Решение по делу №124

Номер дела: №124
Дата публикации: 18 ноября 2011, 01:00

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2011 г              

г. Ставрополь

Дело №124

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. - и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Лазебный А.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

рассмотрев дело №124, возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступили обращения <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) (далее заявители) на высокие цены по газификации их объектов.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не обоснованного применения индекса 6,11 при проведении расчетов стоимости по предоставлению ОАО «Ставропольгоргаз» услуг по врезке и пуску газа в жилые дома.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №124 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном применении индекса 6,11, утвержденного письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа.

В рассмотрении дела приняли участие представитель по доверенности от ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) и заявители <***>, <***>, <***> (по доверенности от <***>), <***> (по доверенности <***>), от <***>, <***> и <***> поступили ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. Ходатайства Комиссией были рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.

Заявители, по существу рассматриваемого дела, пояснили, что являются собственниками жилых домов в х. Грушевый, г. Ставрополь. Для газификации своих жилых домовладений заявители обратились в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз» по ул. Маяковского, 9. После получения технических условий и изготовления проектов газификации, заявителям были выданы локальные сметы по прокладке, монтированию и врезке газопровода, итог которой составил сумму (от 90 000 до 100000 рублей – строительно-монтажные работы по каждому заявителю и от 30000 до 45 000 рублей - стоимость услуг по врезке и пуску газа).

В процессе рассмотрения дела №124 законный представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее.

ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете стоимости по проведению пусконаладочных работ, применяет индекс 6,11, который установлен письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат». Указанные индексы предназначены для формирования начальной цены торгов при подготовке конкурсной документации, в том числе и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

Согласно Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утв. Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 №15, применяемых при формировании сметной стоимости строительства пусконаладочные работы относятся к строительно-монтажным работам. Методические указания обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъекта Российской Федерации, государственных кредитов, полученных под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения указанного документа носят рекомендательный характер. На основании изложенного, составление смет на основании территориальных единых расценок на строительные работы, а так же применение индексов при расчете работ, не противоречит действующему законодательству РФ, так как ОАО «Ставропольгоргаз» является коммерческой организацией, которая осуществляет свою деятельность с заказчиками на договорной основе и в праве самостоятельно устанавливать стоимость проведенных работ. Стоимость работ по врезке газопроводов рассчитывается в соответствии с калькуляцией от 02.02.2011 года, утвержденной исполнительным директором общества. Так же все отношения, возникающие между ОАО «Ставропольгоргаз» и абонентами оформляются договорами, которые в соответствии с действующим законодательством носят добровольных характер и являются соглашением двух сторон.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

В целях определения доминирующего положения ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю был проведен анализ состояния конкурентной среды на указанном рынке.

Установление доли ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 (далее – Регламент).

При проведении анализа рынка услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома руководствовались Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На территории города Ставрополя такой организацией является специализированная организация – ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате проведенного анализа было установлено, что доля ОАО «Ставропольгоргаз» на исследуемом рынке составляет 100%, ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В материалах дела №124 о нарушении антимонопольного законодательства имеются следующие локальные сметы:

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,79 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29837,87 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,76 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,76 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 37277,3 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 45148,03 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в квартиру <***> жилого дома <***>, х. Грушевый на сумму 29837,87 рублей, выданный <***>.

При формировании локальной сметы к расчету был применен индекс 6,11. Указанный индекс утвержден письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ затрат».

Согласно пояснениям, представленным в адрес Ставропольского УФАС России Государственным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края, индекс предназначен для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный индекс предназначен для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств.

При применении территориальных единичных расценок Ставропольского края (ТЕР СК) для определения ориентировочной, текущей стоимости строительно-монтажных работ, возможно, использовать индекс изменения сметной стоимости. Для определения текущей стоимости услуг в газовом хозяйстве необходимо использовать прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Указанный прейскурант составлен на базе ранее действующего «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения». Корректировка выполнена с учетом современных технико-экономических показателей деятельности ГРО (уровень оплаты труда, процент отчислений на социальные нужды, размер накладных расходов, норматив прибыли, НДС), а также изменений перечня работ и состава исполнителей, связанных с введением в действие ПБ 12-38-00 «Правила безопасности в газовом хозяйстве».

