Решение по делу №13 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №13
Дата публикации: 12 мая 2012, 10:35

РЕШЕНИЕ

по делу №13

04 апреля 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сергей Иванович Никитин, руководитель Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина Оксана Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела №13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (ул. <***>, г. Ессентуки) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены товара, а именно в удорожании одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп.

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю через прокуратуру г. Ессентуки поступило обращение от автономной некоммерческой организации «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» с жалобой на удорожание одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп.

По результатам проверки в деятельности ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №153-ФЗ «О защите конкуренции», а именно установление монопольно высокой цены товара, в связи с чем было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела представители ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», по вопросу повышения стоимости одного стакана минеральной воды пояснили следующее.

Подорожание одного стакана минеральной воды для отдыхающих в санаториях объясняется возросшей стоимостью минеральной воды, получаемой ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» от ОАО «Кавминкурортресурсы».

Санаторий покупает минеральную воду в ОАО «Кавминкурортресурсы» на основании договора поставки. Стоимость минеральной воды ежегодно растет на 10% и более. С 01 января 2012 г. на основании письма ОАО «Кавминкурортресурсы» от 16 ноября 2011 г. №1238 стоимость 1 м3 минеральной воды составляет 733,96 руб. (в т. ч. НДС). Увеличение цены по сравнению с 2011 г. – 14%.

Стоимость части минеральной воды возвращается здравницам в виде оплаты за минеральную воду, потребленную отдыхающими согласно фактически проведенным койко-дням на основании договоров со здравницами (около 46%) и оплаты населением за вынос 1 литра мин. воды в емкостях (около 4%). Часть же воды (около 50%) остается никем не оплаченной, т. к. вход в питьевые галереи свободный. В результате санаторий несет значительные убытки.

На рассмотрении дела присутствовал представитель АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод». Ранее заявленную позицию поддерживал, в том, что АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» не согласно с представленным условием договора, в части увеличения цены с 3 руб.80 коп. до 4 руб. 50 коп.

Представители ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» довели до сведения, что цену за один стакан минеральной воды в 2012 году оставили прежней, равной 3р. 80коп.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно анализу и оценки состояния конкурентной среды на рынке реализации воды через питьевые галереи (бюветы) в городе Ессентуки в 2011 году (в момент совершения данного правонарушения) доминирующее положение занимало ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория».

В связи с этим на деятельность ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности установление монопольно высокой цены товара.

Разница между представленными ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» расходами за периоды 2011 и 2012 г. составила 486087 руб. (всего расходы за 2012 г. заминусом всего расходов за 2011 г.: 23844982-23358895 = 486087). Соответственно рост затрат за период 2011 и 2012 годов составляет всего 2 % (23844982/23358895 = 2,08 = 2%). Данный показатель говорит о неоправданно завышенном росте цены на минеральную воду. В представленных документах от ОАО «Кавминкурортресурсы» и ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», стоимость воды, отпускаемой ОАО «Кавминкурортресурсы» по сравнению с 2011 г. произошел на 14%. В то же время исходя из представленных смет ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», рост цены заложен в динамике 2011 – 2012 г. - 22%.

ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» основной причиной повышения стоимости одного стакана воды обосновывает ростом цены за отпускаемую минеральную воду от ОАО «Кавминкурортресурсы». В то же время, в представленной смете доходов и расходов ЛПУ Базовый санаторий «Виктория» по питьевым бюветам затраты на минеральную воду в общей смете затрат составляют (расходы на минеральную воду от общих расходов): в 2011 г. – 6,68%, в 2012 г. – 7,97%.

Следовательно, рост закупочной цены на воду на 14% не мог привести к росту отпускной цены, установленной санаторием для своих покупателей на 22%.

Также своим решением, оставить цену на минеральную воду на 2012 год такой же как в 2011 году, ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» фактически признало, что у него имелась экономическая возможность осуществлять в указанном периоде продажу минеральной воды по цене 3 руб. 80 коп., и предпосылки для повышения указанной цены отсутствовали.

В соответствии с данными, полученными от ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», помимо установленной цены за один стакан минеральной воды, рассчитывается цена одного литра минеральной воды на вынос. В прейскуранте цен на отпуск минеральной воды на 2011г. за один литр минеральной воды на вынос установлена цена 7 руб. При этом, за один стакан установлена цена в 2011г. – 3 руб. 80 коп., в 2012г. – 4 руб. 50 коп. Вместимость одного стакана 0,2 л. Соответственно, если рассчитать стоимость 0,2л. воды исходя из стоимости 1 л. минеральной воды на вынос, она составит 1,4 руб. за 0,2 л. против указанной стоимости от ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» одного стакана также вместимостью 0,2 л. со стоимостью 3 руб. 80 коп. в 2011 г.; 4 руб. 50 коп. – 2012 г. Таким образом, установив цену за один литр минеральной воды, санаторий признал рентабельно эффективной цену за стакан 0,2 л. равной 1руб. 40 коп., что подтверждает факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно установление монопольно высокой цены товара, в размере 4руб. 50 коп. за один стакан минеральной воды.

Для определения сопоставимости цен на товарном рынке был направлен запрос исх. №03/1619 от 02.03.2012 г. в ЛПУП «Пятигорская Бальнеогрязелечебница», в ответ на который было разъяснено следующее.

ЛПУП «Пятигорская Бальнеогрязелечебница» покупает минеральную воду для отпуска ее отдыхающим в питьевых бюветах и для лечебных процедур у ОАО «Кавминкурортресурсы» по цене 515 руб. (без НДС) за 1м3. Бюветы содержатся за счет собственных средств предприятия. Калькуляция стоимости одного стакана минеральной воды не проводится, так как вода отпускается бесплатно.

Также был направлен запрос в ЛПУ «Кисловодская Бальнеогрязелечебница», которое пояснило, что стоимость 1 м3 минеральной воды утверждается ежегодно Правлением ЛПУ «КБГЛ». Минеральная вода приобретается у ОАО «Кавминкурортресурсы». В 2012 стоимость составит 498 за м3 руб. с НДС. Стоимость 1 м3 минеральной воды на момент заключения договора без НДС Кисловодского месторождения – 267 рублей. Минеральная вода отпускается отдыхающим санаториев и населению в стаканчиках бесплатно.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» злоупотребило своим доминирующим положением, выразившимся в установлении монопольно высокой цены товара, а именно в удорожании одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп., чем нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещающий установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В то же время, в ходе рассмотрения дела, стороны подтвердили, что в настоящее время в расчетах с лечебно-профилактическими учреждениями применяется цена 3 руб. 80 коп. за один стакан минеральной воды. Таким образом, допущенное нарушение антимонопольного законодательства устранено ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» в добровольном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» занимающим доминирующее положение на рынке реализации минеральной воды через питьевые галереи (бюветы) в г. Ессентуки.

2. Признать ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (ул. Пушкина, д. 22, г. Ессентуки) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выражающиеся в установлении монопольно высокой цены товара.

3. Предписание ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7516 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №13 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7516 [type] => solution [language] => ru [created] => 1337236615 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №13

04 апреля 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сергей Иванович Никитин, руководитель Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина Оксана Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела №13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (ул. <***>, г. Ессентуки) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены товара, а именно в удорожании одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп.

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю через прокуратуру г. Ессентуки поступило обращение от автономной некоммерческой организации «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» с жалобой на удорожание одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп.

По результатам проверки в деятельности ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №153-ФЗ «О защите конкуренции», а именно установление монопольно высокой цены товара, в связи с чем было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела представители ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», по вопросу повышения стоимости одного стакана минеральной воды пояснили следующее.

Подорожание одного стакана минеральной воды для отдыхающих в санаториях объясняется возросшей стоимостью минеральной воды, получаемой ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» от ОАО «Кавминкурортресурсы».

Санаторий покупает минеральную воду в ОАО «Кавминкурортресурсы» на основании договора поставки. Стоимость минеральной воды ежегодно растет на 10% и более. С 01 января 2012 г. на основании письма ОАО «Кавминкурортресурсы» от 16 ноября 2011 г. №1238 стоимость 1 м3 минеральной воды составляет 733,96 руб. (в т. ч. НДС). Увеличение цены по сравнению с 2011 г. – 14%.

Стоимость части минеральной воды возвращается здравницам в виде оплаты за минеральную воду, потребленную отдыхающими согласно фактически проведенным койко-дням на основании договоров со здравницами (около 46%) и оплаты населением за вынос 1 литра мин. воды в емкостях (около 4%). Часть же воды (около 50%) остается никем не оплаченной, т. к. вход в питьевые галереи свободный. В результате санаторий несет значительные убытки.

На рассмотрении дела присутствовал представитель АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод». Ранее заявленную позицию поддерживал, в том, что АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» не согласно с представленным условием договора, в части увеличения цены с 3 руб.80 коп. до 4 руб. 50 коп.

Представители ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» довели до сведения, что цену за один стакан минеральной воды в 2012 году оставили прежней, равной 3р. 80коп.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно анализу и оценки состояния конкурентной среды на рынке реализации воды через питьевые галереи (бюветы) в городе Ессентуки в 2011 году (в момент совершения данного правонарушения) доминирующее положение занимало ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория».

В связи с этим на деятельность ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности установление монопольно высокой цены товара.

Разница между представленными ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» расходами за периоды 2011 и 2012 г. составила 486087 руб. (всего расходы за 2012 г. заминусом всего расходов за 2011 г.: 23844982-23358895 = 486087). Соответственно рост затрат за период 2011 и 2012 годов составляет всего 2 % (23844982/23358895 = 2,08 = 2%). Данный показатель говорит о неоправданно завышенном росте цены на минеральную воду. В представленных документах от ОАО «Кавминкурортресурсы» и ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», стоимость воды, отпускаемой ОАО «Кавминкурортресурсы» по сравнению с 2011 г. произошел на 14%. В то же время исходя из представленных смет ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», рост цены заложен в динамике 2011 – 2012 г. - 22%.

ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» основной причиной повышения стоимости одного стакана воды обосновывает ростом цены за отпускаемую минеральную воду от ОАО «Кавминкурортресурсы». В то же время, в представленной смете доходов и расходов ЛПУ Базовый санаторий «Виктория» по питьевым бюветам затраты на минеральную воду в общей смете затрат составляют (расходы на минеральную воду от общих расходов): в 2011 г. – 6,68%, в 2012 г. – 7,97%.

Следовательно, рост закупочной цены на воду на 14% не мог привести к росту отпускной цены, установленной санаторием для своих покупателей на 22%.

Также своим решением, оставить цену на минеральную воду на 2012 год такой же как в 2011 году, ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» фактически признало, что у него имелась экономическая возможность осуществлять в указанном периоде продажу минеральной воды по цене 3 руб. 80 коп., и предпосылки для повышения указанной цены отсутствовали.

В соответствии с данными, полученными от ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», помимо установленной цены за один стакан минеральной воды, рассчитывается цена одного литра минеральной воды на вынос. В прейскуранте цен на отпуск минеральной воды на 2011г. за один литр минеральной воды на вынос установлена цена 7 руб. При этом, за один стакан установлена цена в 2011г. – 3 руб. 80 коп., в 2012г. – 4 руб. 50 коп. Вместимость одного стакана 0,2 л. Соответственно, если рассчитать стоимость 0,2л. воды исходя из стоимости 1 л. минеральной воды на вынос, она составит 1,4 руб. за 0,2 л. против указанной стоимости от ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» одного стакана также вместимостью 0,2 л. со стоимостью 3 руб. 80 коп. в 2011 г.; 4 руб. 50 коп. – 2012 г. Таким образом, установив цену за один литр минеральной воды, санаторий признал рентабельно эффективной цену за стакан 0,2 л. равной 1руб. 40 коп., что подтверждает факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно установление монопольно высокой цены товара, в размере 4руб. 50 коп. за один стакан минеральной воды.

Для определения сопоставимости цен на товарном рынке был направлен запрос исх. №03/1619 от 02.03.2012 г. в ЛПУП «Пятигорская Бальнеогрязелечебница», в ответ на который было разъяснено следующее.

ЛПУП «Пятигорская Бальнеогрязелечебница» покупает минеральную воду для отпуска ее отдыхающим в питьевых бюветах и для лечебных процедур у ОАО «Кавминкурортресурсы» по цене 515 руб. (без НДС) за 1м3. Бюветы содержатся за счет собственных средств предприятия. Калькуляция стоимости одного стакана минеральной воды не проводится, так как вода отпускается бесплатно.

Также был направлен запрос в ЛПУ «Кисловодская Бальнеогрязелечебница», которое пояснило, что стоимость 1 м3 минеральной воды утверждается ежегодно Правлением ЛПУ «КБГЛ». Минеральная вода приобретается у ОАО «Кавминкурортресурсы». В 2012 стоимость составит 498 за м3 руб. с НДС. Стоимость 1 м3 минеральной воды на момент заключения договора без НДС Кисловодского месторождения – 267 рублей. Минеральная вода отпускается отдыхающим санаториев и населению в стаканчиках бесплатно.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» злоупотребило своим доминирующим положением, выразившимся в установлении монопольно высокой цены товара, а именно в удорожании одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп., чем нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещающий установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В то же время, в ходе рассмотрения дела, стороны подтвердили, что в настоящее время в расчетах с лечебно-профилактическими учреждениями применяется цена 3 руб. 80 коп. за один стакан минеральной воды. Таким образом, допущенное нарушение антимонопольного законодательства устранено ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» в добровольном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» занимающим доминирующее положение на рынке реализации минеральной воды через питьевые галереи (бюветы) в г. Ессентуки.

2. Признать ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (ул. Пушкина, д. 22, г. Ессентуки) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выражающиеся в установлении монопольно высокой цены товара.

3. Предписание ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №13

04 апреля 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сергей Иванович Никитин, руководитель Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина Оксана Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела №13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (ул. <***>, г. Ессентуки) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены товара, а именно в удорожании одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп.

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю через прокуратуру г. Ессентуки поступило обращение от автономной некоммерческой организации «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» с жалобой на удорожание одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп.

По результатам проверки в деятельности ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №153-ФЗ «О защите конкуренции», а именно установление монопольно высокой цены товара, в связи с чем было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела представители ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», по вопросу повышения стоимости одного стакана минеральной воды пояснили следующее.

Подорожание одного стакана минеральной воды для отдыхающих в санаториях объясняется возросшей стоимостью минеральной воды, получаемой ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» от ОАО «Кавминкурортресурсы».

Санаторий покупает минеральную воду в ОАО «Кавминкурортресурсы» на основании договора поставки. Стоимость минеральной воды ежегодно растет на 10% и более. С 01 января 2012 г. на основании письма ОАО «Кавминкурортресурсы» от 16 ноября 2011 г. №1238 стоимость 1 м3 минеральной воды составляет 733,96 руб. (в т. ч. НДС). Увеличение цены по сравнению с 2011 г. – 14%.

Стоимость части минеральной воды возвращается здравницам в виде оплаты за минеральную воду, потребленную отдыхающими согласно фактически проведенным койко-дням на основании договоров со здравницами (около 46%) и оплаты населением за вынос 1 литра мин. воды в емкостях (около 4%). Часть же воды (около 50%) остается никем не оплаченной, т. к. вход в питьевые галереи свободный. В результате санаторий несет значительные убытки.

На рассмотрении дела присутствовал представитель АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод». Ранее заявленную позицию поддерживал, в том, что АНО «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод» не согласно с представленным условием договора, в части увеличения цены с 3 руб.80 коп. до 4 руб. 50 коп.

Представители ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» довели до сведения, что цену за один стакан минеральной воды в 2012 году оставили прежней, равной 3р. 80коп.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно анализу и оценки состояния конкурентной среды на рынке реализации воды через питьевые галереи (бюветы) в городе Ессентуки в 2011 году (в момент совершения данного правонарушения) доминирующее положение занимало ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория».

В связи с этим на деятельность ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности установление монопольно высокой цены товара.

Разница между представленными ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» расходами за периоды 2011 и 2012 г. составила 486087 руб. (всего расходы за 2012 г. заминусом всего расходов за 2011 г.: 23844982-23358895 = 486087). Соответственно рост затрат за период 2011 и 2012 годов составляет всего 2 % (23844982/23358895 = 2,08 = 2%). Данный показатель говорит о неоправданно завышенном росте цены на минеральную воду. В представленных документах от ОАО «Кавминкурортресурсы» и ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», стоимость воды, отпускаемой ОАО «Кавминкурортресурсы» по сравнению с 2011 г. произошел на 14%. В то же время исходя из представленных смет ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», рост цены заложен в динамике 2011 – 2012 г. - 22%.

ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» основной причиной повышения стоимости одного стакана воды обосновывает ростом цены за отпускаемую минеральную воду от ОАО «Кавминкурортресурсы». В то же время, в представленной смете доходов и расходов ЛПУ Базовый санаторий «Виктория» по питьевым бюветам затраты на минеральную воду в общей смете затрат составляют (расходы на минеральную воду от общих расходов): в 2011 г. – 6,68%, в 2012 г. – 7,97%.

Следовательно, рост закупочной цены на воду на 14% не мог привести к росту отпускной цены, установленной санаторием для своих покупателей на 22%.

Также своим решением, оставить цену на минеральную воду на 2012 год такой же как в 2011 году, ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» фактически признало, что у него имелась экономическая возможность осуществлять в указанном периоде продажу минеральной воды по цене 3 руб. 80 коп., и предпосылки для повышения указанной цены отсутствовали.

В соответствии с данными, полученными от ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория», помимо установленной цены за один стакан минеральной воды, рассчитывается цена одного литра минеральной воды на вынос. В прейскуранте цен на отпуск минеральной воды на 2011г. за один литр минеральной воды на вынос установлена цена 7 руб. При этом, за один стакан установлена цена в 2011г. – 3 руб. 80 коп., в 2012г. – 4 руб. 50 коп. Вместимость одного стакана 0,2 л. Соответственно, если рассчитать стоимость 0,2л. воды исходя из стоимости 1 л. минеральной воды на вынос, она составит 1,4 руб. за 0,2 л. против указанной стоимости от ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» одного стакана также вместимостью 0,2 л. со стоимостью 3 руб. 80 коп. в 2011 г.; 4 руб. 50 коп. – 2012 г. Таким образом, установив цену за один литр минеральной воды, санаторий признал рентабельно эффективной цену за стакан 0,2 л. равной 1руб. 40 коп., что подтверждает факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно установление монопольно высокой цены товара, в размере 4руб. 50 коп. за один стакан минеральной воды.

Для определения сопоставимости цен на товарном рынке был направлен запрос исх. №03/1619 от 02.03.2012 г. в ЛПУП «Пятигорская Бальнеогрязелечебница», в ответ на который было разъяснено следующее.

ЛПУП «Пятигорская Бальнеогрязелечебница» покупает минеральную воду для отпуска ее отдыхающим в питьевых бюветах и для лечебных процедур у ОАО «Кавминкурортресурсы» по цене 515 руб. (без НДС) за 1м3. Бюветы содержатся за счет собственных средств предприятия. Калькуляция стоимости одного стакана минеральной воды не проводится, так как вода отпускается бесплатно.

Также был направлен запрос в ЛПУ «Кисловодская Бальнеогрязелечебница», которое пояснило, что стоимость 1 м3 минеральной воды утверждается ежегодно Правлением ЛПУ «КБГЛ». Минеральная вода приобретается у ОАО «Кавминкурортресурсы». В 2012 стоимость составит 498 за м3 руб. с НДС. Стоимость 1 м3 минеральной воды на момент заключения договора без НДС Кисловодского месторождения – 267 рублей. Минеральная вода отпускается отдыхающим санаториев и населению в стаканчиках бесплатно.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» злоупотребило своим доминирующим положением, выразившимся в установлении монопольно высокой цены товара, а именно в удорожании одного стакана питьевой минеральной воды для отдыхающих здравниц с 3 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп., чем нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещающий установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В то же время, в ходе рассмотрения дела, стороны подтвердили, что в настоящее время в расчетах с лечебно-профилактическими учреждениями применяется цена 3 руб. 80 коп. за один стакан минеральной воды. Таким образом, допущенное нарушение антимонопольного законодательства устранено ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» в добровольном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» занимающим доминирующее положение на рынке реализации минеральной воды через питьевые галереи (бюветы) в г. Ессентуки.

2. Признать ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (ул. Пушкина, д. 22, г. Ессентуки) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выражающиеся в установлении монопольно высокой цены товара.

3. Предписание ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №13 [format] => [safe_value] => №13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Производственно-потребительский комплекс [description] =>
[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-12 06:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-03 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1337236615 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )