Решение по делу №55

Номер дела: №55
Дата публикации: 27 октября 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ

27 октября  2011

г. Ставрополь

Дело №55

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н. заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №55 по признакам нарушения ОАО «Ставрополькрайгаз» (пр-к Кулакова, 1 а, г. Ставрополь, 355044) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ТСЖ «Гармония» на действия ОАО «Ставрополькрайгаз» по заключению договора на транспортировку газа с 01.10.2007 года по 01.08.2010 года при потреблении природного газа, в целях удовлетворения нужд населения в коммунально-бытовой услуге – природного газа.

Между ТСЖ «Гармония» и ООО «Ставропольрегионгаз» заключен договор поставки газа №33-1-1612/10 от 20.11.2009 года. До августа 2010 года расчет по данному договору осуществлялся по ценам промышленных производителей, что было установлено делом №104 о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваемого в отношении ОАО «Ставропольрегионгаз». Так как расчет велся по промышленным тарифам с ТСЖ «Гармония» так же был заключен договор на транспортировку газа.

Решением Ставропольского УФАС России от 25.08.2010 года по делу №104 о нарушении антимонопольного законодательства  было зафиксировано, что в данном случае расчет должен производиться по тарифам населения, в состав которого уже заложена составляющая транспортировки газа, в силу действующего законодательства.

Следовательно, заключение договора транспортировки газа является необоснованным и противоречит действующему законодательству в области ценообразования.

В действиях ОАО «Ставрополькрайгаз» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), путем заключения договора транспортировки природного газа с ТСЖ «Гармония», при поставке газа для крышных котельных.

На основании изложенного было возбуждено дело №55 в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По ходатайству ОАО «Ставрополькрайгаз» определением об отложении рассмотрения дела от 08.06.2011 года к участию в деле было привлечено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

При рассмотрении дела представитель ТСЖ «Гармония» поддержал доводы жалобы, считает действия ОАО «Ставрополькрайгаз» необоснованными.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставрополькрайгаз» пояснил следующее между сторонами помимо рассмотрения спора в антимонопольном органе, возбуждены два дела в Арбитражном суде. Одно дело возбуждено в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» другое в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз». Рассмотрение дела в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз» приостановлено до рассмотрения дела по существу с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Как видно из существа спора между сторонами возник материальный спор, а именно определение объемов поставки. Следовательно, разрешение спора, возможно в судебном порядке, а не в антимонопольном органе.

Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

Услуги газоснабжения, то есть транспортировку газа потребителям по сетям низкого давления представляет в крае единственное предприятие – ОАО «Ставрополькрайгаз». Данная услуга в соответствии с ст. 4 Закона РФ « О естественных монополиях» является сферой деятельности естественной монополии, а ОАО «Ставрополькрайгаз» является субъектом естественной монополии.

ОАО «Ставрополькрайгаз» состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % по позиции «услуги по транспортировке и распределению по сетям газоснабжения среди потребителей» с долей на рынке более 65 % в географических границах Ставропольского края.

Услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту газовых сетей, оборудования, приборов в Ставропольском крае оказывают горгазы и райгазы на основании агентских договоров с ОАО «Ставрополькрайгаз». Каждое из этих предприятий имеет долю 100 % в географических границах городов или районов края.

Между ТСЖ «Гармония» и ООО «Ставропольрегионгаз» заключен договор поставки газа №33-1-1612/10 от 20.11.2009 года. До августа 2010 года расчет по данному договору осуществлялся по ценам промышленных производителей, что было установлено делом №104 о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваемого в отношении ОАО «Ставропольрегионгаз», что подтверждено представителями ТСЖ «Гармония» и ОАО «Ставрополькрайгаз». Так как расчет велся по промышленным тарифам, с ТСЖ «Гармония» так же был заключен договор на транспортировку газа. На основании, которого выставлялись счета на оплату услуги за транспортировку газа.

Решением Ставропольского УФАС России от 25.08.2010 года было зафиксировано, что в данном случае расчет должен производиться по тарифам населения, в состав которого уже заложена составляющая транспортировки газа, в силу действующего законодательства.

Следовательно, заключение договора транспортировки газа является необоснованным и противоречит действующему законодательству в области ценообразования.

Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый ТСЖ (ЖСК) для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.

Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ (ЖСК) отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ (ЖСК) подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.

Кроме того, исходя из буквального толкования п. п. 3, 4 вышеназванных методических указаний, они регулируют вопросы ценообразования при поставке газа для централизованного отопления.

Таким образом, методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления.

Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).

Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

В силу п. 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Следовательно, действия ОАО «Ставрополькрайгаз» нарушают антимонопольное законодательство в части заключения договора транспортировки природного газа с ТСЖ «Гармония», при поставке газа для крышных котельных.

В рамках рассматриваемого дела ОАО «Ставрополькрайгаз» предоставила счета-счета-фактуры, согласно которых к оплате с 01.09.2010 г. выставлялись счета только в части объемов газа потребленные на  нежилые помещения, в части населения оплата за услуги по транспортировки газа не выставляется. Оплата за транспортировку газа для населения включена в договор транспортировки газа между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ОАО «Ставрополькрайгаз», согласно которого транспортировку за население оплачивает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Объем газа отпущенный на нежилые помещения оплачиваются по тарифам промышленности, в том числе и оплата услуг транспортировки газа, которое производится напрямую газотранспортирующей организации ОАО «Ставрополькрайгаз».

Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО «Ставрополькрайгаз»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, ввиду добровольного устранения допущенных нарушений, в части предъявления оплаты за услуги транспортировки газа в части населения.

Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Ставрополькрайгаз» (пр-к Кулакова, 1 а, г. Ставрополь, 355044) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения ОАО «Ставрополькрайгаз» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», производство по делу №55 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6580 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №55 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6580 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327925263 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

27 октября  2011

г. Ставрополь

Дело №55

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н. заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №55 по признакам нарушения ОАО «Ставрополькрайгаз» (пр-к Кулакова, 1 а, г. Ставрополь, 355044) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ТСЖ «Гармония» на действия ОАО «Ставрополькрайгаз» по заключению договора на транспортировку газа с 01.10.2007 года по 01.08.2010 года при потреблении природного газа, в целях удовлетворения нужд населения в коммунально-бытовой услуге – природного газа.

Между ТСЖ «Гармония» и ООО «Ставропольрегионгаз» заключен договор поставки газа №33-1-1612/10 от 20.11.2009 года. До августа 2010 года расчет по данному договору осуществлялся по ценам промышленных производителей, что было установлено делом №104 о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваемого в отношении ОАО «Ставропольрегионгаз». Так как расчет велся по промышленным тарифам с ТСЖ «Гармония» так же был заключен договор на транспортировку газа.

Решением Ставропольского УФАС России от 25.08.2010 года по делу №104 о нарушении антимонопольного законодательства  было зафиксировано, что в данном случае расчет должен производиться по тарифам населения, в состав которого уже заложена составляющая транспортировки газа, в силу действующего законодательства.

Следовательно, заключение договора транспортировки газа является необоснованным и противоречит действующему законодательству в области ценообразования.

В действиях ОАО «Ставрополькрайгаз» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), путем заключения договора транспортировки природного газа с ТСЖ «Гармония», при поставке газа для крышных котельных.

На основании изложенного было возбуждено дело №55 в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По ходатайству ОАО «Ставрополькрайгаз» определением об отложении рассмотрения дела от 08.06.2011 года к участию в деле было привлечено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

При рассмотрении дела представитель ТСЖ «Гармония» поддержал доводы жалобы, считает действия ОАО «Ставрополькрайгаз» необоснованными.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставрополькрайгаз» пояснил следующее между сторонами помимо рассмотрения спора в антимонопольном органе, возбуждены два дела в Арбитражном суде. Одно дело возбуждено в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» другое в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз». Рассмотрение дела в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз» приостановлено до рассмотрения дела по существу с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Как видно из существа спора между сторонами возник материальный спор, а именно определение объемов поставки. Следовательно, разрешение спора, возможно в судебном порядке, а не в антимонопольном органе.

Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

Услуги газоснабжения, то есть транспортировку газа потребителям по сетям низкого давления представляет в крае единственное предприятие – ОАО «Ставрополькрайгаз». Данная услуга в соответствии с ст. 4 Закона РФ « О естественных монополиях» является сферой деятельности естественной монополии, а ОАО «Ставрополькрайгаз» является субъектом естественной монополии.

ОАО «Ставрополькрайгаз» состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % по позиции «услуги по транспортировке и распределению по сетям газоснабжения среди потребителей» с долей на рынке более 65 % в географических границах Ставропольского края.

Услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту газовых сетей, оборудования, приборов в Ставропольском крае оказывают горгазы и райгазы на основании агентских договоров с ОАО «Ставрополькрайгаз». Каждое из этих предприятий имеет долю 100 % в географических границах городов или районов края.

Между ТСЖ «Гармония» и ООО «Ставропольрегионгаз» заключен договор поставки газа №33-1-1612/10 от 20.11.2009 года. До августа 2010 года расчет по данному договору осуществлялся по ценам промышленных производителей, что было установлено делом №104 о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваемого в отношении ОАО «Ставропольрегионгаз», что подтверждено представителями ТСЖ «Гармония» и ОАО «Ставрополькрайгаз». Так как расчет велся по промышленным тарифам, с ТСЖ «Гармония» так же был заключен договор на транспортировку газа. На основании, которого выставлялись счета на оплату услуги за транспортировку газа.

Решением Ставропольского УФАС России от 25.08.2010 года было зафиксировано, что в данном случае расчет должен производиться по тарифам населения, в состав которого уже заложена составляющая транспортировки газа, в силу действующего законодательства.

Следовательно, заключение договора транспортировки газа является необоснованным и противоречит действующему законодательству в области ценообразования.

Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый ТСЖ (ЖСК) для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.

Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ (ЖСК) отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ (ЖСК) подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.

Кроме того, исходя из буквального толкования п. п. 3, 4 вышеназванных методических указаний, они регулируют вопросы ценообразования при поставке газа для централизованного отопления.

Таким образом, методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления.

Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).

Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

В силу п. 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Следовательно, действия ОАО «Ставрополькрайгаз» нарушают антимонопольное законодательство в части заключения договора транспортировки природного газа с ТСЖ «Гармония», при поставке газа для крышных котельных.

В рамках рассматриваемого дела ОАО «Ставрополькрайгаз» предоставила счета-счета-фактуры, согласно которых к оплате с 01.09.2010 г. выставлялись счета только в части объемов газа потребленные на  нежилые помещения, в части населения оплата за услуги по транспортировки газа не выставляется. Оплата за транспортировку газа для населения включена в договор транспортировки газа между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ОАО «Ставрополькрайгаз», согласно которого транспортировку за население оплачивает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Объем газа отпущенный на нежилые помещения оплачиваются по тарифам промышленности, в том числе и оплата услуг транспортировки газа, которое производится напрямую газотранспортирующей организации ОАО «Ставрополькрайгаз».

Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО «Ставрополькрайгаз»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, ввиду добровольного устранения допущенных нарушений, в части предъявления оплаты за услуги транспортировки газа в части населения.

Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Ставрополькрайгаз» (пр-к Кулакова, 1 а, г. Ставрополь, 355044) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения ОАО «Ставрополькрайгаз» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», производство по делу №55 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

27 октября  2011

г. Ставрополь

Дело №55

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н. заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №55 по признакам нарушения ОАО «Ставрополькрайгаз» (пр-к Кулакова, 1 а, г. Ставрополь, 355044) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ТСЖ «Гармония» на действия ОАО «Ставрополькрайгаз» по заключению договора на транспортировку газа с 01.10.2007 года по 01.08.2010 года при потреблении природного газа, в целях удовлетворения нужд населения в коммунально-бытовой услуге – природного газа.

Между ТСЖ «Гармония» и ООО «Ставропольрегионгаз» заключен договор поставки газа №33-1-1612/10 от 20.11.2009 года. До августа 2010 года расчет по данному договору осуществлялся по ценам промышленных производителей, что было установлено делом №104 о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваемого в отношении ОАО «Ставропольрегионгаз». Так как расчет велся по промышленным тарифам с ТСЖ «Гармония» так же был заключен договор на транспортировку газа.

Решением Ставропольского УФАС России от 25.08.2010 года по делу №104 о нарушении антимонопольного законодательства  было зафиксировано, что в данном случае расчет должен производиться по тарифам населения, в состав которого уже заложена составляющая транспортировки газа, в силу действующего законодательства.

Следовательно, заключение договора транспортировки газа является необоснованным и противоречит действующему законодательству в области ценообразования.

В действиях ОАО «Ставрополькрайгаз» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), путем заключения договора транспортировки природного газа с ТСЖ «Гармония», при поставке газа для крышных котельных.

На основании изложенного было возбуждено дело №55 в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По ходатайству ОАО «Ставрополькрайгаз» определением об отложении рассмотрения дела от 08.06.2011 года к участию в деле было привлечено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

При рассмотрении дела представитель ТСЖ «Гармония» поддержал доводы жалобы, считает действия ОАО «Ставрополькрайгаз» необоснованными.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставрополькрайгаз» пояснил следующее между сторонами помимо рассмотрения спора в антимонопольном органе, возбуждены два дела в Арбитражном суде. Одно дело возбуждено в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» другое в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз». Рассмотрение дела в отношении ОАО «Ставрополькрайгаз» приостановлено до рассмотрения дела по существу с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Как видно из существа спора между сторонами возник материальный спор, а именно определение объемов поставки. Следовательно, разрешение спора, возможно в судебном порядке, а не в антимонопольном органе.

Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

Услуги газоснабжения, то есть транспортировку газа потребителям по сетям низкого давления представляет в крае единственное предприятие – ОАО «Ставрополькрайгаз». Данная услуга в соответствии с ст. 4 Закона РФ « О естественных монополиях» является сферой деятельности естественной монополии, а ОАО «Ставрополькрайгаз» является субъектом естественной монополии.

ОАО «Ставрополькрайгаз» состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % по позиции «услуги по транспортировке и распределению по сетям газоснабжения среди потребителей» с долей на рынке более 65 % в географических границах Ставропольского края.

Услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту газовых сетей, оборудования, приборов в Ставропольском крае оказывают горгазы и райгазы на основании агентских договоров с ОАО «Ставрополькрайгаз». Каждое из этих предприятий имеет долю 100 % в географических границах городов или районов края.

Между ТСЖ «Гармония» и ООО «Ставропольрегионгаз» заключен договор поставки газа №33-1-1612/10 от 20.11.2009 года. До августа 2010 года расчет по данному договору осуществлялся по ценам промышленных производителей, что было установлено делом №104 о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваемого в отношении ОАО «Ставропольрегионгаз», что подтверждено представителями ТСЖ «Гармония» и ОАО «Ставрополькрайгаз». Так как расчет велся по промышленным тарифам, с ТСЖ «Гармония» так же был заключен договор на транспортировку газа. На основании, которого выставлялись счета на оплату услуги за транспортировку газа.

Решением Ставропольского УФАС России от 25.08.2010 года было зафиксировано, что в данном случае расчет должен производиться по тарифам населения, в состав которого уже заложена составляющая транспортировки газа, в силу действующего законодательства.

Следовательно, заключение договора транспортировки газа является необоснованным и противоречит действующему законодательству в области ценообразования.

Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый ТСЖ (ЖСК) для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.

Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ (ЖСК) отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ (ЖСК) подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.

Кроме того, исходя из буквального толкования п. п. 3, 4 вышеназванных методических указаний, они регулируют вопросы ценообразования при поставке газа для централизованного отопления.

Таким образом, методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления.

Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).

Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

В силу п. 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Следовательно, действия ОАО «Ставрополькрайгаз» нарушают антимонопольное законодательство в части заключения договора транспортировки природного газа с ТСЖ «Гармония», при поставке газа для крышных котельных.

В рамках рассматриваемого дела ОАО «Ставрополькрайгаз» предоставила счета-счета-фактуры, согласно которых к оплате с 01.09.2010 г. выставлялись счета только в части объемов газа потребленные на  нежилые помещения, в части населения оплата за услуги по транспортировки газа не выставляется. Оплата за транспортировку газа для населения включена в договор транспортировки газа между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ОАО «Ставрополькрайгаз», согласно которого транспортировку за население оплачивает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Объем газа отпущенный на нежилые помещения оплачиваются по тарифам промышленности, в том числе и оплата услуг транспортировки газа, которое производится напрямую газотранспортирующей организации ОАО «Ставрополькрайгаз».

Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО «Ставрополькрайгаз»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, ввиду добровольного устранения допущенных нарушений, в части предъявления оплаты за услуги транспортировки газа в части населения.

Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Ставрополькрайгаз» (пр-к Кулакова, 1 а, г. Ставрополь, 355044) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения ОАО «Ставрополькрайгаз» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», производство по делу №55 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №55 [format] => [safe_value] => №55 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-26 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-17 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327925263 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )