.

Газификация СНТ «Овощевод», а именно сооружение газопровода на территории товарищества велось по решению садоводов - членов товарищества и финансировалось за счет целевых взносов садоводов. При этом все вопросы владения, распоряжения инфраструктурой должны решаться в установленном порядке, в том числе и в соответствии с Уставом и законом РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Правоотношения в сфере энергоснабжения (газоснабжения) товарищества имеют свою специфику и регулируются, в соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ в том числе Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также ведомственными нормативными актами энергоснабжающей организации в части снабжения некоммерческих организаций. Сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Таким образом, абонентом является та организация, чьи сети присоединены к сетям энергоснабжающей организации.

Из вышеизложенного следует, что поставка газа заявителям возможна лишь с использованием инфраструктуры товарищества - центрального газопровода товарищества, сооруженного за счет целевых взносов садоводов и фактически являющегося общей собственностью садоводов.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Управлением было установлено, что <***> направила в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 01.02.2012 года №5-м.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №33, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

<***> направила в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 15.02.2012 года за входящим №12-б.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №36, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

<***> направил в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 27.01.2012 года за входящим №18-с.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №32, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

Пунктом 13 Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 утверждены основания для отказа от заключения договора, а именно:

а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения;

б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;

в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;

г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

Данный перечень носит императивный, закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

Исходя из материалов проверки отказ ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» основан на том, что земельные участки заявителей расположены на территории садоводческого товарищества, поэтому поставка газа заявителям должна осуществляться в рамках заключенного договора поставки газа, заключенного с СНТ «Овощевод».

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в газоснабжение.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ член СНТ обязан:

- выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

- соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

В материалах проверки имеются справки СНТ «Овощевод», согласно которых указанные физические лица не являются членами СНТ.

Следовательно, оснований предусмотренных в пункте 13 Правил 549 для отказа в заключении договора поставки с физическими лицами у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имеется.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу <***>, <***> и <***> в заключении договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа в заключении договора поставки природного газа с <***>, <***>, <***>.

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 19, дом 14);

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 19, дом 17);

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 3, дом 24).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №94

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №94 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 14), <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 17) и <***> (СНТ «Овощевод проезд 3, дом 24,) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу в заключении договора на поставку природного газа, так как жилые домовладения расположены на территории СНТ «Овощевод». Согласно предоставленным справкам СНТ «Овощевод» заявители не являются членами СТН «Овощевод».

Проанализировав представленную информацию управлением, было установлено, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением было направлено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо было направить проекты договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***>, <***> и <***>.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» письмами от 28.09.2012 года за №01-4650, 01-4651, 01-4649 поступившее в управление за входящими номерами 12101, 12100, 12099 28.09.2012 года предоставило уведомление о невыполнении предупреждения о прекращении действий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, общество считает свои действия обоснованными.

На основании изложенного было возбуждено дело в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***>, <***> и представитель <***> по доверенности <***> поддержали доводы жалобы, изложенные в заявлении, просят принять меры антимонопольного реагирования направленные на устранение нарушения их законных прав и интересов.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно постановлению Правительство РФ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» №549 от 21.07.2008г., ст. 539 ГК РФ основаниями для отказа от заключения договора поставки газа на коммунально-бытовые нужды являются:

- Отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих для таких газопровода, и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель - гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения.

- Отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты.

Отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ.) садоводческое некоммерческое товарищество представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членами в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе газоснабжения.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления. Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией и СНТ.

Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ. граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа с СНТ «Овощевод» на основании решения правления СНТ .

Абонентом является СНТ «Овощевод», чьи газовые сети присоединены к газовым сетям распределительной организации. Индивидуальный садовод не может выступать непосредственным абонентом (потребителем) в силу статьи 539 ГК РФ, поскольку не является ни владельцем ни собственником, ни единоличным пользователем устройств, оборудовании и иного имущества, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Поставка газа заявителю возможно лишь с использованием инфраструктуры СНТ - центрального газопровода товарищества, сооруженного за счет целевых взносов садоводов и фактически являющегося общей собственностью садоводов.

Индивидуальные садоводы, <***>, <***> и <***> обратились в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с заявлением о заключении прямого договора энергоснабжения своего садового участка. Им было разъяснено, что из участки присоединены к газовым сетям СНТ «Овощевод», которые находятся в их собственности.

