Решение по делу №86

Сфера деятельности: Водо- и газоснабжение
Номер дела: 86
Дата публикации: 15 сентября 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ

Дело №86

г. Ставрополь

15 сентября 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Лазебный А.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №86 возбужденное в отношении ООО «Ставропольрегионгаз» переименованное в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ТСЖ «Соболь» на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного применения поправочного коэффициента к объему газа прошедшего через счетчик.

Ставропольским УФАС России было запрошена информация у ООО «Ставропольрегионгаз», ТСЖ «Соболь» и ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации», при анализе которых было установлено следующее.

Между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и ТСЖ «Соболь» заключен договор поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2009 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при определении объемов поданного принятого природного газа, к показаниям приборов учета добавляет поправочный коэффициент.

К объему потребленного природного газа ТСЖ «Соболь» за январь-май 2011 год применялся следующий поправочный коэффициент: за январь 1,1230, за февраль 1,394, за март 1,230, за апрель 1,1110, за май 1,0950.

На объекте ТСЖ «Соболь» установлен счетчики типа ВК-G (1,6, 2,5, 4, 6) Т с температурной компенсацией.

В соответствии с разъяснением ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации» от 05.07.2011 года за исходящим номером 02-04/876 определено, что к счетчикам диафрагменным типа ВК-G (1,6, 2,5, 4, 6) Т с температурной компенсацией, находящиеся у населения в жилом секторе поправочный коэффициент не применяется.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части применения поправочного коэффициента, при определении объема поданного газа.

На основании изложенного было возбуждено дело №86 в отношении ОАО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела №86 было назначено на 15 сентября 2011 года. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на рассмотрение дела не прибыли. В материалах дела имеются доказательства уведомления ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (почтовое уведомление о вручении №35503841159846 – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»). От ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» поступили запрашиваемые документы, согласно определения об отложении рассмотрения дела №86 от 24.08.2011 года, за входящим номером управления 11280. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, на основании изложенного приняло решение о рассмотрении дела по существу без участия представителей ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

При рассмотрении дела представитель ТСЖ «Соболь» поддержал заявленные требования, указав на то, что применение коэффициента к приборам учета, установленных в помещении, не предусмотрено не одним нормативно-правовым актом, коэффициент самостоятельно рассчитан ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», ни кем не утвержден, а следовательно не подлежит к применению. Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ущемляют законные права и интересы ТСЖ «Соболь», в части экономически необоснованных требований оплаты завышенных объемов поставленного природного газа.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в письменных пояснениях приобщенных к материалам дела указало следующее - на приборе учета газа установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Роз, 8 отсутствует электронный корректор, в связи, с чем расчет расхода газа производился в соответствии с пунктом 4.2 договора поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2009 года, и пункта 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 и пунктом 12 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306. На основании изложенного ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» считает применение поправочного коэффициента законным.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ТСЖ «Соболь» заключен договор поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2011 года.

При определении объема потребления природного газа используется счетчик газа диафрагменный тип ВК-G6 в количестве 4 штук, установленный в помещении котельной ТСЖ «Соболь».

Приборы учета были приняты ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» 04.09.2006 года согласно акта приема в эксплуатацию узла учета. Заключением комиссии – узел учета расхода газа смонтирован в соответствии с проектом и пригоден для коммерческого учета газа.

Актам так же выявлены замечания: - узел учета не соответствует требованиям правил учета газа №1198 п. 2.4-2.5 перевод разности показаний счетного механизма газового счетчика СГМН-1 G6 -4 шт. к стандартным кубическим метрам, согласно ГОСТ 2939-63 – осуществленный по расчетам филиала ООО «Ставропольрегионгаз» в г. Ставрополе.

Выявленное замечание так же отражены в актах проверки состояния и применения средств измерения на узле учета расхода газа от 05.08.2008 года, 15.02.2010 года и 18.05.2011 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при определении объемов поданного принятого природного газа, к показаниям приборов учета добавляет поправочный коэффициент.

К объему потребленного природного газа ТСЖ «Соболь» за январь-май 2011 год применялся следующий поправочный коэффициент: за январь 1,1230, за февраль 1,394, за март 1,230, за апрель 1,1110, за май 1,0950. Расчет коэффициента ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляется самостоятельно, на основании пунктом 12 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, а именно:

Расход газа (куб. м) исчисляется исходя из стандартных условий. В случае если устанавливаемые приборы учета не имеют специальных корректоров, приведение газа, прошедшего через прибор учета, к стандартным условиям (t = 20 °C и Р = 760 мм рт.ст.) осуществляется расчетным путем по каждому прибору учета по формуле:

Qcт = Qсч * 293*(Рсч + Рб) / 760*(273 + Tсч) ,

где:

Qсч - количество газа, прошедшее через коллективный прибор учета по счетному механизму (куб. м);

Рсч - действительное давление газа внутри прибора учета или в газопроводе в непосредственной близости от него (мм рт. ст.);

Рб - барометрическое давление атмосферы (мм рт. ст.);

- действительная температура внутри счетчика или в газопроводе в непосредственной близости от него (°C).

Показания, используемые в данной формуле, должны быть сняты представителями обеих сторон, что не разу сделано не было, акты отражающие снятие показаний с участием представителя ТСЖ «Соболь», комиссии не представлялись, откуда взяты показания, используемые в формуле, для расчета коэффициента ТСЖ «Соболь» представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в заседании комиссии от 24.08.2011 года пояснить не смогли, что отражено в протоколе заседания комиссии. ТСЖ «Соболь» пояснило, что представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не приходили и не снимали показания необходимые для расчета формулы.

В тоже время пунктом 1.3. Рекомендации МИ 2721-2007 "Объем газа. Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации. Рекомендация. МИ 2721-2007" (утв. ФГУП ВНИИМС Ростехрегулирования 10.01.2007) определено, что поправочные коэффициенты применяют в соответствии с подпунктом 94 пункта XII "Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети" Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Пунктом 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Приказом Росстандарта от 08.11.2010 N 4270 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2011 года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2010 N 19056), так и Приказом Росстандарта от 28.04.2011 N 1998 «Об утверждении температурных коэффициентов на второе полугодие 2011 года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 N 21016) утверждены температурные коэффициенты к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации, установленных вне помещений и зарегистрированных в Государственном реестре средств измерений.

Следовательно, поправочный коэффициент, применяемый к показаниям прибора учета не имеющих температурной компенсации, установленных в помещении, в установленном выше порядке для применения на территории Ставропольского края не утвержден, для ТСЖ «Соболь» отдельно не утверждался.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» производит самостоятельно расчет поправочного коэффициента, что не предусмотрено вышеуказанными нормами права.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по нарушению по применению поправочного коэффициента к объемам поставленного газа ТСЖ «Соболь» являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не применять поправочный коэффициент показания приборов учета при определении объемов поставленного газа ТСЖ «Соболь», не утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6085 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №86 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6085 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322122097 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №86

г. Ставрополь

15 сентября 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Лазебный А.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №86 возбужденное в отношении ООО «Ставропольрегионгаз» переименованное в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ТСЖ «Соболь» на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного применения поправочного коэффициента к объему газа прошедшего через счетчик.

Ставропольским УФАС России было запрошена информация у ООО «Ставропольрегионгаз», ТСЖ «Соболь» и ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации», при анализе которых было установлено следующее.

Между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и ТСЖ «Соболь» заключен договор поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2009 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при определении объемов поданного принятого природного газа, к показаниям приборов учета добавляет поправочный коэффициент.

К объему потребленного природного газа ТСЖ «Соболь» за январь-май 2011 год применялся следующий поправочный коэффициент: за январь 1,1230, за февраль 1,394, за март 1,230, за апрель 1,1110, за май 1,0950.

На объекте ТСЖ «Соболь» установлен счетчики типа ВК-G (1,6, 2,5, 4, 6) Т с температурной компенсацией.

В соответствии с разъяснением ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации» от 05.07.2011 года за исходящим номером 02-04/876 определено, что к счетчикам диафрагменным типа ВК-G (1,6, 2,5, 4, 6) Т с температурной компенсацией, находящиеся у населения в жилом секторе поправочный коэффициент не применяется.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части применения поправочного коэффициента, при определении объема поданного газа.

На основании изложенного было возбуждено дело №86 в отношении ОАО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела №86 было назначено на 15 сентября 2011 года. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на рассмотрение дела не прибыли. В материалах дела имеются доказательства уведомления ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (почтовое уведомление о вручении №35503841159846 – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»). От ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» поступили запрашиваемые документы, согласно определения об отложении рассмотрения дела №86 от 24.08.2011 года, за входящим номером управления 11280. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, на основании изложенного приняло решение о рассмотрении дела по существу без участия представителей ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

При рассмотрении дела представитель ТСЖ «Соболь» поддержал заявленные требования, указав на то, что применение коэффициента к приборам учета, установленных в помещении, не предусмотрено не одним нормативно-правовым актом, коэффициент самостоятельно рассчитан ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», ни кем не утвержден, а следовательно не подлежит к применению. Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ущемляют законные права и интересы ТСЖ «Соболь», в части экономически необоснованных требований оплаты завышенных объемов поставленного природного газа.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в письменных пояснениях приобщенных к материалам дела указало следующее - на приборе учета газа установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Роз, 8 отсутствует электронный корректор, в связи, с чем расчет расхода газа производился в соответствии с пунктом 4.2 договора поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2009 года, и пункта 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 и пунктом 12 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306. На основании изложенного ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» считает применение поправочного коэффициента законным.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ТСЖ «Соболь» заключен договор поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2011 года.

При определении объема потребления природного газа используется счетчик газа диафрагменный тип ВК-G6 в количестве 4 штук, установленный в помещении котельной ТСЖ «Соболь».

Приборы учета были приняты ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» 04.09.2006 года согласно акта приема в эксплуатацию узла учета. Заключением комиссии – узел учета расхода газа смонтирован в соответствии с проектом и пригоден для коммерческого учета газа.

Актам так же выявлены замечания: - узел учета не соответствует требованиям правил учета газа №1198 п. 2.4-2.5 перевод разности показаний счетного механизма газового счетчика СГМН-1 G6 -4 шт. к стандартным кубическим метрам, согласно ГОСТ 2939-63 – осуществленный по расчетам филиала ООО «Ставропольрегионгаз» в г. Ставрополе.

Выявленное замечание так же отражены в актах проверки состояния и применения средств измерения на узле учета расхода газа от 05.08.2008 года, 15.02.2010 года и 18.05.2011 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при определении объемов поданного принятого природного газа, к показаниям приборов учета добавляет поправочный коэффициент.

К объему потребленного природного газа ТСЖ «Соболь» за январь-май 2011 год применялся следующий поправочный коэффициент: за январь 1,1230, за февраль 1,394, за март 1,230, за апрель 1,1110, за май 1,0950. Расчет коэффициента ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляется самостоятельно, на основании пунктом 12 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, а именно:

Расход газа (куб. м) исчисляется исходя из стандартных условий. В случае если устанавливаемые приборы учета не имеют специальных корректоров, приведение газа, прошедшего через прибор учета, к стандартным условиям (t = 20 °C и Р = 760 мм рт.ст.) осуществляется расчетным путем по каждому прибору учета по формуле:

Qcт = Qсч * 293*(Рсч + Рб) / 760*(273 + Tсч) ,

где:

Qсч - количество газа, прошедшее через коллективный прибор учета по счетному механизму (куб. м);

Рсч - действительное давление газа внутри прибора учета или в газопроводе в непосредственной близости от него (мм рт. ст.);

Рб - барометрическое давление атмосферы (мм рт. ст.);

- действительная температура внутри счетчика или в газопроводе в непосредственной близости от него (°C).

Показания, используемые в данной формуле, должны быть сняты представителями обеих сторон, что не разу сделано не было, акты отражающие снятие показаний с участием представителя ТСЖ «Соболь», комиссии не представлялись, откуда взяты показания, используемые в формуле, для расчета коэффициента ТСЖ «Соболь» представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в заседании комиссии от 24.08.2011 года пояснить не смогли, что отражено в протоколе заседания комиссии. ТСЖ «Соболь» пояснило, что представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не приходили и не снимали показания необходимые для расчета формулы.

