Анатолий Голомолзин: «Работа по рынку нефтепродуктов потребовала дополнения формата взаимодействия антимонопольных органов»

«О состоянии конкуренции и ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов» - такой доклад представил 20 июня 2014 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин, выступая на 62-м заседании Экономического совета Содружества Независимых Государств (СНГ).

Традиционно Штаб по проведению антимонопольных расследований при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (МСАП) концентрируется на проблемах СНГ (авиаперевозки, роуминг), успешно их решает, взаимодействуя с Исполнительным комитетом СНГ и другими отраслевыми советами. Как рассказал А. Голомолзин, совокупный рост авиаперевозок пассажиров с 2008 года, когда был представлен доклад на Совете глав правительств СНГ в рамках совместной работы с Советом по авиации и Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), составил 2,3 раза. После доклада в 2010 году цены в роуминге снизились на голосовые соединения до 9 раз, на СМС – до 3 раз и на Интернет – до 44 раз, а объем услуг вырос в 2-10 раз (голос, СМС, Интернет), за счет чего доходы операторов связи устойчиво показывают небольшой рост. «В скором времени, 15-16 июля 2014 года в г. Астана на 49-м заседании Совета глав Администраций связи Регионального содружества связи (РСС) будут обсуждаться вопросы дальнейшего снижения тарифов и реализации решения СГП. Эта деятельность неизменно способствует повышению доверия граждан к институтам СНГ»,- заявил А. Голомолзин.

Работа по рынку нефтепродуктов потребовала дополнения формата взаимодействия антимонопольных органов. По инициативе ФАС России и австрийского конкурентного ведомства была создана Международная рабочая группа (МРГ), в которую вошли представители 20 стран. Наряду с СНГ, в эту рабочую группу вошли Австрия, Германия, Португалия, США и другие страны.

В рамках совместной работы на регулярной основе осуществляется обмен опытом по процедурам анализа товарных рынков (как правило, олигопольных по структуре), практике рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, мониторингу оптовых и розничных цен. Была создана единая платформа по обмену неконфиденциальной информацией по этим вопросам. В настоящее время доступ к ней имеют специалисты из антимонопольных органов, что повышает качество работы.

В 2013 году результаты деятельности МРГ получили высокую оценку ОЭСР и ЮНКТАД. В этом году на 14-й сессии ЮНКТАД (7-11 июля 2014 г.) пройдут консультации на предмет возможности интеграции платформы МРГ с базой данных ООН по антимонопольным делам.

Одно из заседаний МРГ, которое было проведено в Лондоне (http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_33521.html), было посвящено проблемам формирования мировых цен на нефть и нефтепродукты. Участники МРГ посетили офисы ведущих мировых площадок Агентств Платц, Аргус, биржи ICE. У антимонопольщиков возникли вопросы по процедурам формирования котировок цен на нефть и нефтепродукты. «Для членов МРГ не стала неожиданной информация о начале проведения расследования в ЕС в отношении одного из международных агентств и целого ряда нефтяных компаний и трейдеров, - заявил А. Голомолзин.

В сложившейся ситуации необходимо было предлагать пути решения проблем. В 2008 году «Большая двадцатка» (G-20), которую волновала ситуация возможного манипулирования ценами на нефтепродукты, дала поручение Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO) разобраться в сложившейся ситуации. В фокусе внимания IOSCO находятся вопросы рынка деривативов (производных финансовых инструментов), включая нефтяные фьючерсы и опционы. Ранее, аналогичная работа была проведена IOSCO в отношении пресечения манипулирования ставками LIBOR. В свою очередь, антимонопольщики исходили из результатов разбирательств на рынке наличного товара. Ситуация обострилась во время «бензинового кризиса» 2008-2010 гг. И здесь позиции регуляторов финансовых рынков совпали с позицией антимонопольного ведомства.

Одна из причин проблем на рынке нефтепродуктов могла состоять в манипулировании ценами, обусловленном непрозрачным ценообразованием мировых агентств. Вся система мирового ценообразования как в биржевом, так и во внебиржевом сегментах, построена на индексах цен, публикуемых двумя частными агентствами по их правилам. Вопросы у антимонопольных и финансовых регуляторов вызывают процедуры внутреннего и внешнего контроля, непредставительность (нерепрезентативность) выборки репортируемых сделок и др.

«Наша практика существенно отличается в лучшую сторону, - такое мнение высказал А. Голомолзин. - Индексы биржевых и внебиржевых цен формируются и публикуются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства и Закона об организованных торгах. На бирже в 2013 году было продано более 13 млн тонн нефтепродуктов, в т.ч. почти 0,5 млн тонн с НПЗ Республики Беларусь. В настоящее время мы обсуждаем развитие биржевой торговли с антимонопольными ведомствами других стран СНГ. С биржевым сообществом наших стран также есть взаимопонимание».

«Если мировые агентства используют процедуры выборочного «репортирования» цен сделок, то у нас применяется процедура регистрации фактических сделок суммарным объемом более 70 млн тонн, т.е. в объемах на порядок больших, чем используют мировые агентства», - подчеркнул А. Голомолзин.

Заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ и органам отраслевого сотрудничества предлагается учитывать итоги проделанной работы при дальнейшем развитии рынка нефти и нефтепродуктов и совершенствовании его регулирования, обращая особое внимание на развитие биржевой торговли, а также механизмы регистрации внебиржевых сделок. МСАП СНГ предлагается продолжить совместно с национальными антимонопольными органами и уполномоченными органами, регулирующими эту сферу, работу в этом направлении.

Члены Экономического совета СНГ одобрили доклад «О состоянии конкуренции и ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов». Этот доклад далее будет рассмотрен на Совете глав правительств СНГ, который пройдет в ноябре этого года в г. Ашхабад.

 

Пресс-служба ФАС России