Итоги публичных обсуждений правоприменительной практики Ставропольского УФАС

Сотрудники управления рассказали о результатах деятельности за первое полугодие текущего года

 

Заместитель руководителя Дмитрий Сапунов начал свое выступление с практики управления в сфере антимонопольного законодательства. Ставропольским УФАС возбуждено 9 дел по фактам нарушения Закона о защите конкуренции и выдано 1 предписание. Также выдано 16 предупреждений. В рамках кодекса об административных правонарушениях возбуждено 58 дел. Вынесено 52 постановления на сумму около 6,5 млн рублей.

В отчетном периоде Ставропольским УФАС выявлено 10 нарушений по факту навязывания невыгодных условий договора и необоснованного сокращения или прекращения производства товара.

«Наиболее частые нарушения в сфере водоснабжения, электроснабжения, так и в газоснабжении выражаются в нарушении сроков совершения мероприятий, предусмотренных правилами подключения - такие как направление проектов договоров, технических условий и совершение действий к конкретному сроку. Небрежное отношение организаций к данным срокам является не только основанием привлечения к административной ответственности юридических лиц, но и их должностных лиц» - отметил Дмитрий Сапунов.

К слову, за нарушение сетевыми организациями сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям возбуждено 4 дела, три из которых в отношении АО «НЭСК» и одно в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Ставропольэнерго».

За нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к сетям газоснабжения АО «Газпром газораспределение Ставрополь» привлечено к ответственности 4 раза.

За действия и бездействия краевых органов власти, которые ограничивали конкуренцию, Ставропольским УФАС России выдано 7 предупреждений.

В течении 1 полугодия 2023 года управлением рассмотрено 105 жалоб на действия заказчиков (организаторов торгов) в рамках закона о защите конкуренции, по итогам рассмотрения 24 жалобы были признаны обоснованными, 67 – необоснованными. Выдано 13 предписаний.

«К числу наиболее типичных нарушений, выявляемых в данной сфере, необходимо отнести установление необоснованных требований к участникам торгов, в том числе требований о представлении в составе заявки дополнительных документов и отклонение заявки участника по основаниям, не предусмотренным документацией» - рассказал Дмитрий Сапунов.

Далее выступление коснулось практики отдела по борьбе с картелями, в производстве которого находится 2 дела, возбужденных по признакам заключения и реализации антиконкурентных соглашений.

Антимонопольный орган имеет специальные познания в сфере законодательства о защите конкуренции и практику рассмотрения дел о сговорах, которая является основой для правоохранительных органов при возбуждении и расследовании уголовных преступлений как по статье 178 УК РФ за ограничение конкуренции, так и по иным статьям УК РФ.

«Лицо, вступившее в картельный сговор должно осознавать, что за подобное правонарушение предусмотрена не только административная ответственность, но и уголовная, заключающаяся в принудительной изоляции от общества в специализированном учреждении с определенным режимом отбывания наказания» - напомнил заместитель руководителя управления.

 

С докладом о практике отдела закупок вступила начальник отдела Наталья Пызина.

В 1 полугодии 2023 в адрес управления поступило 597 жалоб от участников закупок на действия уполномоченных органов и государственных (муниципальных) заказчиков. Около половины поступивших жалоб признаны обоснованными, 36% необоснованными и 5% отозваны. Выдано 259 предписаний для устранения допущенных нарушений.

Доводами жалоб является как несогласие с отдельными положениями извещения об осуществлении закупки, так и неправомерный отказ в допуске. Большое количество нарушений допускаются заказчиками при описании объекта закупки без учета положений, предусмотренных Правилами.

Отделом осуществлено 35 внеплановых проверки. Рассмотрено 257 обращении о включении в реестр недобросовестных поставщиков, по итогам рассмотрения которых сведения о 92 субъектам включено в РНП.

Информация об участниках чаще всего включается в реестр при одностороннем расторжении контракта. В случае, когда поставщик не приступил к исполнению своих обязательств при отсутствии объективных доказательств, препятствующих исполнению контракта. Также если контракт в установленные законом сроки не подписан и (или) не предоставлено обеспечение исполнения контракта и (или) не направлен протокол разногласий.  

Наталья Пызина обратила внимание – «Несмотря на то, что еще 1 июля 2021 года внесены поправки в статью 104 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также вступили в силу новые Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078, нередки случаи направления заказчиками сведений о включении участника в РНП с нарушением требований указанных НПА. А именно направление обращений, составленных заказчиками не по специальной форме Приложения № 1 Правил, которые возвращают для исправления и последующего направления в Ставропольское УФАС, либо направление сведений в адрес Управления без использования ЕИС- zakupki.gov.ru».

За первое полугодие отделом возбуждено 173 дел об административных правонарушениях. Вынесено 56 постановлений на общую сумму более миллиона рублей.

 

И напоследок о практике в сфере рекламы рассказал заместитель начальника отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции Геннадий Смерчанский.

Отделом возбуждено и рассмотрено 28 дел по признакам нарушений законодательства о рекламе. Выдано 17 предписаний

Если говорить о наиболее «популярных» сферах нарушения рекламного законодательства, то наибольшее количество выявленных Ставропольским УФАС нарушений рекламного законодательства, связано с распространением ненадлежащей рекламы в сфере финансовых услуг на которые пришлось 37,5%. Наиболее распространенным нарушением в данной сфере является отсутствие в рекламе финансовых услуг наименования или имени лица, предоставляющего рекламируемые услуги.

Второе место занимают нарушения, связанные с нарушением требований распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи.

«Управление исходит из того, что данные требования обусловлены спецификой дистанционного способа продажи товаров. Потребителю предлагается заключить договор купли-продажи на основании предложенного продавцом описания товара, содержащегося в каталогах, проспектах, буклетах, представленных на фотоснимках, посредством средств связи (почта, телевидение, радио и т.п.) или иными исключающими возможность ознакомления потребителя с товаром или образцом товара способами. При такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Кроме того, продавец, не указывающий в рекламе, сообщающей о продаже товаров дистанционным способом, своих реквизитов, лишает покупателя товаров возможности выставить претензию продавцу за некачественный товар» - объяснил Геннадий Смерчанский.

 

С полным докладом Вы можете ознакомиться во вкладке «Публичные обсуждения».