Учет потребленного индивидуально садоводом газа технически не возможен, так как газовое оборудование отдельных садоводов присоединено к сетям садового товарищества, где потребляемый газ учитывается по единому узлу учета на границе балансовой принадлежности сетей.

Для заключения индивидуальных договоров на поставку газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и открытия лицевого счета, заявителям необходимо подключится к сетям газораспределительной организации и предоставить акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между внутренней сетью СНТ «Овощевод» и сетью индивидуального садового участка, как подтверждение технологического присоединения газовой сети садового участка к сети газораспределительной организации.

Газовые сети СНТ «Овощевод» присоединены к распределительным газовым сетям ОАО «Предгорныйрайгаз». Технические условия на подключение индивидуальных садовых домиков выдает также ОАО «Предгорныйрайгаз» на основании заявок, выданных председателем садового товарищества «Овощевод». ОАО «Предгорныйрайгаз» осуществляет техническое обслуживание газовых сетей по договору с СНТ «Овощевод» и техническое обслуживание газового оборудования садовых домиков.

Газификация СНТ «Овощевод», а именно сооружение газопровода на территории товарищества велось по решению садоводов - членов товарищества и финансировалось за счет целевых взносов садоводов. При этом все вопросы владения, распоряжения инфраструктурой должны решаться в установленном порядке, в том числе и в соответствии с Уставом и законом РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Правоотношения в сфере энергоснабжения (газоснабжения) товарищества имеют свою специфику и регулируются, в соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ в том числе Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также ведомственными нормативными актами энергоснабжающей организации в части снабжения некоммерческих организаций. Сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Таким образом, абонентом является та организация, чьи сети присоединены к сетям энергоснабжающей организации.

Из вышеизложенного следует, что поставка газа заявителям возможна лишь с использованием инфраструктуры товарищества - центрального газопровода товарищества, сооруженного за счет целевых взносов садоводов и фактически являющегося общей собственностью садоводов.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Управлением было установлено, что <***> направила в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 01.02.2012 года №5-м.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №33, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

<***> направила в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 15.02.2012 года за входящим №12-б.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №36, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

<***> направил в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявление о заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Заявление получено 27.01.2012 года за входящим №18-с.

20.02.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в г. Ессентуки направило <***> письмо №32, в котором указало, что действующим законодательством открытие лицевого счета и заключение индивидуального договора поставки газа с потребителями, расположенными на территории садового, коммерческого товарищества «Овощевод» на землях, выделенных под садоводство и огородничество его газовыми сетями, не предусмотрено. Поставка газа садоводческому, некоммерческому товариществу «Овощевод» осуществляется на основании договора, с учетом потребления газа по единому узлу.

Пунктом 13 Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 утверждены основания для отказа от заключения договора, а именно:

а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения;

б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;

в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;

г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

Данный перечень носит императивный, закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

Исходя из материалов проверки отказ ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» основан на том, что земельные участки заявителей расположены на территории садоводческого товарищества, поэтому поставка газа заявителям должна осуществляться в рамках заключенного договора поставки газа, заключенного с СНТ «Овощевод».

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в газоснабжение.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ член СНТ обязан:

- выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

- соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

В материалах проверки имеются справки СНТ «Овощевод», согласно которых указанные физические лица не являются членами СНТ.

Следовательно, оснований предусмотренных в пункте 13 Правил 549 для отказа в заключении договора поставки с физическими лицами у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имеется.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу <***>, <***> и <***> в заключении договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа в заключении договора поставки природного газа с <***>, <***>, <***>.

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42а, г. Ставрополь, 355037) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 19, дом 14);

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 19, дом 17);

- принять меры по заключению договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на жилой дом <***> (г. Ессентуки, СНТ «Овощевод» проезд, 3, дом 24).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №94 [format] => [safe_value] => №94 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 14), <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 17) и <***> (СНТ «Овощевод проезд 3, дом 24,) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу в заключении договора на поставку природного газа, так как жилые домовладения расположены на территории СНТ «Овощевод». Согласно предоставленным справкам СНТ «Овощевод» заявители не являются членами СТН «Овощевод».

[format] => full_html [safe_value] =>

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 14), <***> (СНТ «Овощевод проезд, 19, дом. 17) и <***> (СНТ «Овощевод проезд 3, дом 24,) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу в заключении договора на поставку природного газа, так как жилые домовладения расположены на территории СНТ «Овощевод». Согласно предоставленным справкам СНТ «Овощевод» заявители не являются членами СТН «Овощевод».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-09 06:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-25 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354515025 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )