Бизнес и контроль по закону.

Практика выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере экономики на Ставрополье позволяет не только раскрывать обман и призывать виновных к ответу, огром­ная кропотливая работа сотрудников краево­го УФАС создает условия для нормального развития бизнеса, формирования здоровой конкурентной среды, устранения искусствен­но создаваемых препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов. Об этом подроб­но рассказал в ходе пресс-конференции в Пя­тигорске руководитель Федеральной антимо­нопольной службы по СК Сергей Иванович НИКИТИН.

- Прошедший год был достаточно напряженным как для экономики Ставропольского края, так и для антимонопольной службы. УФАС на­работан некоторый опыт работы по пресече­нию административных нарушений в опреде­ленных отраслях экономики, а представители бизнеса 'получили больше законных прав по защите своих интересов. Был выявлен ряд нарушений со стороны субъектов жилищно-коммунального хозяйства по предоставлению услуг энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения, а также в рекламной деятельности и в облас­ти оказания финансовых услуг для государственных и муниципальных нужд. Например, если в 2010 году в судах оспаривалось десять-двенадцать процентов дел, то в 2011 году до 55 процентов решений антимонопольного комитета по всем направлениям деятельности было обжаловано в судах. Это говорит о том, что бизнес идет по пути правового регулиро­вания, а также по пути поиска, насколько дея­тельность административного органа соответствует требованиям закона.

Каким образом антимонопольная служ­ба регулирует административную деятельность субъектов нефтяного бизнеса?

По результатам предписания по поводу необоснованно завышенных цен на бензин,
в 2011 году 000 «Лукойл» и «Роснефть» были привлечены к административной ответственности и оштрафованы. Любой бизнес стара­ется защищать свои права в судебном поряд­ке. Но практика подтверждает обоснованную деятельность антимонопольного органа. Прак­тически раз в год эти компании по разным ос­нованиям привлекаются к ответственности, проводятся суды, назначаются штрафы. Все­го за прошлый год российские субъекты нефтяного бизнеса оштрафованы на сумму 40 млрд рублей. Выплачена была только по­ловина, так суды пошли по пути либерализа­ции и уменьшения конечной суммы штрафов.

Случались ли в вашей практике приме­ры, когда судебное разбирательство завершалось не в пользу антимонопольной служ­бы?

Среди значимых дел отмечу прецедент с ОАО «Ставропольгоргаз», когда в ходе про ведения плановой проверки было установле­но, что данной компанией применяется коэф­фициент, который по закону должен учитываться только при расчете строительно-монтажных работ, стоимости услуг по врезке и пуску газа.

Это привело к необоснованному удорожанию работ и нарушению пункта 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». По итогам проверки комиссия Ставропольского УФАС России приняла решение о признании наруше­ния и предписала ОАО «Ставропольгоргаз» не применять индекс, установленный письмом Министерства регионального развития РФ от 15 июля 2011 года № 18769-АП/08 для граждан - жителей Ставрополя. Вместо цены на уста­новку приборов учета в размере 5 тысяч руб­ лей была назначена сумма 1750 рублей. Орга­низации вынесено постановление о наложении штрафа в размере ста тысяч рублей. Суд под твердил законность наших действий, но вынес решение не в нашу пользу. Но цену ОАО «Став­ропольгоргаз» все-таки снизил. А это прецедент краевого масштаба.

Тема тарифов по-прежнему остается одной из самых злободневных. Вы рассматриваете проблему когда уже поступа­ет жалоба или реагируете в момент фор­мирования тарифов?

Есть начальная тарифная база по формированию стоимости услуг. Уполномоченный орган следит за этим, если нас не удовлетво­рил его ответ, мы обращаемся в федеральную тарифную службу. Решение комиссии по ито­гам проведенной проверки УФАС может обжа­ловать в суде. Если же вид деятельности не регулируется и связан с установлением ввода
газо-, водо- или электроснабжения, тогда наша служба реагирует по каждому конкретному слу­чаю на основе обращения граждан.

Назовите самые резонансные дела по факту выявленных нарушений в сфере ЖКХ за прошлый год.

Среди самых громких - дело, возбужден­ное в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», который выдвинул требование соб­ственникам жилых домов по переносу прибо­ров учета расхода воды в колодцы на месте врезки в уличную сеть, то есть за пределы домовладений. При условии, что оплата в случае отказа будет предъявляться по существу­ющему нормативу, краевой «Водоканал» не посчитал нужным уведомить граждан о воз­можности оплаты услуги в рассрочку. Комис­сия Ставропольского УФАС 9 февраля 2011 года приняла решение о признании нарушения закона «О защите конкуренции», выдала краевому «Водоканалу» предписание отме­нить распоряжение и не допускать отказов в приеме приборов учета расхода воды, уста­новленных на прежнее место после проверки, или замены на новые. На ГУП СК «Ставрополь-крайводоканал» по статье 14.31 КоАП РФ также был наложен штраф в размере более 10,5 млн рублей. Решение и постановление об­жалуется в арбитражном суде.

Не так давно на Ставрополье разгорел­ся скандал по поводу сговора бензиновых магнатов. УФАС Ставропольского края уда­лось в суде доказать, что цены на бензин были неоправданно завышены. Как сейчас контролируется ситуация на экономичес­ком рынке?

Антимонопольной службой осуществляется еженедельный мониторинг ценообразования как на розничном, так и оптовом рынке по каж­дой крупной компании, причем не только на то­вар, находящийся в обороте, но и его остаточ­ный объем в бензохранилищах. Мы учитываем также отпускные цены заводов-производителей. Такой метод контроля позволяет оперативно реагировать на изменение цены, прогнозировать подорожание бензина. Повышение стоимости дизельного топлива и всех марок бензина в пос­ледние месяцы оправдывается ростом отпуск­ной цены на «Лукойле» - одного из основных поставщиков нефтепродуктов в крае. Подоро­жание также зависит и от сезонности: весенне-посевные работы, уборочная кампания, как пра­вило, сопровождаются ростом цен на бензин. Динамика роста цен наблюдается также в обла­сти распространения биологически активных добавок, что влечет за собой и нарушение зако­на о рекламе. Если звучит информация о том, что БАД - это лекарственное средство, называ­ется возможный эффект от лечения, произво­дится продажа дистанционным способом, про­исходит обман потенциальных покупателей. А спрос на товар возрастает, повышается и его стоимость. Поэтому антимонопольная служба внесла предложение включить в законодатель­ство меры по ужесточению условий рекламы и продажи БАДов, определить размер штрафов за возможные нарушения.

Есть новость для компаний по производству и продаже пива. С июля 2012 года вводится запрет на его рекламу как любого другого ал­когольного напитка.

Хотелось бы обратить внимание на то, как зачастую нарушается закон в области рекла­мы финансовых услуг, когда банки сознатель­но выделяют цветом или размером шрифта реальные незначительные преимущества сво­его предложения, а основные условия, кото­рые влияют на стоимость, обычно остаются без внимания. Именно Ставропольским отде­лом антимонопольной службы наработана практика выявления данных нарушений, была обобщена и рекомендована ФАСом к приме­нению на всех территориях РФ.

Нина Белова