Для определения текущей стоимости услуг ОАО «Ставропольгоргаз», предоставляемых гражданам за счет личных средств, следует использовать выше названный прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Что касается вопроса обоснованности расчета стоимости услуг по врезке и пуску газа и применения, при данном расчете, индекса, то применение указанного индекса является неправомерным. Так как указанный вид услуг не относится к строительно-монтажным работам, предусмотренным Письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 и позволяющим применять при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа индекс.

ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В рамках реализации полномочий Министерства регионального развития Российской Федерации в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности Минрегионом России разработаны и установлены Письмом от 15.07.2011 №18769-АП/08 рекомендуемые к применению в III квартале 2011 года индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Указанным Письмом указаны исчерпывающие обстоятельства, при которых применяются индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполнение работы указанные индексы не предназначены.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что объекты газификации, принадлежат физическим лицам и осуществляются с использованием личных денежных средств без привлечения средств федерального бюджета, без подготовки конкурсной документации.

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На основании изложенного, работы по врезке газопровода и пуску газа относятся к работам по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения потребителей природными и сжиженными углеводородными газами и использования этих газов в качестве топлива и не являются одним из видов строительно-монтажных работ. Факт разделения строительно-монтажных работ и работ по пуску и врезке газа подтверждается локально-сметными расчетами, произведенными ОАО «Ставропольгоргаз», приобщенными к материалам дела №124 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по применению индекса 6,11, утвержденного письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)» Факт нарушения, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз», пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не применять индекс 6,11, установленный письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа для <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6577 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №124 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6577 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327924978 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2011 г              

г. Ставрополь

Дело №124

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. - и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Лазебный А.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

рассмотрев дело №124, возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступили обращения <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) (далее заявители) на высокие цены по газификации их объектов.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не обоснованного применения индекса 6,11 при проведении расчетов стоимости по предоставлению ОАО «Ставропольгоргаз» услуг по врезке и пуску газа в жилые дома.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №124 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном применении индекса 6,11, утвержденного письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа.

В рассмотрении дела приняли участие представитель по доверенности от ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) и заявители <***>, <***>, <***> (по доверенности от <***>), <***> (по доверенности <***>), от <***>, <***> и <***> поступили ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. Ходатайства Комиссией были рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.

Заявители, по существу рассматриваемого дела, пояснили, что являются собственниками жилых домов в х. Грушевый, г. Ставрополь. Для газификации своих жилых домовладений заявители обратились в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз» по ул. Маяковского, 9. После получения технических условий и изготовления проектов газификации, заявителям были выданы локальные сметы по прокладке, монтированию и врезке газопровода, итог которой составил сумму (от 90 000 до 100000 рублей – строительно-монтажные работы по каждому заявителю и от 30000 до 45 000 рублей - стоимость услуг по врезке и пуску газа).

В процессе рассмотрения дела №124 законный представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее.

ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете стоимости по проведению пусконаладочных работ, применяет индекс 6,11, который установлен письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат». Указанные индексы предназначены для формирования начальной цены торгов при подготовке конкурсной документации, в том числе и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

Согласно Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утв. Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 №15, применяемых при формировании сметной стоимости строительства пусконаладочные работы относятся к строительно-монтажным работам. Методические указания обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъекта Российской Федерации, государственных кредитов, полученных под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения указанного документа носят рекомендательный характер. На основании изложенного, составление смет на основании территориальных единых расценок на строительные работы, а так же применение индексов при расчете работ, не противоречит действующему законодательству РФ, так как ОАО «Ставропольгоргаз» является коммерческой организацией, которая осуществляет свою деятельность с заказчиками на договорной основе и в праве самостоятельно устанавливать стоимость проведенных работ. Стоимость работ по врезке газопроводов рассчитывается в соответствии с калькуляцией от 02.02.2011 года, утвержденной исполнительным директором общества. Так же все отношения, возникающие между ОАО «Ставропольгоргаз» и абонентами оформляются договорами, которые в соответствии с действующим законодательством носят добровольных характер и являются соглашением двух сторон.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

В целях определения доминирующего положения ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю был проведен анализ состояния конкурентной среды на указанном рынке.

Установление доли ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 (далее – Регламент).

При проведении анализа рынка услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома руководствовались Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На территории города Ставрополя такой организацией является специализированная организация – ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате проведенного анализа было установлено, что доля ОАО «Ставропольгоргаз» на исследуемом рынке составляет 100%, ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В материалах дела №124 о нарушении антимонопольного законодательства имеются следующие локальные сметы:

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,79 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29837,87 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,76 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,76 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 37277,3 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 45148,03 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в квартиру <***> жилого дома <***>, х. Грушевый на сумму 29837,87 рублей, выданный <***>.

При формировании локальной сметы к расчету был применен индекс 6,11. Указанный индекс утвержден письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ затрат».

Согласно пояснениям, представленным в адрес Ставропольского УФАС России Государственным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края, индекс предназначен для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный индекс предназначен для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств.

При применении территориальных единичных расценок Ставропольского края (ТЕР СК) для определения ориентировочной, текущей стоимости строительно-монтажных работ, возможно, использовать индекс изменения сметной стоимости. Для определения текущей стоимости услуг в газовом хозяйстве необходимо использовать прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Указанный прейскурант составлен на базе ранее действующего «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения». Корректировка выполнена с учетом современных технико-экономических показателей деятельности ГРО (уровень оплаты труда, процент отчислений на социальные нужды, размер накладных расходов, норматив прибыли, НДС), а также изменений перечня работ и состава исполнителей, связанных с введением в действие ПБ 12-38-00 «Правила безопасности в газовом хозяйстве».

Для определения текущей стоимости услуг ОАО «Ставропольгоргаз», предоставляемых гражданам за счет личных средств, следует использовать выше названный прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Что касается вопроса обоснованности расчета стоимости услуг по врезке и пуску газа и применения, при данном расчете, индекса, то применение указанного индекса является неправомерным. Так как указанный вид услуг не относится к строительно-монтажным работам, предусмотренным Письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 и позволяющим применять при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа индекс.

ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В рамках реализации полномочий Министерства регионального развития Российской Федерации в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности Минрегионом России разработаны и установлены Письмом от 15.07.2011 №18769-АП/08 рекомендуемые к применению в III квартале 2011 года индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Указанным Письмом указаны исчерпывающие обстоятельства, при которых применяются индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполнение работы указанные индексы не предназначены.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что объекты газификации, принадлежат физическим лицам и осуществляются с использованием личных денежных средств без привлечения средств федерального бюджета, без подготовки конкурсной документации.

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На основании изложенного, работы по врезке газопровода и пуску газа относятся к работам по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения потребителей природными и сжиженными углеводородными газами и использования этих газов в качестве топлива и не являются одним из видов строительно-монтажных работ. Факт разделения строительно-монтажных работ и работ по пуску и врезке газа подтверждается локально-сметными расчетами, произведенными ОАО «Ставропольгоргаз», приобщенными к материалам дела №124 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по применению индекса 6,11, утвержденного письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)» Факт нарушения, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз», пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не применять индекс 6,11, установленный письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа для <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2011 г              

г. Ставрополь

Дело №124

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. - и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Лазебный А.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

рассмотрев дело №124, возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступили обращения <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) (далее заявители) на высокие цены по газификации их объектов.

В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не обоснованного применения индекса 6,11 при проведении расчетов стоимости по предоставлению ОАО «Ставропольгоргаз» услуг по врезке и пуску газа в жилые дома.

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №124 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном применении индекса 6,11, утвержденного письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа.

В рассмотрении дела приняли участие представитель по доверенности от ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) и заявители <***>, <***>, <***> (по доверенности от <***>), <***> (по доверенности <***>), от <***>, <***> и <***> поступили ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. Ходатайства Комиссией были рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.

Заявители, по существу рассматриваемого дела, пояснили, что являются собственниками жилых домов в х. Грушевый, г. Ставрополь. Для газификации своих жилых домовладений заявители обратились в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз» по ул. Маяковского, 9. После получения технических условий и изготовления проектов газификации, заявителям были выданы локальные сметы по прокладке, монтированию и врезке газопровода, итог которой составил сумму (от 90 000 до 100000 рублей – строительно-монтажные работы по каждому заявителю и от 30000 до 45 000 рублей - стоимость услуг по врезке и пуску газа).

В процессе рассмотрения дела №124 законный представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее.

ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете стоимости по проведению пусконаладочных работ, применяет индекс 6,11, который установлен письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат». Указанные индексы предназначены для формирования начальной цены торгов при подготовке конкурсной документации, в том числе и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

Согласно Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утв. Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 №15, применяемых при формировании сметной стоимости строительства пусконаладочные работы относятся к строительно-монтажным работам. Методические указания обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъекта Российской Федерации, государственных кредитов, полученных под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения указанного документа носят рекомендательный характер. На основании изложенного, составление смет на основании территориальных единых расценок на строительные работы, а так же применение индексов при расчете работ, не противоречит действующему законодательству РФ, так как ОАО «Ставропольгоргаз» является коммерческой организацией, которая осуществляет свою деятельность с заказчиками на договорной основе и в праве самостоятельно устанавливать стоимость проведенных работ. Стоимость работ по врезке газопроводов рассчитывается в соответствии с калькуляцией от 02.02.2011 года, утвержденной исполнительным директором общества. Так же все отношения, возникающие между ОАО «Ставропольгоргаз» и абонентами оформляются договорами, которые в соответствии с действующим законодательством носят добровольных характер и являются соглашением двух сторон.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

В целях определения доминирующего положения ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю был проведен анализ состояния конкурентной среды на указанном рынке.

Установление доли ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 (далее – Регламент).

При проведении анализа рынка услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома руководствовались Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На территории города Ставрополя такой организацией является специализированная организация – ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате проведенного анализа было установлено, что доля ОАО «Ставропольгоргаз» на исследуемом рынке составляет 100%, ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В материалах дела №124 о нарушении антимонопольного законодательства имеются следующие локальные сметы:

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,79 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29837,87 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,76 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 29856,76 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 37277,3 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в жилой дом по ул. <***> х. Грушевый на сумму 45148,03 рублей, выданный <***>.

- на врезку и пуск в квартиру <***> жилого дома <***>, х. Грушевый на сумму 29837,87 рублей, выданный <***>.

При формировании локальной сметы к расчету был применен индекс 6,11. Указанный индекс утвержден письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ затрат».

Согласно пояснениям, представленным в адрес Ставропольского УФАС России Государственным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края, индекс предназначен для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный индекс предназначен для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств.

При применении территориальных единичных расценок Ставропольского края (ТЕР СК) для определения ориентировочной, текущей стоимости строительно-монтажных работ, возможно, использовать индекс изменения сметной стоимости. Для определения текущей стоимости услуг в газовом хозяйстве необходимо использовать прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Указанный прейскурант составлен на базе ранее действующего «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения». Корректировка выполнена с учетом современных технико-экономических показателей деятельности ГРО (уровень оплаты труда, процент отчислений на социальные нужды, размер накладных расходов, норматив прибыли, НДС), а также изменений перечня работ и состава исполнителей, связанных с введением в действие ПБ 12-38-00 «Правила безопасности в газовом хозяйстве».

Для определения текущей стоимости услуг ОАО «Ставропольгоргаз», предоставляемых гражданам за счет личных средств, следует использовать выше названный прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Что касается вопроса обоснованности расчета стоимости услуг по врезке и пуску газа и применения, при данном расчете, индекса, то применение указанного индекса является неправомерным. Так как указанный вид услуг не относится к строительно-монтажным работам, предусмотренным Письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 и позволяющим применять при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа индекс.

ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В рамках реализации полномочий Министерства регионального развития Российской Федерации в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности Минрегионом России разработаны и установлены Письмом от 15.07.2011 №18769-АП/08 рекомендуемые к применению в III квартале 2011 года индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Указанным Письмом указаны исчерпывающие обстоятельства, при которых применяются индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполнение работы указанные индексы не предназначены.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что объекты газификации, принадлежат физическим лицам и осуществляются с использованием личных денежных средств без привлечения средств федерального бюджета, без подготовки конкурсной документации.

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На основании изложенного, работы по врезке газопровода и пуску газа относятся к работам по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения потребителей природными и сжиженными углеводородными газами и использования этих газов в качестве топлива и не являются одним из видов строительно-монтажных работ. Факт разделения строительно-монтажных работ и работ по пуску и врезке газа подтверждается локально-сметными расчетами, произведенными ОАО «Ставропольгоргаз», приобщенными к материалам дела №124 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по применению индекса 6,11, утвержденного письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)» Факт нарушения, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз», пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не применять индекс 6,11, установленный письмом Министерства регионального развития РФ от 15.07.2011 №18769-АП/08 «О рекомендуемых к применению в III квартале 2011 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ и изыскательных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ затрат» для Ставропольского края при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа для <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>) <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>), <***> (г. Ставрополь, х. Грушевый, ул. <***>).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №124 [format] => [safe_value] => №124 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-17 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-17 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327924978 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )