Решение по делу №9 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №9
Дата публикации: 26 апреля 2012, 14:51

РЕШЕНИЕ

по делу №9

12 апреля 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Яковлев Дмитрий Владимирович – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Лазебный Александр Юрьевич – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела № 9 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в невыполнении условий договора, а именно установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление  гражданина <***> о невыполнении условий договора со стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиал Предгорный «Водоканал» по вопросу установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод.

Управлением ФАС был направлен запрос исх.№03/1042 от 14.02.2012 г., в ответ на который ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиал Предгорный «Водоканал» сообщил следующее.

<***> на заявление об установке нового прибора учета представителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал»  предлагалось произвести переустановку собственными силами,  либо обратиться с соответствующим заявлением в правление СНТ «Овощевод». На данный момент ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не имеет технической  возможности произвести установку прибора учета, но учитывая необходимость ежедневного пользования водой филиал Предгорный «Водоканал»,  после установки (согласно выданных технических условий) нового индивидуального прибора учета предложил <***> до его опломбировки расчеты вести по фактическим показаниям прибора учета.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» согласно действующего законодательства и договорных отношений несет обязательство по поставке воды до границы эксплуатационной ответственности водопроводных сетей именно СНТ «Овощевод», а не <***> СНТ «Овощевод»  в силу осуществления им полномочий, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг, обязано осуществлять поставку коммунальных ресурсов и отвечать за обслуживание инженерных систем на территории СНТ «Овощевод».

На основании изложенного было возбуждено дело №9 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

<***> лично присутствовал на рассмотрении дела. Свою позицию также поддерживал.

Представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал», поддерживал раннее заявленную позицию о том, что заявитель должен обратиться по данному вопросу в СНТ «Овощевод». Абоненту в письменной форме предлагалось пользоваться прибором учета без его опломбировки. <***> с данным предложением отказался.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

С доводами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» Ставропольское УФАС России не согласно по следующим основаниям:

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является единственной организацией предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории Ставропольского края за исключением Кировского, Советского районов, г. Ставрополя, г. Невинномысска, г. Лермонтова, г. Новоалександровска. Таким образом, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», является субъектом антимонопольного реагирования.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с долей более 50%, в границах Ставропольского края, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положение хозяйствующих субъектов (услуги водоснабжения и водоотведения). В этой связи и на основании ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры состоит в реестре субъектов естественной монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование в соответствии со  ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».

В связи с этим на деятельность ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» дает следующие разъяснения. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Договор на отпуск воды и прием сточных вод для граждан  между <***> и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорным «Водоканал» заключен от 19.01.2009г. По условию договора  Предприятие ВКХ, как ресурсоснабжающая организация, обязуется обеспечить круглосуточную подачу питьевой воды и отвод бытовых стоков, а Потребитель – принять и оплатить количество полученной воды и сброшенных сточных вод согласно показаниям приборов учета, установленных непосредственно у Потребителя, а при их отсутствии – временно, по нормативам водопотребления, утвержденным органом местного самоуправления.

<***> во исполнении данного договора была произведена установка соответствующего прибора учета, который был принят в эксплуатацию согласно акту-приема водомера от 05.05.2009г. Всвязи с выходом прибора учета из строя <***> неоднократно обращался в Предгорный «Водоканал» по вопросу установки нового прибора учета и его опломбировке на что Предгорным «Водоканал», как видно из переписки, было отказано. При этом, указывал, что с данным вопросом <***> необходимо обратиться в СНТ «Овощевод» и что можно производить расчеты по прибору учета, который не опломбирован.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что договор является действующим и не расторгнут в договорном порядке. Комиссией установлено, что прибор принят в эксплуатацию в соответствии с актом – приема водомера представителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал». Тем самым, доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» о самовольной врезке и самостоятельном подключении <***> отклоняется ввиду наличия действующего договора и приема водомера его представителем.

В соответствии с договором на отпуск и прием сточных вод, заключенного между ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» от 19.01.2009г., в п.3.3.3 указано, что после установки приборов учета воды Потребитель обязан зарегистрировать его именно у представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Условием данного договора не предусмотрено участие в рассмотрении вопросов, касающихся отпуска воды и приема сточных вод  СНТ «Овощевод».

Также, согласно Акта-приема водомера от 05.05.2009г., прибор учета был подключен  именно контролером филиала Предгорного «Водоканал».

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия поставки, замены и (или) эксплуатации приборов учета и используемых энергетических ресурсов, утвержден приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. №149. Так в случае если договор на водоснабжение заключен напрямую между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и членом СНТ, установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке.

Также комиссией отклоняются доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» на необходимость подачи заявок от СНТ «Овощевод» о подключении к водоснабжению, поскольку, как было отмечено, договор был заключен с <***> и непосредственно с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал», а не с СНТ «Овощевод». Предложение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» о возможности расчетов за воду по приборам учета без их опломбировки является незаконным и противоречит действующему законодательству. В частности в ст.554 ч.2 Гражданского кодекса установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Также в ст. 16 Правил коммунальных услуг граждан указывается, что при наличии в помещениях приборов учета и при отсутствии коллективных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и вышеуказанному договорному пункту 3.3.3. Тем самым, по нормативу потребления воды или по приборам учета, можно снимать показатели только после опломбировки прибора учета. В данном случае, прибор не опломбирован, следовательно все показания его являются недействительными в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами. В соответствии с п.3.3.3, подтверждением принятия приборов учета к эксплуатации служит пломба Предприятия ВКХ, установленная его представителем.

Тем самым, отказывая в опломбировании и принятии прибора учета в эксплуатацию, ущемляется право как абонента, в том числе право расчетов по показаниям прибора учета. В то же время ФЗ «О энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009г., наоборот устанавливает приоритет расчета за потребленные ресурсы исключительно по показаниям прибора учета.

В ходе дела установлено, что своими действиями в отказе возобновления услуги о водоснабжении при наличии заключенного договора ГУП «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» нарушил пункт 4 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» - запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельности производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, выразившееся в невыполнении условий договора, а именно, установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, в части неисполнения договора на отпуск воды и прием сточных вод, выразившееся в отказе от опломбировки прибора учета воды.

2. Выдать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, принять меры к опломбировке и принятии в эксплуатацию прибора учета воды абонента <***>, по адресу: СНТ «Овощевод» пр.6, д.19.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7485 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №9 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7485 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336992775 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №9

12 апреля 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Яковлев Дмитрий Владимирович – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Лазебный Александр Юрьевич – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела № 9 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в невыполнении условий договора, а именно установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление  гражданина <***> о невыполнении условий договора со стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиал Предгорный «Водоканал» по вопросу установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод.

Управлением ФАС был направлен запрос исх.№03/1042 от 14.02.2012 г., в ответ на который ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиал Предгорный «Водоканал» сообщил следующее.

<***> на заявление об установке нового прибора учета представителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал»  предлагалось произвести переустановку собственными силами,  либо обратиться с соответствующим заявлением в правление СНТ «Овощевод». На данный момент ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не имеет технической  возможности произвести установку прибора учета, но учитывая необходимость ежедневного пользования водой филиал Предгорный «Водоканал»,  после установки (согласно выданных технических условий) нового индивидуального прибора учета предложил <***> до его опломбировки расчеты вести по фактическим показаниям прибора учета.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» согласно действующего законодательства и договорных отношений несет обязательство по поставке воды до границы эксплуатационной ответственности водопроводных сетей именно СНТ «Овощевод», а не <***> СНТ «Овощевод»  в силу осуществления им полномочий, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг, обязано осуществлять поставку коммунальных ресурсов и отвечать за обслуживание инженерных систем на территории СНТ «Овощевод».

На основании изложенного было возбуждено дело №9 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

<***> лично присутствовал на рассмотрении дела. Свою позицию также поддерживал.

Представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал», поддерживал раннее заявленную позицию о том, что заявитель должен обратиться по данному вопросу в СНТ «Овощевод». Абоненту в письменной форме предлагалось пользоваться прибором учета без его опломбировки. <***> с данным предложением отказался.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

С доводами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» Ставропольское УФАС России не согласно по следующим основаниям:

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является единственной организацией предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории Ставропольского края за исключением Кировского, Советского районов, г. Ставрополя, г. Невинномысска, г. Лермонтова, г. Новоалександровска. Таким образом, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», является субъектом антимонопольного реагирования.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с долей более 50%, в границах Ставропольского края, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положение хозяйствующих субъектов (услуги водоснабжения и водоотведения). В этой связи и на основании ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры состоит в реестре субъектов естественной монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование в соответствии со  ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».

В связи с этим на деятельность ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» дает следующие разъяснения. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Договор на отпуск воды и прием сточных вод для граждан  между <***> и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорным «Водоканал» заключен от 19.01.2009г. По условию договора  Предприятие ВКХ, как ресурсоснабжающая организация, обязуется обеспечить круглосуточную подачу питьевой воды и отвод бытовых стоков, а Потребитель – принять и оплатить количество полученной воды и сброшенных сточных вод согласно показаниям приборов учета, установленных непосредственно у Потребителя, а при их отсутствии – временно, по нормативам водопотребления, утвержденным органом местного самоуправления.

<***> во исполнении данного договора была произведена установка соответствующего прибора учета, который был принят в эксплуатацию согласно акту-приема водомера от 05.05.2009г. Всвязи с выходом прибора учета из строя <***> неоднократно обращался в Предгорный «Водоканал» по вопросу установки нового прибора учета и его опломбировке на что Предгорным «Водоканал», как видно из переписки, было отказано. При этом, указывал, что с данным вопросом <***> необходимо обратиться в СНТ «Овощевод» и что можно производить расчеты по прибору учета, который не опломбирован.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что договор является действующим и не расторгнут в договорном порядке. Комиссией установлено, что прибор принят в эксплуатацию в соответствии с актом – приема водомера представителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал». Тем самым, доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» о самовольной врезке и самостоятельном подключении <***> отклоняется ввиду наличия действующего договора и приема водомера его представителем.

В соответствии с договором на отпуск и прием сточных вод, заключенного между ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» от 19.01.2009г., в п.3.3.3 указано, что после установки приборов учета воды Потребитель обязан зарегистрировать его именно у представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Условием данного договора не предусмотрено участие в рассмотрении вопросов, касающихся отпуска воды и приема сточных вод  СНТ «Овощевод».

Также, согласно Акта-приема водомера от 05.05.2009г., прибор учета был подключен  именно контролером филиала Предгорного «Водоканал».

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия поставки, замены и (или) эксплуатации приборов учета и используемых энергетических ресурсов, утвержден приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. №149. Так в случае если договор на водоснабжение заключен напрямую между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и членом СНТ, установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке.

Также комиссией отклоняются доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» на необходимость подачи заявок от СНТ «Овощевод» о подключении к водоснабжению, поскольку, как было отмечено, договор был заключен с <***> и непосредственно с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал», а не с СНТ «Овощевод». Предложение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» о возможности расчетов за воду по приборам учета без их опломбировки является незаконным и противоречит действующему законодательству. В частности в ст.554 ч.2 Гражданского кодекса установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Также в ст. 16 Правил коммунальных услуг граждан указывается, что при наличии в помещениях приборов учета и при отсутствии коллективных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и вышеуказанному договорному пункту 3.3.3. Тем самым, по нормативу потребления воды или по приборам учета, можно снимать показатели только после опломбировки прибора учета. В данном случае, прибор не опломбирован, следовательно все показания его являются недействительными в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами. В соответствии с п.3.3.3, подтверждением принятия приборов учета к эксплуатации служит пломба Предприятия ВКХ, установленная его представителем.

Тем самым, отказывая в опломбировании и принятии прибора учета в эксплуатацию, ущемляется право как абонента, в том числе право расчетов по показаниям прибора учета. В то же время ФЗ «О энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009г., наоборот устанавливает приоритет расчета за потребленные ресурсы исключительно по показаниям прибора учета.

В ходе дела установлено, что своими действиями в отказе возобновления услуги о водоснабжении при наличии заключенного договора ГУП «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» нарушил пункт 4 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» - запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельности производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, выразившееся в невыполнении условий договора, а именно, установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, в части неисполнения договора на отпуск воды и прием сточных вод, выразившееся в отказе от опломбировки прибора учета воды.

2. Выдать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, принять меры к опломбировке и принятии в эксплуатацию прибора учета воды абонента <***>, по адресу: СНТ «Овощевод» пр.6, д.19.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №9

12 апреля 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Яковлев Дмитрий Владимирович – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Лазебный Александр Юрьевич – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела № 9 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в невыполнении условий договора, а именно установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление  гражданина <***> о невыполнении условий договора со стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиал Предгорный «Водоканал» по вопросу установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод.

Управлением ФАС был направлен запрос исх.№03/1042 от 14.02.2012 г., в ответ на который ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиал Предгорный «Водоканал» сообщил следующее.

<***> на заявление об установке нового прибора учета представителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал»  предлагалось произвести переустановку собственными силами,  либо обратиться с соответствующим заявлением в правление СНТ «Овощевод». На данный момент ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не имеет технической  возможности произвести установку прибора учета, но учитывая необходимость ежедневного пользования водой филиал Предгорный «Водоканал»,  после установки (согласно выданных технических условий) нового индивидуального прибора учета предложил <***> до его опломбировки расчеты вести по фактическим показаниям прибора учета.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» согласно действующего законодательства и договорных отношений несет обязательство по поставке воды до границы эксплуатационной ответственности водопроводных сетей именно СНТ «Овощевод», а не <***> СНТ «Овощевод»  в силу осуществления им полномочий, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг, обязано осуществлять поставку коммунальных ресурсов и отвечать за обслуживание инженерных систем на территории СНТ «Овощевод».

На основании изложенного было возбуждено дело №9 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

<***> лично присутствовал на рассмотрении дела. Свою позицию также поддерживал.

Представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал», поддерживал раннее заявленную позицию о том, что заявитель должен обратиться по данному вопросу в СНТ «Овощевод». Абоненту в письменной форме предлагалось пользоваться прибором учета без его опломбировки. <***> с данным предложением отказался.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

С доводами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» Ставропольское УФАС России не согласно по следующим основаниям:

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является единственной организацией предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории Ставропольского края за исключением Кировского, Советского районов, г. Ставрополя, г. Невинномысска, г. Лермонтова, г. Новоалександровска. Таким образом, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», является субъектом антимонопольного реагирования.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с долей более 50%, в границах Ставропольского края, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положение хозяйствующих субъектов (услуги водоснабжения и водоотведения). В этой связи и на основании ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры состоит в реестре субъектов естественной монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование в соответствии со  ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».

В связи с этим на деятельность ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» дает следующие разъяснения. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Договор на отпуск воды и прием сточных вод для граждан  между <***> и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорным «Водоканал» заключен от 19.01.2009г. По условию договора  Предприятие ВКХ, как ресурсоснабжающая организация, обязуется обеспечить круглосуточную подачу питьевой воды и отвод бытовых стоков, а Потребитель – принять и оплатить количество полученной воды и сброшенных сточных вод согласно показаниям приборов учета, установленных непосредственно у Потребителя, а при их отсутствии – временно, по нормативам водопотребления, утвержденным органом местного самоуправления.

<***> во исполнении данного договора была произведена установка соответствующего прибора учета, который был принят в эксплуатацию согласно акту-приема водомера от 05.05.2009г. Всвязи с выходом прибора учета из строя <***> неоднократно обращался в Предгорный «Водоканал» по вопросу установки нового прибора учета и его опломбировке на что Предгорным «Водоканал», как видно из переписки, было отказано. При этом, указывал, что с данным вопросом <***> необходимо обратиться в СНТ «Овощевод» и что можно производить расчеты по прибору учета, который не опломбирован.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что договор является действующим и не расторгнут в договорном порядке. Комиссией установлено, что прибор принят в эксплуатацию в соответствии с актом – приема водомера представителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал». Тем самым, доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» о самовольной врезке и самостоятельном подключении <***> отклоняется ввиду наличия действующего договора и приема водомера его представителем.

В соответствии с договором на отпуск и прием сточных вод, заключенного между ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» от 19.01.2009г., в п.3.3.3 указано, что после установки приборов учета воды Потребитель обязан зарегистрировать его именно у представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Условием данного договора не предусмотрено участие в рассмотрении вопросов, касающихся отпуска воды и приема сточных вод  СНТ «Овощевод».

Также, согласно Акта-приема водомера от 05.05.2009г., прибор учета был подключен  именно контролером филиала Предгорного «Водоканал».

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия поставки, замены и (или) эксплуатации приборов учета и используемых энергетических ресурсов, утвержден приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. №149. Так в случае если договор на водоснабжение заключен напрямую между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и членом СНТ, установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке.

Также комиссией отклоняются доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» на необходимость подачи заявок от СНТ «Овощевод» о подключении к водоснабжению, поскольку, как было отмечено, договор был заключен с <***> и непосредственно с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал», а не с СНТ «Овощевод». Предложение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» о возможности расчетов за воду по приборам учета без их опломбировки является незаконным и противоречит действующему законодательству. В частности в ст.554 ч.2 Гражданского кодекса установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Также в ст. 16 Правил коммунальных услуг граждан указывается, что при наличии в помещениях приборов учета и при отсутствии коллективных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и вышеуказанному договорному пункту 3.3.3. Тем самым, по нормативу потребления воды или по приборам учета, можно снимать показатели только после опломбировки прибора учета. В данном случае, прибор не опломбирован, следовательно все показания его являются недействительными в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами. В соответствии с п.3.3.3, подтверждением принятия приборов учета к эксплуатации служит пломба Предприятия ВКХ, установленная его представителем.

Тем самым, отказывая в опломбировании и принятии прибора учета в эксплуатацию, ущемляется право как абонента, в том числе право расчетов по показаниям прибора учета. В то же время ФЗ «О энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009г., наоборот устанавливает приоритет расчета за потребленные ресурсы исключительно по показаниям прибора учета.

В ходе дела установлено, что своими действиями в отказе возобновления услуги о водоснабжении при наличии заключенного договора ГУП «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Водоканал» нарушил пункт 4 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» - запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельности производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, выразившееся в невыполнении условий договора, а именно, установки нового прибора учета питьевой воды и сброшенных сточных вод.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, в части неисполнения договора на отпуск воды и прием сточных вод, выразившееся в отказе от опломбировки прибора учета воды.

2. Выдать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный «Водоканал» Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, принять меры к опломбировке и принятии в эксплуатацию прибора учета воды абонента <***>, по адресу: СНТ «Овощевод» пр.6, д.19.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №9 [format] => [safe_value] => №9 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-26 10:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-11 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336992775 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )