• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ: «СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА НАРУШЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ВЫШЕ, ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО СТРАНЕ»

Андрей Цыганов: «Снижение количества нарушений в Ставропольском крае выше, чем в среднем по стране»

На Ставрополье с рабочим визитом прибыл заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов. В Железноводске Андрей Геннадьевич провел совещание, посвященное реализации в крае Национального плана развития конкуренции, в котором приняли участие губернатор Владимир Владимиров, руководитель Управления ФАС по Ставрополью Сергей Никитин, руководители краевых министерств и ведомств, главы муниципалитетов.

Открывая обсуждение, Андрей Цыганов отметил положительную динамику выполнения мероприятий Национального плана на Ставрополье. В частности, по итогам прошлого года регион показывает опережающую динамику по сокращению количества нарушений антимонопольного законодательства.

– Ставропольский край находится в хорошем, положительном тренде по выполнению мероприятий Национального плана, – резюмировал Андрей Цыганов.

Владимир Владимиров поблагодарил руководство ФАС за внимание к вопросам развития здорового делового климата на Ставрополье.

– Спасибо, что уделяете большое внимание нашему краю. Реализация Национального плана приносит результаты в разных сферах – в том числе по росту валового регионального продукта, созданию новых производств, увеличению числа отдыхающих и так далее. Мы гордимся своим краем и намерены развиваться дальше, – отметил губернатор.

На совещании обсуждено исполнение «дорожной карты», которая разработана в крае для исполнения Нацплана. Как рассказал министр экономического развития края Сергей Крынин, она включает более 120 мероприятий – по созданию условий для привлечения в регион инвестиций, устранению административных барьеров для бизнеса и другие.

Для развития конкуренции и стимулирования новых предпринимательских инициатив на Ставрополье в 2019 году из федерального бюджета привлечено более 745 млн рублей. Это почти в 8 раз выше уровня 2018 года. Кроме того, около 500 млн рублей выделено из регионального бюджета. За счет этих средств осуществляются востребованные в предпринимательской среде меры финансовой поддержки – это возмещение затрат на приобретение оборудования, на уплату первого взноса по договору лизинга оборудования и возмещение части затрат кооперативам.

О работе по исполнению Нацплана рассказал также председатель комитета края по государственным закупкам Александр Абалешев. Он отметил, что в этом году объем закупок, проводимых конкурентным способом, составил 47,5 миллиарда рублей. По итогам их проведения получена экономия средств в 1,9 млрд рублей. Среднее значение экономии составило 8,95% процента. Это выше показателя по стране.

Это человек, который стоял у истоков антимонопольного законодательства. То есть человек, который в свое время в 1990 году обобщил практику антитрестовского законодательства, существующего в мире, и по существу принял участие в написании первой редакции закона, которая просуществовала 15 лет. Потом появилась новая редакция закона.

Андрей Цыганов – это человек, который взаимодействует на сегодняшний день с представителями антитрестовских организаций мира. Последние 25 лет после первой лекции в Париже для французской общественности, занимающейся антитрестовским законодательством.

Мероприятию в Железноводске предшествовала встреча Андрея Цыганова и Сергея Никитина с журналистами медиахолдинга ООО «КМВ-Телеком» в Пятигорске.

Андрей Цыганов закончил экономический факультет Московского государственного университета (МГУ) им. М. В. Ломоносова, присуждена квалификация – экономист, окончил аспирантуру экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности «Экономика, планирование и организация управления народным хозяйством».

Также А. Цыганов окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российский Федерации, присуждена квалификация – юрист, участвовал в образовательных программах Министерства внешней торговли и промышленности Японии.

Указом Президента Российской Федерации награжден за большой вклад в проведение государственной политики в области развития конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности орденом Дружбы. За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

– Я предлагаю предоставить слово Андрею Геннадьевичу. С ноября 1990 года Андрей Цыганов работает в федеральном антимонопольном органе. В деятельности антимонопольной службы появилась свежая струя в связи с выходом Указа Президента РФ «О принятии национальной программы развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Утверждены стандарты развития конкуренции. В связи с этим Андрей Геннадьевич приехал к нам в Ставропольский край посмотреть, как в течение года после его предыдущего визита развивается это направление в части развития стандарта и какие достигнуты успехи в этом направлении. И кроме того, на прошлой неделе прошла расширенная коллегия ФАС России, а также шестая Международная конференция БРИКС по вопросам конкуренции в мире. На этой конференции присутствовали не только представители стран БРИКС, но и представители более сорока иностранных государств. Вот непосредственное участие в подготовке всех этих вопросов, в том числе и стандартов развития конкуренции, и в проведении конференции государств БРИКС принимает Андрей Геннадьевич. Он готов рассказать нам коротко об этой ситуации, услышать вопросы и ответить на них, – представил журналистам Андрея Цыганова Сергей Никитин.

– Спасибо за такое фундаментальное представление, – сказал Андрей Цыганов.

Действительно, уже много лет трудовая деятельность и сферы интересов связаны с конкурентной политикой, с защитой конкуренции.

Цель его визита в Ставропольский край очень простая. Действительно, как только что было сказано, в декабре уже позапрошлого года Президент РФ принял Указ «О первоочередных мерах развития конкуренции». Этим указом утверждены дорожная карта по развитию конкуренции и Национальный план развития конкуренции, и Федеральной антимонопольной службе поручено контролировать исполнение всех этих важнейших для ФАС России документов. На самом деле, с нашей точки зрения, почему это сделано и сделано впервые в современной истории России? Потому, что экономическая ситуация в стране достаточно сложная, в том числе и в связи с непростой экономической и политической ситуацией в мире. И руководство страны, руководство Правительства РФ наглядно видит в вопросах развития конкуренции существенный стимул и существенный рычаг для того, чтобы обеспечить экономический рост. Для того, чтобы экономика была более подвижной и более энергично развивалась. А следовательно, чтобы жизнь стала лучше. В этом и состоят основные задачи, которые сейчас поставлены президентом.

На региональном уровне, естественно, процессы развития конкуренции и процессы подталкивания экономики вперед также должны происходить, и буквально менее чем через полгода после того, как указ президента был принят, состоялось специальное посвященное развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации заседание Государственного Совета, на котором Президент Российской Федерации, выступая перед главами всех субъектов РФ, рассказал о том, зачем, по его мнению, нужно развитие конкуренции. Рассказал, почему это важно и для экономики, и для социальной сферы. После этого, естественно, все в руководстве ФАС в прошлом году посетили все субъекты Российской Федерации для того, чтобы, встречаясь с местными предпринимателями, встречаясь с соответствующими органами государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, определить конкретные цели и задачи, которые предстоит за ближайшие три года решить.

В Ставропольском крае, естественно, такая работа тоже была проведена. А. Г. Цыганов был здесь в июле прошлого года, и тогда же договорились они с местным руководством, что такие визиты станут ежегодными. По сути дела, за каждым из заместителей руководителя ФАС России, за самим руководителем закреплены определенные регионы, и они смотрят за тем, как здесь развивается ситуация.

«Могу сказать, что я, ну, скажем так, что с легким сердцем приехал сюда, потому что то, что мне рассказывают мои коллеги, и то, что мы сами видим, и то, о чем говорят собираемые анкетные и иные показатели, говорит что Ставропольский край растет, Ставропольский край развивается. Те задачи, которые поставлены перед руководством края и которые поставлены руководством края перед органами исполнительной власти местного самоуправления, выполняются. А дорожная карта по развитию конкуренции, которая реализуется сейчас в Ставропольском крае, утвержденная решением губернатора, выполняется в намеченные сроки, и показатели, которые зафиксированы в указе президента, достигаются. Мы видели активность нашего территориального Управления, которое не только карает нарушителей законодательства конкуренции, законодательства о госзакупках, законодательства о рекламе, нарушителей правил установления тарифов на услуги естественных монополий и другие регулируемые услуги, но, по нашему мнению, активно занимается такими позитивными делами, направленными на то, чтобы поддерживать и развивать конкуренцию. Анализирует важные для субъекта товарные рынки: рынок минеральной воды, агропромышленного комплекса, рынок туристических услуг. Предлагает меры, которые нужно принять для того, чтобы эти рынки развивались, чтобы больше людей могли пользоваться соответствующими товарами, услугами и тем самым стимулировать развитие экономики края.

В целом можно сказать, что по ситуации, которая сейчас складывается в крае, с точки зрения выполнения тех показателей, которые установлены в указе президента, ФАС вполне удовлетворяет.

– Андрей Геннадьевич, в каких направлениях антимонопольное регулирование в Ставропольском крае развивается успешно, а где необходимо приложить усилия?

– Если говорить о тех цифрах, о тех показателях, которые были поставлены в указе Президента Российской Федерации, ну, скажем так – задачи первого уровня, то, во-первых, речь идет о том, чтобы сокращалось количество дел, которые наше территориальное управление возбуждает в отношении должностных лиц. То есть наша задача заключается в том, чтобы органы государственной власти меньше вмешивались в отношения конкуренции, меньше стремились каким-то образом исказить то, что происходит на рынке, и не создавали дополнительных административных барьеров для развития предпринимательства. Кстати, задача эта поставлена конкретно Президентом РФ. В Ставропольском крае происходит снижение количества дел, возбуждаемых в отношении должностных лиц органов государственной власти местного самоуправления. Это не потому, что мы стремимся несколько подкрутить имеющиеся показатели, чтобы они были успешными, а потому, что сами органы государственной власти местного самоуправления сейчас прекрасно понимают свои задачи, прекрасно понимают те риски, которые связаны с нарушением антимонопольного законодательства. Кстати, хочу сказать, что еще в прошлом году в субъектах РФ, во всех органах власти субъекта внедрена так называемая программа антимонопольного комплаенса, то есть некие внутренние стандарты деятельности в министерствах, в других структурах субъектов, которые позволяют не допустить нарушения законодательства, – ну, не писать – «противоречащие закону «О конкуренции», проекту нормативных актов, когда юристы какого-нибудь министерства или ведомства зарубают их в самом начале и объясняют, почему этот акт не может быть выпущен, не может быть подписан руководителем. Это очень важно.

Еще одна важнейшая составляющая – это государственные закупки. На них так же точно распространяются те нормы антимонопольного комплаенса, о которых мы говорили. Понятно, что лучше предупредить нарушение закона, чем потом испытывать все тяготы и лишения, связанные с этим. Когда речь идет о государственных закупках, когда речь о сговоре между чиновником и участниками торгов, то это уже не просто административное правонарушение, а уголовное преступление. В практике правоохранительных органов уже появились первые уголовные дела, связанные с нарушением правил конкуренции с применением 178-й статьи УК РФ. Это риск, это опасность. Эту опасность те, кто работает в государственных органах и органах местного самоуправления, должны понимать, должны осознавать. Еще одна мера, которая уже есть в Кодексе об административных правонарушениях, это отстранение от должности за рецидивизм. То есть по решению суда, если ты допустил два и более нарушения антимонопольного законодательства, ты можешь быть отстранен от должности, какую-бы должность ни занимал. Это, конечно, важная мера, она сдерживает возможность нарушения. Что касается тех сфер, которые Ставропольский край выбрал для того, чтобы активизировать в них именно меры, направленные на развитие конкуренции, на оживление предпринимательской среды, то этот список достаточно велик и многообразен. Начиная от частных детских садиков и заканчивая услугами телекоммуникаций и топливно-энергетическим и т. д. Особенно радует, что одним из приоритетных направлений на Ставрополье является туризм. Это очевидно, но, с другой стороны, с нашей точки зрения, для развития этого сектора экономики необходима нормальная конкурентная среда, то есть равные условия для всех участников рынка. Чтобы там одни из них не пользовались какими-то необоснованными привилегиями, покровительством сильных мира сего. Чтобы все были в равных условиях. То же самое касается, например, сельского хозяйства. Когда говорим о сельском хозяйстве, то одна из основных задач, которая поставлена перед ФАС России в отрегулировании отношений конкуренции, это правильные механизмы поддержки сельского хозяйства.

То есть так, чтобы субсидии доставались тем, кто в них действительно нуждается. Так, чтобы меры государственной поддержки распространялись в соответствии со строгими и понятными, прозрачными правилами. Так, чтобы эта деятельность была транспарентной и понятной для тех, кто желает обратиться за соответствующими мерами господдержки. Перечень этот можно продолжать до бесконечности. А. Цыганов говорил о том, что дела, которые связаны с нарушениями со стороны чиновников, – это важная вещь. А доля малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере государственных закупок также в субъекте РФ растет, и растет теми темпами, которые вполне соответствуют тем задачам, которые содержатся в указе президента. Это тоже хороший показатель. Еще одна очень важная тема – это тема, связанная с недопущением того, чтобы на рынках конкурентных создавались преимущественно условия для государственных и муниципальных предприятий. Но, согласитесь, у нас еще в течение многих лет бытует мнение, что вот если у меня возникла какая-то проблема, я либо создам какую-нибудь корпорацию, либо создам государственное учреждение: дескать, оно само со всем этим справится. Но на этих рынках работает огромное количество частных организаций. И они также прекрасно способны справиться с важными социальными задачами, которые необходимо решить. И здесь опять-таки одна из задач, которая поставлена в указе президента РФ, – это сокращение государственного сектора. Это сокращение государственных муниципальных унитарных предприятий на тех рынках, где существует и должна развиваться конкуренция. У нас в сфере торговли недвижимостью, например, около 16% компаний в целом по России – это государственные предприятия. Вот где сделки с недвижимостью, где государственные компании. Зачем они там нужны? Там частники сами прекрасно справятся с этой задачей. А у нас недостаточно большое количество частного сектора в таких секторах, как дошкольное образование, как оказание социальных услуг, как дополнительное образование детей и взрослых. И там тоже мы видим неравенство условий между государственными учебными заведениями и теми частными организациями, которые появились и хорошо зарекомендовали себя в этом секторе экономики. Это тоже задача первого уровня, которую мы в рамках реализации Национального плана развития конкуренции и региональных программ должны решить.

– Вы говорили о БРИКС, а там все страны сохранили свое участие?

– Сохранили, на самом деле сохранили. Сохранили все, и Бразилия. Дело в том, что новый Президент Бразилии не может вот так все взять и сразу разрушить. На самом деле, это были такие желания, которые высказывались в ходе предвыборной кампании. Там внутренняя ситуация не очень хорошая с точки зрения противоборства нескольких правящих кланов. И в этой ситуации пытаться совершать какие-то серьезные шаги по изменениям политической картины мира, наверное, существующие власти Бразилии считают нецелесообразным. Поэтому БРИКС действует, и, кстати, в следующем году будет председательство Российской Федерации в БРИКС, и вопросы, связанные с развитием конкуренции и с активизацией нашего сотрудничества в этой области, входят в повестку дня российского председательства в качестве одного из приоритетов. Конечно, есть вещи более мощные, там деятельность единого банка БРИКС, реализация международных инвестиционных проектов, определенное сотрудничество в политической сфере.

А. Г. Цыганов: Я хочу сказать, что та конференция, которая была в Москве на прошлой неделе, собрала около пятисот человек. Из этих пятисот человек было около 170 иностранных гостей: естественно, крупные делегации из всех стран БРИКС – из Бразилии, из Южной Африки, китайская делегация огромная состояла из двадцати человек. Интерес существует, и интерес наглядно проявляется.

Еще несколько лет назад мы организовали нашу работу в таком двухуровневом формате. С одной стороны, у нас существуют регулярные встречи руководителей конкурентных ведомств наших стран, они проходят примерно два раза в год.

Каждые два года мы проводим большую международную конференцию последовательно в каждой из стран БРИКС. Теперь во второй раз пришла очередь Российской Федерации, и мне кажется, что мы успешно справились с этой задачей. Потому что, скажем так, и открытие, и тематика, и заключительное слово, и сама церемония закрытия этой конференции были почти как на Олимпийских играх.

На уровне рабочем у нас есть несколько рабочих групп, рабочие группы по социально значимым рынкам: рынок цифры, рынок продуктовых цепочек и продуктов питания в целом, рынок фармацевтики, рынок автопрома, авторемонта, автозапчастей. Есть специалисты, которые работают, которые в регулярном режиме взаимодействуют между собой, очно или через интернет. Уже готов толстенный очень интересный доклад, который называется «Конкурентные ведомства стран БРИКС в условиях цифровой экономики». Свежий, буквально появившийся на прошлой неделе, который отвечает на ряд вопросов, которые специалисты в области конкуренции пока еще только ставят. В западном мире, на который мы традиционно ориентируемся.

Доклад, который был подготовлен два года назад нашей рабочей группой экспертов конкурентных ведомств стран БРИКС, по глобальным продовольственным цепочкам позволил нам принять очень правильное, с нашей точки зрения, решение, когда, рассматривая глобальную многомиллиардную сделку, когда компания «Байер» покупала компанию «Мансанта», мы смогли добиться того, чтобы компания «Байер» предоставила российским участникам сельскохозяйственных рынков современные средства и методы селекции, чтобы в России был построен научный центр по селекционной работе на деньги компании «Байер». Мы считаем, что это очень важный и серьезный результат. А основанием для этих выводов, к которым мы приняли и техрекомендации, которые нужно было исполнять при выдаче нашего предписания по этой сделке, и был как раз научный доклад – продукт нашей совместной работы. На рынке фармацевтики мы изучили совместными усилиями, как формируются цены на лекарства в наших странах: у кого они выше, у кого они ниже. Где и какие компании преобладают на этих рынках, как они организуют свою сбытовую и ценовую политику. А после этого приняли ряд изменений в национальное законодательство, приняли целых 19 протоколов в рамках Евразийского экономического союза, которые существенно меняют наш национальный фармацевтический рынок и которые, говоря не громкими, а правильными словами, ограничивают возможности злоупотреблений иностранных и российских больших фармацевтических компаний на этих рынках. Более чем на тысячу жизненно важных препаратов сокращены цены в результате перехода к референтному ценообразованию на эти препараты. И среднее сокращение цены составило около 30%. То есть на 30% наши граждане, если они сами лечатся, и наши бюджеты, если это бюджетные организации закупают в рамках государственных закупок эти лекарственные препараты. Таким образом, увеличилась возможность оказания медицинской помощи нашим гражданам. Это хороший результат.

По автомобильному рынку в следующем году такой же толстый доклад будет готов. Наши южно-африканские коллеги обязались это сделать, и мы с удовольствием будем его рассматривать. Самое интересное, что страны абсолютно разные: разные по религии, разные по истории, разные по менталитету, по культуре, по структуре экономики. Но в таких прикладных вещах, как сотрудничество в области конкуренции, как создание на своих национальных рынках нормальных рыночных условий, как борьба с транснациональными картелями и с плохими действиями транснациональных корпораций, мы нашли общий язык. Мы прекрасно понимаем друг друга, видим, что находимся примерно в схожих социально-экономических условиях. И к нам примерно одинаково относятся большие старые экономики, и нам надо совместными усилиями совместно находить свое место под солнцем. И нам надо совместными усилиями не допускать, чтобы они извлекали монопольно высокую прибыль, извлекали ренту из нас с вами. Вот эта задача: она достаточно простая и, с нашей точки зрения, вполне разрешима.

– А как относятся к нам эти большие экономики – как к третьим странам?

– Ну, нет, уже нет. Нас же выделили в определенную группу, которая отличается от тех уже, но еще отличается и от тех «великих». И эта «серединка» наша, на самом деле 46% мирового потребления, и треть валового внутреннего продукта мира. То есть это серьезная сила. Каждый в отдельности, может, и не решит свои задачи, а все вместе могут существенным образом скорректировать политику больших стран, более развитых экономик для того, чтобы сделать международные экономические отношения более равновесными и взаимовыгодными.

– Как страны БРИКС относятся между собой?

– Когда там здороваются за руки, чуть ли не обнимаются руководители конкурентных ведомств Индии и Китая, это и говорит о том, что они относятся друг к другу хорошо. Несмотря на то, что между странами существуют противоречия. Это хорошая история, потому что у нас личные отношения, и мы друг другу помогаем: если появляются какие-либо сложности, мы используем и научные каналы, и политические.

– А непонимания бывают?

– Конечно, бывают и непонимания. Не без этого. Но главное, они носят рабочий и преодолимый характер. Вообще не проблема.

– Решение правительства об отмене советских актов и постановлений, не отразится ли это на продуктовой безопасности страны, именно конкуренции, и будут ли приняты конкретные меры именно для безопасности?

– Я видел этот перечень актов отменяемых и читал содержание некоторых из них. Они не нужны, они бесполезны. Список этот составляют примерно в течение двух лет, причем достаточно кропотливо и обдуманно. И, естественно, вопросы, которые касаются безопасности жизни, здоровья людей, – они учтены. То есть тех актов, которые нельзя отменить в этом списке нет. Я не вижу каких-то серьезных опасений в этой области, особенно что касается окружающей среды, питания и всего того, что на нас непосредственно влияет. Не все акты отменены, и, кстати, огромное количество их уже заменены другими, просто в свое время забыли принять официальное решение об их отмене или изменении или утрате эмиссии.

Андрей Геннадьевич Цыганов является председателем Комиссии ФАС России по проведению анализа товарных рынков и Методического совета ФАС России, а также Экспертных советов по иностранным инвестициям и по агропромышленному комплексу. Он выступал соавтором и редактором учебных пособий для студентов высших учебных заведений «Конкуренция и антимонопольное регулирование», «Конкурентное право Российской Федерации», научно-практического комментария к федеральному закону от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Входит в редакционные составы журналов «Российское конкурентное право и экономика», «Конкуренция и право», «Конкуренция сегодня» (председатель совета).

Является автором многочисленных статей в сборниках и периодических изданиях.

Эдуард МОВСЕСЯН.

НА СНИМКЕ: Андрей Цыганов и Сергей Никитин.

Фото Константина САИЕВА-ЕСОЯНЦ.