Ставропольские сети оставляют без надбавки Антимонопольщики намерены лишить их сбытовых функций.

Ставропольское УФАС по поручению центрального аппарата ведомства готовит иск к МРСК Северного Кавказа. Антимонопольщики хотят принудить компанию отказаться от совмещения сетевой и сбытовой деятельности на энергорынке. Претензии у надзора есть и к другим ставропольским энергокомпаниям, совмещающим транспорт и сбытовой бизнес после реформы РАО ЕЭС. Разделением функций ведомство намерено добиться «прозрачности» и снижения энерготарифов. К росту тарифов привело не совмещение функций, а позволявшая сбытам рассчитывать на сверхприбыли структура розничного рынка, отмечают эксперты.

Как сообщил „Ъ“ руководитель ставропольского УФАС Сергей Никитин, по поручению центрального аппарата службы управление готовит в арбитражный суд иск к МРСК Северного Кавказа о принудительном разделении функций по передаче и продаже электроэнергии.

Законодательством подобное совмещение было запрещено после реформы РАО «ЕЭС России», завершившейся в 2008 году. По словам господина Никитина, ФАС при участии ДЭП МВД проверила деятельность МРСК Северного Кавказа и «установила целый ряд несоответствий требованиям законодательства», включая несоблюдение запрета на разграничение видов деятельности. «Иск практически готов, ждем доверенности из Москвы»,— заявил он.

Представитель ведомства утверждает, что нарушения энергосетевая компания допускала во всех регионах СКФО, включая Ставропольский край, где было «выявлено влияние» на занимающее более 50% регионального розничного рынка ОАО «Ставропольэнергосбыт». Подробности этого «влияния» Сергей Никитин раскрывать отказался, заявив, что «они последуют в ходе арбитражного процесса».

Ранее претензии в адрес ставропольского филиала МРСК высказывал и вице-премьер Игорь Сечин. Использование в крае «серых схем» и совмещение функций привело, по его словам, к удорожанию конечной стоимости электроэнергии. В итоге, на прошлой неделе с занимаемой должности уволился гендиректор МРСК Магомед Каитов. Как отмечали участники рынка, близкие ему структуры могли владеть контрольным пакетом «Ставропольэнергосбыта», однако по раскрываемой компаниями отчетности аффилированность не прослеживается.

МРСК Северного Кавказа контролируется государственным ОАО «Холдинг МРСК» (более 58% в УК). Осуществляет передачу электрической энергии по распределительным сетям напряжением от 110 до 0,4 кВ на территории семи субъектов РФ. Выручка в 2010 году составила 10,46 млрд руб., чистая прибыль — 613,4 млн руб. Компания управляет 8 сбытами в Северо-Кавказских республиках. Они не перешли к новым собственникам, как ранее заявляли в сетевой компании, в силу «специфики» регионов и больших объемов неплатежей со стороны потребителей.

По словам представителя МРСК, никакой энергосбытовой деятельностью на Ставрополье компания не занималась. «Реформа электроэнергетики в крае была проведена по универсальному сценарию — сначала от „Ставропольэнерго“ отделилась генерация, затем — ремонтный бизнес и сбытовая компания, которая была продана в частные руки»,— говорит он. Комментировать возможную «аффилированность» прежнего гендиректора МРСК со «Ставропольэнергосбытом» представитель сетевой компании отказался.

Помимо МРСК, ставропольские антимонопольщики предъявляют претензии и другим энергокомпаниям. В крае действуют 11 энергосбытов, из них 8 — гарантирующие поставщики. Занимающееся продажей на розничном рынке краевое ГУП «Ставрополькоммунэлектро» (совокупная выручка в 2010 г. — 2,3 млрд руб.) обслуживает также сети, находящихся в собственности региона, транспорт и сбыт объединяют «Пятигорские электрические сети» (1,28 млрд руб.), сети Невинномысска и Кисловодска (424 и 731,9 млн руб. соответственно). По словам Сергея Никитина, по ним «ведется работа», несмотря на то, что арбитражная практика по таким спорам пока не сформировалась. «Невинномысскому ОАО „Горэлектросеть“ было выдано предписание, компания обжаловала его в суде, однако все инстанции подтвердили обоснованность наших требований. Сейчас управление возбудило дело в отношении „Ставрополькоммунэлектро“»,— поясняет он.

ФАС с помощью разделения функций намерена добиться «прозрачности» и снижения энерготарифов. В ТСО с этим не соглашаются. «Мы работаем на сбытовой надбавке и она устанавливается регулирующими органами. Речь не идет и об ограничении конкуренции — с каждым обратившимся поставщиком мы обязаны заключить договор на передачу электроэнергии»,— говорит представитель одной из энергокомпаний. «Ломать подобные мобильные и управляемые компании, которые удобны и для самих потребителей, не имеет смысла»,— считает участник рынка.

Аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден отмечает, что добиться разграничения функций локальными участниками рынка будет достаточно сложно на практике. «Основная проблема не в совмещении сетевой и сбытовой деятельности, а в сложившейся структуре розничного рынка, которая позволяла сбытам рассчитывать на сверхприбыли. В ноябре правительство РФ утвердило новые правила работы энергосбытов, которые должны сыграть определяющую роль в ограничении роста тарифов. Для регулирующих органов сейчас более важно заняться администрированием новой модели рынка, чем поиском аффилированности»,— считает эксперт.

Олег Кузнецов