• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Важно быть неравнодушным

В пресс-центре гостиницы «Пятигорск» состоялась пресс-конференция руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сергея Никитина. В дискуссии приняли участие журналисты газет «Кавказская здравница», «Бизнес КМВ», «Шанс», «Вечерний коктейль», телекомпании «НТР Пятигорск», радиостанций «ПФО Радио Провинция», «LOVE-радио Пятигорск», «Серебряный дождь Пятигорск», «Юмор ФМ Пятигорск», «Радио Шансон Пятигорск» и многих других.
Сергей Иванович подвел итоги работы ведомства в 2012 году, рассказал о нововведениях, которые вступили в силу в наступившем году.

Руководитель Ставропольского УФАС пояснил, что антимонопольная политика - это каждодневная работа, требующая анализа состояния экономики субъекта и принятия оперативных мер, позволяющих экономике динамично развиваться.

Вопросы представителей средств массовой информации затронули различные сферы деятельности антимонопольной службы, в частности речь шла о контроле за рекламой, о конкурентоспособности маленьких предприятий с многочисленными крупными производствами.

Беседа получилась интересной и содержательной. В заключение встречи Сергей Никитин дал интервью и подробно ответил на ряд злободневных вопросов.

- Сергей Иванович, по результатам работы вы всегда в лидерах среди субъектов России. Каковы итоги 2012 года и как удается сохранять лидирующие позиции?

- Объективности ради нужно сказать, что лидирующие позиции - это когда из всех субъектов России попадаешь в десятку первых. Наше управление в течение последних нескольких лет входит в двадцатку тех управлений, которые добились результатов на поприще антимонопольной политики. За истекший год нами рассмотрено более 850 нормативных актов органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления с целью провести экспертизу на предмет соответствия антимонопольному законодательству. В случае, если эти акты законодательству не соответствовали, были выданы предписания с предложением устранить эти нарушения, чем и воспользовались представители власти. За истекший период рассмотрено более тысячи жалоб, заявлений на процедуру государственных муниципальных закупок, когда жалобщики ставили под сомнение законность действий заказчика. В результате, если обнаруживались нарушения, были выданы требования о проведении действий в соответствие с действующим законодательством, что, на мой взгляд, позволило сэкономить значительные средства для бюджетов краевого и местного уровней. В результате целенаправленной деятельности по соблюдению требований антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и привлечения виновных лиц к ответственности в бюджет всех уровней Российской Федерации поступило порядка 28 миллионов рублей.
(Окончание. Начало - на 1-й стр.)

- Если сравнивать конкурентную среду в нашем крае со средой в других регионах, как выглядит Ставрополье по сравнению с другими регионами по количеству нарушений антимонопольного законодательства? Позволяет ли конкурентная среда развиваться малому и среднему бизнесу?

- Сама деятельность субъектов предпринимательской деятельности предполагает в первую очередь получение прибыли. Это подразумевает иногда вольное либо невольное нарушение норм, которые либо не знали, либо старались каким-то образом преступить. Эта ситуация характерна для всей России, может быть, есть какие-то особенности, связанные с функционированием региона Кавказские Минеральные Воды, где предоставляются в большей степени услуги медицинского характера. Допустим, не соблюдается или соблюдается недолжным образом законодательство о рекламе. Конкурентная среда у нас достаточно развита. Более того, желание знать и соблюдать закон свойственно каждому предпринимателю. Программа развития конкуренции, которая принята в каждом субъекте и в каждом субъекте она своя, так вот, программа развития конкуренции Ставропольского края входит в пятерку лучших в России. Она содержит нормы, которые, безусловно, созданы и рассчитаны для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это говорит о том, что конкуренция в нашем крае на достаточно высоком уровне.

- С 1 января 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в положение о Федеральной антимонопольной службе». В чем заключаются эти изменения, и чем они были вызваны?

- Жизнь заставляет вносить коррективы и изменения, изменения приходится вносить довольно часто. С чем это связано? Нарабатывается практика, опыт. Ведь в нарушении какого-то нормативного акта могут быть виноваты не только хозяйствующие субъекты, но в том числе и административный орган, который может недолжным образом применять нормы права в своей практике. За счет оценки этой деятельности, за счет оценки правоприменительной практики, судебной практики вносятся коррективы в том числе и в нормативные акты. В частности, в Закон о рекламе внесены изменения. То есть, если раньше антимонопольный орган осуществлял контрольные функции, сегодня мы наделены также и надзорными функциями за соблюдением рекламного законодательства. Постановление правительства в развитии норм закона определило должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзорные функции. Что это даст бизнесу, административному органу? Это позволит практически моментально уполномоченным лицам для осуществления надзора реагировать на факты нарушения законодательства, сохранить деньги бизнесу и защитить права потребителей, до которых была доведена ненадлежащая реклама.

- Сергей Иванович, одна из ваших основных миссий, о которой вы сами говорите, - это развитие новых технологий, развитие конкурентной среды. Но изменения, которые вносятся, тормозят работу малого и среднего бизнеса. Насколько это соответствует действительности?

- Если говорить о развитии технологий, то я с этим утверждением не согласен. Бизнес тормозят не совершенствования техники и технологии, а их понимание уполномоченными. Например, у органов местного самоуправления практически у всех есть утвержденное решением либо представительного органа власти, либо решением администрации местного самоуправления положение о порядке размещения рекламы на территории муниципального образования. В нем четко в соответствии с федеральным законом определены термины, нормативы. А вот каким образом это положение реализуется, каким образом это сказывается на законных правах, интересах рекламодателей, зависит от того, каким образом чиновник органа местного самоуправления реализует это положение. Практика показывает, что нарушения происходят, как правило, от субъективной деятельности чиновников. Задача антимонопольного органа заключатся в том, чтобы положения не расходились с субъективным восприятием этих положений чиновником.

- В небольших городах, таких как города Кавказских Минеральных Вод, насколько возможно благоприятно конкурировать маленьким субъектам с крупными предпринимателями? Насколько возможно закрепить на законодательном уровне равную конкуренцию между малым и крупным бизнесом?

- Нужно сказать, что таких субъектов, которые можно назвать крупными, на Кавминводах, я не думаю, что их много. Как правило, это субъекты естественных монополий, они внесены в реестр занимающих доминирующее положение. Это предприятия пищепереработки, молзаводы, хлебозаводы. С ними конкурируют индивидуальные предприниматели. Здесь в большей степени ущемлены как раз эти крупные предприятия, так как затраты на содержание огромной материальной массы значительно выше, чем у индивидуального предпринимателя. Последний более мобилен, у него больше возможностей для применения новейших техник и технологий. С другой стороны, крупный бизнес может ущемлять мелкий и средний бизнес. Например, торговля. Это в большей степени развито не только на территории Кавминвод, но и по всей России. Законодатель идет по пути урегулирования отношений, в том числе и с поставщиками продукции для крупных торговых сетей, чтобы не ущемить права мелкого и среднего бизнеса. Принят закон Российской Федерации о торговле, который определил субъектов регулирования этой деятельности, закрепил право реагирования за органами местного самоуправления, даже в плане определения количества торговых мест на территории субъекта. Согласно закону, количество торговых мест для малого и среднего бизнеса должно составлять не менее 60%.

- Одна из приоритетных сфер вашей деятельности, о которой вы уже говорили, - это контроль за рекламой. Давайте поговорим более подробно о рекламе алкогольной продукции.

- В связи с принятием закона об обороте алкогольной продукции на территории Российской Федерации в Закон о рекламе тоже внесены изменения. Сегодня пиво отнесено к алкогольной продукции и реклама этого напитка на территории РФ с 1 января 2013 года запрещена. Чтобы должным образом реализовать нормы закона, на сегодняшний день нашими сотрудниками мониторит-ся ситуация по всем населенным пунктам края, а также по всем СМИ. Такая реклама пресекается. Кроме антимонопольных органов есть другие структуры, которые следят за соблюдением этого закона. В частности, сегодня мы очень активно работаем совместно с прокуратурами, работающими на территории края.

- Сергей Иванович, количество обращений граждан в вашу службу постоянно растет. Расскажите, как сегодня можно направить обращение в антимонопольную службу?

- Если сравнивать итоги работы службы по оценке количества обращений за 2011 - 2012 годы, то мы видим, что довольно большой процент вопросов приходит к нам по Интернету. Это уже входит в обыденную жизнь. В режиме онлайн нам задают вопросы, и мы оперативно на них отвечаем. Для того, чтобы актуализировать технический прогресс, Федеральной антимонопольной службой был создан центральный портал, куда поступает вся информация по обращениям, и у специалиста центрального аппарата службы есть возможность проконтролировать адекватность, оперативность и объективность действий на каждое обращение.

- Что самое сложное в вашей работе и что самое радостное?

- Самое сложное - не быть равнодушным к тем обращениям, которые к нам поступают. Каждое обращение должно дойти до сердца каждого специалиста, чтобы была адекватная моментальная реакция. Нужно быть неравнодушным, когда нарушаются законные права и интересы. А то, что позволяет каждый день идти с радостью на работу, - это, безусловно, возможность не потерять свою квалификацию. Речь идет о профессиональном росте. И не так уж редко нам говорят «спасибо». Если сказали «спасибо» хоть раз в году, на работу можно идти с удовольствием.