Бизнес и контроль по закону.
Практика выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере экономики на Ставрополье позволяет не только раскрывать обман и призывать виновных к ответу, огромная кропотливая работа сотрудников краевого УФАС создает условия для нормального развития бизнеса, формирования здоровой конкурентной среды, устранения искусственно создаваемых препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов. Об этом подробно рассказал в ходе пресс-конференции в Пятигорске руководитель Федеральной антимонопольной службы по СК Сергей Иванович НИКИТИН.
- Прошедший год был достаточно напряженным как для экономики Ставропольского края, так и для антимонопольной службы. УФАС наработан некоторый опыт работы по пресечению административных нарушений в определенных отраслях экономики, а представители бизнеса 'получили больше законных прав по защите своих интересов. Был выявлен ряд нарушений со стороны субъектов жилищно-коммунального хозяйства по предоставлению услуг энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения, а также в рекламной деятельности и в области оказания финансовых услуг для государственных и муниципальных нужд. Например, если в 2010 году в судах оспаривалось десять-двенадцать процентов дел, то в 2011 году до 55 процентов решений антимонопольного комитета по всем направлениям деятельности было обжаловано в судах. Это говорит о том, что бизнес идет по пути правового регулирования, а также по пути поиска, насколько деятельность административного органа соответствует требованиям закона.
Каким образом антимонопольная служба регулирует административную деятельность субъектов нефтяного бизнеса?
По результатам предписания по поводу необоснованно завышенных цен на бензин,
в 2011 году 000 «Лукойл» и «Роснефть» были привлечены к административной ответственности и оштрафованы. Любой бизнес старается защищать свои права в судебном порядке. Но практика подтверждает обоснованную деятельность антимонопольного органа. Практически раз в год эти компании по разным основаниям привлекаются к ответственности, проводятся суды, назначаются штрафы. Всего за прошлый год российские субъекты нефтяного бизнеса оштрафованы на сумму 40 млрд рублей. Выплачена была только половина, так суды пошли по пути либерализации и уменьшения конечной суммы штрафов.
Случались ли в вашей практике примеры, когда судебное разбирательство завершалось не в пользу антимонопольной службы?
Среди значимых дел отмечу прецедент с ОАО «Ставропольгоргаз», когда в ходе про ведения плановой проверки было установлено, что данной компанией применяется коэффициент, который по закону должен учитываться только при расчете строительно-монтажных работ, стоимости услуг по врезке и пуску газа.
Это привело к необоснованному удорожанию работ и нарушению пункта 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». По итогам проверки комиссия Ставропольского УФАС России приняла решение о признании нарушения и предписала ОАО «Ставропольгоргаз» не применять индекс, установленный письмом Министерства регионального развития РФ от 15 июля 2011 года № 18769-АП/08 для граждан - жителей Ставрополя. Вместо цены на установку приборов учета в размере 5 тысяч руб лей была назначена сумма 1750 рублей. Организации вынесено постановление о наложении штрафа в размере ста тысяч рублей. Суд под твердил законность наших действий, но вынес решение не в нашу пользу. Но цену ОАО «Ставропольгоргаз» все-таки снизил. А это прецедент краевого масштаба.
Тема тарифов по-прежнему остается одной из самых злободневных. Вы рассматриваете проблему когда уже поступает жалоба или реагируете в момент формирования тарифов?
Есть начальная тарифная база по формированию стоимости услуг. Уполномоченный орган следит за этим, если нас не удовлетворил его ответ, мы обращаемся в федеральную тарифную службу. Решение комиссии по итогам проведенной проверки УФАС может обжаловать в суде. Если же вид деятельности не регулируется и связан с установлением ввода
газо-, водо- или электроснабжения, тогда наша служба реагирует по каждому конкретному случаю на основе обращения граждан.
Назовите самые резонансные дела по факту выявленных нарушений в сфере ЖКХ за прошлый год.
Среди самых громких - дело, возбужденное в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», который выдвинул требование собственникам жилых домов по переносу приборов учета расхода воды в колодцы на месте врезки в уличную сеть, то есть за пределы домовладений. При условии, что оплата в случае отказа будет предъявляться по существующему нормативу, краевой «Водоканал» не посчитал нужным уведомить граждан о возможности оплаты услуги в рассрочку. Комиссия Ставропольского УФАС 9 февраля 2011 года приняла решение о признании нарушения закона «О защите конкуренции», выдала краевому «Водоканалу» предписание отменить распоряжение и не допускать отказов в приеме приборов учета расхода воды, установленных на прежнее место после проверки, или замены на новые. На ГУП СК «Ставрополь-крайводоканал» по статье 14.31 КоАП РФ также был наложен штраф в размере более 10,5 млн рублей. Решение и постановление обжалуется в арбитражном суде.
Не так давно на Ставрополье разгорелся скандал по поводу сговора бензиновых магнатов. УФАС Ставропольского края удалось в суде доказать, что цены на бензин были неоправданно завышены. Как сейчас контролируется ситуация на экономическом рынке?
Антимонопольной службой осуществляется еженедельный мониторинг ценообразования как на розничном, так и оптовом рынке по каждой крупной компании, причем не только на товар, находящийся в обороте, но и его остаточный объем в бензохранилищах. Мы учитываем также отпускные цены заводов-производителей. Такой метод контроля позволяет оперативно реагировать на изменение цены, прогнозировать подорожание бензина. Повышение стоимости дизельного топлива и всех марок бензина в последние месяцы оправдывается ростом отпускной цены на «Лукойле» - одного из основных поставщиков нефтепродуктов в крае. Подорожание также зависит и от сезонности: весенне-посевные работы, уборочная кампания, как правило, сопровождаются ростом цен на бензин. Динамика роста цен наблюдается также в области распространения биологически активных добавок, что влечет за собой и нарушение закона о рекламе. Если звучит информация о том, что БАД - это лекарственное средство, называется возможный эффект от лечения, производится продажа дистанционным способом, происходит обман потенциальных покупателей. А спрос на товар возрастает, повышается и его стоимость. Поэтому антимонопольная служба внесла предложение включить в законодательство меры по ужесточению условий рекламы и продажи БАДов, определить размер штрафов за возможные нарушения.
Есть новость для компаний по производству и продаже пива. С июля 2012 года вводится запрет на его рекламу как любого другого алкогольного напитка.
Хотелось бы обратить внимание на то, как зачастую нарушается закон в области рекламы финансовых услуг, когда банки сознательно выделяют цветом или размером шрифта реальные незначительные преимущества своего предложения, а основные условия, которые влияют на стоимость, обычно остаются без внимания. Именно Ставропольским отделом антимонопольной службы наработана практика выявления данных нарушений, была обобщена и рекомендована ФАСом к применению на всех территориях РФ.
Нина Белова