Решение по делу №123 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №123
Дата публикации: 21 декабря 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ

Дело №123

30 декабря 2011 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №123 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступили обращения <***>, <***>, <***>, <***>, <***>, <***>, <***> (далее заявители) на высокие цены по газификации их объектов.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: взимание платы за выдачу технических условий.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №123 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

Заявители по существу рассматриваемого дела, пояснили, что являются собственниками жилых домов в х. Грушевый, г. Ставрополь. Для газификации своих жилых домовладений обратились в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз». До получения технических условий ими были заключены несколько договоров, в том числе и на определение технической возможности подключения к газораспределительной системе, за что ими оплачено в размере 2300 рублей. Данные действия считают необоснованными, так как определение технической возможности осуществляется на стадии выдачи технических условий и осуществляется бесплатно.

В процессе рассмотрения дела №123 представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Между заявителями и ОАО «Ставропольгоргаз» был заключен договор, предметом которого является выезд на место для определения точки подключения и подготовки справки-согласия. Стоимость услуг составила 2372 рублей 52 копеек. Указанные договора заказчиками были заключены в добровольном порядке и оплачены полностью. Ни какой речи о навязывании в данном случае идти не может.

В рамках данного договора, а так же в целях сбора данных для выполнения проектных работ, специалистом проектно-сметного отдела был осуществлен выезд по адресам заявителей. В ходе указанных работ, собиралась информация и о возможных точках подключения к газораспределительным сетям. Необходимо отметить, что данные сведения были собраны в первую очередь для выполнения проектных работ, а не для выдачи технических условий. Данный факт подтверждается и тем, что обследование осуществляется именно специалистом-проектировщиком, а не работником ПТО. Акт выполненных работ подписан со стороны ОАО «Ставропольгоргаз» начальником проектно-сметного отдела. За выполнение данных работ абонент и оплатил 2 372,52 рублей. Частично собранная информация может быть использована работниками ПТО при подготовке технических условий, при этом также подготавливается копия планшета с адресом объекта, обследуется сам объект и ближайшие газораспределительные сети, проверяются варианты подключения объекта, определяется техническая возможность подключения, готовятся технические условия. В данном случае оплата не взимается.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Ставропольгоргаз» является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Ставрополя.

ОАО «Ставропольгоргаз», являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Ставрополе.

ОАО «Ставропольгоргаз» является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО «Ставропольгоргаз» является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Ставропольгоргаз», осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 (далее Правила №83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Материалами дела №123 установлено, что ОАО «Ставропольгоргаз» с заявителями по делу №123 в процессе газификации жилых объектов, заключило договоры. Предметом договора является выполнение следующих видов работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

В материалах дела имеются следующие доказательства, а именно:

<***> 07.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0269/11 от 07.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 07.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000022072 от 07.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 07.06.2011 года.

<***> 07.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0268/11 от 07.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 07.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000022068 от 07.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 07.06.2011 года.

Феофановым А.С. 13.05.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, у<***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0166/11 от 13.05.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 13.06.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000019375 от 11.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 11.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0260/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021944 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-07-0306/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021936 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-07-0258/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021939 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 11.07.2011 года был подписан акт, в соответствии с которым ОАО «Ставропольгоргаз» заключен договор №03-03-0345/11 года от 11.07.2011 года. Наименование работ, услуг актом определено выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

Следовательно, всем заявителям предлагается выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, что есть определение технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети.

При выдаче технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Ставропольгоргаз» должна, в силу пункта 10 Правил №83, выдать технические условия, которые должны содержать следующие данные:

максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемого, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Следовательно, все действия связанные с подготовкой и выдачей технических условий в силу абзаца 2 пункта Правил 83 осуществляются без взимания платы.

Также согласно акта выполненных работ ОАО «Ставропольгоргаз» должна выдать справку согласие, при этом не заявителями ни ОАО «Ставропольгоргаз» сама справка согласие как документ представлена не была, содержание этой справки сторонами по делу пояснить не смогли.

В тоже время в соответствии с п. 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение.

Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ.

Владельцам проектируемых, строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов, на которых предполагается использование природного газа в качестве топлива для получения согласования ОАО «Газпром» необходимо руководствоваться порядком, изложенным в Положении о рассмотрении в ОАО «Газпром» вопросов по использованию газа и выдачи согласований (далее - Положение ОАО «Газпром»), который принят в соответствии с совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №333, Министерства энергетики Российской Федерации №358, ОАО «Газпром» №101 от 15.10.2002 "Об утверждении Порядка оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и Перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.12.2002 №4036).

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.199 г №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», 27.04.2009 года министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края разработан и утвержден «Порядок оформления документов для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива и подключения топливопотребляющих установок к системам газоснабжения на территории Ставропольского края», (далее Порядок) который действует в настоящее время. В соответствии с указанным порядком, для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива, определен перечень необходимых документов, в том числе справка-согласие из газораспределительной организации на наличие технической возможности подключения к системе газоснабжения (далее справка - согласия), которая представляют в министерство потребитель газа.

Данный порядок предоставления справки согласия предусмотрен для потребителя – юридического лица, а не для физических лиц. Следовательно, выдача справки согласия при осуществлении присоединения к газораспределительной сети физического лица не требуется, так как потребление осуществляется в целях удовлетворения личных, бытовых нужд, а не в целях предпринимательской деятельности.

Следовательно, все эти действия направлены на определение технической возможности подключения к газораспределительной сети, а не как объясняет представитель ОАО «Ставропольгоргаз» для определения сведений необходимых для подготовки проекта газификации объекта. Содержание технических условий должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб, средствах электрохимической защиты (для стального газопровода), а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов. При этом данные сведения ОАО «Ставропольгоргаз» могут быть получены исходя из имеющейся технической документации в организации, так как обязанность по хранению данной документации лежит на газораспределительной организации, так как характер заявлений отражает необходимость получение информации о технической возможности подключения к газораспределительной сети, а не проектирование данного подключения.

В тоже время согласно пункта 2.1.10. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 №9 определено, что проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям и подлежит повторному согласованию, если в течение 24 мес. не было начато строительство. Таким образом, первичным документом который является основой проекта это выданные технические условия, а не на оборот. При этом, в последующем с заявителями были заключены договора на проектирование, при этом выполняются по другим договорам и более позднее чем выданы технические условия.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по взиманию платы за действия связанные с подготовкой и выдачей технических условий, таких как выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, являются не что иное как действия связанные с подготовкой технических условий.

Статья 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Следовательно, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного предъявления оплаты за выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.

 2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить взимать оплату за услуги по выезду для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6674 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №123 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6674 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328789963 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №123

30 декабря 2011 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №123 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступили обращения <***>, <***>, <***>, <***>, <***>, <***>, <***> (далее заявители) на высокие цены по газификации их объектов.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: взимание платы за выдачу технических условий.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №123 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

Заявители по существу рассматриваемого дела, пояснили, что являются собственниками жилых домов в х. Грушевый, г. Ставрополь. Для газификации своих жилых домовладений обратились в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз». До получения технических условий ими были заключены несколько договоров, в том числе и на определение технической возможности подключения к газораспределительной системе, за что ими оплачено в размере 2300 рублей. Данные действия считают необоснованными, так как определение технической возможности осуществляется на стадии выдачи технических условий и осуществляется бесплатно.

В процессе рассмотрения дела №123 представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Между заявителями и ОАО «Ставропольгоргаз» был заключен договор, предметом которого является выезд на место для определения точки подключения и подготовки справки-согласия. Стоимость услуг составила 2372 рублей 52 копеек. Указанные договора заказчиками были заключены в добровольном порядке и оплачены полностью. Ни какой речи о навязывании в данном случае идти не может.

В рамках данного договора, а так же в целях сбора данных для выполнения проектных работ, специалистом проектно-сметного отдела был осуществлен выезд по адресам заявителей. В ходе указанных работ, собиралась информация и о возможных точках подключения к газораспределительным сетям. Необходимо отметить, что данные сведения были собраны в первую очередь для выполнения проектных работ, а не для выдачи технических условий. Данный факт подтверждается и тем, что обследование осуществляется именно специалистом-проектировщиком, а не работником ПТО. Акт выполненных работ подписан со стороны ОАО «Ставропольгоргаз» начальником проектно-сметного отдела. За выполнение данных работ абонент и оплатил 2 372,52 рублей. Частично собранная информация может быть использована работниками ПТО при подготовке технических условий, при этом также подготавливается копия планшета с адресом объекта, обследуется сам объект и ближайшие газораспределительные сети, проверяются варианты подключения объекта, определяется техническая возможность подключения, готовятся технические условия. В данном случае оплата не взимается.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Ставропольгоргаз» является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Ставрополя.

ОАО «Ставропольгоргаз», являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Ставрополе.

ОАО «Ставропольгоргаз» является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО «Ставропольгоргаз» является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Ставропольгоргаз», осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 (далее Правила №83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Материалами дела №123 установлено, что ОАО «Ставропольгоргаз» с заявителями по делу №123 в процессе газификации жилых объектов, заключило договоры. Предметом договора является выполнение следующих видов работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

В материалах дела имеются следующие доказательства, а именно:

<***> 07.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0269/11 от 07.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 07.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000022072 от 07.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 07.06.2011 года.

<***> 07.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0268/11 от 07.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 07.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000022068 от 07.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 07.06.2011 года.

Феофановым А.С. 13.05.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, у<***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0166/11 от 13.05.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 13.06.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000019375 от 11.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 11.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0260/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021944 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-07-0306/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021936 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-07-0258/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021939 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 11.07.2011 года был подписан акт, в соответствии с которым ОАО «Ставропольгоргаз» заключен договор №03-03-0345/11 года от 11.07.2011 года. Наименование работ, услуг актом определено выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

Следовательно, всем заявителям предлагается выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, что есть определение технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети.

При выдаче технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Ставропольгоргаз» должна, в силу пункта 10 Правил №83, выдать технические условия, которые должны содержать следующие данные:

максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемого, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Следовательно, все действия связанные с подготовкой и выдачей технических условий в силу абзаца 2 пункта Правил 83 осуществляются без взимания платы.

Также согласно акта выполненных работ ОАО «Ставропольгоргаз» должна выдать справку согласие, при этом не заявителями ни ОАО «Ставропольгоргаз» сама справка согласие как документ представлена не была, содержание этой справки сторонами по делу пояснить не смогли.

В тоже время в соответствии с п. 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение.

Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ.

Владельцам проектируемых, строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов, на которых предполагается использование природного газа в качестве топлива для получения согласования ОАО «Газпром» необходимо руководствоваться порядком, изложенным в Положении о рассмотрении в ОАО «Газпром» вопросов по использованию газа и выдачи согласований (далее - Положение ОАО «Газпром»), который принят в соответствии с совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №333, Министерства энергетики Российской Федерации №358, ОАО «Газпром» №101 от 15.10.2002 "Об утверждении Порядка оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и Перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.12.2002 №4036).

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.199 г №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», 27.04.2009 года министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края разработан и утвержден «Порядок оформления документов для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива и подключения топливопотребляющих установок к системам газоснабжения на территории Ставропольского края», (далее Порядок) который действует в настоящее время. В соответствии с указанным порядком, для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива, определен перечень необходимых документов, в том числе справка-согласие из газораспределительной организации на наличие технической возможности подключения к системе газоснабжения (далее справка - согласия), которая представляют в министерство потребитель газа.

Данный порядок предоставления справки согласия предусмотрен для потребителя – юридического лица, а не для физических лиц. Следовательно, выдача справки согласия при осуществлении присоединения к газораспределительной сети физического лица не требуется, так как потребление осуществляется в целях удовлетворения личных, бытовых нужд, а не в целях предпринимательской деятельности.

Следовательно, все эти действия направлены на определение технической возможности подключения к газораспределительной сети, а не как объясняет представитель ОАО «Ставропольгоргаз» для определения сведений необходимых для подготовки проекта газификации объекта. Содержание технических условий должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб, средствах электрохимической защиты (для стального газопровода), а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов. При этом данные сведения ОАО «Ставропольгоргаз» могут быть получены исходя из имеющейся технической документации в организации, так как обязанность по хранению данной документации лежит на газораспределительной организации, так как характер заявлений отражает необходимость получение информации о технической возможности подключения к газораспределительной сети, а не проектирование данного подключения.

В тоже время согласно пункта 2.1.10. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 №9 определено, что проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям и подлежит повторному согласованию, если в течение 24 мес. не было начато строительство. Таким образом, первичным документом который является основой проекта это выданные технические условия, а не на оборот. При этом, в последующем с заявителями были заключены договора на проектирование, при этом выполняются по другим договорам и более позднее чем выданы технические условия.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по взиманию платы за действия связанные с подготовкой и выдачей технических условий, таких как выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, являются не что иное как действия связанные с подготовкой технических условий.

Статья 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Следовательно, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного предъявления оплаты за выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.

 2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить взимать оплату за услуги по выезду для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №123

30 декабря 2011 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Яковлев Д.В. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашкова Н.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Рассмотрев дело №123 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступили обращения <***>, <***>, <***>, <***>, <***>, <***>, <***> (далее заявители) на высокие цены по газификации их объектов.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: взимание платы за выдачу технических условий.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №123 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.

Заявители по существу рассматриваемого дела, пояснили, что являются собственниками жилых домов в х. Грушевый, г. Ставрополь. Для газификации своих жилых домовладений обратились в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз». До получения технических условий ими были заключены несколько договоров, в том числе и на определение технической возможности подключения к газораспределительной системе, за что ими оплачено в размере 2300 рублей. Данные действия считают необоснованными, так как определение технической возможности осуществляется на стадии выдачи технических условий и осуществляется бесплатно.

В процессе рассмотрения дела №123 представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Между заявителями и ОАО «Ставропольгоргаз» был заключен договор, предметом которого является выезд на место для определения точки подключения и подготовки справки-согласия. Стоимость услуг составила 2372 рублей 52 копеек. Указанные договора заказчиками были заключены в добровольном порядке и оплачены полностью. Ни какой речи о навязывании в данном случае идти не может.

В рамках данного договора, а так же в целях сбора данных для выполнения проектных работ, специалистом проектно-сметного отдела был осуществлен выезд по адресам заявителей. В ходе указанных работ, собиралась информация и о возможных точках подключения к газораспределительным сетям. Необходимо отметить, что данные сведения были собраны в первую очередь для выполнения проектных работ, а не для выдачи технических условий. Данный факт подтверждается и тем, что обследование осуществляется именно специалистом-проектировщиком, а не работником ПТО. Акт выполненных работ подписан со стороны ОАО «Ставропольгоргаз» начальником проектно-сметного отдела. За выполнение данных работ абонент и оплатил 2 372,52 рублей. Частично собранная информация может быть использована работниками ПТО при подготовке технических условий, при этом также подготавливается копия планшета с адресом объекта, обследуется сам объект и ближайшие газораспределительные сети, проверяются варианты подключения объекта, определяется техническая возможность подключения, готовятся технические условия. В данном случае оплата не взимается.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Ставропольгоргаз» является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Ставрополя.

ОАО «Ставропольгоргаз», являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Ставрополе.

ОАО «Ставропольгоргаз» является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО «Ставропольгоргаз» является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Ставропольгоргаз», осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 (далее Правила №83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Материалами дела №123 установлено, что ОАО «Ставропольгоргаз» с заявителями по делу №123 в процессе газификации жилых объектов, заключило договоры. Предметом договора является выполнение следующих видов работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

В материалах дела имеются следующие доказательства, а именно:

<***> 07.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0269/11 от 07.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 07.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000022072 от 07.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 07.06.2011 года.

<***> 07.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0268/11 от 07.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 07.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000022068 от 07.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 07.06.2011 года.

Феофановым А.С. 13.05.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, у<***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0166/11 от 13.05.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 13.06.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000019375 от 11.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 11.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-03-0260/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021944 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-07-0306/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021936 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 04.06.2011 года направлено заявление о рассмотрении вопроса о технической возможности газификации жилого (садового) дома, расположенного по адресу: х. Грушёвый, <***>. На основании чего был заключен договор №03-07-0258/11 от 04.06.2011 года. Предметом договора определено, что исполнитель обязуется в срок до 04.07.2011 года выполнить следующие виды работ: выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, по адресу: 355000, Ставропольский край, город Ставрополь, х. Грушёвый <***>, в соответствии с действующим СНиП, а заказчик обязуется произвести оплату на условиях настоящего договора. Сумма оплаты по настоящему договору составляет 2 372 рублей 91 копеек, и может быть изменена по факту выполненных работ.

Акт №00000021939 от 04.06.2011 года, зафиксировал выполнение и принятие работ 04.06.2011 года.

<***> 11.07.2011 года был подписан акт, в соответствии с которым ОАО «Ставропольгоргаз» заключен договор №03-03-0345/11 года от 11.07.2011 года. Наименование работ, услуг актом определено выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

Следовательно, всем заявителям предлагается выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, что есть определение технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети.

При выдаче технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Ставропольгоргаз» должна, в силу пункта 10 Правил №83, выдать технические условия, которые должны содержать следующие данные:

максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемого, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Следовательно, все действия связанные с подготовкой и выдачей технических условий в силу абзаца 2 пункта Правил 83 осуществляются без взимания платы.

Также согласно акта выполненных работ ОАО «Ставропольгоргаз» должна выдать справку согласие, при этом не заявителями ни ОАО «Ставропольгоргаз» сама справка согласие как документ представлена не была, содержание этой справки сторонами по делу пояснить не смогли.

В тоже время в соответствии с п. 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение.

Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ.

Владельцам проектируемых, строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов, на которых предполагается использование природного газа в качестве топлива для получения согласования ОАО «Газпром» необходимо руководствоваться порядком, изложенным в Положении о рассмотрении в ОАО «Газпром» вопросов по использованию газа и выдачи согласований (далее - Положение ОАО «Газпром»), который принят в соответствии с совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №333, Министерства энергетики Российской Федерации №358, ОАО «Газпром» №101 от 15.10.2002 "Об утверждении Порядка оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и Перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.12.2002 №4036).

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.199 г №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», 27.04.2009 года министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края разработан и утвержден «Порядок оформления документов для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива и подключения топливопотребляющих установок к системам газоснабжения на территории Ставропольского края», (далее Порядок) который действует в настоящее время. В соответствии с указанным порядком, для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива, определен перечень необходимых документов, в том числе справка-согласие из газораспределительной организации на наличие технической возможности подключения к системе газоснабжения (далее справка - согласия), которая представляют в министерство потребитель газа.

Данный порядок предоставления справки согласия предусмотрен для потребителя – юридического лица, а не для физических лиц. Следовательно, выдача справки согласия при осуществлении присоединения к газораспределительной сети физического лица не требуется, так как потребление осуществляется в целях удовлетворения личных, бытовых нужд, а не в целях предпринимательской деятельности.

Следовательно, все эти действия направлены на определение технической возможности подключения к газораспределительной сети, а не как объясняет представитель ОАО «Ставропольгоргаз» для определения сведений необходимых для подготовки проекта газификации объекта. Содержание технических условий должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб, средствах электрохимической защиты (для стального газопровода), а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов. При этом данные сведения ОАО «Ставропольгоргаз» могут быть получены исходя из имеющейся технической документации в организации, так как обязанность по хранению данной документации лежит на газораспределительной организации, так как характер заявлений отражает необходимость получение информации о технической возможности подключения к газораспределительной сети, а не проектирование данного подключения.

В тоже время согласно пункта 2.1.10. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 №9 определено, что проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям и подлежит повторному согласованию, если в течение 24 мес. не было начато строительство. Таким образом, первичным документом который является основой проекта это выданные технические условия, а не на оборот. При этом, в последующем с заявителями были заключены договора на проектирование, при этом выполняются по другим договорам и более позднее чем выданы технические условия.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по взиманию платы за действия связанные с подготовкой и выдачей технических условий, таких как выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия, являются не что иное как действия связанные с подготовкой технических условий.

Статья 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Следовательно, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного предъявления оплаты за выезд для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.

 2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить взимать оплату за услуги по выезду для определения точки подключения и подготовки справки согласия.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №123 [format] => [safe_value] => №123 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-29 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328789963 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )