• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

НЕ НАВРЕДИ!

На страницах газеты «На Водах» №22 было опубликовано открытое письмо члена Союза журналистов России Ю.Самойлова об имеющихся, по его мнению, многочисленных нарушениях на туристско-экскурсионных маршрутах Северо-Кавказского Федерального округа.  

В частности автор публикации указывает, что на территории Кавказских Минеральных Вод распространяется реклама туристско-экскурсионных услуг, связанных с посещением термальных источников, которая не сопровождается  предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Тем самым жизнь и здоровье людей подвергаются риску.

Реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам (услугам), поддерживает заинтересованность в них. Указание в рекламе не соответствующих истине утверждений, при отсутствии части существенной для потребителя информации, формирует у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводит потребителя в заблуждение. Правонарушения в сфере рекламы услуг, связанных с влиянием на состояние здоровья человека, обладают повышенной опасностью, поскольку несут в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

  В связи с необходимостью защиты прав граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья в результате использования рекламируемых услуг, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю считает необходимым проинформировать общественность о возможных нарушениях законодательства о рекламе со стороны лиц, оказывающих туристско-экскурсионные услуги, связанные с посещением термальных источников.

В соответствии с пунктом 6 части 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  запрещается указывать на лечебные свойства, т.е. на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Таким образом, по смыслу требования указанной нормы, на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует полный запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства.

Вместе с тем, стремясь к достижению конкурентного преимущества, рекламодатели товаров и услуг прибегают к недопустимым приемам в рекламе, указывая на показания к применению в медицинских целях своих товаров (услуг), которые не обладают  указанными потребительскими свойствами. Производители и продавцы таких товаров (услуг) не заботятся о подтверждении терапевтических свойств предлагаемых товаров (услуг), они не могут в установленном порядке подтвердить их лечебное действие, однако в рекламе указывается целый спектр показаний к применению для лечения и профилактики заболеваний.

 В результате подобных действий реклама несет потенциальную угрозу здоровью граждан. Суть такой угрозы сводится к тому, что под воздействием рекламы потребители прибегают к самостоятельному лечению на основе полученных из рекламы недостоверных сведений о лечебных свойствах рекламируемых товаров и услуг, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на создание у потребителей желания приобрести товар или воспользоваться услугой. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации о товаре, условиях его приобретения или использования приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

На основании вышеизложенного, в целях предупреждения возможных нарушений законодательства о рекламе при распространении рекламы туристско-экскурсионных услуг, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обращает внимание рекламодателей и рекламораспространителей на недопустимость распространения рекламы туристско-экскурсионных услуг, связанных с посещением термальных источников, без указания существенной для потребителей информации о  наличии противопоказаний к их применению. Кроме того, указывать в рекламе на лечебные свойства купаний в термальных источниках допускается только при наличии специальных разрешительных документов (лицензий) на осуществление  медицинских услуг.

Помните! Конституция Российской Федерации, признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь – самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения. Не допускайте действий, которые несут в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей!