• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Вопрос/Ответ

Интересующие Вас вопросы и предпочтительные для обсуждения темы можно направить по адресу электронной почты: to26@fas.gov.ru или же здесь--->

 

Обобщённые ответы на поступившие вопросы в ходе общественных обсуждений от 29.09.2017

 

Вопрос :

1.Каким образом будет осуществляться контроль по ст. 7.32.5 КоАП – через камеральные проверки (по данным на ЕИС) либо на основе материалов контрольно-ревизионных органов? 

2.По заказчикам всех уровней бюджета ФАС правомочна составлять административные протоколы, либо только по федеральным и муниципальным заказчикам? 

3.Размещается ли где-либо информация по организациям, по которым составлены административные протоколы по ст. 7.32.5?

Ответ:

1. На основании материалов контрольно-ревизионных органов.

2. Ставропольское УФАС России правомочно составлять административные протоколы в отношении заказчиков всех уровней, но только в рамках статей которые относятся к полномочиям Управления, установленные в КоАП РФ;

3. Нет не размещается 

 

Вопрос :

Какими критериями определяется нечитаемость текста (мелкий шрифт) наружной рекламы? С какого расстояния рекламная информация должна читаться и восприниматься потребителями рекламы?

Ответ:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Право на предоставление информации о товаре (работе или услуге) является одним из важнейших прав потребителя, причем подобной информацией потребитель должен обладать еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Следовательно, размер и способ доведения до потребителей сведений о существенных  условиях в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если часть условий, влияющих на выбор потребителя, воспринимается потребителями указанным образом.

При этом следует учитывать, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

 

Вопрос :

Норма, на основании которой заключается договор аренды земельного участка, находящегося в собственности СК, в случае подачи нескольких заявок участниками аукциона и нахождения их на самом аукционе, но если лишь один из них заявил начальную цену и никто не заявил повышение цены.

Ответ:

Часть 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ: «Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона»

 

Вопрос :

Законен ли отказ субъекта естественных монополий (энергоснабжающая компания) возмещать потребителю причиненный перебоем подачи электроэнергии и изменением уровня напряжения ущерб в виде испорченной электрической техники?

Ответ:

Споры, связанные с возмещением причиненного вреда (равно как доказывание факта причинения такого вреда) разрешаются в порядке, определенном гражданским законодательством (глава 52 Гражданского кодекса РФ).

 

Вопрос :

При изменении условий МК в соответствии с п/п «б» п.1 ст.95 (увеличение объема работ не более чем на 10%) возможно ли продление срока выполнения работ для их выполнения?

Ответ:

Нет. Продление срока выполнения работ является нарушением Закона №44-ФЗ

 

Вопрос :

Как получить в аренду земельный участок со зданием, закрепленным на праве хозяйственного ведения унитарного предприятия?

Ответ:

Согласно пункта 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения.

 

Вопрос :

Различие между рекламной и информационной конструкцией и материалами?

Ответ:

Статья 3 Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

В случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".

При этом порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий.

 

Вопрос :

Практика ФАС и арбитражных судов по ОСАГО, реквизиты постановления Верховного суда РФ по этому вопросу.

Ответ:

Из практики территориальных органов ФАС России следует отметить одну из возможных мер реагирования на указанный вид нарушений. При выявлении факта недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг, выдается предупреждение о перечислении суммы незаконно полученного дохода (суммы государственного контракта) в бюджет государства. В случае отказа добровольного исполнения предупреждения, в отношении нарушителя возбуждается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, результатом которого является выдача обязательного для исполнения предписания о перечислении в бюджет вышеуказанного дохода. В настоящее время арбитражными судами подтверждена законность и соразмерность применения указанной меры к нарушителям. 

Определение Верховного суда от 10.августа 2017 года по делу № 307-КГ17-9994. Арбитражный суд Мурманской области дело № А42-3238/2016.

 

Вопрос :

В договоре предусмотрено право одностороннего отказа заказчика об исполнении договора при не выполнении определенных условий поставщиком. Обязан ли заказчик при расторжении договора направлять в ФАС России сведения для включения в Реестр недобросовестных поставщиков или необходимо соблюдать судебный порядок расторжения договора для направления сведений для включения в Реестр.

Ответ:

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Следовательно, в случае расторжения договора во внесудебном порядке сведения об исполнителе, ненадлежащим образом исполнявшем условия договора, не подлежат включению в реестр.

 

Вопрос :

Предполагается ли расширение полномочий ФАС по контролю за исполнением государственных контрактов в области строительства.

Ответ:

на данный момент Ставропольское УФАС России не располагает такой информацией

 

Вопрос :

1.Как планируется взаимодействие с СРО в области строительства при проведении и участии членов СРО в закупках по 44 ФЗ, а также мониторинга за деятельностью членов СРО, согласно Градостроительного Кодекса.

2.Возможно ли избежать внесения в РНП подрядчика, который не смог получить банковскую гарантию и отсутствуют средства для внесения в обеспечение контракта. И зачем это требовать, если подрядчик является членом СРО и там есть фонд обязательств по договорам.

Ответ:

1. На данный момент не планируется взаимодействие с СРО в области строительства при проведении и участии членов СРО в закупках по 44 ФЗ.

2. В реестр недобросовестных поставщиков, включаются участники закупок, которые в установленные Законом сроки не подписали контракт и не предоставили обеспечение исполнения контракта. Если отсутствуют средства для внесения в обеспечение контракта, то участнику – если он желает заключить контракта необходимо изыскать такие средства, или приобрести банковскую гарантию, поскольку, это обязательное условие Закона №44-ФЗ (статья 96 Закона №44-ФЗ), иначе заказчик не имеет право заключать контракты без обеспечения контракта.   

 

Вопрос :  

Каким будет порядок заключения контрактов на вывоз ТБО в 2018 году с учетом определенного теперь единого оператора по вывозу ТБО? Как с единым проставщиком услуги?

Ответ:

победитель может быть определен, только по результатам процедур установленных статьей 24 Закона №44-ФЗ, либо контракт может быть заключен с единственным поставщиком, но только на основании тех пунктов которые указаны в статье 93 Закона №44-ФЗ.   

 

Вопрос :

Наиболее часто, возникают вопросы по рекламе : в частности, квалификация того или иного элемента информационного характера  в качестве вывески, обязательной для доведения до потребителя информации , либо в качестве рекламы.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Однако, не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Кроме того, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

 

Вопрос :

Должен ли участник закупки или его представитель для присутствия на процедуре вскрытия конвертов (открытый конкурс) предоставить документ подтверждающий   полномочия приказ, доверенность   или просто можно прийти без документов и должен ли заказчик допускать таких лиц на процедуру взрытия без соответствующих документов?

Ответ

Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.

При этом, нигде в законе не установлено, что участник или его представителю необходимо предоставлять на процедуру вскрытия, документ подтверждающий  полномочия приказ, или доверенность.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" законным представителем общества с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие). Согласно пункту 1 части 3 статьи 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

В случае присутствия на процедуре вскрытия конвертов (открытый конкурс) представителя организации у него должна быть доверенность на право представления интересов того, чьи права он представляет.

При этом, в Законе №44-ФЗ не установлен порядок и алгоритм действий заказчика, в случае участия на процедуре вскрытия конвертов лиц без подтверждающих  полномочий (приказ, доверенность и т.д.).

В случае присутствия на процедуре вскрытия конвертов (открытый конкурс) представителя без доверенности, у заказчика отсутствуют правовые основания для отказа такого лица присутствовать на процедуре вскрытия без соответствующих документов.