Решение по делу №81 о нарушения антимонопольного законодательства

Номер дела: №81
Дата публикации: 9 ноября 2012, 10:04

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.

В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.

Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.

Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).

Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Светлоградрайгаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».

Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.

ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.

 

 

 

Таблица №1

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

 

 

№п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

ОАО «Светлоградрайгаз»

ул. Комсомольская, д. 59,

г. Светлоград,

Ставропольский край, 356500

2

ООО «Идеал 2000»

ул. Ленина, 481,
г. Ставрополь, 355000

3

ООО «Ставропольгазстрой»

ул. Доваторцев, 40А,
г. Ставрополь, 355000

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.

Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.

Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.

 ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.

Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.

Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:

- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.

- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.

На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».

В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.

В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:

ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.

ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.

Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.

Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.

В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.

Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:

- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);

- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8214 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №81 о нарушения антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8214 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354514884 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.

В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.

Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.

Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).

Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Светлоградрайгаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».

Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.

ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.

 

 

 

Таблица №1

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

 

 

№п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

ОАО «Светлоградрайгаз»

ул. Комсомольская, д. 59,

г. Светлоград,

Ставропольский край, 356500

2

ООО «Идеал 2000»

ул. Ленина, 481,
г. Ставрополь, 355000

3

ООО «Ставропольгазстрой»

ул. Доваторцев, 40А,
г. Ставрополь, 355000

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.

Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.

Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.

 ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.

Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.

Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:

- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.

- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.

На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».

В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.

В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:

ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.

ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.

Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.

Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.

В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.

Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:

- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);

- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.

В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.

Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.

Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).

Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Светлоградрайгаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».

Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.

ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.

 

 

 

Таблица №1

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

 

 

№п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

ОАО «Светлоградрайгаз»

ул. Комсомольская, д. 59,

г. Светлоград,

Ставропольский край, 356500

2

ООО «Идеал 2000»

ул. Ленина, 481,
г. Ставрополь, 355000

3

ООО «Ставропольгазстрой»

ул. Доваторцев, 40А,
г. Ставрополь, 355000

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.

Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.

Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.

 ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.

Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.

Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:

- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.

- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.

На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».

В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.

В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:

ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.

ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.

Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.

Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.

В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.

Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:

- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);

- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №81 [format] => [safe_value] => №81 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.

[format] => full_html [safe_value] =>

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-09 06:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-25 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354514884 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )