Решение по делу №76 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №76
Дата публикации: 11 ноября 2011, 12:02

РЕШЕНИЕ

Дело №76

26.10.2011

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФ АС России;

Лазебный Александр Юрьевич - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

<***> от ОАО «Масло Ставрополья»;

<***> от ОАО «Зерно».

Рассмотрев материалы дела №76, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Масло Ставрополья» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступило заявление ОАО «Зерно» на действия ОАО «Масло Старополья». При рассмотрении заявления было установлено следующее.

ОАО «Масло Ставрополья» является собственником подъездного железнодорожного пути протяженностью 220 п.м. (от стрелки №139 до стрелки №121).

Каждый год ОАО «Масло Ставрополья» и ОАО «Зерно» заключают договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Согласно которому ОАО «Зерно» предоставляются услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути. Протяженность совместно используемого железнодорожного пути составляет 220 п.м. В результате ОАО «Зерно» получает выход к железнодорожной станции и может осуществлять свою деятельность по отгрузке зерна в железнодорожный транспорт.

31.12.2010 года истек срок действия Договора №9/10Т01013 от 11.01.2010 года на эксплуатацию подъездного пути в 2010 году.

28.12.2010 года в адрес ОАО «Масло Ставрополья» было направлено письмо №691 с просьбой продлить срок действия договора на 2011 год и рассмотреть вопрос уменьшения платы по договору в связи с тем, что стоимость аналогичных услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» существенно ниже.

ОАО «Масло Ставрополья» направило в адрес ОАО «Зерно» договор на 2011 год только 09.02.2011 года, сохранив неизменно стоимость услуг и выставило счет за январь 2011 года, при том, что в январе ни одного вагона подано не было.

В ответ ОАО «Зерно» направило в адрес ОАО «Масло Ставрополья» письмо от 18.02.2011 года №103, в котором указало, что одним из основных видов деятельности ОАО «Зерно» является перевалка сельскохозяйственной продукции из автомобильного транспорта в железнодорожный. При этом ОАО «Зерно» не имеет другого варианта доступа к железнодорожной станции кроме как через железнодорожный подъездной путь, принадлежащий ОАО «Масло Ставрополья». Предлагалось установить тариф за 1 вагонокилометр.

В ответ на это предложение ОАО «Масло Ставрополья» направляет в адрес ОАО «Зерно» письмо от 28.02.2011 года №515, в котором отказалось от предложенного протокола разногласий, при этом согласилось сохранить расценку 2010-го года в январе и феврале 2011 года и установить стоимость эксплуатации железнодорожного подъездного пути в размере 47100 рублей в месяц, начиная с 01.03.2011 года и по декабрь 2011 года.

При этом ОАО «Масло Ставрополья» в своем письме указало, что в случае отказа ОАО «Зерно» подписать договор на данных условиях, ОАО «Масло Ставрополья» закроет железнодорожную ветку для ОАО «Зерно», что фактически приведет к остановке работы предприятия.

ОАО «Зерно» считает, что своими действиями ОАО «Масло Ставрополья» злоупотребляет своим доминирующим положением, что противоречит требованиям

статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, Приказом №442 от 28.06.2011г. было возбуждено дело №76 по признакам нарушения ОАО «Масло Ставрополья» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Масло Ставрополья» сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в частности на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Согласно Постановления Правительства СК от 26.09.2007 года №111-п «О государственном регулировании цен (тарифов) на территории СК» регулированием (установлением) цен (тарифов) на территории Ставропольского края занимается Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Согласно подпункта 20 пункта 8.2 Постановления Губернатора СК от 02.07.2007 года №413 «О региональной тарифной комиссии Ставропольского края» Региональная тарифная комиссия СК устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. РТК СК до настоящего времени указанные цены (тарифы) не утверждены. Следовательно ценообразование данного вида услуг осуществляется владельцами подъездных путей самостоятельно, исходя из затрат на содержание путей (текущий и капитальный ремонт, заработная плата работников, прочие расходы, налоги, прибыль и т.д.). ОАО «Масло Ставрополья» письменно не обращалось в РТК СК с просьбой рассчитать тариф.

Представителем ОАО «Зерно» на заседании комиссии от 30.08.2011г. было представлено постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области об установлении тарифа на транспортные услуги, оказываемые ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление» на подъездных железнодорожных путях. ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление» обратилось Региональную службу по тарифам Ростовской области во исполнение предписания Ростовского УФАС России.

На заседании комиссии от 26.10.2011г. представителем ОАО «Масло Ставрополья» было заявлено о том, что железнодорожные пути сдаются в аренду. Однако из материалов дела следует, что отношения между ОАО «Масло Ставрополья» и ОАО «Зерно», регулируются договором на эксплуатацию

железнодорожного подъездного пути. Так же договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО «Масло Ставрополья» заключен с ООО «Ставрополь-Терминал». В соответствии с параграфом 1 главы 34 Гражданского кодекса, не возможна сдача в аренду одного объекта сразу 2-м арендаторам.

Согласно параграфу 1 главы 34 Гражданского кодекса, арендатор обязан нести текущие расходы по содержанию и обслуживанию объекта аренды, а так же все сопутствующие затраты. Таким образом рассматриваемые правоотношения не являются арендными и соответственно ОАО «Зерно» получает лишь право проезда по железнодорожным путям ОАО «Масло Ставрополья», а все расходы по обслуживанию и содержанию железнодорожного полотна несет ОАО «Масло Ставрополья». ОАО «Масло Ставрополья» представило калькуляцию арендной платы за 2010 и 2011 годы, согласно которой в состав арендной платы включены: плата за текущий и капитальный ремонт железнодорожного полотна, зарплата путевого рабочего, затраты на текущее содержание железнодорожных путей.

Исходя из вышеизложенного комиссия Ставропольского УФАС России считает не обоснованными доводы ОАО «Масло Ставрополья» о том, что отношения между ОАО «Зерно» и ОАО «Масло Ставрополья», связанные с предоставлением в пользование железнодорожных путей, являющихся арендными правоотношениями.

Предметом договорных отношений между ОАО «Зерно» и ОАО «Масло Ставрополья» является право прогона вагонов по подъездным железнодорожным путям не общего пользования. Соответственно в рамках заключенного договора ОАО «Масло Ставрополья» оказывает ОАО «Зерно» услуги, связанные с осуществлением железнодорожных перевозок.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги на железнодорожном транспорте относятся к естественномонопольным. Согласно подпункта 20 пункта 8.2 Постановления Губернатора СК от 02.07.2007 года №413 РТК СК устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами. Следовательно тарифы на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях не общего пользования, подлежат государственному регулированию. Таким образом, ОАО «Масло Ставрополья» должно было обратиться в РТК СК с просьбой согласовать тариф на транспортные услуги, в течении 2009,2010 и 2011 гг.

В связи с необходимостью получения информации в рамках рассмотрения дела №76 Ставропольским УФАС России был направлен запрос в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края (исх. №03/7756 от 09.09.2011г.) по вопросу государственного регулирования услуги на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. В своем ответе РТК Ставропольского края дала разъяснения: в случае, если подъездные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «Масло Ставополья», примыкают к путям общего пользования и ОАО «Зерно» не имеет иной возможности транспортировки своих вагонов, кроме как путем прогона через указанные подъездные пути, тариф на услугу по прогону подлежит государственному регулированию региональной

комиссией Ставропольского края. Так же в ответе сообщается, что ОАО «Масло Ставрополья» по вопросу расчета тарифа на услуги по прогону вагонов по подъездному железнодорожному пути в течении 2009,2010 и 2011 годов в РТК Ставропольского края не обращалось.

Таким образом материалы дела подтверждают что ОАО «Масло Ставрополья», оказывая услуги по прогону вагонов, самостоятельно установила цену данной услуги, в то время как согласно действующего законодательства, тарифы на данную услугу подлежат государственному регулированию, то есть ОАО «Масло Ставрополья» допустило нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Изучив материалы дела, комиссия пришла к выводу, что ОАО «Масло Ставрополья» допустило нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Масло Ставрополья» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях;

Выдать ОАО «Масло Ставрополья» Предписание:

- Обратиться в Региональную тарифную комиссию по вопросу расчета тарифа на услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути.

- ОАО «Масло Ставрополья» не допускать взимание платы за оказываемые услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути в размере не утвержденном органами государственного регулирования тарифов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7127 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №76 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7127 [type] => solution [language] => ru [created] => 1333433635 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №76

26.10.2011

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФ АС России;

Лазебный Александр Юрьевич - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

<***> от ОАО «Масло Ставрополья»;

<***> от ОАО «Зерно».

Рассмотрев материалы дела №76, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Масло Ставрополья» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступило заявление ОАО «Зерно» на действия ОАО «Масло Старополья». При рассмотрении заявления было установлено следующее.

ОАО «Масло Ставрополья» является собственником подъездного железнодорожного пути протяженностью 220 п.м. (от стрелки №139 до стрелки №121).

Каждый год ОАО «Масло Ставрополья» и ОАО «Зерно» заключают договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Согласно которому ОАО «Зерно» предоставляются услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути. Протяженность совместно используемого железнодорожного пути составляет 220 п.м. В результате ОАО «Зерно» получает выход к железнодорожной станции и может осуществлять свою деятельность по отгрузке зерна в железнодорожный транспорт.

31.12.2010 года истек срок действия Договора №9/10Т01013 от 11.01.2010 года на эксплуатацию подъездного пути в 2010 году.

28.12.2010 года в адрес ОАО «Масло Ставрополья» было направлено письмо №691 с просьбой продлить срок действия договора на 2011 год и рассмотреть вопрос уменьшения платы по договору в связи с тем, что стоимость аналогичных услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» существенно ниже.

ОАО «Масло Ставрополья» направило в адрес ОАО «Зерно» договор на 2011 год только 09.02.2011 года, сохранив неизменно стоимость услуг и выставило счет за январь 2011 года, при том, что в январе ни одного вагона подано не было.

В ответ ОАО «Зерно» направило в адрес ОАО «Масло Ставрополья» письмо от 18.02.2011 года №103, в котором указало, что одним из основных видов деятельности ОАО «Зерно» является перевалка сельскохозяйственной продукции из автомобильного транспорта в железнодорожный. При этом ОАО «Зерно» не имеет другого варианта доступа к железнодорожной станции кроме как через железнодорожный подъездной путь, принадлежащий ОАО «Масло Ставрополья». Предлагалось установить тариф за 1 вагонокилометр.

В ответ на это предложение ОАО «Масло Ставрополья» направляет в адрес ОАО «Зерно» письмо от 28.02.2011 года №515, в котором отказалось от предложенного протокола разногласий, при этом согласилось сохранить расценку 2010-го года в январе и феврале 2011 года и установить стоимость эксплуатации железнодорожного подъездного пути в размере 47100 рублей в месяц, начиная с 01.03.2011 года и по декабрь 2011 года.

При этом ОАО «Масло Ставрополья» в своем письме указало, что в случае отказа ОАО «Зерно» подписать договор на данных условиях, ОАО «Масло Ставрополья» закроет железнодорожную ветку для ОАО «Зерно», что фактически приведет к остановке работы предприятия.

ОАО «Зерно» считает, что своими действиями ОАО «Масло Ставрополья» злоупотребляет своим доминирующим положением, что противоречит требованиям

статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, Приказом №442 от 28.06.2011г. было возбуждено дело №76 по признакам нарушения ОАО «Масло Ставрополья» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Масло Ставрополья» сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в частности на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Согласно Постановления Правительства СК от 26.09.2007 года №111-п «О государственном регулировании цен (тарифов) на территории СК» регулированием (установлением) цен (тарифов) на территории Ставропольского края занимается Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Согласно подпункта 20 пункта 8.2 Постановления Губернатора СК от 02.07.2007 года №413 «О региональной тарифной комиссии Ставропольского края» Региональная тарифная комиссия СК устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. РТК СК до настоящего времени указанные цены (тарифы) не утверждены. Следовательно ценообразование данного вида услуг осуществляется владельцами подъездных путей самостоятельно, исходя из затрат на содержание путей (текущий и капитальный ремонт, заработная плата работников, прочие расходы, налоги, прибыль и т.д.). ОАО «Масло Ставрополья» письменно не обращалось в РТК СК с просьбой рассчитать тариф.

Представителем ОАО «Зерно» на заседании комиссии от 30.08.2011г. было представлено постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области об установлении тарифа на транспортные услуги, оказываемые ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление» на подъездных железнодорожных путях. ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление» обратилось Региональную службу по тарифам Ростовской области во исполнение предписания Ростовского УФАС России.

На заседании комиссии от 26.10.2011г. представителем ОАО «Масло Ставрополья» было заявлено о том, что железнодорожные пути сдаются в аренду. Однако из материалов дела следует, что отношения между ОАО «Масло Ставрополья» и ОАО «Зерно», регулируются договором на эксплуатацию

железнодорожного подъездного пути. Так же договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО «Масло Ставрополья» заключен с ООО «Ставрополь-Терминал». В соответствии с параграфом 1 главы 34 Гражданского кодекса, не возможна сдача в аренду одного объекта сразу 2-м арендаторам.

Согласно параграфу 1 главы 34 Гражданского кодекса, арендатор обязан нести текущие расходы по содержанию и обслуживанию объекта аренды, а так же все сопутствующие затраты. Таким образом рассматриваемые правоотношения не являются арендными и соответственно ОАО «Зерно» получает лишь право проезда по железнодорожным путям ОАО «Масло Ставрополья», а все расходы по обслуживанию и содержанию железнодорожного полотна несет ОАО «Масло Ставрополья». ОАО «Масло Ставрополья» представило калькуляцию арендной платы за 2010 и 2011 годы, согласно которой в состав арендной платы включены: плата за текущий и капитальный ремонт железнодорожного полотна, зарплата путевого рабочего, затраты на текущее содержание железнодорожных путей.

Исходя из вышеизложенного комиссия Ставропольского УФАС России считает не обоснованными доводы ОАО «Масло Ставрополья» о том, что отношения между ОАО «Зерно» и ОАО «Масло Ставрополья», связанные с предоставлением в пользование железнодорожных путей, являющихся арендными правоотношениями.

Предметом договорных отношений между ОАО «Зерно» и ОАО «Масло Ставрополья» является право прогона вагонов по подъездным железнодорожным путям не общего пользования. Соответственно в рамках заключенного договора ОАО «Масло Ставрополья» оказывает ОАО «Зерно» услуги, связанные с осуществлением железнодорожных перевозок.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги на железнодорожном транспорте относятся к естественномонопольным. Согласно подпункта 20 пункта 8.2 Постановления Губернатора СК от 02.07.2007 года №413 РТК СК устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами. Следовательно тарифы на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях не общего пользования, подлежат государственному регулированию. Таким образом, ОАО «Масло Ставрополья» должно было обратиться в РТК СК с просьбой согласовать тариф на транспортные услуги, в течении 2009,2010 и 2011 гг.

В связи с необходимостью получения информации в рамках рассмотрения дела №76 Ставропольским УФАС России был направлен запрос в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края (исх. №03/7756 от 09.09.2011г.) по вопросу государственного регулирования услуги на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. В своем ответе РТК Ставропольского края дала разъяснения: в случае, если подъездные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «Масло Ставополья», примыкают к путям общего пользования и ОАО «Зерно» не имеет иной возможности транспортировки своих вагонов, кроме как путем прогона через указанные подъездные пути, тариф на услугу по прогону подлежит государственному регулированию региональной

комиссией Ставропольского края. Так же в ответе сообщается, что ОАО «Масло Ставрополья» по вопросу расчета тарифа на услуги по прогону вагонов по подъездному железнодорожному пути в течении 2009,2010 и 2011 годов в РТК Ставропольского края не обращалось.

Таким образом материалы дела подтверждают что ОАО «Масло Ставрополья», оказывая услуги по прогону вагонов, самостоятельно установила цену данной услуги, в то время как согласно действующего законодательства, тарифы на данную услугу подлежат государственному регулированию, то есть ОАО «Масло Ставрополья» допустило нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Изучив материалы дела, комиссия пришла к выводу, что ОАО «Масло Ставрополья» допустило нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Масло Ставрополья» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях;

Выдать ОАО «Масло Ставрополья» Предписание:

- Обратиться в Региональную тарифную комиссию по вопросу расчета тарифа на услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути.

- ОАО «Масло Ставрополья» не допускать взимание платы за оказываемые услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути в размере не утвержденном органами государственного регулирования тарифов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №76

26.10.2011

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФ АС России;

Лазебный Александр Юрьевич - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

<***> от ОАО «Масло Ставрополья»;

<***> от ОАО «Зерно».

Рассмотрев материалы дела №76, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Масло Ставрополья» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступило заявление ОАО «Зерно» на действия ОАО «Масло Старополья». При рассмотрении заявления было установлено следующее.

ОАО «Масло Ставрополья» является собственником подъездного железнодорожного пути протяженностью 220 п.м. (от стрелки №139 до стрелки №121).

Каждый год ОАО «Масло Ставрополья» и ОАО «Зерно» заключают договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Согласно которому ОАО «Зерно» предоставляются услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути. Протяженность совместно используемого железнодорожного пути составляет 220 п.м. В результате ОАО «Зерно» получает выход к железнодорожной станции и может осуществлять свою деятельность по отгрузке зерна в железнодорожный транспорт.

31.12.2010 года истек срок действия Договора №9/10Т01013 от 11.01.2010 года на эксплуатацию подъездного пути в 2010 году.

28.12.2010 года в адрес ОАО «Масло Ставрополья» было направлено письмо №691 с просьбой продлить срок действия договора на 2011 год и рассмотреть вопрос уменьшения платы по договору в связи с тем, что стоимость аналогичных услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» существенно ниже.

ОАО «Масло Ставрополья» направило в адрес ОАО «Зерно» договор на 2011 год только 09.02.2011 года, сохранив неизменно стоимость услуг и выставило счет за январь 2011 года, при том, что в январе ни одного вагона подано не было.

В ответ ОАО «Зерно» направило в адрес ОАО «Масло Ставрополья» письмо от 18.02.2011 года №103, в котором указало, что одним из основных видов деятельности ОАО «Зерно» является перевалка сельскохозяйственной продукции из автомобильного транспорта в железнодорожный. При этом ОАО «Зерно» не имеет другого варианта доступа к железнодорожной станции кроме как через железнодорожный подъездной путь, принадлежащий ОАО «Масло Ставрополья». Предлагалось установить тариф за 1 вагонокилометр.

В ответ на это предложение ОАО «Масло Ставрополья» направляет в адрес ОАО «Зерно» письмо от 28.02.2011 года №515, в котором отказалось от предложенного протокола разногласий, при этом согласилось сохранить расценку 2010-го года в январе и феврале 2011 года и установить стоимость эксплуатации железнодорожного подъездного пути в размере 47100 рублей в месяц, начиная с 01.03.2011 года и по декабрь 2011 года.

При этом ОАО «Масло Ставрополья» в своем письме указало, что в случае отказа ОАО «Зерно» подписать договор на данных условиях, ОАО «Масло Ставрополья» закроет железнодорожную ветку для ОАО «Зерно», что фактически приведет к остановке работы предприятия.

ОАО «Зерно» считает, что своими действиями ОАО «Масло Ставрополья» злоупотребляет своим доминирующим положением, что противоречит требованиям

статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, Приказом №442 от 28.06.2011г. было возбуждено дело №76 по признакам нарушения ОАО «Масло Ставрополья» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Масло Ставрополья» сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в частности на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Согласно Постановления Правительства СК от 26.09.2007 года №111-п «О государственном регулировании цен (тарифов) на территории СК» регулированием (установлением) цен (тарифов) на территории Ставропольского края занимается Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Согласно подпункта 20 пункта 8.2 Постановления Губернатора СК от 02.07.2007 года №413 «О региональной тарифной комиссии Ставропольского края» Региональная тарифная комиссия СК устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. РТК СК до настоящего времени указанные цены (тарифы) не утверждены. Следовательно ценообразование данного вида услуг осуществляется владельцами подъездных путей самостоятельно, исходя из затрат на содержание путей (текущий и капитальный ремонт, заработная плата работников, прочие расходы, налоги, прибыль и т.д.). ОАО «Масло Ставрополья» письменно не обращалось в РТК СК с просьбой рассчитать тариф.

Представителем ОАО «Зерно» на заседании комиссии от 30.08.2011г. было представлено постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области об установлении тарифа на транспортные услуги, оказываемые ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление» на подъездных железнодорожных путях. ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление» обратилось Региональную службу по тарифам Ростовской области во исполнение предписания Ростовского УФАС России.

На заседании комиссии от 26.10.2011г. представителем ОАО «Масло Ставрополья» было заявлено о том, что железнодорожные пути сдаются в аренду. Однако из материалов дела следует, что отношения между ОАО «Масло Ставрополья» и ОАО «Зерно», регулируются договором на эксплуатацию

железнодорожного подъездного пути. Так же договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО «Масло Ставрополья» заключен с ООО «Ставрополь-Терминал». В соответствии с параграфом 1 главы 34 Гражданского кодекса, не возможна сдача в аренду одного объекта сразу 2-м арендаторам.

Согласно параграфу 1 главы 34 Гражданского кодекса, арендатор обязан нести текущие расходы по содержанию и обслуживанию объекта аренды, а так же все сопутствующие затраты. Таким образом рассматриваемые правоотношения не являются арендными и соответственно ОАО «Зерно» получает лишь право проезда по железнодорожным путям ОАО «Масло Ставрополья», а все расходы по обслуживанию и содержанию железнодорожного полотна несет ОАО «Масло Ставрополья». ОАО «Масло Ставрополья» представило калькуляцию арендной платы за 2010 и 2011 годы, согласно которой в состав арендной платы включены: плата за текущий и капитальный ремонт железнодорожного полотна, зарплата путевого рабочего, затраты на текущее содержание железнодорожных путей.

Исходя из вышеизложенного комиссия Ставропольского УФАС России считает не обоснованными доводы ОАО «Масло Ставрополья» о том, что отношения между ОАО «Зерно» и ОАО «Масло Ставрополья», связанные с предоставлением в пользование железнодорожных путей, являющихся арендными правоотношениями.

Предметом договорных отношений между ОАО «Зерно» и ОАО «Масло Ставрополья» является право прогона вагонов по подъездным железнодорожным путям не общего пользования. Соответственно в рамках заключенного договора ОАО «Масло Ставрополья» оказывает ОАО «Зерно» услуги, связанные с осуществлением железнодорожных перевозок.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги на железнодорожном транспорте относятся к естественномонопольным. Согласно подпункта 20 пункта 8.2 Постановления Губернатора СК от 02.07.2007 года №413 РТК СК устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами. Следовательно тарифы на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях не общего пользования, подлежат государственному регулированию. Таким образом, ОАО «Масло Ставрополья» должно было обратиться в РТК СК с просьбой согласовать тариф на транспортные услуги, в течении 2009,2010 и 2011 гг.

В связи с необходимостью получения информации в рамках рассмотрения дела №76 Ставропольским УФАС России был направлен запрос в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края (исх. №03/7756 от 09.09.2011г.) по вопросу государственного регулирования услуги на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. В своем ответе РТК Ставропольского края дала разъяснения: в случае, если подъездные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «Масло Ставополья», примыкают к путям общего пользования и ОАО «Зерно» не имеет иной возможности транспортировки своих вагонов, кроме как путем прогона через указанные подъездные пути, тариф на услугу по прогону подлежит государственному регулированию региональной

комиссией Ставропольского края. Так же в ответе сообщается, что ОАО «Масло Ставрополья» по вопросу расчета тарифа на услуги по прогону вагонов по подъездному железнодорожному пути в течении 2009,2010 и 2011 годов в РТК Ставропольского края не обращалось.

Таким образом материалы дела подтверждают что ОАО «Масло Ставрополья», оказывая услуги по прогону вагонов, самостоятельно установила цену данной услуги, в то время как согласно действующего законодательства, тарифы на данную услугу подлежат государственному регулированию, то есть ОАО «Масло Ставрополья» допустило нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Изучив материалы дела, комиссия пришла к выводу, что ОАО «Масло Ставрополья» допустило нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Масло Ставрополья» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях;

Выдать ОАО «Масло Ставрополья» Предписание:

- Обратиться в Региональную тарифную комиссию по вопросу расчета тарифа на услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути.

- ОАО «Масло Ставрополья» не допускать взимание платы за оказываемые услуги по прогону (пропуску) вагонов по подъездному железнодорожному пути в размере не утвержденном органами государственного регулирования тарифов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №76 [format] => [safe_value] => №76 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Производственно-потребительский комплекс [description] =>
[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-11 08:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-25 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1333433635 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )