Новое в антимонопольном законодательстве

28 июля 2009 года в управлении Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю состоялась пресс – конференция руководителя управления В.В. Рохмистрова с представителями средств массовой информации и информационных агентств по вопросу: «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пресс – конференции приняли участие представители: газеты «Наше Ставрополье», газеты «Ставропольская Правда», газеты «Вечерний Ставрополь», «Вести Ставрополья», «Открытой газеты», газеты «Известия».   

На пресс – конференции руководитель управления проинформировал представителей СМИ о принятии «второго антимонопольного пакета», о необходимости которого говорилось уже довольно давно. Практика применения действовавшего закона выявила ряд проблем, которые требовали принципиально нового подхода к их решению. Внесенные изменения призваны урегулировать данные вопросы и расширить возможности контроля антимонопольных органов за антиконкурентными действиями на различных рынках.

23 июля 2009 года в «Российской газете» опубликован Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно изменениям, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) сможет при определенных условиях признать доминирующей компанию, доля которой на соответствующем товарном рынке составляет менее чем тридцать пять процентов и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но которая может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

Законом также внесено уточнение понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара. Так, согласно внесенных изменений, монопольно высокой ценой товара признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации или за ее пределами.

 

При этом не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

 

Кроме того, закон предусматривает:

 

- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке).

 

- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).

 

- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).

 

- право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

- установление трехлетнего срока давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Представителями СМИ был задан ряд вопросов касающихся возможности и необходимости применения новых поправок в антимонопольное законодательство на территории Ставропольского края, расширение штата сотрудников антимонопольного ведомства, порядок и эффективность применения оборотных штрафов, порядок работы с заявлениями юридических и физических лиц, в том числе с анонимными), изменения в системе госзаказа, ситуация на нефтяном и молочном рынках, порядок взаимодействия с территориальными органами антимонопольной службы и многие другие.

По всем вопросам были даны полные, всесторонние и компетентные разъяснения и комментарии.