В тоже время пунктом 1.3. Рекомендации МИ 2721-2007 "Объем газа. Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации. Рекомендация. МИ 2721-2007" (утв. ФГУП ВНИИМС Ростехрегулирования 10.01.2007) определено, что поправочные коэффициенты применяют в соответствии с подпунктом 94 пункта XII "Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети" Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Пунктом 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Приказом Росстандарта от 08.11.2010 N 4270 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2011 года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2010 N 19056), так и Приказом Росстандарта от 28.04.2011 N 1998 «Об утверждении температурных коэффициентов на второе полугодие 2011 года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 N 21016) утверждены температурные коэффициенты к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации, установленных вне помещений и зарегистрированных в Государственном реестре средств измерений.

Следовательно, поправочный коэффициент, применяемый к показаниям прибора учета не имеющих температурной компенсации, установленных в помещении, в установленном выше порядке для применения на территории Ставропольского края не утвержден, для ТСЖ «Соболь» отдельно не утверждался.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» производит самостоятельно расчет поправочного коэффициента, что не предусмотрено вышеуказанными нормами права.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по нарушению по применению поправочного коэффициента к объемам поставленного газа ТСЖ «Соболь» являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не применять поправочный коэффициент показания приборов учета при определении объемов поставленного газа ТСЖ «Соболь», не утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №86

г. Ставрополь

15 сентября 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Лазебный А.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №86 возбужденное в отношении ООО «Ставропольрегионгаз» переименованное в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ТСЖ «Соболь» на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного применения поправочного коэффициента к объему газа прошедшего через счетчик.

Ставропольским УФАС России было запрошена информация у ООО «Ставропольрегионгаз», ТСЖ «Соболь» и ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации», при анализе которых было установлено следующее.

Между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и ТСЖ «Соболь» заключен договор поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2009 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при определении объемов поданного принятого природного газа, к показаниям приборов учета добавляет поправочный коэффициент.

К объему потребленного природного газа ТСЖ «Соболь» за январь-май 2011 год применялся следующий поправочный коэффициент: за январь 1,1230, за февраль 1,394, за март 1,230, за апрель 1,1110, за май 1,0950.

На объекте ТСЖ «Соболь» установлен счетчики типа ВК-G (1,6, 2,5, 4, 6) Т с температурной компенсацией.

В соответствии с разъяснением ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации» от 05.07.2011 года за исходящим номером 02-04/876 определено, что к счетчикам диафрагменным типа ВК-G (1,6, 2,5, 4, 6) Т с температурной компенсацией, находящиеся у населения в жилом секторе поправочный коэффициент не применяется.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части применения поправочного коэффициента, при определении объема поданного газа.

На основании изложенного было возбуждено дело №86 в отношении ОАО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела №86 было назначено на 15 сентября 2011 года. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на рассмотрение дела не прибыли. В материалах дела имеются доказательства уведомления ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (почтовое уведомление о вручении №35503841159846 – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»). От ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» поступили запрашиваемые документы, согласно определения об отложении рассмотрения дела №86 от 24.08.2011 года, за входящим номером управления 11280. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, на основании изложенного приняло решение о рассмотрении дела по существу без участия представителей ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

При рассмотрении дела представитель ТСЖ «Соболь» поддержал заявленные требования, указав на то, что применение коэффициента к приборам учета, установленных в помещении, не предусмотрено не одним нормативно-правовым актом, коэффициент самостоятельно рассчитан ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», ни кем не утвержден, а следовательно не подлежит к применению. Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ущемляют законные права и интересы ТСЖ «Соболь», в части экономически необоснованных требований оплаты завышенных объемов поставленного природного газа.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в письменных пояснениях приобщенных к материалам дела указало следующее - на приборе учета газа установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Роз, 8 отсутствует электронный корректор, в связи, с чем расчет расхода газа производился в соответствии с пунктом 4.2 договора поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2009 года, и пункта 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 и пунктом 12 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306. На основании изложенного ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» считает применение поправочного коэффициента законным.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ТСЖ «Соболь» заключен договор поставки газа №33-1-0276/10 от 20.11.2011 года.

При определении объема потребления природного газа используется счетчик газа диафрагменный тип ВК-G6 в количестве 4 штук, установленный в помещении котельной ТСЖ «Соболь».

Приборы учета были приняты ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» 04.09.2006 года согласно акта приема в эксплуатацию узла учета. Заключением комиссии – узел учета расхода газа смонтирован в соответствии с проектом и пригоден для коммерческого учета газа.

Актам так же выявлены замечания: - узел учета не соответствует требованиям правил учета газа №1198 п. 2.4-2.5 перевод разности показаний счетного механизма газового счетчика СГМН-1 G6 -4 шт. к стандартным кубическим метрам, согласно ГОСТ 2939-63 – осуществленный по расчетам филиала ООО «Ставропольрегионгаз» в г. Ставрополе.

Выявленное замечание так же отражены в актах проверки состояния и применения средств измерения на узле учета расхода газа от 05.08.2008 года, 15.02.2010 года и 18.05.2011 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при определении объемов поданного принятого природного газа, к показаниям приборов учета добавляет поправочный коэффициент.

К объему потребленного природного газа ТСЖ «Соболь» за январь-май 2011 год применялся следующий поправочный коэффициент: за январь 1,1230, за февраль 1,394, за март 1,230, за апрель 1,1110, за май 1,0950. Расчет коэффициента ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляется самостоятельно, на основании пунктом 12 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, а именно:

Расход газа (куб. м) исчисляется исходя из стандартных условий. В случае если устанавливаемые приборы учета не имеют специальных корректоров, приведение газа, прошедшего через прибор учета, к стандартным условиям (t = 20 °C и Р = 760 мм рт.ст.) осуществляется расчетным путем по каждому прибору учета по формуле:

Qcт = Qсч * 293*(Рсч + Рб) / 760*(273 + Tсч) ,

где:

Qсч - количество газа, прошедшее через коллективный прибор учета по счетному механизму (куб. м);

Рсч - действительное давление газа внутри прибора учета или в газопроводе в непосредственной близости от него (мм рт. ст.);

Рб - барометрическое давление атмосферы (мм рт. ст.);

- действительная температура внутри счетчика или в газопроводе в непосредственной близости от него (°C).

Показания, используемые в данной формуле, должны быть сняты представителями обеих сторон, что не разу сделано не было, акты отражающие снятие показаний с участием представителя ТСЖ «Соболь», комиссии не представлялись, откуда взяты показания, используемые в формуле, для расчета коэффициента ТСЖ «Соболь» представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в заседании комиссии от 24.08.2011 года пояснить не смогли, что отражено в протоколе заседания комиссии. ТСЖ «Соболь» пояснило, что представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не приходили и не снимали показания необходимые для расчета формулы.

В тоже время пунктом 1.3. Рекомендации МИ 2721-2007 "Объем газа. Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации. Рекомендация. МИ 2721-2007" (утв. ФГУП ВНИИМС Ростехрегулирования 10.01.2007) определено, что поправочные коэффициенты применяют в соответствии с подпунктом 94 пункта XII "Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети" Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Пунктом 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Приказом Росстандарта от 08.11.2010 N 4270 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2011 года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2010 N 19056), так и Приказом Росстандарта от 28.04.2011 N 1998 «Об утверждении температурных коэффициентов на второе полугодие 2011 года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 N 21016) утверждены температурные коэффициенты к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации, установленных вне помещений и зарегистрированных в Государственном реестре средств измерений.

Следовательно, поправочный коэффициент, применяемый к показаниям прибора учета не имеющих температурной компенсации, установленных в помещении, в установленном выше порядке для применения на территории Ставропольского края не утвержден, для ТСЖ «Соболь» отдельно не утверждался.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» производит самостоятельно расчет поправочного коэффициента, что не предусмотрено вышеуказанными нормами права.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по нарушению по применению поправочного коэффициента к объемам поставленного газа ТСЖ «Соболь» являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не применять поправочный коэффициент показания приборов учета при определении объемов поставленного газа ТСЖ «Соболь», не утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 86 [format] => [safe_value] => 86 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №86 в отношении ООО «Ставропольрегионгаз» переименованное в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №86 в отношении ООО «Ставропольрегионгаз» переименованное в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Водо- и газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-14 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-14 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322122097 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )