Решение по делу №136 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №136
Дата публикации: 30 декабря 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ

Дело №136

30 декабря 2011 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №136 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> и <***> на высокую стоимость услуг по снятию прибора учета на поверку, поверку и монтаж счетчика после поверки.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установления монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №136 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

Заявители по существу рассматриваемого дела, пояснили, что установленные ОАО «Ставропольгоргаз» цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта являются высокими, и необоснованно завышенными.

В процессе рассмотрения дела №136 представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена «Прейскурантом №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы (утвержден приказом исполнительного директора №18-П от 02.02.2011г.). Прейскурант сформирован на основании «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее по тексту - Прейскурант), разработанного ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» (утвержден приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г.).

При расчете цен на услуги по демонтажу бытового счетчика газа с установкой перемычки и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки учитываются себестоимость единицы работ, принятый уровень рентабельности и налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%.

Себестоимость услуг определена путем умножения фонда оплаты труда (ФОТ) на расчетный коэффициент.

Фонд оплаты труда равен произведению часового фонда оплаты труда (в рублях) на трудоемкость этого вида работ. Трудоемкость выполнения работ установлена Прейскурантом, в человеко-часах на единицу измерения объема работ, в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда, предусмотренных «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» и «Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве РФ». Квалификационный состав исполнителей определен на основе общероссийских классификаторов занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов. Размер часовой тарифной ставки, на данные услуги сформирован на основании Отраслевого тарифного соглашения по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2011-2013гг, с учетом фактически сложившегося уровня фонда оплаты труда исполнителей за предыдущие периоды.

Расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, учитывает:

- дополнительную заработную плату, включающую оплату очередных и дополнительных отпусков в доле от ФОТ;

величину страховых взносов и тарифов, определенных действующим законодательством в доле от ФОТ;

величина накладных расходов в доле от ФОТ.

Таким образом, расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, равен:

(1,0+0,1)*(1,0+Х)+У=2

где за 1,0 принят размер ФОТ;

0,1 - величина дополнительной заработной платы в доле от ФОТ;

X - величина страховых взносов в доле от ФОТ;

У- величина накладных расходов в доле от ФОТ;

Z - расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости.

По данным обследования ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» величина накладных расходов определена в размере 196,2% к ФОТ в среднем по отрасли.

Работы по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки являются непрофильным (дополнительным) видом деятельности одного из структурных подразделений ОАО «Ставропольгоргаз». Аналитический учет расходов в бухгалтерском учете ведется в разрезе подразделений. Детальная аналитика расходов в разрезе всех видов работ и услуг, оказываемых подразделениями общества, не предусмотрена возможностями программного продукта 1С: АС ГПРГ и ГРО, в котором ведется бухгалтерский учет предприятия.

В 2010 году, ОАО «Ставропольгоргаз» произвел демонтаж и монтаж приборов учета газа для проведения поверки в количестве 893 шт. В период с 01.01.2011 г. по 08.12.2011 года данный объем составил 1004 шт.

Меры государственного регулирования в области ценообразования на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после ремонта или поверки не применяются. Соответственно в период с 2008 по 2011 годы изменений мер государственного регулирования не происходило. Изменения коснулись размеров страховых взносов и страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляемых на фонд оплаты труда. Так, в период 2008-2010 гг. величина страховых взносов была равна 26% (федеральные законы от 24.07.2009 №№212-ФЗ, 213-ФЗ), а размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% (федеральный закон от22.12.2005г. №179-ФЗ)

С 01.01.2011г. величина страховых взносов равна 34% (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ, вступившая в силу 01.01.2011г.), размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,8% (федеральный закон от 22.12.2005г. №179-ФЗ). В период с 2008-2011гг. размер налога на добавленную стоимость (18%) не изменялся.

Стоимость включенных затрат на выполнение услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и в динамике 2008-2011гг. отражены в таблице 1. и таблице 2.

Таблица 1 Демонтаж бытового счетчика с установкой перемычки

 

№п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1.

Себестоимость, руб.

85,6

203,44

528,5

543,48

 

- ФОТ исполнителей, руб.

41,92

91,64

157,76

157,76

 

- накладные расходы, руб.

28,47

78,63

309,53

309,53

 

- страховые взносы, руб.

11,02

24,01

41,33

54,90

 

-дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

4,19

9,16

19,91*

21,29**

2.

Прибыль (рентабельность), руб.

 

8,56

20,35

132,13

135,87

3.

Цена без НДС, руб.

94,17

223,79

660,63

679,35

4.

НДС, 18%,руб.

16,95

40,28

118,91

122,28

5.

Цена с НДС, руб.

111,12

264,07

779,54

801,63

 

Таблица 2 Установка бытового счетчика газа после ремонта или поверки

 

№п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1.

Себестоимость, руб.

123,27

292,95

761,02

782,60

 

- ФОТ исполнителей, руб.

60,36

131,96

227,17

227,17

 

- накладные расходы, руб.

40,99

113,22

445,71

445,71

 

- страховые взносы, руб.

15,88

34,57

59,52*

79,10**

 

-дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

6,04

13,19

28,62*

30,62**

2.

Прибыль (рентабельность), руб.

12,33

29,3

190,25

195,65

3.

Цена без НДС, руб.

135,6

322,25

951,27

978,25

4.

НДС, 18%,руб.

24,41

58

171,23

176,09

5.

Цена с НДС, руб.

160,01

380,25

1122,50

1154,34

*с учетом страховых взносов и страховых тарифов (26,2%)

**с учетом страховых взносов и страховых тарифов (34,8%)

В расчет цен не включена стоимость готовых узлов, запасных частей и деталей.

Указанные расходы оплачиваются заказчиком дополнительно по действующим ценам на момент исполнения заказа.

 

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Ставропольгоргаз» предоставляет услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования. ОАО «Ставропольгоргаз» состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % и занимает доминирующее положение по позиции «услуги по монтажу и демонтажу приборов учета газа (газовых счетчиков) по индивидуальному обращению граждан» ОКУН-042305, ОКПД-15.33.30.114 с долей на рынке более 50 % в географических границах г. Ставрополя.

Согласно выписки из Прейскуранта №2 стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы (утвержден приказом исполнительного директора №18-П от 02.02.2011г.). Предварительный анализ цен услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки показал, что цена в размере 801,63 и 1154,34 рублей соответственно, является самой высокой на территории Ставропольского края.

Согласно письменного пояснения РТК СК за исходящим номером от 01.12.2011 года №р-03-05/3307 РТК СК было отмечено, что в отношении стоимости по виду работ «демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки» ОАО «Ставрополькрайгаз» пред­лагала предельные цены в размерах 568,10 руб. на 2010 год и 474,55 руб. на 2011 год (с учётом НДС). Поскольку расчёты организации выполнены с учётом трудоёмкости работ 2,0 чел./час, комиссия РТК СК при анализе представленных мате­риалов сочла, что предлагаемая организацией стоимость работ учитывает одно­временно и демонтаж прибора учёта для направления его в ремонт и/или на по­верку, и его последующую установку после ремонта и/или поверки.

При этом РТК СК и ОАО «Ставрополькрайгаз» при формировании стоимости на услуги демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки определяют ее как услугу с установкой единой цены, в то время как ОАО «Ставропольгоргаз» и другие газораспределительные организации разделяют данную услугу на две услуги, а именно услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

В результате выборочного анализа Комиссией Ставропольского УФАС России калькуляций иных газораспределительных организаций, оказывающих услуги на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки путем сопоставления цен на указанные услуги, было установлено:

Стоимость работ по рассматриваемой услуге на территории Карачаево-Черкесской республики по состоянию на 11.11.2011 года составляет:

- услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки 238,51 рублей;

- установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта составляет 343,45 рублей

 Стоимость работ по рассматриваемой услуге на территории Волгоградской области по состоянию на 2011 года составляет:

- услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки 395,00 рублей;

- установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта составляет 569,00 рублей.

            Стоимость рассматриваемой услуги на территории Ставропольского края установлена следующим образом:

№№

 

 

1.

Наименование ГРО

 

 

Стоимость услуги (руб.)

услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки

установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта

2.

ОАО «Ставропольгоргаз»

801,63

1154,34

3.

ОАО «Шпаковскрайгаз»

427,39

4.

ОАО «Кисловодскгоргаз»

233,27

335,93

5.

ОАО «Ипатоворайгаз»

300,40

333,00

6.

ОАО «Кочубеевскрайгаз»

237,1

229,5

 

Стоимость услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения №1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года №р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 рублей.

Таким образом, цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки ОАО «Ставропольгоргаз» превышает цену, которая установлена другими газораспределительными организациями. Среднестатистическая цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки составляет в среднем около 550 рублей.

Согласно информации, представленной ОАО «Ставропольгоргаз» стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки в рассчитывается в соответствии с «Примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация» (далее – Прейскурант).

 Однако при расчете стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки ОАО «Ставропольгоргаз» произвело расчет для категории населения с процентом рентабельности 25.

Пунктом 1.3. Методики расчета цен Методических указаний по использованию Примерного прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утв. Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 №35. определено, что в стоимость платных услуг, оказываемых населению, заложен уровень рентабельности в размере 10% к себестоимости и 25% - при оказании услуг предприятиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона запрещается установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Включение ОАО «Ставропольгоргаз» в стоимость услуги для населения рентабельность 25 % выше установленного Прейскурантом, свидетельствует о том, что стоимость услуг по монтажу газовых счетчиков превышает сумму необходимых для производства и реализации таких услуг расходов и прибыли. Данный факт содержит в себе признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона.

Уровень накладных расходов, которые включают в себя общехозяйственные и общепроизводительные расходы, амортизационные отчисления, транспортные расходы, затраты, связанные с приобретением вспомогательных материалов, составляют 196,2% от трудозатрат. При анализе расчета цен в предыдущие периоды работы ОАО «Ставропольгоргаз» при расчете цен на услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки размер накладных расходов был определен в размере 28,47/40,99 рублей в 2008 году, 78,63/113,22 рублей в 2009 году, 309,53/445,71 рублей 2010-2011 годах, что позволяло предприятию оказывать услугу и получать за выполнение ее необходимую прибыль. Доказательств убыточности для ОАО «Ставропольгоргаз» выполнения данной услуги в пределах накладных расходов в размере 28,47/40,99 рублей в 2008 году, 78,63/113,22 рублей в 2009 году комиссией Ставропольского УФАС России не установлено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что установленный ОАО «Ставропольгоргаз» размер накладных расходов в размере 196,2 %, не отражает фактически необходимые затраты предприятия на выполнение работ по услуге на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки. ОАО «Ставропольгоргаз» данное обстоятельно ни чем не подтвердил.

В тоже время, ОАО «Ставрополькрайгаз» как на 2010 год, так и на 2011 год при обращении в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края для согласования предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, оказываемые населению Ставропольского края, исходило из размера накладных расходов ниже, чем рассчитано ОАО «Ставропольгоргаз».

Согласно пояснительной записки ОАО «Ставрополькрайгаз» к расчету предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования населения размер накладных расходов предусматривался ОАО «Ставрополькрайгаз» в 2010 году в размере 70 % исходя из сложившихся за три последних отчетных периодов, а на 2011 год накладные расходы в размере 42,8 % (расчет накладных расходов проведен на основании расчета услуги транспортировки газа ОАО «Ставрополькрайгаз» на 2011 год.

После рассмотрения предложений ОАО «Ставрополькрайгаз» Региональная тарифная комиссия Ставропольского края произвела расчеты, при включении в цены накладных расходов 38,2 на 2010 год, и 43,37 % на 2011 год.

Следовательно, ОАО «Ставрополькрайгаз» как управляющая организация газораспределительных организаций края, в том числе и для ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете предельных тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края определила как достаточный размер накладных расходов для выполнения данной услуги в размере 42,8 % на 2011 год.

Одним из признаков определения монопольно высокой цены в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», определено, что цена содержит в себе необоснованную сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Следовательно, определяя предельные цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края, ОАО «Ставрополькрайгаз» определила размер накладных расходов достаточных в размере 42,8%.

Нормы времени, количественный состав исполнителей ОАО «Ставропольгоргаз» соответствует Прейскуранту. Единый социальный налог (в размере 38,4%) установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно письменного пояснения ОАО «Ставропольгоргаз» от10.03.2011 года за исходящим номером 10-544 расчет цены на услугу ОАО «Ставропольгоргаз» произвел от сценарных требований к производственной деятельности предприятия со стороны организаций, имеющих право давать обязательные для исполнения указания, управляющей компании в 2011 году. В тоже время управляющая компания ОАО «Ставрополькрайгаз» определило предельную цену на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки на 2011 год в размере 474,55 руб.

Расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» так же был произведен на основании «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация». Таким образом, как ОАО «Ставрополькрайгаз» так и ОАО «Ставропольгоргаз» использовали одну и туже методику расчета цены. При этом, расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» более экономически доказан, чем примененный расчет ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате полного и всестороннего изучения обстоятельств данного дела, Комиссия пришла к выводам о том, что ОАО «Ставропольгоргаз» нарушен п.1 ч.1 ст. 10 Закона в части установления монопольно высокой цены на услугу на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить стоимость услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта, суммарная стоимость которой не превышало стоимость услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения №1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года №р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6677 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №136 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6677 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328790543 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №136

30 декабря 2011 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №136 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> и <***> на высокую стоимость услуг по снятию прибора учета на поверку, поверку и монтаж счетчика после поверки.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установления монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №136 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

Заявители по существу рассматриваемого дела, пояснили, что установленные ОАО «Ставропольгоргаз» цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта являются высокими, и необоснованно завышенными.

В процессе рассмотрения дела №136 представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена «Прейскурантом №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы (утвержден приказом исполнительного директора №18-П от 02.02.2011г.). Прейскурант сформирован на основании «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее по тексту - Прейскурант), разработанного ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» (утвержден приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г.).

При расчете цен на услуги по демонтажу бытового счетчика газа с установкой перемычки и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки учитываются себестоимость единицы работ, принятый уровень рентабельности и налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%.

Себестоимость услуг определена путем умножения фонда оплаты труда (ФОТ) на расчетный коэффициент.

Фонд оплаты труда равен произведению часового фонда оплаты труда (в рублях) на трудоемкость этого вида работ. Трудоемкость выполнения работ установлена Прейскурантом, в человеко-часах на единицу измерения объема работ, в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда, предусмотренных «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» и «Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве РФ». Квалификационный состав исполнителей определен на основе общероссийских классификаторов занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов. Размер часовой тарифной ставки, на данные услуги сформирован на основании Отраслевого тарифного соглашения по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2011-2013гг, с учетом фактически сложившегося уровня фонда оплаты труда исполнителей за предыдущие периоды.

Расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, учитывает:

- дополнительную заработную плату, включающую оплату очередных и дополнительных отпусков в доле от ФОТ;

величину страховых взносов и тарифов, определенных действующим законодательством в доле от ФОТ;

величина накладных расходов в доле от ФОТ.

Таким образом, расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, равен:

(1,0+0,1)*(1,0+Х)+У=2

где за 1,0 принят размер ФОТ;

0,1 - величина дополнительной заработной платы в доле от ФОТ;

X - величина страховых взносов в доле от ФОТ;

У- величина накладных расходов в доле от ФОТ;

Z - расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости.

По данным обследования ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» величина накладных расходов определена в размере 196,2% к ФОТ в среднем по отрасли.

Работы по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки являются непрофильным (дополнительным) видом деятельности одного из структурных подразделений ОАО «Ставропольгоргаз». Аналитический учет расходов в бухгалтерском учете ведется в разрезе подразделений. Детальная аналитика расходов в разрезе всех видов работ и услуг, оказываемых подразделениями общества, не предусмотрена возможностями программного продукта 1С: АС ГПРГ и ГРО, в котором ведется бухгалтерский учет предприятия.

В 2010 году, ОАО «Ставропольгоргаз» произвел демонтаж и монтаж приборов учета газа для проведения поверки в количестве 893 шт. В период с 01.01.2011 г. по 08.12.2011 года данный объем составил 1004 шт.

Меры государственного регулирования в области ценообразования на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после ремонта или поверки не применяются. Соответственно в период с 2008 по 2011 годы изменений мер государственного регулирования не происходило. Изменения коснулись размеров страховых взносов и страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляемых на фонд оплаты труда. Так, в период 2008-2010 гг. величина страховых взносов была равна 26% (федеральные законы от 24.07.2009 №№212-ФЗ, 213-ФЗ), а размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% (федеральный закон от22.12.2005г. №179-ФЗ)

С 01.01.2011г. величина страховых взносов равна 34% (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ, вступившая в силу 01.01.2011г.), размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,8% (федеральный закон от 22.12.2005г. №179-ФЗ). В период с 2008-2011гг. размер налога на добавленную стоимость (18%) не изменялся.

Стоимость включенных затрат на выполнение услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и в динамике 2008-2011гг. отражены в таблице 1. и таблице 2.

Таблица 1 Демонтаж бытового счетчика с установкой перемычки

 

№п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1.

Себестоимость, руб.

85,6

203,44

528,5

543,48

 

- ФОТ исполнителей, руб.

41,92

91,64

157,76

157,76

 

- накладные расходы, руб.

28,47

78,63

309,53

309,53

 

- страховые взносы, руб.

11,02

24,01

41,33

54,90

 

-дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

4,19

9,16

19,91*

21,29**

2.

Прибыль (рентабельность), руб.

 

8,56

20,35

132,13

135,87

3.

Цена без НДС, руб.

94,17

223,79

660,63

679,35

4.

НДС, 18%,руб.

16,95

40,28

118,91

122,28

5.

Цена с НДС, руб.

111,12

264,07

779,54

801,63

 

Таблица 2 Установка бытового счетчика газа после ремонта или поверки

 

№п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1.

Себестоимость, руб.

123,27

292,95

761,02

782,60

 

- ФОТ исполнителей, руб.

60,36

131,96

227,17

227,17

 

- накладные расходы, руб.

40,99

113,22

445,71

445,71

 

- страховые взносы, руб.

15,88

34,57

59,52*

79,10**

 

-дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

6,04

13,19

28,62*

30,62**

2.

Прибыль (рентабельность), руб.

12,33

29,3

190,25

195,65

3.

Цена без НДС, руб.

135,6

322,25

951,27

978,25

4.

НДС, 18%,руб.

24,41

58

171,23

176,09

5.

Цена с НДС, руб.

160,01

380,25

1122,50

1154,34

*с учетом страховых взносов и страховых тарифов (26,2%)

**с учетом страховых взносов и страховых тарифов (34,8%)

В расчет цен не включена стоимость готовых узлов, запасных частей и деталей.

Указанные расходы оплачиваются заказчиком дополнительно по действующим ценам на момент исполнения заказа.

 

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Ставропольгоргаз» предоставляет услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования. ОАО «Ставропольгоргаз» состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % и занимает доминирующее положение по позиции «услуги по монтажу и демонтажу приборов учета газа (газовых счетчиков) по индивидуальному обращению граждан» ОКУН-042305, ОКПД-15.33.30.114 с долей на рынке более 50 % в географических границах г. Ставрополя.

Согласно выписки из Прейскуранта №2 стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы (утвержден приказом исполнительного директора №18-П от 02.02.2011г.). Предварительный анализ цен услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки показал, что цена в размере 801,63 и 1154,34 рублей соответственно, является самой высокой на территории Ставропольского края.

Согласно письменного пояснения РТК СК за исходящим номером от 01.12.2011 года №р-03-05/3307 РТК СК было отмечено, что в отношении стоимости по виду работ «демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки» ОАО «Ставрополькрайгаз» пред­лагала предельные цены в размерах 568,10 руб. на 2010 год и 474,55 руб. на 2011 год (с учётом НДС). Поскольку расчёты организации выполнены с учётом трудоёмкости работ 2,0 чел./час, комиссия РТК СК при анализе представленных мате­риалов сочла, что предлагаемая организацией стоимость работ учитывает одно­временно и демонтаж прибора учёта для направления его в ремонт и/или на по­верку, и его последующую установку после ремонта и/или поверки.

При этом РТК СК и ОАО «Ставрополькрайгаз» при формировании стоимости на услуги демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки определяют ее как услугу с установкой единой цены, в то время как ОАО «Ставропольгоргаз» и другие газораспределительные организации разделяют данную услугу на две услуги, а именно услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

В результате выборочного анализа Комиссией Ставропольского УФАС России калькуляций иных газораспределительных организаций, оказывающих услуги на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки путем сопоставления цен на указанные услуги, было установлено:

Стоимость работ по рассматриваемой услуге на территории Карачаево-Черкесской республики по состоянию на 11.11.2011 года составляет:

- услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки 238,51 рублей;

- установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта составляет 343,45 рублей

 Стоимость работ по рассматриваемой услуге на территории Волгоградской области по состоянию на 2011 года составляет:

- услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки 395,00 рублей;

- установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта составляет 569,00 рублей.

            Стоимость рассматриваемой услуги на территории Ставропольского края установлена следующим образом:

№№

 

 

1.

Наименование ГРО

 

 

Стоимость услуги (руб.)

услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки

установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта

2.

ОАО «Ставропольгоргаз»

801,63

1154,34

3.

ОАО «Шпаковскрайгаз»

427,39

4.

ОАО «Кисловодскгоргаз»

233,27

335,93

5.

ОАО «Ипатоворайгаз»

300,40

333,00

6.

ОАО «Кочубеевскрайгаз»

237,1

229,5

 

Стоимость услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения №1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года №р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 рублей.

Таким образом, цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки ОАО «Ставропольгоргаз» превышает цену, которая установлена другими газораспределительными организациями. Среднестатистическая цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки составляет в среднем около 550 рублей.

Согласно информации, представленной ОАО «Ставропольгоргаз» стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки в рассчитывается в соответствии с «Примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация» (далее – Прейскурант).

 Однако при расчете стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки ОАО «Ставропольгоргаз» произвело расчет для категории населения с процентом рентабельности 25.

Пунктом 1.3. Методики расчета цен Методических указаний по использованию Примерного прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утв. Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 №35. определено, что в стоимость платных услуг, оказываемых населению, заложен уровень рентабельности в размере 10% к себестоимости и 25% - при оказании услуг предприятиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона запрещается установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Включение ОАО «Ставропольгоргаз» в стоимость услуги для населения рентабельность 25 % выше установленного Прейскурантом, свидетельствует о том, что стоимость услуг по монтажу газовых счетчиков превышает сумму необходимых для производства и реализации таких услуг расходов и прибыли. Данный факт содержит в себе признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона.

Уровень накладных расходов, которые включают в себя общехозяйственные и общепроизводительные расходы, амортизационные отчисления, транспортные расходы, затраты, связанные с приобретением вспомогательных материалов, составляют 196,2% от трудозатрат. При анализе расчета цен в предыдущие периоды работы ОАО «Ставропольгоргаз» при расчете цен на услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки размер накладных расходов был определен в размере 28,47/40,99 рублей в 2008 году, 78,63/113,22 рублей в 2009 году, 309,53/445,71 рублей 2010-2011 годах, что позволяло предприятию оказывать услугу и получать за выполнение ее необходимую прибыль. Доказательств убыточности для ОАО «Ставропольгоргаз» выполнения данной услуги в пределах накладных расходов в размере 28,47/40,99 рублей в 2008 году, 78,63/113,22 рублей в 2009 году комиссией Ставропольского УФАС России не установлено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что установленный ОАО «Ставропольгоргаз» размер накладных расходов в размере 196,2 %, не отражает фактически необходимые затраты предприятия на выполнение работ по услуге на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки. ОАО «Ставропольгоргаз» данное обстоятельно ни чем не подтвердил.

В тоже время, ОАО «Ставрополькрайгаз» как на 2010 год, так и на 2011 год при обращении в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края для согласования предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, оказываемые населению Ставропольского края, исходило из размера накладных расходов ниже, чем рассчитано ОАО «Ставропольгоргаз».

Согласно пояснительной записки ОАО «Ставрополькрайгаз» к расчету предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования населения размер накладных расходов предусматривался ОАО «Ставрополькрайгаз» в 2010 году в размере 70 % исходя из сложившихся за три последних отчетных периодов, а на 2011 год накладные расходы в размере 42,8 % (расчет накладных расходов проведен на основании расчета услуги транспортировки газа ОАО «Ставрополькрайгаз» на 2011 год.

После рассмотрения предложений ОАО «Ставрополькрайгаз» Региональная тарифная комиссия Ставропольского края произвела расчеты, при включении в цены накладных расходов 38,2 на 2010 год, и 43,37 % на 2011 год.

Следовательно, ОАО «Ставрополькрайгаз» как управляющая организация газораспределительных организаций края, в том числе и для ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете предельных тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края определила как достаточный размер накладных расходов для выполнения данной услуги в размере 42,8 % на 2011 год.

Одним из признаков определения монопольно высокой цены в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», определено, что цена содержит в себе необоснованную сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Следовательно, определяя предельные цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края, ОАО «Ставрополькрайгаз» определила размер накладных расходов достаточных в размере 42,8%.

Нормы времени, количественный состав исполнителей ОАО «Ставропольгоргаз» соответствует Прейскуранту. Единый социальный налог (в размере 38,4%) установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно письменного пояснения ОАО «Ставропольгоргаз» от10.03.2011 года за исходящим номером 10-544 расчет цены на услугу ОАО «Ставропольгоргаз» произвел от сценарных требований к производственной деятельности предприятия со стороны организаций, имеющих право давать обязательные для исполнения указания, управляющей компании в 2011 году. В тоже время управляющая компания ОАО «Ставрополькрайгаз» определило предельную цену на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки на 2011 год в размере 474,55 руб.

Расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» так же был произведен на основании «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация». Таким образом, как ОАО «Ставрополькрайгаз» так и ОАО «Ставропольгоргаз» использовали одну и туже методику расчета цены. При этом, расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» более экономически доказан, чем примененный расчет ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате полного и всестороннего изучения обстоятельств данного дела, Комиссия пришла к выводам о том, что ОАО «Ставропольгоргаз» нарушен п.1 ч.1 ст. 10 Закона в части установления монопольно высокой цены на услугу на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить стоимость услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта, суммарная стоимость которой не превышало стоимость услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения №1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года №р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №136

30 декабря 2011 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №136 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> и <***> на высокую стоимость услуг по снятию прибора учета на поверку, поверку и монтаж счетчика после поверки.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установления монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №136 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

Заявители по существу рассматриваемого дела, пояснили, что установленные ОАО «Ставропольгоргаз» цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта являются высокими, и необоснованно завышенными.

В процессе рассмотрения дела №136 представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена «Прейскурантом №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы (утвержден приказом исполнительного директора №18-П от 02.02.2011г.). Прейскурант сформирован на основании «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее по тексту - Прейскурант), разработанного ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» (утвержден приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г.).

При расчете цен на услуги по демонтажу бытового счетчика газа с установкой перемычки и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки учитываются себестоимость единицы работ, принятый уровень рентабельности и налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%.

Себестоимость услуг определена путем умножения фонда оплаты труда (ФОТ) на расчетный коэффициент.

Фонд оплаты труда равен произведению часового фонда оплаты труда (в рублях) на трудоемкость этого вида работ. Трудоемкость выполнения работ установлена Прейскурантом, в человеко-часах на единицу измерения объема работ, в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда, предусмотренных «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» и «Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве РФ». Квалификационный состав исполнителей определен на основе общероссийских классификаторов занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов. Размер часовой тарифной ставки, на данные услуги сформирован на основании Отраслевого тарифного соглашения по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2011-2013гг, с учетом фактически сложившегося уровня фонда оплаты труда исполнителей за предыдущие периоды.

Расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, учитывает:

- дополнительную заработную плату, включающую оплату очередных и дополнительных отпусков в доле от ФОТ;

величину страховых взносов и тарифов, определенных действующим законодательством в доле от ФОТ;

величина накладных расходов в доле от ФОТ.

Таким образом, расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, равен:

(1,0+0,1)*(1,0+Х)+У=2

где за 1,0 принят размер ФОТ;

0,1 - величина дополнительной заработной платы в доле от ФОТ;

X - величина страховых взносов в доле от ФОТ;

У- величина накладных расходов в доле от ФОТ;

Z - расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости.

По данным обследования ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» величина накладных расходов определена в размере 196,2% к ФОТ в среднем по отрасли.

Работы по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки являются непрофильным (дополнительным) видом деятельности одного из структурных подразделений ОАО «Ставропольгоргаз». Аналитический учет расходов в бухгалтерском учете ведется в разрезе подразделений. Детальная аналитика расходов в разрезе всех видов работ и услуг, оказываемых подразделениями общества, не предусмотрена возможностями программного продукта 1С: АС ГПРГ и ГРО, в котором ведется бухгалтерский учет предприятия.

В 2010 году, ОАО «Ставропольгоргаз» произвел демонтаж и монтаж приборов учета газа для проведения поверки в количестве 893 шт. В период с 01.01.2011 г. по 08.12.2011 года данный объем составил 1004 шт.

Меры государственного регулирования в области ценообразования на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после ремонта или поверки не применяются. Соответственно в период с 2008 по 2011 годы изменений мер государственного регулирования не происходило. Изменения коснулись размеров страховых взносов и страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляемых на фонд оплаты труда. Так, в период 2008-2010 гг. величина страховых взносов была равна 26% (федеральные законы от 24.07.2009 №№212-ФЗ, 213-ФЗ), а размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% (федеральный закон от22.12.2005г. №179-ФЗ)

С 01.01.2011г. величина страховых взносов равна 34% (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ, вступившая в силу 01.01.2011г.), размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,8% (федеральный закон от 22.12.2005г. №179-ФЗ). В период с 2008-2011гг. размер налога на добавленную стоимость (18%) не изменялся.

Стоимость включенных затрат на выполнение услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и в динамике 2008-2011гг. отражены в таблице 1. и таблице 2.

Таблица 1 Демонтаж бытового счетчика с установкой перемычки

 

№п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1.

Себестоимость, руб.

85,6

203,44

528,5

543,48

 

- ФОТ исполнителей, руб.

41,92

91,64

157,76

157,76

 

- накладные расходы, руб.

28,47

78,63

309,53

309,53

 

- страховые взносы, руб.

11,02

24,01

41,33

54,90

 

-дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

4,19

9,16

19,91*

21,29**

2.

Прибыль (рентабельность), руб.

 

8,56

20,35

132,13

135,87

3.

Цена без НДС, руб.

94,17

223,79

660,63

679,35

4.

НДС, 18%,руб.

16,95

40,28

118,91

122,28

5.

Цена с НДС, руб.

111,12

264,07

779,54

801,63

 

Таблица 2 Установка бытового счетчика газа после ремонта или поверки

 

№п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1.

Себестоимость, руб.

123,27

292,95

761,02

782,60

 

- ФОТ исполнителей, руб.

60,36

131,96

227,17

227,17

 

- накладные расходы, руб.

40,99

113,22

445,71

445,71

 

- страховые взносы, руб.

15,88

34,57

59,52*

79,10**

 

-дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

6,04

13,19

28,62*

30,62**

2.

Прибыль (рентабельность), руб.

12,33

29,3

190,25

195,65

3.

Цена без НДС, руб.

135,6

322,25

951,27

978,25

4.

НДС, 18%,руб.

24,41

58

171,23

176,09

5.

Цена с НДС, руб.

160,01

380,25

1122,50

1154,34

*с учетом страховых взносов и страховых тарифов (26,2%)

**с учетом страховых взносов и страховых тарифов (34,8%)

В расчет цен не включена стоимость готовых узлов, запасных частей и деталей.

Указанные расходы оплачиваются заказчиком дополнительно по действующим ценам на момент исполнения заказа.

 

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Ставропольгоргаз» предоставляет услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования. ОАО «Ставропольгоргаз» состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % и занимает доминирующее положение по позиции «услуги по монтажу и демонтажу приборов учета газа (газовых счетчиков) по индивидуальному обращению граждан» ОКУН-042305, ОКПД-15.33.30.114 с долей на рынке более 50 % в географических границах г. Ставрополя.

Согласно выписки из Прейскуранта №2 стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы (утвержден приказом исполнительного директора №18-П от 02.02.2011г.). Предварительный анализ цен услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки показал, что цена в размере 801,63 и 1154,34 рублей соответственно, является самой высокой на территории Ставропольского края.

Согласно письменного пояснения РТК СК за исходящим номером от 01.12.2011 года №р-03-05/3307 РТК СК было отмечено, что в отношении стоимости по виду работ «демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки» ОАО «Ставрополькрайгаз» пред­лагала предельные цены в размерах 568,10 руб. на 2010 год и 474,55 руб. на 2011 год (с учётом НДС). Поскольку расчёты организации выполнены с учётом трудоёмкости работ 2,0 чел./час, комиссия РТК СК при анализе представленных мате­риалов сочла, что предлагаемая организацией стоимость работ учитывает одно­временно и демонтаж прибора учёта для направления его в ремонт и/или на по­верку, и его последующую установку после ремонта и/или поверки.

При этом РТК СК и ОАО «Ставрополькрайгаз» при формировании стоимости на услуги демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки определяют ее как услугу с установкой единой цены, в то время как ОАО «Ставропольгоргаз» и другие газораспределительные организации разделяют данную услугу на две услуги, а именно услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

В результате выборочного анализа Комиссией Ставропольского УФАС России калькуляций иных газораспределительных организаций, оказывающих услуги на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки путем сопоставления цен на указанные услуги, было установлено:

Стоимость работ по рассматриваемой услуге на территории Карачаево-Черкесской республики по состоянию на 11.11.2011 года составляет:

- услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки 238,51 рублей;

- установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта составляет 343,45 рублей

 Стоимость работ по рассматриваемой услуге на территории Волгоградской области по состоянию на 2011 года составляет:

- услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки 395,00 рублей;

- установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта составляет 569,00 рублей.

            Стоимость рассматриваемой услуги на территории Ставропольского края установлена следующим образом:

№№

 

 

1.

Наименование ГРО

 

 

Стоимость услуги (руб.)

услуга по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки

установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта

2.

ОАО «Ставропольгоргаз»

801,63

1154,34

3.

ОАО «Шпаковскрайгаз»

427,39

4.

ОАО «Кисловодскгоргаз»

233,27

335,93

5.

ОАО «Ипатоворайгаз»

300,40

333,00

6.

ОАО «Кочубеевскрайгаз»

237,1

229,5

 

Стоимость услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения №1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года №р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 рублей.

Таким образом, цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки ОАО «Ставропольгоргаз» превышает цену, которая установлена другими газораспределительными организациями. Среднестатистическая цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки составляет в среднем около 550 рублей.

Согласно информации, представленной ОАО «Ставропольгоргаз» стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки в рассчитывается в соответствии с «Примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация» (далее – Прейскурант).

 Однако при расчете стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки ОАО «Ставропольгоргаз» произвело расчет для категории населения с процентом рентабельности 25.

Пунктом 1.3. Методики расчета цен Методических указаний по использованию Примерного прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утв. Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 №35. определено, что в стоимость платных услуг, оказываемых населению, заложен уровень рентабельности в размере 10% к себестоимости и 25% - при оказании услуг предприятиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона запрещается установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Включение ОАО «Ставропольгоргаз» в стоимость услуги для населения рентабельность 25 % выше установленного Прейскурантом, свидетельствует о том, что стоимость услуг по монтажу газовых счетчиков превышает сумму необходимых для производства и реализации таких услуг расходов и прибыли. Данный факт содержит в себе признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона.

Уровень накладных расходов, которые включают в себя общехозяйственные и общепроизводительные расходы, амортизационные отчисления, транспортные расходы, затраты, связанные с приобретением вспомогательных материалов, составляют 196,2% от трудозатрат. При анализе расчета цен в предыдущие периоды работы ОАО «Ставропольгоргаз» при расчете цен на услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки размер накладных расходов был определен в размере 28,47/40,99 рублей в 2008 году, 78,63/113,22 рублей в 2009 году, 309,53/445,71 рублей 2010-2011 годах, что позволяло предприятию оказывать услугу и получать за выполнение ее необходимую прибыль. Доказательств убыточности для ОАО «Ставропольгоргаз» выполнения данной услуги в пределах накладных расходов в размере 28,47/40,99 рублей в 2008 году, 78,63/113,22 рублей в 2009 году комиссией Ставропольского УФАС России не установлено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что установленный ОАО «Ставропольгоргаз» размер накладных расходов в размере 196,2 %, не отражает фактически необходимые затраты предприятия на выполнение работ по услуге на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки. ОАО «Ставропольгоргаз» данное обстоятельно ни чем не подтвердил.

В тоже время, ОАО «Ставрополькрайгаз» как на 2010 год, так и на 2011 год при обращении в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края для согласования предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, оказываемые населению Ставропольского края, исходило из размера накладных расходов ниже, чем рассчитано ОАО «Ставропольгоргаз».

Согласно пояснительной записки ОАО «Ставрополькрайгаз» к расчету предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования населения размер накладных расходов предусматривался ОАО «Ставрополькрайгаз» в 2010 году в размере 70 % исходя из сложившихся за три последних отчетных периодов, а на 2011 год накладные расходы в размере 42,8 % (расчет накладных расходов проведен на основании расчета услуги транспортировки газа ОАО «Ставрополькрайгаз» на 2011 год.

После рассмотрения предложений ОАО «Ставрополькрайгаз» Региональная тарифная комиссия Ставропольского края произвела расчеты, при включении в цены накладных расходов 38,2 на 2010 год, и 43,37 % на 2011 год.

Следовательно, ОАО «Ставрополькрайгаз» как управляющая организация газораспределительных организаций края, в том числе и для ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете предельных тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края определила как достаточный размер накладных расходов для выполнения данной услуги в размере 42,8 % на 2011 год.

Одним из признаков определения монопольно высокой цены в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», определено, что цена содержит в себе необоснованную сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Следовательно, определяя предельные цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края, ОАО «Ставрополькрайгаз» определила размер накладных расходов достаточных в размере 42,8%.

Нормы времени, количественный состав исполнителей ОАО «Ставропольгоргаз» соответствует Прейскуранту. Единый социальный налог (в размере 38,4%) установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно письменного пояснения ОАО «Ставропольгоргаз» от10.03.2011 года за исходящим номером 10-544 расчет цены на услугу ОАО «Ставропольгоргаз» произвел от сценарных требований к производственной деятельности предприятия со стороны организаций, имеющих право давать обязательные для исполнения указания, управляющей компании в 2011 году. В тоже время управляющая компания ОАО «Ставрополькрайгаз» определило предельную цену на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки на 2011 год в размере 474,55 руб.

Расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» так же был произведен на основании «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация». Таким образом, как ОАО «Ставрополькрайгаз» так и ОАО «Ставропольгоргаз» использовали одну и туже методику расчета цены. При этом, расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» более экономически доказан, чем примененный расчет ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате полного и всестороннего изучения обстоятельств данного дела, Комиссия пришла к выводам о том, что ОАО «Ставропольгоргаз» нарушен п.1 ч.1 ст. 10 Закона в части установления монопольно высокой цены на услугу на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить стоимость услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта, суммарная стоимость которой не превышало стоимость услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения №1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года №р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и мон­таж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №136 [format] => [safe_value] => №136 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-29 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328790543 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )