Решение по делу №26 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №26
Дата публикации: 20 июня 2012, 10:38

РЕШЕНИЕ

Дело №26

20 июня 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №26 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю из Предгорного межрайонного следственного комитета поступили материалы проверки по факту заявления <***> о неправомерных действиях сотрудников ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по прекращению поставки электрической энергии в его домовладение <***>, ст. Ессентукская, в результате отключения объекта – магазин «овощи-фрукты» по ул. <***>.

Ставропольским УФАС России проведена камеральная проверка, согласно приказа №155 от 14.03.2012 года «О проведении камеральной проверки», по результатом которой установлено, что в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело №26 о нарушении антимонопольного законодательства.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, <***> и <***>,  на рассмотрения дела не прибыли, заявили ходатайства о рассмотрении в их отсутствие. В соответствии с письменными пояснениями <***> и <***> они считают действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению поставки электрической энергии в жилое домовладение по адресу ул. <***> ст. Ессентукская, необоснованными и незаконными, просят принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представители ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» пояснили следующее. Договора, заключенного между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и <***> на жилой дом, расположенный по адресу: ул. <***> (ул. <***>) не имеется. Ограничения потребления электроэнергии <***> не производилось. С 03.11.2011г. собственником данного домовладения является <***>.

Согласно бланкам заданий № 219, 220 от 28.12.2011г. контролёрам <***> и <***> было поручено провести обход абонентов задолжников по ул. <***>.

При осмотре объекта, расположенного по адресу: ул. <***> было обнаружено, что в магазине «Овощи-фрукты», расположенном по данному адресу используется электрическая энергия в коммерческих целях без соответствующего договора электроснабжения. На основании данного факта контролёрами <***>, <***> и инженером ОУ и КЭ О.Ю. Нечаевой   был   составлен    акт   №   026 от   28.12.2011г. В тот же день акт № 026 от 28.12.2011г. был передан участку «Энергосбыт». Начальником участка <***> проведена проверка факта отсутствия в базе лицевых счетов юридических лиц по ст. Ессентукской потребителя по адресу: ул. <***>. Потребителя, с которым в порядке, установленном п. 62 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства № 530 от 31.08.2006г. (далее Основные положения), заключен договор энергоснабжения по данному адресу не имелось.

10.01.2012г. <***>. явилась в участок «Энергосбыт» и сообщила, что она является собственником земельного участка и дома по ул. <***>, о чем указано в свидетельствах о государственной регистрации права от 03.11.2011г. № 26-АЗ 627721 и № 26-АЗ 627721.

В связи с этим 10.01.2012г. она подала заявку на осуществление технологического   присоединения   магазина,   расположенного   по   адресу:   ст. Ессентукская,      ул.   <***>          характер     нагрузки   коммерческая.

Подача заявки на технологическое присоединение не дает право абоненту на бездоговорное потребление электроэнергии.

В     соответствии     с       «Правилами     технологического     присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. после подачи заявки заключается Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, который сторонами был подписан 13.01.2012г. и который содержит следующие существенные условия:

перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора;

обязательства сторон по их выполнению;

срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

ответственность сторон за несоблюдение установленных договором сроков исполнения своих обязательств;

порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

размер платы за технологическое присоединение;

- порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

После выполнения данных условий договора осуществляется фактическое присоединение.

Однако, 11.01.2012 контролёр <***> и инженер ОУ и КЭ О.Ю. Нечаева вновь обнаружили бездоговорное потребление в магазине «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ст. Ессентукская, ул. <***>, (ул. <***>). Работников участка электросети к узлу учёта для отключения магазина и проведения осмотра схемы электроснабжения с целью выявления факта подключения к магазину «Овощи-фрукты» прочих (возможно жилых объектов) не допустили, о чем был составлен Акт № 061 от 11.01.2012г. Абоненту было выдано предписание о необходимости явиться в участок электросети для решения вопроса об оплате за бездоговорное потребление электроэнергии магазина «Овощи-фрукты» в соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее Основные положения), утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г.

16.01.2012г. абонент явился в участок электросети и ему был предъявлен "Акт о перерасчёте электроэнергии", в соответствии с п. 152 Основных положений. С актом он не согласился, оплату по данному акту не произвел и не прекратил бездоговорное потребление электроэнергии по указанному адресу.

На основании того, что пунктом 161 Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления может вводиться в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии была подготовлена и передана участку электросети коммерческая заявка №  01-03/09 от 16.01.2012г. на ограничение режима потребления электрической энергии магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ст. Ессентукская, ул. <***>.

16.01.2012г. абоненту вводится частичное ограничение режима потребления сроком на два дня, в соответствии с п. 164 Основных положений «...частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.»

18.01.2012г. электроснабжение возобновляется. Однако бездоговорное потребление электроэнергии магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ул. <***> не прекратилось.

23.01.2012г. абоненту вводится полное ограничение подачи электрической энергии в соответствии с п. 151 Основных положений: «...при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии».

27.01.2012 по требованию Прокуратуры Предгорного района электроснабжение абонента по адресу Мичурина, д. 80 (Этокская, 37) полностью возобновлено.

В соответствии с изложенным выше, отключение абонента <***> по адресу <***> (<***>) было произведено персоналом участка электросети ст. Ессентукская в рамках проводимой работы по выявлению и прекращению фактов бездоговорного потребления электроэнергии, используемой в коммерческих целях, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области электроэнергетики. Дополнительно сообщаем, что Акт о перерасчете электроэнергии и досудебное предупреждение выписывались на имя <***> потому что лицевой счет № 100105/08 по адресу ст. Ессентукская, ул. <***> собственником - <***> до сих пор не переоформлен на собственное имя.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии. В соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края № 23 от 16.10.2006 ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в ст. Ессентукской Предгорного района.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 № 23. Являясь гарантирующим поставщиком, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение в ст. Ессентукская на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

28.12.2011 года ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» составлен акт №26, согласно которого по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. <***>, потребитель пользуется электрической энергией в отсутствие заключенного договора поставки электрической энергии.

11.01.2012 года составлен акт №061, согласно которого по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. <***> на момент попытки отключения электрической энергии, абонент не допустил к ПУ для отключения торгового павельона.

16.01.2012 года начальником участка «Электросбыт» подготовлена коммерческая заявка №01-03/09 на отключение объекта по ул. <***> – магазин «овощи-фрукты».

16.01.2012 года согласно акта о приостановлении (ограничении) подачи электроэнергии, абоненту <***>, в связи с безучетным потреблением электроэнергии ограничена подача электрической энергии до ликвидации нарушения. Введено ограничение поставки электрической энергии.

Такой же акт был составлен 23.01.2012 года. Введено ограничение поставки электрической энергии.

Согласно представленной схемы электроснабжения магазина по адресу: ст. Ессенуткская, ул. <***>, магазин «Овощи-фрукты» расположенный по адресу ул. <***> подключен через сеть электроснабжения – жилого дома ул.  <***>.

Жилое домовладение по ул.  <***> находится в долевой собственности. Договор энергоснабжения электрической энергией осуществляется  <***>, в соответствии с лицевым счетом 100105/1/08. Задолженность по оплате отсутствует.

Следовательно, можно сделать вывод, о незаконном введении ограничения подачи электрической энергии <***> в его домовладение исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила предоставления коммунальных услуг для граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (далее Правила 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктами 79 и 80 Правил N 307 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель может приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.

В силу пункта 80 Правил N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера оплаты, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Пунктами 85 и 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить: а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Доказательства того, что имеется ли какое либо основание для введения ограничения поставки электрической энергии в жилое домовладение <***> в результате проверки установлено не было.

Следовательно, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» производя ограничение потребления электрической энергии объекта по ул. <***>, необоснованно ввело ограничение потребление электрической энергии в домовладение по ул. <***>.

По доводу бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно частям 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В пункте 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) установлен перечень случаев ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе выявление факта бездоговорного или безучетного ее потребления, возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Названный перечень является исчерпывающим.

