За право аренды государственного имущества нужно бороться на торгах

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал законным решение Ставропольского УФАС России, в соответствии с которым действия по предоставлению в аренду на длительный срок государственного имущества без проведения торгов признаны нарушением антимонопольного законодательства.

В Ставропольское УФАС России поступали ряд жалоб на действия государственных органов, связанные с предоставлением зданий, расположенных на территории курортного парка города Кисловодска в аренду коммерческим организациям. В свою очередь, указанные организации использовали полученные помещения в целях организации торговли на территории парка.

В ходе проверки, проведенной по одному из обращений, Ставропольским УФАС было установлено, что в 2004 году Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю и ООО «Сосновый бор» был заключен договор аренды, согласно которому ООО «Сосновый бор» получило в аренду помещение, расположенное на территории курортного парка в г. Кисловодске. Установленный договором срок аренды истекал в 2009 году.

Не дожидаясь окончания срока действия данного договора, ФГУП «Реконструкция» с согласия собственника имущества в 2008 году заключило с ООО «Сосновый бор» дополнительное соглашение о продлении договора до 2030 года.

В то же время, Закон о защите конкуренции запрещает передавать государственное или муниципальное имущество в аренду без проведения торгов. Указанные требования закона призваны обеспечить доступность государственного и муниципального имущества, вовлекаемого в хозяйственный оборот, для всех потенциальных претендентов на его получение, а также открытость и публичность процедур предоставления такого имущества.

Несоблюдение конкурсного порядка предоставления указанного имущества обеспечивает лицу, получившему такое имущество без торгов, преимущественные условия осуществления своей хозяйственной деятельности, что ведет к ограничению конкуренции и, соответственно, нарушению антимонопольного законодательства.

На основании выявленных фактов Ставропольским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения которого ФГУП «Реконструкция» было признано нарушившим требования части 1 статьи 15, а также статей 19-20 Закона о защите конкуренции, выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с указанным решением, ФГУП «Реконструкция» обжаловало его в арбитражном суде Ставропольского края. Судебное разбирательство по данному делу длилось более полугода.

Наконец, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа поставил точку в этом вопросе, подтвердив законность и обоснованность правовой позиции Ставропольского УФАС России о недопустимости предоставления государственного имущества в аренду без проведения торгов.

Как отметил руководитель управления С.И. Никитин, теперь, когда законность решения Ставропольского УФАС России ни у кого не вызывает сомнений, ФГУП «Реконструкция» обязано исполнить выданное ему предписание и привести арендные отношения в соответствие с требованиями закона.