Ставропольское УФАС России изучило ситуацию по развитию конкурентной среды на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в Ставропольском крае

Ставропольское УФАС России в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации провело исследование на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в Ставропольском крае за 2 полугодие 2014 года- 1 полугодие 2015 года.

          В мероприятиях Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации установлены целевые показатели оценки изменения состояния конкурентной среды на исследуемом рынке, в части развития сектора негосударственных перевозчиков не межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок наземным транспортом, которые должны быть достигнуты к 2016 году.

Результаты исследования показали, что установленные типовые целевые показатели практически достигнуты в крае.

Доля негосударственных перевозчиков на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах от общего количества перевозчиков на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах на протяжении длительного времени стабильна и составляет 99% (норматив не менее 75% ).

Доля регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными перевозчиками, от общего количества регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов составляет 98% (норматив не менее 75%),

Доля рейсов, осуществляемых негосударственными перевозчиками по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, от общего количества рейсов по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам составляла к концу 2014 года 94,5% и выросла за первое полугодие 2015 года на 0.3% (норматив не менее 50%).

 Конкуренция на рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам в крае развита и продолжает развиваться.

В ходе исследования управлением был проведен опрос крупнейших перевозчиков, а также министерств и ведомств края, контролирующих работу перевозчиков пассажиров. Перевозчики указали на существование барьеров для входа на исследуемый рынок новых хозяйствующих субъектов.

Актуально для перевозчиков стоит вопрос государственного регулирования в данной отрасли. Разнообразные формы государственного регулирования такие, как введение многочисленных реестров и регистров, аттестация и аккредитация хозяйствующих субъектов, различные экспертизы, выдача разрешений и согласований мешают работе перевозчиков ввиду их небывалой избыточности и создания благоприятных условий для коррупции, и в том числе повышает непроизводственные издержки самих перевозчиков.

Наряду с необходимыми вложениями в обновление подвижного состава перевозчики отмечают отсутствие единой системы правового регулирования пассажирских перевозок, что порождает постоянное увеличение количества нелегальных перевозчиков, с которыми, соблюдая все нормы и требования, невозможно конкурировать.

Для изучения развития конкуренции на отдельно взятом маршруте межмуниципальных перевозок пассажиров управлением был выбран маршрут, на котором при наличии большого пассажиропотока действуют несколько перевозчиков. Несмотря на то, что конкуренция на этом маршруте не развита – действуют всего три перевозчика, на маршруте нет доминанта, общий объем перевозок распределен практически равномерно между перевозчиками.

Управлением было изучено состояние конкуренции на рынках пассажирских перевозок в малонаселенных районах Ставропольского края. Были выбраны три муниципальных района, которые характеризуются небольшой численностью населения, на их территории находятся в основном сельские поселения, услуги по перевозке пассажиров другими видами транспорта (электрички и т.п) кроме автомобильного на территории районов не осуществляются, через территорию районов проходит один или два транзитных маршрута, которые связывают районный центр с поселениями и с краевым центром.

Однако, согласно актам обследования, проводимым администрациями этих районов, введение в районах новых маршрутов экономически не оправдано, т. к. пассажиропоток практически отсутствует. Администрациями проводились конкурсы на открытие новых маршрутов, но ни одной заявки подано не было, конкурсы признаны несостоявшимися. В настоящее время пассажирские перевозки на внутрирайонных маршрутах не осуществляются в связи с отсутствием перевозчиков.

Конкуренция на локальных рынках услуг по перевозке пассажиров в малонаселенных районах края на межмуниципальных автобусных маршрутах на регулярной основе не развита из-за нерентабельности маршрутов. Перевозкой пассажиров в районах занимаются индивидуальные предприниматели на маршрутных такси.

Появления на локальных рынках новых перевозчиков и изменения уровня конкуренции в ближайшее время ожидать не приходится.

Управление в дальнейшем будет изучать состояние конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров на межмуниципальных автобусных маршрутах на регулярной основе, выявлять барьеры входа на рынок, существующие для потенциальных участников рынка, делать выводы о наличии (отсутствии) условий, как для развития конкуренции, так и о расширении  (или о его отсутствии) сферы конкурентных отношений на данном рынке.