Протокол №1 за 2010 год

Протокол № 1 от 25.02.2010 г.

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ

25 февраля 2010 г.

Председательствовал: Никитин С. И.

Присутствовали: члены ОКС: Логвин Д. И., Колягин Г. С., Оборский Б. А., Леонтьева Л. И., Акинина И. Б., Карташова Л. Г.

Приглашенные: заместитель руководителя УФАС России по СК - Тихенький О. Л., начальник отдела контроля государственного заказа УФАС России по СК -Золина Г. В., заместитель председателя Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса Опора России - Мрвалевич П. П.

Повестка дня:

1. Утверждение плана работы ОКС на 2010 год;

2. О практике реализации положений Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части размещения заказов государственными и муниципальными заказчиками у субъектов малого предпринимательства (докладчик Тихенький О. Л., содокладчик – Золина Г. В.);

3. О состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами (докладчик Никитин С. И.).

Председатель совещания: Никитин С. И.

Секретарь совещания: Акинина И. Б.

1. Слушали:

- «Утверждение плана работы ОКС на 2010 год»;

Заранее разосланный членам ОКС план работы в котором были учтены их пожелания, был принят единогласно.

Решили: ответственному секретарю не позднее 27.02.2010 передать план работы ответственному исполнителю для размещения на сайте УФАС России по СК.

2. Слушали:

- «О практике реализации положений Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части размещения заказов государственными и муниципальными заказчиками у субъектов малого предпринимательства».

Выступили:

Тихенький О. Л. (полный текст доклада размещен на сайте УФАС России по СК).

В обсуждении вопроса приняли участие: Колягин Г. С., Никитин С. И., Мрвалевич П. П., Карташова Л. Г.

Решили: подготовить и направить обращение к Губернатору Ставропольского края о необходимости размещения перспективных планов торгов не только на сайте губернатора, но и на сайтах всех муниципальных образований края. Отмечено, что в крае достаточно низкий уровень знаний представителей малого и среднего бизнеса в вопросах, связанных с участием в электронных торгах, прозвучало предложение о наглядном отражении в планах торгов лотов, в которых могут принимать участие представители малого и среднего бизнеса.

3. Слушали:

- «О состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами».

Выступил: Никитин С. И. (полный текст доклада размещен на сайте УФАС России по СК), который обратил внимание ОКС на то, что при выборе способа управления – непосредственное управление - большое количество «домов блокированной застройки» в небольших населенных пунктах края, не имеют возможности попасть в краевую адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2010 год» - в связи с тем, что законодательно не предусмотрено выделение дотаций на проведение реконструкции и капитальных ремонтов домов блокированной застройки, а также домов, выбравших непосредственное управление. В обсуждении доклада приняли участие все присутствующие на заседании. Леонтьева Л. И. обратила внимание членов ОКС на то, что «Открытая газета» начала печатать статьи по вопросам продвижения информации о деятельности управляющих компаний города Ставрополя, в которых отражается положительный опыт или указываются недостатки в работе УК.

Решили:

Подготовить предложения в Федеральные органы о пересмотре пунктов программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2010 год» с целью предоставления равных прав на получение государственных дотаций при выборе жителями любого способа управления.

Сопредседатель

ОКС приУФАС по СК С. И. Никитин

Ответственный секретарь

ОКС приУФАС по СК И. Б. Акинина

 

 

 

 

Доклад

О состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами

Цель реформы жилищно-коммунального хозяйства и нововведений в Жилищном кодексе РФ, исходя из принципа - «спрос рождает предложение», запустить механизм конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами через альтернативные способы управления и возможности смены управляющих компаний.

Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» не регулируя напрямую деятельность самих управляющих организаций (так как они не являются субъектами по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции»), может, должен, регулирует и способствует развитию конкуренции на рынке по управлению домами через пресечение антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов, создающих препятствие в деятельности управляющих компаний.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено три способа управления многоквартирными жилыми домами:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

Жилищный кодекс РФ изначально предопределяет возможность выбора у жильцов дома способа управления и выбора управляющей организации. Специальными нормами установлен, так называемый, переход от «пассивного» потребителя услуг жильцами многоквартирных жилых домов к «активным» участникам процесса управления многоквартирными домами: через выбор способа управления, участие в управлении домом. Ранее существовавшая система закрепления дома за конкретными муниципальными предприятиями ЖКХ отменена (постановление Правительства РФ от 06.02.2006г №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»).

Исходя из созданной конструкции правоотношений в жилищной сфере с теоретической и практической точки зрения проблематично признание той или иной управляющей организации, занимающей доминирующее положение.

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Ставропольскому краю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г №75 ежегодно осуществляет в установленном порядке анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы (утвержден приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28) и заданием ФАС России (методические рекомендации от 11.03.2009 № ЦА/6263) обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах проведен за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008года.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами проводилась по городам с населением свыше 100 тысяч жителей. На территории Ставропольского края расположены четыре города с населением свыше 100 тысяч жителей: Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Невинномысск.

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами на сегодняшний день по-прежнему находится в стадии формирования.

Для определения понятия «многоквартирный дом» администрации муниципальных образований – управления ЖКХ городов Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск и Невинномысск руководствуются пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Необходимая для проведения обзора информация получена от администраций муниципальных образований – управлений жилищно-коммунальных хозяйств городов Ставрополь, Невинномысск, Кисловодск, Пятигорск, а также от управляющих организаций.

В городе Ставрополе ситуация на рассматриваемом рынке наиболее благоприятная: действует 42 управляющие компании, у них в управлении находится 68,09% общего объема жилищного фонда, 29 из них имеют частную форму собственности, у них в управлении находится 42,45% от общего объема жилищного фонда, 8 – являются муниципальными управляющими компаниями, в их ведении 21,08% жилищного фонда и 5 управляющих организаций, с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более чем 25%, в ведении которых находится 4,56% от общего жилищного фонда.

В городе Кисловодске на рынке услуг по управлению многоквартирными домами работают 7 управляющих компаний, все имеют частную форму собственности, у них в управлении находится 58,12% от общего жилищного фонда.

На территории города Пятигорска услуги по управлению многоквартирными домами оказывают 5 управляющих компаний, 4 из которых имеют частную форму собственности, у них в управлении находится 19,87% от общего жилищного фонда и 1 – муниципальная управляющая организация, имеющая в управлении 56,69% от общего объема жилищного фонда. Следует отметить, что указанное муниципальное унитарное предприятие находится на стадии завершения ликвидационных мероприятий. МУП будет ликвидировано по окончании сроков договоров обслуживания домов.

В г. Невинномысске одна управляющая компания (муниципальное унитарное предприятие) осуществляет услуги по управлению большей частью жилищного фонда – 83,61%.

Основное количество – 53 управляющих компании (85% от общего числа в крае), действующих на рассматриваемых локальных рынках, выбраны на общих собраниях собственников помещений многоквартирных домов, остальные – 12 (15% от общего числа) выбраны по результатам проведенных органами местного самоуправления открытых конкурсов.

Таким образом, в городах Ставрополь и Кисловодск рынок услуг по управлению многоквартирными можно отнести к рынку с развитой конкуренцией. Совершенно иная ситуация в городах Невинномысск и Пятигорск. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в этих городах относится к рынку с неразвитой конкуренцией.артирных дома общецвартирных дома общец площадьюправлении ТСЖ, незначительна - 11,. жно отнести к рынку с развитой

Проверкой, проведенной управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в 2008 году в городе Ставрополе выявлены нарушения статей 16 и 17 Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче органами местного самоуправления жилищного фонда в управление, а также при проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. По результатам проверки возбуждены дела, выданные предписания исполнены.

В городах Невинномысск, Кисловодск и Пятигорск по результатам проверок и контрольных мероприятий нарушений статей 15, 16 и 17 Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено.

Следует отметить, что, для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на исследуемом рынке, представляют интерес, в основном, вновь построенные многоквартирные дома.

Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда, собственниками которого в качестве способа управления выбраны ТСЖ: г.Пятигорск – 21,55%, г.Ставрополь – 17,76%, г.Кисловодск – 16,87%, г.Невинномысск – 5,2%.

Собственники квартир в многоквартирных домах, требующих капитального ремонта, особенно неохотно создают ТСЖ, предпочитая управляющие компании, которые, в свою очередь, не хотят заниматься таким жилым фондом.

Для обеспечения реализации статьи 161 ЖК РФ в Ставропольском крае разработана краевая адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.02008 № 94-п.

Опрос хозяйствующих субъектов показал следующее: 95% управляющих компаний к барьерам входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами относят:

- слабую информированность населения о требованиях жилищного законодательства;

- отсутствие реестров управляющих организаций, и как следствие низкую информированность граждан о перечне организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами;

- высокую изношенность достаточно большой части жилищного фонда, требующего капитального ремонта;

- низкую платежеспособность отдельных слоев населения, приводящую к задолженностям по оплате коммунальных услуг и содержания жилья;

- слабую заинтересованность органов местного самоуправления в развитии рынка услуг по управлению многоквартирными домами;

- трудности, связанные с заключением с ресурсоснабжающими организациями договоров электроснабжения, газоснабжения, технического обслуживания внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения многоквартирных домов;

- навязывание ресурсоснабжающими организациями невыгодных условий для управляющих компаний;

- отсутствие государственного кадастрового учета границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в связи с чем, возникают разногласия при заключении договоров с управляющими организациями и установлении тарифов.

Лишь 5% опрошенных управляющих компаний не отметили существенных трудностей при входе на изучаемый рынок.

Кроме этого, для активизации процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства края Правительством Ставропольского края принято постановление от 10.04.2009 № 102-п «О формировании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в Ставропольском крае».

В ряде городов краевого и районного значения на начало второго полугодия 2009 года имелся жилой фонд - многоквартирные дома (319 штук площадью 292,21 тыс.м2) способ управления по которым не был выбран (таблица №1), в основном это ветхий, старый жилой фонд, требующий значительных материальных вложений и соответственно, на который не подаются заявки по проведению конкурса.

В 2008 году Ставропольским УФАС России было рассмотрено ряд дел по пресечению действий органов местного самоуправления по ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» направленных на не проведение конкурсных процедур по выбору управляющих организаций для многоквартирных жилых домов и по ст. 17, вышеназванного закона, по отказу допуска хозяйствующего субъекта к участию в конкурсе по отбору управляющей организации, тем самым, ограничивая конкуренцию.

Кроме того, управлением пресечены факты ущемления интересов управляющих компаний (как и других форм управления) со стороны предприятия монополистов (теплосеть, электросети, водоканалы) при заключении договоров о предоставлении энергоресурсов.

Для появления на рынке профессиональных управляющих организаций и дальнейшего формирования конкурентной среды необходима активизация работы органов местного самоуправления (администраций городов) в части проведения разъяснительной работы с собственниками помещений в многоквартирных домах, организации открытых конкурсов по выбору управляющих компаний, формирования реестров управляющих организаций.

Правоотношения, связанные непосредственно между жильцами и управляющими организациями, в том числе и по подаче в квартиры – света, тепла, воды, как уже отмечалось в сферу антимонопольного регулирования не входит и находится в плоскости законодательства о защите прав потребителей.

Докладывал

начальник УФАС России по СК Никитин С. И.

Доклад подготовил

начальник отдела органов власти

и соблюдения антимонопольного

законодательства УФАС России по СК Сапунов Д. Н.

Дата проведения Совета: 
25 февраля 2010, 00:00