Решение по делу №131 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №131
Дата публикации: 30 января 2012, 00:00

РЕШЕНИЕ

Дело №131

30 января 2012 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №131 возбужденное в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Пятигорскгоргаз» по взиманию платы за выдачу технических условий на газификацию объекта домовладения. Ставропольским УФАС России проанализировав представленные материалы в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз», по результатам которых в действиях ОАО «Пятигорскгоргаз» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №131 в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

На рассмотрение дела заявитель <***> не прибыл, в материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя надлежащим образом, заказное письмо с уведомлением возращено в адрес управление с истечением срока хранения. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принято решение о рассмотрении дела без участия заявителя.

В процессе рассмотрения дела №131 представитель ОАО «Пятигорскгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. 29.07.2011г. в ОАО «Пятигорскгоргаз» поступило заявление <***> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилого домовладения по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, садовое товарищество «Дорожник», д. 32.

На основании данного заявления Обществом были выданы <***> технические условия №378 на присоединение объекта к газораспределительной сети - надземному газопроводу низкого давления Д=57х3.5, проложенного по территории садового товарищества «Дорожник» с указанием давления газа в точке подключения.

Технические условия на подключение к газовым сетям оформляются службой ПТО ОАО «Пятигорскгоргаз» на основании Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( далее по тексту Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.06г №83. Технические условия были выданы Обществом в 30 - дневной срок, предусмотренный п.7 Правил. Плата за выдачу технических условий не взимается.

Денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40мм), с последующим пуском газа потребителю. Все виды работ с соответствующими расценками указаны в актах приемки работ, которые были выданы гр. <***> совместно с проектом договора на подключение для его подписания. Однако, <***>, не предоставил в службу ПТО Общества подписанный с его стороны договор на подключение и не уведомил Общество по поводу его дальнейших намерений относительно договора на подключение к газораспределительной сети. По заявлению <***> ему была возвращена выплаченная им сумма 8160 рублей. Вышеуказанная сумма не является платой за выдачу технических условий. ОАО «Пятигорскгоргаз» при выдаче технических условий руководствуется Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года №83.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Пятигорскгоргаз» является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Пятигорска.

ОАО «Пятигорскгоргаз», являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Пятигорске.

ОАО «Пятигорскгоргаз» является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО «Пятигорскгоргаз» является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Пятигорскгоргаз», осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

29.07.2011 года <***> обратился в ОАО «Пятигорскгоргаз» с заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа.

12 августа 2011 года <***> были выданы технические условия №378 на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природного газа, после предъявления квитанции на оплату 8160 рублей от 12.08.2011 года.

В квитанции указано, что плата вносится за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта.

ОАО «Пятигорскгоргаз» указало, что счет оплачивается за подключение к сети. В материалы дела представлены акт №867 приемки выполненных работ, которым определен перечень работ, такие как врезка, в надземный газопровод под давлением Ф25-40 мм и акт приемки выполненных работ которым определен перечень работ, такие как технический надзор за строительством надземного газопровода – ввода (до 25 мм), проверка исполнительно-технической документации на законченное строительство газопровода и монтаж газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки; пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию наземного газопровода к жилому дому при длине до 100 м; первичный пуск газа в газовое оборудование жилого дома индивидуальной застройки при установке плиты и отопительного аппарата; прием в эксплуатацию наружного и внутреннего газопровода газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки, первичный пуск в эксплуатацию надземного газопровода. Все перечисленные виды работ осуществляются на стадии подключения к газораспределительной сети, а не на стадии выдачи технических условий.

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года №83 (далее Правила №83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Следовательно, при получении заявления о выдаче технических условий организация должна при наличии технической возможности выдать технические условия, при ее отсутствии отказать в выдачи технических условий. В рассматриваемом случае ОАО «Пятигорскгоргаз» приняло заявление <***> 29.07.2011 года, при этом только при предоставлении квитанции об оплате, о чем имеется ссылка на самом заявлении, сделана резолюция о том, что ПТО выдать технические условия 12.08.2011 года. Тем самым заявителем фактически оплачена услуга по выдачи технических условий, что не допускается согласно абз. 2 пункта 9 Правил №83.

Довод о том, что заявителю денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40мм), с последующим пуском газа потребителю, управлением отклоняется по следующим причинам.

Пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.

Согласно, поданного заявления заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа иные услуги у ОАО «Пятигорскгоргаз» не заказывались и фактически не могли быть осуществлены на стадии выдачи технических условий, так как основой всех действий по технологическому присоединению являются технические условия. При этом, в антимонопольный орган не одной из сторон не представлены доказательства заключения договора присоединения между ОАО «Пятигорскгоргаз» и <***>.

Таким образом, сумма в размере 8160 рублей, оплаченная <***> является не что иное, как оплата за выдачу технических условий.

Следовательно, в действиях ОАО «Пятигорскгоргаз» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В материалах дела №131 о нарушении антимонопольного законодательства представлена копия расходного кассового ордера от 03.10.2011 года №000000986 о возращении суммы в размере 8160 рублей <***> на основании его заявления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Пятигорскгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.

2. ОАО «Пятигорскгоргаз» предписание не выдавать в связи с фактическим устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6676 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №131 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6676 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328790269 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №131

30 января 2012 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №131 возбужденное в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Пятигорскгоргаз» по взиманию платы за выдачу технических условий на газификацию объекта домовладения. Ставропольским УФАС России проанализировав представленные материалы в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз», по результатам которых в действиях ОАО «Пятигорскгоргаз» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №131 в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

На рассмотрение дела заявитель <***> не прибыл, в материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя надлежащим образом, заказное письмо с уведомлением возращено в адрес управление с истечением срока хранения. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принято решение о рассмотрении дела без участия заявителя.

В процессе рассмотрения дела №131 представитель ОАО «Пятигорскгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. 29.07.2011г. в ОАО «Пятигорскгоргаз» поступило заявление <***> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилого домовладения по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, садовое товарищество «Дорожник», д. 32.

На основании данного заявления Обществом были выданы <***> технические условия №378 на присоединение объекта к газораспределительной сети - надземному газопроводу низкого давления Д=57х3.5, проложенного по территории садового товарищества «Дорожник» с указанием давления газа в точке подключения.

Технические условия на подключение к газовым сетям оформляются службой ПТО ОАО «Пятигорскгоргаз» на основании Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( далее по тексту Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.06г №83. Технические условия были выданы Обществом в 30 - дневной срок, предусмотренный п.7 Правил. Плата за выдачу технических условий не взимается.

Денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40мм), с последующим пуском газа потребителю. Все виды работ с соответствующими расценками указаны в актах приемки работ, которые были выданы гр. <***> совместно с проектом договора на подключение для его подписания. Однако, <***>, не предоставил в службу ПТО Общества подписанный с его стороны договор на подключение и не уведомил Общество по поводу его дальнейших намерений относительно договора на подключение к газораспределительной сети. По заявлению <***> ему была возвращена выплаченная им сумма 8160 рублей. Вышеуказанная сумма не является платой за выдачу технических условий. ОАО «Пятигорскгоргаз» при выдаче технических условий руководствуется Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года №83.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Пятигорскгоргаз» является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Пятигорска.

ОАО «Пятигорскгоргаз», являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Пятигорске.

ОАО «Пятигорскгоргаз» является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО «Пятигорскгоргаз» является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Пятигорскгоргаз», осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

29.07.2011 года <***> обратился в ОАО «Пятигорскгоргаз» с заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа.

12 августа 2011 года <***> были выданы технические условия №378 на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природного газа, после предъявления квитанции на оплату 8160 рублей от 12.08.2011 года.

В квитанции указано, что плата вносится за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта.

ОАО «Пятигорскгоргаз» указало, что счет оплачивается за подключение к сети. В материалы дела представлены акт №867 приемки выполненных работ, которым определен перечень работ, такие как врезка, в надземный газопровод под давлением Ф25-40 мм и акт приемки выполненных работ которым определен перечень работ, такие как технический надзор за строительством надземного газопровода – ввода (до 25 мм), проверка исполнительно-технической документации на законченное строительство газопровода и монтаж газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки; пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию наземного газопровода к жилому дому при длине до 100 м; первичный пуск газа в газовое оборудование жилого дома индивидуальной застройки при установке плиты и отопительного аппарата; прием в эксплуатацию наружного и внутреннего газопровода газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки, первичный пуск в эксплуатацию надземного газопровода. Все перечисленные виды работ осуществляются на стадии подключения к газораспределительной сети, а не на стадии выдачи технических условий.

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года №83 (далее Правила №83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Следовательно, при получении заявления о выдаче технических условий организация должна при наличии технической возможности выдать технические условия, при ее отсутствии отказать в выдачи технических условий. В рассматриваемом случае ОАО «Пятигорскгоргаз» приняло заявление <***> 29.07.2011 года, при этом только при предоставлении квитанции об оплате, о чем имеется ссылка на самом заявлении, сделана резолюция о том, что ПТО выдать технические условия 12.08.2011 года. Тем самым заявителем фактически оплачена услуга по выдачи технических условий, что не допускается согласно абз. 2 пункта 9 Правил №83.

Довод о том, что заявителю денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40мм), с последующим пуском газа потребителю, управлением отклоняется по следующим причинам.

Пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.

Согласно, поданного заявления заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа иные услуги у ОАО «Пятигорскгоргаз» не заказывались и фактически не могли быть осуществлены на стадии выдачи технических условий, так как основой всех действий по технологическому присоединению являются технические условия. При этом, в антимонопольный орган не одной из сторон не представлены доказательства заключения договора присоединения между ОАО «Пятигорскгоргаз» и <***>.

Таким образом, сумма в размере 8160 рублей, оплаченная <***> является не что иное, как оплата за выдачу технических условий.

Следовательно, в действиях ОАО «Пятигорскгоргаз» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В материалах дела №131 о нарушении антимонопольного законодательства представлена копия расходного кассового ордера от 03.10.2011 года №000000986 о возращении суммы в размере 8160 рублей <***> на основании его заявления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Пятигорскгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.

2. ОАО «Пятигорскгоргаз» предписание не выдавать в связи с фактическим устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №131

30 января 2012 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №131 возбужденное в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Пятигорскгоргаз» по взиманию платы за выдачу технических условий на газификацию объекта домовладения. Ставропольским УФАС России проанализировав представленные материалы в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз», по результатам которых в действиях ОАО «Пятигорскгоргаз» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №131 в отношении ОАО «Пятигорскгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

На рассмотрение дела заявитель <***> не прибыл, в материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя надлежащим образом, заказное письмо с уведомлением возращено в адрес управление с истечением срока хранения. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принято решение о рассмотрении дела без участия заявителя.

В процессе рассмотрения дела №131 представитель ОАО «Пятигорскгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. 29.07.2011г. в ОАО «Пятигорскгоргаз» поступило заявление <***> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилого домовладения по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, садовое товарищество «Дорожник», д. 32.

На основании данного заявления Обществом были выданы <***> технические условия №378 на присоединение объекта к газораспределительной сети - надземному газопроводу низкого давления Д=57х3.5, проложенного по территории садового товарищества «Дорожник» с указанием давления газа в точке подключения.

Технические условия на подключение к газовым сетям оформляются службой ПТО ОАО «Пятигорскгоргаз» на основании Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( далее по тексту Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.06г №83. Технические условия были выданы Обществом в 30 - дневной срок, предусмотренный п.7 Правил. Плата за выдачу технических условий не взимается.

Денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40мм), с последующим пуском газа потребителю. Все виды работ с соответствующими расценками указаны в актах приемки работ, которые были выданы гр. <***> совместно с проектом договора на подключение для его подписания. Однако, <***>, не предоставил в службу ПТО Общества подписанный с его стороны договор на подключение и не уведомил Общество по поводу его дальнейших намерений относительно договора на подключение к газораспределительной сети. По заявлению <***> ему была возвращена выплаченная им сумма 8160 рублей. Вышеуказанная сумма не является платой за выдачу технических условий. ОАО «Пятигорскгоргаз» при выдаче технических условий руководствуется Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года №83.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Пятигорскгоргаз» является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Пятигорска.

ОАО «Пятигорскгоргаз», являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Пятигорске.

ОАО «Пятигорскгоргаз» является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО «Пятигорскгоргаз» является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Пятигорскгоргаз», осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

29.07.2011 года <***> обратился в ОАО «Пятигорскгоргаз» с заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа.

12 августа 2011 года <***> были выданы технические условия №378 на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природного газа, после предъявления квитанции на оплату 8160 рублей от 12.08.2011 года.

В квитанции указано, что плата вносится за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта.

ОАО «Пятигорскгоргаз» указало, что счет оплачивается за подключение к сети. В материалы дела представлены акт №867 приемки выполненных работ, которым определен перечень работ, такие как врезка, в надземный газопровод под давлением Ф25-40 мм и акт приемки выполненных работ которым определен перечень работ, такие как технический надзор за строительством надземного газопровода – ввода (до 25 мм), проверка исполнительно-технической документации на законченное строительство газопровода и монтаж газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки; пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию наземного газопровода к жилому дому при длине до 100 м; первичный пуск газа в газовое оборудование жилого дома индивидуальной застройки при установке плиты и отопительного аппарата; прием в эксплуатацию наружного и внутреннего газопровода газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки, первичный пуск в эксплуатацию надземного газопровода. Все перечисленные виды работ осуществляются на стадии подключения к газораспределительной сети, а не на стадии выдачи технических условий.

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года №83 (далее Правила №83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Следовательно, при получении заявления о выдаче технических условий организация должна при наличии технической возможности выдать технические условия, при ее отсутствии отказать в выдачи технических условий. В рассматриваемом случае ОАО «Пятигорскгоргаз» приняло заявление <***> 29.07.2011 года, при этом только при предоставлении квитанции об оплате, о чем имеется ссылка на самом заявлении, сделана резолюция о том, что ПТО выдать технические условия 12.08.2011 года. Тем самым заявителем фактически оплачена услуга по выдачи технических условий, что не допускается согласно абз. 2 пункта 9 Правил №83.

Довод о том, что заявителю денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40мм), с последующим пуском газа потребителю, управлением отклоняется по следующим причинам.

Пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.

Согласно, поданного заявления заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа иные услуги у ОАО «Пятигорскгоргаз» не заказывались и фактически не могли быть осуществлены на стадии выдачи технических условий, так как основой всех действий по технологическому присоединению являются технические условия. При этом, в антимонопольный орган не одной из сторон не представлены доказательства заключения договора присоединения между ОАО «Пятигорскгоргаз» и <***>.

Таким образом, сумма в размере 8160 рублей, оплаченная <***> является не что иное, как оплата за выдачу технических условий.

Следовательно, в действиях ОАО «Пятигорскгоргаз» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В материалах дела №131 о нарушении антимонопольного законодательства представлена копия расходного кассового ордера от 03.10.2011 года №000000986 о возращении суммы в размере 8160 рублей <***> на основании его заявления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Пятигорскгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.

2. ОАО «Пятигорскгоргаз» предписание не выдавать в связи с фактическим устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №131 [format] => [safe_value] => №131 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-29 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-22 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328790269 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )