РЕШЕНИЕ
09 ноября 2012 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.
По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.
ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.
В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.
Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.
Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).
Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);
- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.
В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:
- ОАО «Светлоградрайгаз»;
- хозяйствующих субъектов – участников рынка;
- классификаторов и иных нормативных актов.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.
Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.
До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.
После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.
В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:
- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.
В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.
Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.
Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».
Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.
ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.
Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.
| | Таблица №1 |
| Состав хозяйствующих субъектов |
| | |
№п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | Адрес |
1 | ОАО «Светлоградрайгаз» | ул. Комсомольская, д. 59, г. Светлоград, Ставропольский край, 356500 |
2 | ООО «Идеал 2000» | ул. Ленина, 481, г. Ставрополь, 355000 |
3 | ООО «Ставропольгазстрой» | ул. Доваторцев, 40А, г. Ставрополь, 355000 |
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.
ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.
Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.
Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.
Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.
ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.
Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.
Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.
Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:
- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.
- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.
На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».
В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.
В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:
ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.
ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.
ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.
ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.
Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.
Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.
В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.
В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.
Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:
- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);
- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 8214
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №81 о нарушения антимонопольного законодательства
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8214
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1354514884
[changed] => 1368722423
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368722423
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2012 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.
По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.
ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.
В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.
Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.
Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).
Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);
- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.
В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:
- ОАО «Светлоградрайгаз»;
- хозяйствующих субъектов – участников рынка;
- классификаторов и иных нормативных актов.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.
Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.
До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.
После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.
В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:
- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.
В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.
Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.
Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».
Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.
ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.
Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.
| | Таблица №1 |
| Состав хозяйствующих субъектов |
| | |
№п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | Адрес |
1 | ОАО «Светлоградрайгаз» | ул. Комсомольская, д. 59, г. Светлоград, Ставропольский край, 356500 |
2 | ООО «Идеал 2000» | ул. Ленина, 481, г. Ставрополь, 355000 |
3 | ООО «Ставропольгазстрой» | ул. Доваторцев, 40А, г. Ставрополь, 355000 |
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.
ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.
Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.
Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.
Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.
ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.
Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.
Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.
Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:
- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.
- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.
На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».
В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.
В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:
ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.
ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.
ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.
ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.
Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.
Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.
В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.
В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.
Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:
- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);
- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2012 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.
По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.
ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.
В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.
Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.
Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).
Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);
- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.
В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:
- ОАО «Светлоградрайгаз»;
- хозяйствующих субъектов – участников рынка;
- классификаторов и иных нормативных актов.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.
Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.
До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.
После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.
В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:
- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.
В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.
Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.
Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».
Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.
ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.
Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.
|
|
Таблица №1
|
|
Состав хозяйствующих субъектов
|
|
|
|
№п/п
|
Наименование хозяйствующего субъекта
|
Адрес
|
1
|
ОАО «Светлоградрайгаз»
|
ул. Комсомольская, д. 59,
г. Светлоград,
Ставропольский край, 356500
|
2
|
ООО «Идеал 2000»
|
ул. Ленина, 481, г. Ставрополь, 355000
|
3
|
ООО «Ставропольгазстрой»
|
ул. Доваторцев, 40А, г. Ставрополь, 355000
|
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.
ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.
Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.
Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.
Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.
ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.
Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.
Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.
Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:
- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.
- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.
На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».
В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.
В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:
ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.
ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.
ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.
ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.
Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.
Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.
В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.
В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.
Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:
- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);
- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №81
[format] =>
[safe_value] => №81
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.
[format] => full_html
[safe_value] =>
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 12
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 39
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 39
[vid] => 6
[name] => Водо- и газоснабжение
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-11-09 06:04:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-25 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1354514884
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ставропольское УФАС России
)