В пункте 151 Правил N 530 установлено, что при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии. Разделом 13 Правил 530 определен  порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий, при любом основании введения ограничения режима потребления электрической энергии инициатор введения ограничения режима потребителя обязан направить уведомление о предстоящем введении ограничения, что ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» выполнено не было, доказательства направления уведомления ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» не направило и в материалах дела отсутствуют.

Потребление электрической энергии жилого домовладения по ул. <***> ст. Ессентукская осуществляется с физическим лицом <***>. На его имя открыт лицевой счет и осуществляется прием денежных средств. Пунктом 64 Правил 530 определено, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Следовательно, оснований утверждать о бездоговорном потреблении электрической энергии ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» не имеется.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Факт нарушения так же подтвержден органами прокуратуры, так как ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» выдано представление Прокуратуры Предгорного района от 27.01.2012 года за №07-10-2012 «Об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, жилищного законодательства Российской Федерации», которое  ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» было выполнено - электроснабжение абонента по адресу Мичурина, д. 80 (Этокская, 37) полностью возобновлено.

На момент рассмотрения дела поставка электрической энергии на объект домовладения по ул. <***>, ст. Ессентукская возобновлена. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» нарушившей пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту ограничения потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, ст. Ессентукская.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7630 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №26 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7630 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340865607 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №26

20 июня 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №26 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю из Предгорного межрайонного следственного комитета поступили материалы проверки по факту заявления <***> о неправомерных действиях сотрудников ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по прекращению поставки электрической энергии в его домовладение <***>, ст. Ессентукская, в результате отключения объекта – магазин «овощи-фрукты» по ул. <***>.

Ставропольским УФАС России проведена камеральная проверка, согласно приказа №155 от 14.03.2012 года «О проведении камеральной проверки», по результатом которой установлено, что в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело №26 о нарушении антимонопольного законодательства.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, <***> и <***>,  на рассмотрения дела не прибыли, заявили ходатайства о рассмотрении в их отсутствие. В соответствии с письменными пояснениями <***> и <***> они считают действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению поставки электрической энергии в жилое домовладение по адресу ул. <***> ст. Ессентукская, необоснованными и незаконными, просят принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представители ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» пояснили следующее. Договора, заключенного между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и <***> на жилой дом, расположенный по адресу: ул. <***> (ул. <***>) не имеется. Ограничения потребления электроэнергии <***> не производилось. С 03.11.2011г. собственником данного домовладения является <***>.

Согласно бланкам заданий № 219, 220 от 28.12.2011г. контролёрам <***> и <***> было поручено провести обход абонентов задолжников по ул. <***>.

При осмотре объекта, расположенного по адресу: ул. <***> было обнаружено, что в магазине «Овощи-фрукты», расположенном по данному адресу используется электрическая энергия в коммерческих целях без соответствующего договора электроснабжения. На основании данного факта контролёрами <***>, <***> и инженером ОУ и КЭ О.Ю. Нечаевой   был   составлен    акт   №   026 от   28.12.2011г. В тот же день акт № 026 от 28.12.2011г. был передан участку «Энергосбыт». Начальником участка <***> проведена проверка факта отсутствия в базе лицевых счетов юридических лиц по ст. Ессентукской потребителя по адресу: ул. <***>. Потребителя, с которым в порядке, установленном п. 62 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства № 530 от 31.08.2006г. (далее Основные положения), заключен договор энергоснабжения по данному адресу не имелось.

10.01.2012г. <***>. явилась в участок «Энергосбыт» и сообщила, что она является собственником земельного участка и дома по ул. <***>, о чем указано в свидетельствах о государственной регистрации права от 03.11.2011г. № 26-АЗ 627721 и № 26-АЗ 627721.

В связи с этим 10.01.2012г. она подала заявку на осуществление технологического   присоединения   магазина,   расположенного   по   адресу:   ст. Ессентукская,      ул.   <***>          характер     нагрузки   коммерческая.

Подача заявки на технологическое присоединение не дает право абоненту на бездоговорное потребление электроэнергии.

В     соответствии     с       «Правилами     технологического     присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. после подачи заявки заключается Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, который сторонами был подписан 13.01.2012г. и который содержит следующие существенные условия:

перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора;

обязательства сторон по их выполнению;

срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

ответственность сторон за несоблюдение установленных договором сроков исполнения своих обязательств;

порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

размер платы за технологическое присоединение;

- порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

После выполнения данных условий договора осуществляется фактическое присоединение.

Однако, 11.01.2012 контролёр <***> и инженер ОУ и КЭ О.Ю. Нечаева вновь обнаружили бездоговорное потребление в магазине «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ст. Ессентукская, ул. <***>, (ул. <***>). Работников участка электросети к узлу учёта для отключения магазина и проведения осмотра схемы электроснабжения с целью выявления факта подключения к магазину «Овощи-фрукты» прочих (возможно жилых объектов) не допустили, о чем был составлен Акт № 061 от 11.01.2012г. Абоненту было выдано предписание о необходимости явиться в участок электросети для решения вопроса об оплате за бездоговорное потребление электроэнергии магазина «Овощи-фрукты» в соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее Основные положения), утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г.

16.01.2012г. абонент явился в участок электросети и ему был предъявлен "Акт о перерасчёте электроэнергии", в соответствии с п. 152 Основных положений. С актом он не согласился, оплату по данному акту не произвел и не прекратил бездоговорное потребление электроэнергии по указанному адресу.

На основании того, что пунктом 161 Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления может вводиться в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии была подготовлена и передана участку электросети коммерческая заявка №  01-03/09 от 16.01.2012г. на ограничение режима потребления электрической энергии магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ст. Ессентукская, ул. <***>.

16.01.2012г. абоненту вводится частичное ограничение режима потребления сроком на два дня, в соответствии с п. 164 Основных положений «...частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.»

18.01.2012г. электроснабжение возобновляется. Однако бездоговорное потребление электроэнергии магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ул. <***> не прекратилось.

23.01.2012г. абоненту вводится полное ограничение подачи электрической энергии в соответствии с п. 151 Основных положений: «...при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии».

27.01.2012 по требованию Прокуратуры Предгорного района электроснабжение абонента по адресу Мичурина, д. 80 (Этокская, 37) полностью возобновлено.

В соответствии с изложенным выше, отключение абонента <***> по адресу <***> (<***>) было произведено персоналом участка электросети ст. Ессентукская в рамках проводимой работы по выявлению и прекращению фактов бездоговорного потребления электроэнергии, используемой в коммерческих целях, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области электроэнергетики. Дополнительно сообщаем, что Акт о перерасчете электроэнергии и досудебное предупреждение выписывались на имя <***> потому что лицевой счет № 100105/08 по адресу ст. Ессентукская, ул. <***> собственником - <***> до сих пор не переоформлен на собственное имя.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии. В соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края № 23 от 16.10.2006 ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в ст. Ессентукской Предгорного района.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 № 23. Являясь гарантирующим поставщиком, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение в ст. Ессентукская на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

28.12.2011 года ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» составлен акт №26, согласно которого по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. <***>, потребитель пользуется электрической энергией в отсутствие заключенного договора поставки электрической энергии.

11.01.2012 года составлен акт №061, согласно которого по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. <***> на момент попытки отключения электрической энергии, абонент не допустил к ПУ для отключения торгового павельона.

16.01.2012 года начальником участка «Электросбыт» подготовлена коммерческая заявка №01-03/09 на отключение объекта по ул. <***> – магазин «овощи-фрукты».

16.01.2012 года согласно акта о приостановлении (ограничении) подачи электроэнергии, абоненту <***>, в связи с безучетным потреблением электроэнергии ограничена подача электрической энергии до ликвидации нарушения. Введено ограничение поставки электрической энергии.

Такой же акт был составлен 23.01.2012 года. Введено ограничение поставки электрической энергии.

Согласно представленной схемы электроснабжения магазина по адресу: ст. Ессенуткская, ул. <***>, магазин «Овощи-фрукты» расположенный по адресу ул. <***> подключен через сеть электроснабжения – жилого дома ул.  <***>.

Жилое домовладение по ул.  <***> находится в долевой собственности. Договор энергоснабжения электрической энергией осуществляется  <***>, в соответствии с лицевым счетом 100105/1/08. Задолженность по оплате отсутствует.

Следовательно, можно сделать вывод, о незаконном введении ограничения подачи электрической энергии <***> в его домовладение исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила предоставления коммунальных услуг для граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (далее Правила 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктами 79 и 80 Правил N 307 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель может приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.

В силу пункта 80 Правил N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера оплаты, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Пунктами 85 и 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить: а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Доказательства того, что имеется ли какое либо основание для введения ограничения поставки электрической энергии в жилое домовладение <***> в результате проверки установлено не было.

Следовательно, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» производя ограничение потребления электрической энергии объекта по ул. <***>, необоснованно ввело ограничение потребление электрической энергии в домовладение по ул. <***>.

По доводу бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно частям 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В пункте 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) установлен перечень случаев ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе выявление факта бездоговорного или безучетного ее потребления, возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Названный перечень является исчерпывающим.

В пункте 151 Правил N 530 установлено, что при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии. Разделом 13 Правил 530 определен  порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий, при любом основании введения ограничения режима потребления электрической энергии инициатор введения ограничения режима потребителя обязан направить уведомление о предстоящем введении ограничения, что ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» выполнено не было, доказательства направления уведомления ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» не направило и в материалах дела отсутствуют.

Потребление электрической энергии жилого домовладения по ул. <***> ст. Ессентукская осуществляется с физическим лицом <***>. На его имя открыт лицевой счет и осуществляется прием денежных средств. Пунктом 64 Правил 530 определено, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Следовательно, оснований утверждать о бездоговорном потреблении электрической энергии ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» не имеется.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Факт нарушения так же подтвержден органами прокуратуры, так как ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» выдано представление Прокуратуры Предгорного района от 27.01.2012 года за №07-10-2012 «Об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, жилищного законодательства Российской Федерации», которое  ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» было выполнено - электроснабжение абонента по адресу Мичурина, д. 80 (Этокская, 37) полностью возобновлено.

На момент рассмотрения дела поставка электрической энергии на объект домовладения по ул. <***>, ст. Ессентукская возобновлена. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» нарушившей пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту ограничения потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, ст. Ессентукская.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №26

20 июня 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №26 возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю из Предгорного межрайонного следственного комитета поступили материалы проверки по факту заявления <***> о неправомерных действиях сотрудников ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по прекращению поставки электрической энергии в его домовладение <***>, ст. Ессентукская, в результате отключения объекта – магазин «овощи-фрукты» по ул. <***>.

Ставропольским УФАС России проведена камеральная проверка, согласно приказа №155 от 14.03.2012 года «О проведении камеральной проверки», по результатом которой установлено, что в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело №26 о нарушении антимонопольного законодательства.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, <***> и <***>,  на рассмотрения дела не прибыли, заявили ходатайства о рассмотрении в их отсутствие. В соответствии с письменными пояснениями <***> и <***> они считают действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению поставки электрической энергии в жилое домовладение по адресу ул. <***> ст. Ессентукская, необоснованными и незаконными, просят принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представители ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» пояснили следующее. Договора, заключенного между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и <***> на жилой дом, расположенный по адресу: ул. <***> (ул. <***>) не имеется. Ограничения потребления электроэнергии <***> не производилось. С 03.11.2011г. собственником данного домовладения является <***>.

Согласно бланкам заданий № 219, 220 от 28.12.2011г. контролёрам <***> и <***> было поручено провести обход абонентов задолжников по ул. <***>.

При осмотре объекта, расположенного по адресу: ул. <***> было обнаружено, что в магазине «Овощи-фрукты», расположенном по данному адресу используется электрическая энергия в коммерческих целях без соответствующего договора электроснабжения. На основании данного факта контролёрами <***>, <***> и инженером ОУ и КЭ О.Ю. Нечаевой   был   составлен    акт   №   026 от   28.12.2011г. В тот же день акт № 026 от 28.12.2011г. был передан участку «Энергосбыт». Начальником участка <***> проведена проверка факта отсутствия в базе лицевых счетов юридических лиц по ст. Ессентукской потребителя по адресу: ул. <***>. Потребителя, с которым в порядке, установленном п. 62 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства № 530 от 31.08.2006г. (далее Основные положения), заключен договор энергоснабжения по данному адресу не имелось.

10.01.2012г. <***>. явилась в участок «Энергосбыт» и сообщила, что она является собственником земельного участка и дома по ул. <***>, о чем указано в свидетельствах о государственной регистрации права от 03.11.2011г. № 26-АЗ 627721 и № 26-АЗ 627721.

В связи с этим 10.01.2012г. она подала заявку на осуществление технологического   присоединения   магазина,   расположенного   по   адресу:   ст. Ессентукская,      ул.   <***>          характер     нагрузки   коммерческая.

Подача заявки на технологическое присоединение не дает право абоненту на бездоговорное потребление электроэнергии.

В     соответствии     с       «Правилами     технологического     присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. после подачи заявки заключается Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, который сторонами был подписан 13.01.2012г. и который содержит следующие существенные условия:

перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора;

обязательства сторон по их выполнению;

срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

ответственность сторон за несоблюдение установленных договором сроков исполнения своих обязательств;

порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

размер платы за технологическое присоединение;

- порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

После выполнения данных условий договора осуществляется фактическое присоединение.

Однако, 11.01.2012 контролёр <***> и инженер ОУ и КЭ О.Ю. Нечаева вновь обнаружили бездоговорное потребление в магазине «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ст. Ессентукская, ул. <***>, (ул. <***>). Работников участка электросети к узлу учёта для отключения магазина и проведения осмотра схемы электроснабжения с целью выявления факта подключения к магазину «Овощи-фрукты» прочих (возможно жилых объектов) не допустили, о чем был составлен Акт № 061 от 11.01.2012г. Абоненту было выдано предписание о необходимости явиться в участок электросети для решения вопроса об оплате за бездоговорное потребление электроэнергии магазина «Овощи-фрукты» в соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее Основные положения), утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г.

16.01.2012г. абонент явился в участок электросети и ему был предъявлен "Акт о перерасчёте электроэнергии", в соответствии с п. 152 Основных положений. С актом он не согласился, оплату по данному акту не произвел и не прекратил бездоговорное потребление электроэнергии по указанному адресу.

На основании того, что пунктом 161 Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления может вводиться в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии была подготовлена и передана участку электросети коммерческая заявка №  01-03/09 от 16.01.2012г. на ограничение режима потребления электрической энергии магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ст. Ессентукская, ул. <***>.

16.01.2012г. абоненту вводится частичное ограничение режима потребления сроком на два дня, в соответствии с п. 164 Основных положений «...частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.»

18.01.2012г. электроснабжение возобновляется. Однако бездоговорное потребление электроэнергии магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: ул. <***> не прекратилось.

23.01.2012г. абоненту вводится полное ограничение подачи электрической энергии в соответствии с п. 151 Основных положений: «...при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии».

27.01.2012 по требованию Прокуратуры Предгорного района электроснабжение абонента по адресу Мичурина, д. 80 (Этокская, 37) полностью возобновлено.

В соответствии с изложенным выше, отключение абонента <***> по адресу <***> (<***>) было произведено персоналом участка электросети ст. Ессентукская в рамках проводимой работы по выявлению и прекращению фактов бездоговорного потребления электроэнергии, используемой в коммерческих целях, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области электроэнергетики. Дополнительно сообщаем, что Акт о перерасчете электроэнергии и досудебное предупреждение выписывались на имя <***> потому что лицевой счет № 100105/08 по адресу ст. Ессентукская, ул. <***> собственником - <***> до сих пор не переоформлен на собственное имя.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии. В соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края № 23 от 16.10.2006 ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в ст. Ессентукской Предгорного района.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)» с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 № 23. Являясь гарантирующим поставщиком, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение в ст. Ессентукская на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

28.12.2011 года ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» составлен акт №26, согласно которого по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. <***>, потребитель пользуется электрической энергией в отсутствие заключенного договора поставки электрической энергии.

11.01.2012 года составлен акт №061, согласно которого по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. <***> на момент попытки отключения электрической энергии, абонент не допустил к ПУ для отключения торгового павельона.

16.01.2012 года начальником участка «Электросбыт» подготовлена коммерческая заявка №01-03/09 на отключение объекта по ул. <***> – магазин «овощи-фрукты».

16.01.2012 года согласно акта о приостановлении (ограничении) подачи электроэнергии, абоненту <***>, в связи с безучетным потреблением электроэнергии ограничена подача электрической энергии до ликвидации нарушения. Введено ограничение поставки электрической энергии.

Такой же акт был составлен 23.01.2012 года. Введено ограничение поставки электрической энергии.

Согласно представленной схемы электроснабжения магазина по адресу: ст. Ессенуткская, ул. <***>, магазин «Овощи-фрукты» расположенный по адресу ул. <***> подключен через сеть электроснабжения – жилого дома ул.  <***>.

Жилое домовладение по ул.  <***> находится в долевой собственности. Договор энергоснабжения электрической энергией осуществляется  <***>, в соответствии с лицевым счетом 100105/1/08. Задолженность по оплате отсутствует.

Следовательно, можно сделать вывод, о незаконном введении ограничения подачи электрической энергии <***> в его домовладение исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила предоставления коммунальных услуг для граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (далее Правила 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктами 79 и 80 Правил N 307 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель может приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.

В силу пункта 80 Правил N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера оплаты, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Пунктами 85 и 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить: а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Доказательства того, что имеется ли какое либо основание для введения ограничения поставки электрической энергии в жилое домовладение <***> в результате проверки установлено не было.

Следовательно, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» производя ограничение потребления электрической энергии объекта по ул. <***>, необоснованно ввело ограничение потребление электрической энергии в домовладение по ул. <***>.

По доводу бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно частям 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В пункте 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) установлен перечень случаев ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе выявление факта бездоговорного или безучетного ее потребления, возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Названный перечень является исчерпывающим.

В пункте 151 Правил N 530 установлено, что при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии. Разделом 13 Правил 530 определен  порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий, при любом основании введения ограничения режима потребления электрической энергии инициатор введения ограничения режима потребителя обязан направить уведомление о предстоящем введении ограничения, что ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» выполнено не было, доказательства направления уведомления ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» не направило и в материалах дела отсутствуют.

Потребление электрической энергии жилого домовладения по ул. <***> ст. Ессентукская осуществляется с физическим лицом <***>. На его имя открыт лицевой счет и осуществляется прием денежных средств. Пунктом 64 Правил 530 определено, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Следовательно, оснований утверждать о бездоговорном потреблении электрической энергии ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» не имеется.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по ограничению потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Факт нарушения так же подтвержден органами прокуратуры, так как ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» выдано представление Прокуратуры Предгорного района от 27.01.2012 года за №07-10-2012 «Об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, жилищного законодательства Российской Федерации», которое  ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» было выполнено - электроснабжение абонента по адресу Мичурина, д. 80 (Этокская, 37) полностью возобновлено.

На момент рассмотрения дела поставка электрической энергии на объект домовладения по ул. <***>, ст. Ессентукская возобновлена. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» нарушившей пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту ограничения потребления электрической энергии домовладения по ул. <***>, ст. Ессентукская.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №26 [format] => [safe_value] => №26 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика и услуги связи [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-20 06:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-13 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340865607 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )