Решение по делу №83 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Номер дела: №83
Дата публикации: 8 сентября 2011, 11:02

РЕШЕНИЕ

Дело №83

26.08.2011г.

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Мягкова В.Д., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

- Пашкова Н.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №83 по признакам нарушения открытым акционерным обществом Научно-производственный концерн «Эском» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось управление здравоохранения администрации города Ставрополя с жалобой на ОАО НПК «Эском» об отказе поставки тепловой энергии МУЗ «Городская поликлиника №2» на отопительный сезон 2011-2012 годов.

По данному обращению Ставропольским УФАС России проведено расследование, в ходе которого установлено, что открытое акционерное общество Научно-производственный концерн «Эском» (далее по тексту ОАО НПК «Эском») снабжает тепловой энергией собственное производство и административные здания, а также МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18.

В этой части города Ставрополя ОАО «Теплосеть» источников теплоснабжения не имеет, о чем обществом было сообщено в управление письмом от 03.06.2011г №03/3255.

Соответственно ОАО НПК «Эском» является единственным источником тепла для вышеуказанных учреждений.

ОАО НПК «Эском» были направлены письма в адреса поликлиники и детского сада о том, что договоры на отпуск тепловой энергии на отопительный сезон с 15 октября 2011 года предприятием заключаться не будут по причине технической невозможности. Основанием для этого ОАО НПК «Эском» указывает расширение производства и годовым лимитом газа. ОАО НПК «Эском» предложил поликлинике и детскому саду установить индивидуальный котел отопления или подключиться к другим источникам тепла.

В этом районе города других источников тепла нет, соответственно подключиться не к кому. Для установки индивидуального котла отопления надо предусмотреть денежные средства. В связи с тем, что МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 являются бюджетными организациями, то для того чтобы установить автономный источник тепла, надо предусмотреть эти расходы в бюджете города.

На рассмотрении дела представители городской поликлиники №2 и детского сада №18 сообщили о том, что работа в направлении установки индивидуальных котлов отопления ведется (разработка проекта, согласование с газоснабжающей организацией), но к новому отопительному сезону эти работы не будут закончены.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела сообщили следующее. Предприятие ОАО НПК «Эском» планирует расширение отапливаемых промышленных зданий и соответственно увеличение потребления тепловой энергии на собственные нужды. Для планируемого расширения производства (отопление производственных зданий) требуется порядка 850 Гкал в год.

Поставка тепловой энергии в поликлинику и детский сад в общей массе выработанной теплоэнергии составила в 2009г – 9,2% (выработано 9118 Гкал, отпущено абонентам 845,5 Гкал); в 2010г – 6,2% (выработано 9232 Гкал, отпущено абонентам 605,72 Гкал); в 2011г – 8,5% (выработано 3713 Гкал, отпущено абонентам 316,39 Гкал). В общем объеме выручки доля услуг по передаче тепловой энергии по распределительным сетям в 2009г составила 0,053%; в 2010г - 0,054%.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела пояснили, что в 2000 году один водогрейный котел выведен из эксплуатации, мощностей для полного удовлетворения потребности в теплоэнергии всех абонентов и собственных нужд не хватает. В связи с этим, ОАО НПК «Эском» заблаговременно направил письма в адрес городской поликлиники №2 и детского сада №18 о том, что на отопительный сезон 2011-2012 гг договор заключаться не будет.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Ставропольским УФАС России с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в г. Ставрополе.

Все организации, предоставляющие услуги по теплоснабжению конечным потребителям, занимаются передачей тепловой энергии, поэтому согласно ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ (ред.от 25.12.2008г №281-ФЗ) «О естественных монополиях» данные организации относятся к субъектам естественной монополии. Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Предприятия на исследуемом рынке услуг теплоснабжения конечному потребителю между собой не конкурируют.

Согласно проведенному анализу ОАО НПК «Эском» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории города Ставрополя.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

3. Изначально, теплоснабжение Городской поликлиники №2 и Детского сада №18 входило в единую систему теплоснабжения мясокомбината, что подтверждается схемой теплоснабжения, которая не менялась до настоящего момента. В настоящее время Городская поликлиника №2 и Детский сад №18 являются бюджетными учреждениями, которым ежегодно на теплоснабжение выделяются средства по установленному тарифу. Тариф на теплоэнергию для ОАО НПК «Эском» установлен постановлением Региональной тарифной комиссией Ставропольского края от 29.10.2010г №34/1 в размере 984,88 руб./Гкал без НДС.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела пояснили, что имеющихся мощностей котельной обществу все равно не будет хватать, и они будут думать: расширять котельную или устанавливать альтернативные источники тепла. То есть из этого следует, что поправить свое положение по теплоснабжению своих объектов, за счет отключения абонентов в полном объеме, общество не сможет. Объекты, которые будут отключены, являются социально значимыми.

Таким образом, отказ от заключения договора с МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на новый отопительный сезон связан не с технологическим ухудшением работы котельной или выходом из строя оборудования котельной, а связано с увеличением отапливаемых собственных помещений. В тоже время, общая суммарная поставка теплоэнергии, вышеуказанным учреждениям, не покроет планируемую потребность в тепловой энергии для расширения производства (планируемая потребность -850 Гкал в год; наибольшая поставка теплоэнергии учреждениям была в 2009г – 845,5 Гкал).

ОАО НПК «Эском» в данном случае не принимает меры к ремонту и вводу в эксплуатацию, выведенного и строя котла или установки нового оборудования, а принял наиболее легкий путь – отключить своих абонентов. Данный факт подтверждает, что действия ОАО НПК «Эском» по прекращению подачи тепловой энергии абонентам экономически или технологически не обоснованны.

4. МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на рассмотрении дела сообщили, что подготовительные работы по установке индивидуальных котлов отопления ведутся, но к началу отопительного сезона 2011-2012 гг эти работы не будут закончены. Данные учреждения просили о продлении подачи теплоэнергии в новом отопительном сезоне до момента установки автономного теплоснабжения.

5. Согласно письму Средне-Кавказского управления Ростехнадзора в котельной ОАО НПК «Эском» установлено 2 водогрейных котла - ДКВР 10-13 (мощностью 10 Гкал/ч каждый), 2 паровых котла – ДЕ 10-14ГМ (мощностью 10 Гкал/ч каждый) и один паровой котел – ДЕ 25-14ГМ (мощностью 14 Гкал/ч). Один из водогрейных котлов выведен из эксплуатации в 2000 году и отрезан от тепловых сетей.

Пар от паровых котлов идет на технологические нужды (автоклавы и т.д.) и на теплоснабжение потребителей в сетевой воде при данной схеме теплоснабжения не влияет.

Теплоснабжение собственных помещений, помещений МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 осуществляется от водогрейного котла ДКВР 10-13.

При планируемом расширении производства ОАО НПК «Эском» теплоснабжение собственных помещений, МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 возможно после установки пикового парового бойлера и (или) ремонта и ввода в эксплуатацию второго водогрейного котла.

6. ОАО НПК «Эском» обратился с письмом (№5.14-177 от 10.02.2011г) в администрацию города Ставрополя о том, что на новый отопительный сезон договоры на поставку теплоэнергии с МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 заключены не будут и, было предложено рассмотреть вопрос об установке индивидуального отопления или подключения к другим источникам тепла.

Согласно статье 21 Федерального закона от 27.07.2010г №190-ФЗ «О теплоснабжении» орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. А также, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплоснабжающие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласия с указанными потребителями не допускается.

МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на рассмотрении дела просили ОАО НПК «Эском» оставить теплоснабжение на новый отопительный период 2011-2012 гг, до окончания работ по установке индивидуальных источников тепла.

7. Согласно постановлению Региональной тарифной комиссии от 29.10.2010г №34/1 установленный тариф на теплоэнергию для ОАО «Эском» действует до 31.12.2011г. Соответственно объемы потребления теплоэнергии, которые предусмотрены для МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на 2011 год, а также содержание сетей по которым поступает тепловая энергия к учреждениям вошли в расчет тарифа. Вышеназванным организациям по данному тарифу выделяются денежные средства из бюджета, которые должны быть освоены.

Тариф является экономически обоснованным, с которым ОАО «Эском» согласилось, так как он не был оспорен и отменен ни Федеральной тарифной комиссией, ни в судебных инстанциях.

Кроме того, в середине отопительного сезона нельзя прерывать теплоснабжение объектов из-за того, что может произойти повреждение теплосетей в зимний период (это было подтверждено на рассмотрении дела представителями ОАО «Эском»).

8. В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО НПК «Эском» нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» -экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать, что ОАО НПК «Эском» нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

2. Выдать ОАО НПК «Эском» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи, с чем обеспечить поставку тепловой энергии в виде горячей воды МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на отопительный сезон 2011-2012 годов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 7148 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №83 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7148 [type] => solution [language] => ru [created] => 1333609473 [changed] => 1368722423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722423 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №83

26.08.2011г.

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Мягкова В.Д., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

- Пашкова Н.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №83 по признакам нарушения открытым акционерным обществом Научно-производственный концерн «Эском» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось управление здравоохранения администрации города Ставрополя с жалобой на ОАО НПК «Эском» об отказе поставки тепловой энергии МУЗ «Городская поликлиника №2» на отопительный сезон 2011-2012 годов.

По данному обращению Ставропольским УФАС России проведено расследование, в ходе которого установлено, что открытое акционерное общество Научно-производственный концерн «Эском» (далее по тексту ОАО НПК «Эском») снабжает тепловой энергией собственное производство и административные здания, а также МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18.

В этой части города Ставрополя ОАО «Теплосеть» источников теплоснабжения не имеет, о чем обществом было сообщено в управление письмом от 03.06.2011г №03/3255.

Соответственно ОАО НПК «Эском» является единственным источником тепла для вышеуказанных учреждений.

ОАО НПК «Эском» были направлены письма в адреса поликлиники и детского сада о том, что договоры на отпуск тепловой энергии на отопительный сезон с 15 октября 2011 года предприятием заключаться не будут по причине технической невозможности. Основанием для этого ОАО НПК «Эском» указывает расширение производства и годовым лимитом газа. ОАО НПК «Эском» предложил поликлинике и детскому саду установить индивидуальный котел отопления или подключиться к другим источникам тепла.

В этом районе города других источников тепла нет, соответственно подключиться не к кому. Для установки индивидуального котла отопления надо предусмотреть денежные средства. В связи с тем, что МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 являются бюджетными организациями, то для того чтобы установить автономный источник тепла, надо предусмотреть эти расходы в бюджете города.

На рассмотрении дела представители городской поликлиники №2 и детского сада №18 сообщили о том, что работа в направлении установки индивидуальных котлов отопления ведется (разработка проекта, согласование с газоснабжающей организацией), но к новому отопительному сезону эти работы не будут закончены.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела сообщили следующее. Предприятие ОАО НПК «Эском» планирует расширение отапливаемых промышленных зданий и соответственно увеличение потребления тепловой энергии на собственные нужды. Для планируемого расширения производства (отопление производственных зданий) требуется порядка 850 Гкал в год.

Поставка тепловой энергии в поликлинику и детский сад в общей массе выработанной теплоэнергии составила в 2009г – 9,2% (выработано 9118 Гкал, отпущено абонентам 845,5 Гкал); в 2010г – 6,2% (выработано 9232 Гкал, отпущено абонентам 605,72 Гкал); в 2011г – 8,5% (выработано 3713 Гкал, отпущено абонентам 316,39 Гкал). В общем объеме выручки доля услуг по передаче тепловой энергии по распределительным сетям в 2009г составила 0,053%; в 2010г - 0,054%.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела пояснили, что в 2000 году один водогрейный котел выведен из эксплуатации, мощностей для полного удовлетворения потребности в теплоэнергии всех абонентов и собственных нужд не хватает. В связи с этим, ОАО НПК «Эском» заблаговременно направил письма в адрес городской поликлиники №2 и детского сада №18 о том, что на отопительный сезон 2011-2012 гг договор заключаться не будет.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Ставропольским УФАС России с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в г. Ставрополе.

Все организации, предоставляющие услуги по теплоснабжению конечным потребителям, занимаются передачей тепловой энергии, поэтому согласно ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ (ред.от 25.12.2008г №281-ФЗ) «О естественных монополиях» данные организации относятся к субъектам естественной монополии. Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Предприятия на исследуемом рынке услуг теплоснабжения конечному потребителю между собой не конкурируют.

Согласно проведенному анализу ОАО НПК «Эском» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории города Ставрополя.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

3. Изначально, теплоснабжение Городской поликлиники №2 и Детского сада №18 входило в единую систему теплоснабжения мясокомбината, что подтверждается схемой теплоснабжения, которая не менялась до настоящего момента. В настоящее время Городская поликлиника №2 и Детский сад №18 являются бюджетными учреждениями, которым ежегодно на теплоснабжение выделяются средства по установленному тарифу. Тариф на теплоэнергию для ОАО НПК «Эском» установлен постановлением Региональной тарифной комиссией Ставропольского края от 29.10.2010г №34/1 в размере 984,88 руб./Гкал без НДС.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела пояснили, что имеющихся мощностей котельной обществу все равно не будет хватать, и они будут думать: расширять котельную или устанавливать альтернативные источники тепла. То есть из этого следует, что поправить свое положение по теплоснабжению своих объектов, за счет отключения абонентов в полном объеме, общество не сможет. Объекты, которые будут отключены, являются социально значимыми.

Таким образом, отказ от заключения договора с МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на новый отопительный сезон связан не с технологическим ухудшением работы котельной или выходом из строя оборудования котельной, а связано с увеличением отапливаемых собственных помещений. В тоже время, общая суммарная поставка теплоэнергии, вышеуказанным учреждениям, не покроет планируемую потребность в тепловой энергии для расширения производства (планируемая потребность -850 Гкал в год; наибольшая поставка теплоэнергии учреждениям была в 2009г – 845,5 Гкал).

ОАО НПК «Эском» в данном случае не принимает меры к ремонту и вводу в эксплуатацию, выведенного и строя котла или установки нового оборудования, а принял наиболее легкий путь – отключить своих абонентов. Данный факт подтверждает, что действия ОАО НПК «Эском» по прекращению подачи тепловой энергии абонентам экономически или технологически не обоснованны.

4. МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на рассмотрении дела сообщили, что подготовительные работы по установке индивидуальных котлов отопления ведутся, но к началу отопительного сезона 2011-2012 гг эти работы не будут закончены. Данные учреждения просили о продлении подачи теплоэнергии в новом отопительном сезоне до момента установки автономного теплоснабжения.

5. Согласно письму Средне-Кавказского управления Ростехнадзора в котельной ОАО НПК «Эском» установлено 2 водогрейных котла - ДКВР 10-13 (мощностью 10 Гкал/ч каждый), 2 паровых котла – ДЕ 10-14ГМ (мощностью 10 Гкал/ч каждый) и один паровой котел – ДЕ 25-14ГМ (мощностью 14 Гкал/ч). Один из водогрейных котлов выведен из эксплуатации в 2000 году и отрезан от тепловых сетей.

Пар от паровых котлов идет на технологические нужды (автоклавы и т.д.) и на теплоснабжение потребителей в сетевой воде при данной схеме теплоснабжения не влияет.

Теплоснабжение собственных помещений, помещений МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 осуществляется от водогрейного котла ДКВР 10-13.

При планируемом расширении производства ОАО НПК «Эском» теплоснабжение собственных помещений, МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 возможно после установки пикового парового бойлера и (или) ремонта и ввода в эксплуатацию второго водогрейного котла.

6. ОАО НПК «Эском» обратился с письмом (№5.14-177 от 10.02.2011г) в администрацию города Ставрополя о том, что на новый отопительный сезон договоры на поставку теплоэнергии с МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 заключены не будут и, было предложено рассмотреть вопрос об установке индивидуального отопления или подключения к другим источникам тепла.

Согласно статье 21 Федерального закона от 27.07.2010г №190-ФЗ «О теплоснабжении» орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. А также, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплоснабжающие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласия с указанными потребителями не допускается.

МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на рассмотрении дела просили ОАО НПК «Эском» оставить теплоснабжение на новый отопительный период 2011-2012 гг, до окончания работ по установке индивидуальных источников тепла.

7. Согласно постановлению Региональной тарифной комиссии от 29.10.2010г №34/1 установленный тариф на теплоэнергию для ОАО «Эском» действует до 31.12.2011г. Соответственно объемы потребления теплоэнергии, которые предусмотрены для МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на 2011 год, а также содержание сетей по которым поступает тепловая энергия к учреждениям вошли в расчет тарифа. Вышеназванным организациям по данному тарифу выделяются денежные средства из бюджета, которые должны быть освоены.

Тариф является экономически обоснованным, с которым ОАО «Эском» согласилось, так как он не был оспорен и отменен ни Федеральной тарифной комиссией, ни в судебных инстанциях.

Кроме того, в середине отопительного сезона нельзя прерывать теплоснабжение объектов из-за того, что может произойти повреждение теплосетей в зимний период (это было подтверждено на рассмотрении дела представителями ОАО «Эском»).

8. В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО НПК «Эском» нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» -экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать, что ОАО НПК «Эском» нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

2. Выдать ОАО НПК «Эском» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи, с чем обеспечить поставку тепловой энергии в виде горячей воды МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на отопительный сезон 2011-2012 годов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дело №83

26.08.2011г.

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Мягкова В.Д., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

- Пашкова Н.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №83 по признакам нарушения открытым акционерным обществом Научно-производственный концерн «Эском» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось управление здравоохранения администрации города Ставрополя с жалобой на ОАО НПК «Эском» об отказе поставки тепловой энергии МУЗ «Городская поликлиника №2» на отопительный сезон 2011-2012 годов.

По данному обращению Ставропольским УФАС России проведено расследование, в ходе которого установлено, что открытое акционерное общество Научно-производственный концерн «Эском» (далее по тексту ОАО НПК «Эском») снабжает тепловой энергией собственное производство и административные здания, а также МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18.

В этой части города Ставрополя ОАО «Теплосеть» источников теплоснабжения не имеет, о чем обществом было сообщено в управление письмом от 03.06.2011г №03/3255.

Соответственно ОАО НПК «Эском» является единственным источником тепла для вышеуказанных учреждений.

ОАО НПК «Эском» были направлены письма в адреса поликлиники и детского сада о том, что договоры на отпуск тепловой энергии на отопительный сезон с 15 октября 2011 года предприятием заключаться не будут по причине технической невозможности. Основанием для этого ОАО НПК «Эском» указывает расширение производства и годовым лимитом газа. ОАО НПК «Эском» предложил поликлинике и детскому саду установить индивидуальный котел отопления или подключиться к другим источникам тепла.

В этом районе города других источников тепла нет, соответственно подключиться не к кому. Для установки индивидуального котла отопления надо предусмотреть денежные средства. В связи с тем, что МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 являются бюджетными организациями, то для того чтобы установить автономный источник тепла, надо предусмотреть эти расходы в бюджете города.

На рассмотрении дела представители городской поликлиники №2 и детского сада №18 сообщили о том, что работа в направлении установки индивидуальных котлов отопления ведется (разработка проекта, согласование с газоснабжающей организацией), но к новому отопительному сезону эти работы не будут закончены.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела сообщили следующее. Предприятие ОАО НПК «Эском» планирует расширение отапливаемых промышленных зданий и соответственно увеличение потребления тепловой энергии на собственные нужды. Для планируемого расширения производства (отопление производственных зданий) требуется порядка 850 Гкал в год.

Поставка тепловой энергии в поликлинику и детский сад в общей массе выработанной теплоэнергии составила в 2009г – 9,2% (выработано 9118 Гкал, отпущено абонентам 845,5 Гкал); в 2010г – 6,2% (выработано 9232 Гкал, отпущено абонентам 605,72 Гкал); в 2011г – 8,5% (выработано 3713 Гкал, отпущено абонентам 316,39 Гкал). В общем объеме выручки доля услуг по передаче тепловой энергии по распределительным сетям в 2009г составила 0,053%; в 2010г - 0,054%.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела пояснили, что в 2000 году один водогрейный котел выведен из эксплуатации, мощностей для полного удовлетворения потребности в теплоэнергии всех абонентов и собственных нужд не хватает. В связи с этим, ОАО НПК «Эском» заблаговременно направил письма в адрес городской поликлиники №2 и детского сада №18 о том, что на отопительный сезон 2011-2012 гг договор заключаться не будет.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Ставропольским УФАС России с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в г. Ставрополе.

Все организации, предоставляющие услуги по теплоснабжению конечным потребителям, занимаются передачей тепловой энергии, поэтому согласно ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ (ред.от 25.12.2008г №281-ФЗ) «О естественных монополиях» данные организации относятся к субъектам естественной монополии. Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Предприятия на исследуемом рынке услуг теплоснабжения конечному потребителю между собой не конкурируют.

Согласно проведенному анализу ОАО НПК «Эском» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории города Ставрополя.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

3. Изначально, теплоснабжение Городской поликлиники №2 и Детского сада №18 входило в единую систему теплоснабжения мясокомбината, что подтверждается схемой теплоснабжения, которая не менялась до настоящего момента. В настоящее время Городская поликлиника №2 и Детский сад №18 являются бюджетными учреждениями, которым ежегодно на теплоснабжение выделяются средства по установленному тарифу. Тариф на теплоэнергию для ОАО НПК «Эском» установлен постановлением Региональной тарифной комиссией Ставропольского края от 29.10.2010г №34/1 в размере 984,88 руб./Гкал без НДС.

Представители ОАО НПК «Эском» на рассмотрении дела пояснили, что имеющихся мощностей котельной обществу все равно не будет хватать, и они будут думать: расширять котельную или устанавливать альтернативные источники тепла. То есть из этого следует, что поправить свое положение по теплоснабжению своих объектов, за счет отключения абонентов в полном объеме, общество не сможет. Объекты, которые будут отключены, являются социально значимыми.

Таким образом, отказ от заключения договора с МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на новый отопительный сезон связан не с технологическим ухудшением работы котельной или выходом из строя оборудования котельной, а связано с увеличением отапливаемых собственных помещений. В тоже время, общая суммарная поставка теплоэнергии, вышеуказанным учреждениям, не покроет планируемую потребность в тепловой энергии для расширения производства (планируемая потребность -850 Гкал в год; наибольшая поставка теплоэнергии учреждениям была в 2009г – 845,5 Гкал).

ОАО НПК «Эском» в данном случае не принимает меры к ремонту и вводу в эксплуатацию, выведенного и строя котла или установки нового оборудования, а принял наиболее легкий путь – отключить своих абонентов. Данный факт подтверждает, что действия ОАО НПК «Эском» по прекращению подачи тепловой энергии абонентам экономически или технологически не обоснованны.

4. МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на рассмотрении дела сообщили, что подготовительные работы по установке индивидуальных котлов отопления ведутся, но к началу отопительного сезона 2011-2012 гг эти работы не будут закончены. Данные учреждения просили о продлении подачи теплоэнергии в новом отопительном сезоне до момента установки автономного теплоснабжения.

5. Согласно письму Средне-Кавказского управления Ростехнадзора в котельной ОАО НПК «Эском» установлено 2 водогрейных котла - ДКВР 10-13 (мощностью 10 Гкал/ч каждый), 2 паровых котла – ДЕ 10-14ГМ (мощностью 10 Гкал/ч каждый) и один паровой котел – ДЕ 25-14ГМ (мощностью 14 Гкал/ч). Один из водогрейных котлов выведен из эксплуатации в 2000 году и отрезан от тепловых сетей.

Пар от паровых котлов идет на технологические нужды (автоклавы и т.д.) и на теплоснабжение потребителей в сетевой воде при данной схеме теплоснабжения не влияет.

Теплоснабжение собственных помещений, помещений МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 осуществляется от водогрейного котла ДКВР 10-13.

При планируемом расширении производства ОАО НПК «Эском» теплоснабжение собственных помещений, МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 возможно после установки пикового парового бойлера и (или) ремонта и ввода в эксплуатацию второго водогрейного котла.

6. ОАО НПК «Эском» обратился с письмом (№5.14-177 от 10.02.2011г) в администрацию города Ставрополя о том, что на новый отопительный сезон договоры на поставку теплоэнергии с МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 заключены не будут и, было предложено рассмотреть вопрос об установке индивидуального отопления или подключения к другим источникам тепла.

Согласно статье 21 Федерального закона от 27.07.2010г №190-ФЗ «О теплоснабжении» орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. А также, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплоснабжающие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласия с указанными потребителями не допускается.

МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на рассмотрении дела просили ОАО НПК «Эском» оставить теплоснабжение на новый отопительный период 2011-2012 гг, до окончания работ по установке индивидуальных источников тепла.

7. Согласно постановлению Региональной тарифной комиссии от 29.10.2010г №34/1 установленный тариф на теплоэнергию для ОАО «Эском» действует до 31.12.2011г. Соответственно объемы потребления теплоэнергии, которые предусмотрены для МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на 2011 год, а также содержание сетей по которым поступает тепловая энергия к учреждениям вошли в расчет тарифа. Вышеназванным организациям по данному тарифу выделяются денежные средства из бюджета, которые должны быть освоены.

Тариф является экономически обоснованным, с которым ОАО «Эском» согласилось, так как он не был оспорен и отменен ни Федеральной тарифной комиссией, ни в судебных инстанциях.

Кроме того, в середине отопительного сезона нельзя прерывать теплоснабжение объектов из-за того, что может произойти повреждение теплосетей в зимний период (это было подтверждено на рассмотрении дела представителями ОАО «Эском»).

8. В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО НПК «Эском» нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» -экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать, что ОАО НПК «Эском» нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

2. Выдать ОАО НПК «Эском» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи, с чем обеспечить поставку тепловой энергии в виде горячей воды МУЗ «Городская поликлиника №2» и МДОУ детский сад №18 на отопительный сезон 2011-2012 годов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №83 [format] => [safe_value] => №83 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => ЖКХ и строительство [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-08 07:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-25 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1333609473 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )