Протокол №2 за 2009 год

Протокол № 2 от 13.05.2009 г.

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ

13 мая 2009 года

Председательствовал:

Харитонов С. А.

Присутствовали:

члены ОКС: Рохмистров В. В., Казачкова З. М., Долгалев А. А., Банникова Н.В., Колягин Г. С., Оборский Б. А., Карташова Л. Г., Акинина И. Б.

Повестка дня:

1. Особенности антимонопольного контроля с учетом отраслевой

специфики объектов контроля. (докладчик Казачкова З. М.)

2. Правомерность установления тарифов на выполнение коммунальных

услуг предприятиями-монополистами в своей сфере. (докладчик

Логвин Д. И.)

3. Разное.

Председатель совещания: Харитонов С. А.

Секретарь совещания: Акинина И. Б.

1. Слушали:

Доклад заведующей кафедрой финансового и предпринимательского права СГУ, кандидата экономических наук, доктора юридических наук Казачковой Земфиры Мухарбиевны «Особенности антимонопольного контроля с учетом отраслевой специфики объектов контроля».

Работая долгое время в ряде Университетов США З. М. Казачкова детально изучила развитие антимонопольной политики этой страны, написала несколько научных работ, в том числе и по теме доклада.

В частности в докладе были озвучены следующие факты:

«В США правительственное регулирование цен впервые началось в отраслях общественного пользования, вокруг которых формируются приоритетные национальные проекты: здравоохранение, образование, ЖКХ. В области ценообразования регулирование осуществлялось путём установления верхнего предела цены, который фирмы не должны превышать. По мнению некоторых американских экономистов - при продаже своей продукции крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу.

Однако развитие рынка – это развитие свободной конкуренции. Сегодня государственное регулирование частного бизнеса США можно разделить на экономическое и общественное регулирование.

Как и во многих развитых странах, в США слияние или поглощение фирм может быть осуществлено только после того, как участники будут соответствовать нормативным актам.

Первый антитрестовский статус был принят в США 2 июля 1890г. под названием "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" и известен как закон Шермана.

Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции - столь многогранен, что полностью не может быть охвачен специальными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим можно объяснить некоторую обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел. США предлагают свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания.

Американский подход к государственному регулированию отнюдь не является полностью сложившимся. Россия, как и любая другая страна, имеет свои особенности, и механическое перенесение любых чуждых правил и законов жизни, в том числе и успешных форм регулирования деятельности монополий, неизбежно приведёт к провалу. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация.

Задачи государства, его антимонопольных органов - ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное антимонопольное регулирование.»

Слушали В. В. Рохмистрова:

Предложил разместить полный текст доклада Казачковой З. М. на сайте Ставропольского УФАС России. Теоретические выкладки были подтверждены примерами из практики Ставропольского УФАС России: «Право на конкуренцию предпринимателя было предусмотрено еще законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990). Общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики — финансовые рынки, страхование, банковскую сферу, отрасли естественных монополий. Ранее появилось большое число подзаконных право­вых актов (постановления Правительства РФ, приказы МАП РФ), нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках отраслевых рынков. Слабость и непоследовательность отраслевого регулирования поведения предприятий - естественных монополистов вынуждает антимонопольные органы проводить более активную политику в конкретных отраслях. Антимонопольная политика постепенно отходит от пре­имущественно ценового регулирования и начинает осуществлять мо­ниторинг общего состояния дел на рынке. В программе «Антикиризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» антикоррупционный контроль возложен на генеральную Прокуратуру, антимонопольную службу и Счетную палату. Однако, как показывает практика, все без исключения антимо­нопольные дела только фиксируют реакцию антимонопольных органов на возникновение той или иной ситуации. Выявление нарушений про­исходит только по жалобам самих субъектов. Можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований в различных сферах экономики страны. В последнее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической – она все больше становится политической и общественной. » Было также отмечено исключительное положение отраслевых профсоюзов России.

Слушали: Харитонов С. А.

Предложил проводить подобные теоретические слушания для более широкого круга слушателей.

2. Слушали: Правомерность установления тарифов на выполнение коммунальных услуг предприятиями-монополистами в своей сфере.. Докладчик- Рохмистров В. В.

Выступили:

Колягин Г. С. проинформировал о проблемах в области установления цен на авиаперевозки, тарифов на электроэнергию, цен на бензин. Обратил внимание на нарушения при размещении госзаказа.

Харитонов С. А. отметил, что в западном обществе главным контролером выступает общество, а не антимонопольные органы. Менталитет россиян- главный тормоз.

Долгалев А.А. поднял вопрос о нарушениях в сфере лицензирования медицинской деятельности и медицинского страхования.

В обсуждении вопроса приняли участие Карташова Л. Г., Оборский Б. А., Казачкова З. М.

3. Разное.

Слушали:

Харитонов С. А. доложил о выездном заседании ОКС, проведенном совместно с «Опорой России» и посвященном проблемам малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа. Была отмечена низкая явка представителей власти и возникшее непонимание между представителями различных отраслей. Государственные заказчики диктуют условия и большинство участников конкурсов отсеивается на уровне заказчиков.

Решили:

1. Разместить материалы доклада Казачковой З. М. на сайте Ставропольского УФАС России.

2. В виду отсутствия основного докладчика по 2 вопросу перенести вопрос в повестку дня следующего заседания ОКС.

Голосовали: единогласно.

Сопредседатель

ОКС приУФАС по СК                                                    С. А. Харитонов

Ответственный секретарь

ОКС приУФАС по СК                                                    И. Б. Акинина

 

Дата проведения Совета: 
13 мая 2009, 00:00