Решение по делу №РЗ-502-2014 о нарушении законодательства в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: №РЗ-502-2014
Дата публикации: 23 апреля 2014, 09:21

РЕШЕНИЕ

по делу №РЗ-502-2014 о нарушении законодательства в сфере закупок

21.04.2014 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,

Членов комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,

специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,

В присутствии представителей: от заказчика – <……>.

Рассмотрев поступившее обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях при проведении аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛА:

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года №728, Управление федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно требованиям пункта 2 части 15 Закона о закупках контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В Ставропольское УФАС России поступило обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях муниципальным заказчиком – МО г. Нефтекумска Нефтекумского района СК, при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края.

По мнению ООО «Эверест» заказчик неправомерно отказался от заключения контракта.

В ходе проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о закупках Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 70 Закона о закупках.

Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.

Так, согласно требованиям части 3 статьи 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Пунктом 15, (заключение контракта по результатам аукциона), аукционной документации установлено, что участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Из вышеизложенного следует, что обязательным условием для заключения контракта с победителем аукциона такой участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем, одновременно с частью 3 статьи 70 Закона о закупках по результатам проведения данного аукциона при заключении контракта необходимо руководствоваться правилами статьи 37 (часть 2) Закона о закупках.

Из системного анализа, которой следует, что помимо основного обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информацию, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Учитывая тот факт, что участником размещения заказа цена контракта была снижена на 432 539, 95 (более 25% от начальной максимальной цене контракта) победитель аукциона в дополнение к основному обеспечению исполнения контракта должен был предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В нарушение вышеуказанных статей ООО «Эверест» предоставил в адрес заказчика только информацию (договора) подтверждающую добросовестность поставщика.

Как сказано в части 4 статьи 96 Закона о закупках контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств и опираясь на императивные нормы Закона о закупках, у заказчика отсутствуют основания для заключения контракта с победителем аукциона ООО «Эверест» поскольку Общество не предоставило требуемого частью 3 статьи 70, частью 4 статьи 96 Закона о закупках обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о закупках Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок установлены нарушения Законодательства о закупках.

Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:

- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

 В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация, не содержит информации, установленной пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках, в части даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, установленный заказчи­ком в документации об электронном аукционе, не соответствуют подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерально­го закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), что является нарушением части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ.

Подпункт «а» «б» пункта 1 части 3 аукционной документации после слов «...указание на товарный знак (его словесное обозначение)...» не содержит слов «(при наличии)».

Пунктом 2 части 5 аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 Федерального закона.

В действующей редакции Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 №396-ФЗ)

То есть заказчик, не установил требование, указанное в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Согласно требованиям части 27 статьи 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Проведенная проверка аукционной документации свидетельствует о нарушении заказчиком части 27 статьи 34 Закона о закупках, поскольку в контракте отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При таких обстоятельствах, в действиях МО г. Нефтекумска Нефтекумского района СК установлены нарушения части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 и пункту 2 части статьи 66 Закона о закупках

На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок руководствуясь 99 Федерального закона  от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

РЕШИЛА:

По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме №0121300028214000002 нарушений в части отказа заказчика в заключении контракта не установлено, вместе с тем, в действиях заказчика при формировании аукционной документации установлены нарушения части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 и пункту 2 части статьи 66 Закона о закупках, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание. 

stdClass Object ( [vid] => 9932 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №РЗ-502-2014 о нарушении законодательства в сфере закупок [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9932 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415171753 [changed] => 1415171753 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415171753 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №РЗ-502-2014 о нарушении законодательства в сфере закупок

21.04.2014 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,

Членов комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,

специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,

В присутствии представителей: от заказчика – <……>.

Рассмотрев поступившее обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях при проведении аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛА:

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года №728, Управление федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно требованиям пункта 2 части 15 Закона о закупках контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В Ставропольское УФАС России поступило обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях муниципальным заказчиком – МО г. Нефтекумска Нефтекумского района СК, при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края.

По мнению ООО «Эверест» заказчик неправомерно отказался от заключения контракта.

В ходе проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о закупках Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 70 Закона о закупках.

Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.

Так, согласно требованиям части 3 статьи 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Пунктом 15, (заключение контракта по результатам аукциона), аукционной документации установлено, что участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Из вышеизложенного следует, что обязательным условием для заключения контракта с победителем аукциона такой участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем, одновременно с частью 3 статьи 70 Закона о закупках по результатам проведения данного аукциона при заключении контракта необходимо руководствоваться правилами статьи 37 (часть 2) Закона о закупках.

Из системного анализа, которой следует, что помимо основного обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информацию, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Учитывая тот факт, что участником размещения заказа цена контракта была снижена на 432 539, 95 (более 25% от начальной максимальной цене контракта) победитель аукциона в дополнение к основному обеспечению исполнения контракта должен был предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В нарушение вышеуказанных статей ООО «Эверест» предоставил в адрес заказчика только информацию (договора) подтверждающую добросовестность поставщика.

Как сказано в части 4 статьи 96 Закона о закупках контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств и опираясь на императивные нормы Закона о закупках, у заказчика отсутствуют основания для заключения контракта с победителем аукциона ООО «Эверест» поскольку Общество не предоставило требуемого частью 3 статьи 70, частью 4 статьи 96 Закона о закупках обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о закупках Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок установлены нарушения Законодательства о закупках.

Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:

- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

 В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация, не содержит информации, установленной пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках, в части даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, установленный заказчи­ком в документации об электронном аукционе, не соответствуют подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерально­го закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), что является нарушением части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ.

Подпункт «а» «б» пункта 1 части 3 аукционной документации после слов «...указание на товарный знак (его словесное обозначение)...» не содержит слов «(при наличии)».

Пунктом 2 части 5 аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 Федерального закона.

В действующей редакции Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 №396-ФЗ)

То есть заказчик, не установил требование, указанное в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Согласно требованиям части 27 статьи 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Проведенная проверка аукционной документации свидетельствует о нарушении заказчиком части 27 статьи 34 Закона о закупках, поскольку в контракте отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При таких обстоятельствах, в действиях МО г. Нефтекумска Нефтекумского района СК установлены нарушения части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 и пункту 2 части статьи 66 Закона о закупках

На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок руководствуясь 99 Федерального закона  от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

РЕШИЛА:

По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме №0121300028214000002 нарушений в части отказа заказчика в заключении контракта не установлено, вместе с тем, в действиях заказчика при формировании аукционной документации установлены нарушения части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 и пункту 2 части статьи 66 Закона о закупках, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №РЗ-502-2014 о нарушении законодательства в сфере закупок

21.04.2014 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,

Членов комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,

специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,

В присутствии представителей: от заказчика – <……>.

Рассмотрев поступившее обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях при проведении аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛА:

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года №728, Управление федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно требованиям пункта 2 части 15 Закона о закупках контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В Ставропольское УФАС России поступило обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях муниципальным заказчиком – МО г. Нефтекумска Нефтекумского района СК, при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края.

По мнению ООО «Эверест» заказчик неправомерно отказался от заключения контракта.

В ходе проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о закупках Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 70 Закона о закупках.

Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.

Так, согласно требованиям части 3 статьи 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Пунктом 15, (заключение контракта по результатам аукциона), аукционной документации установлено, что участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Из вышеизложенного следует, что обязательным условием для заключения контракта с победителем аукциона такой участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем, одновременно с частью 3 статьи 70 Закона о закупках по результатам проведения данного аукциона при заключении контракта необходимо руководствоваться правилами статьи 37 (часть 2) Закона о закупках.

Из системного анализа, которой следует, что помимо основного обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информацию, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Учитывая тот факт, что участником размещения заказа цена контракта была снижена на 432 539, 95 (более 25% от начальной максимальной цене контракта) победитель аукциона в дополнение к основному обеспечению исполнения контракта должен был предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В нарушение вышеуказанных статей ООО «Эверест» предоставил в адрес заказчика только информацию (договора) подтверждающую добросовестность поставщика.

Как сказано в части 4 статьи 96 Закона о закупках контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств и опираясь на императивные нормы Закона о закупках, у заказчика отсутствуют основания для заключения контракта с победителем аукциона ООО «Эверест» поскольку Общество не предоставило требуемого частью 3 статьи 70, частью 4 статьи 96 Закона о закупках обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о закупках Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок установлены нарушения Законодательства о закупках.

Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:

- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

 В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация, не содержит информации, установленной пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках, в части даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, установленный заказчи­ком в документации об электронном аукционе, не соответствуют подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерально­го закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), что является нарушением части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ.

Подпункт «а» «б» пункта 1 части 3 аукционной документации после слов «...указание на товарный знак (его словесное обозначение)...» не содержит слов «(при наличии)».

Пунктом 2 части 5 аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 Федерального закона.

В действующей редакции Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 №396-ФЗ)

То есть заказчик, не установил требование, указанное в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Согласно требованиям части 27 статьи 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Проведенная проверка аукционной документации свидетельствует о нарушении заказчиком части 27 статьи 34 Закона о закупках, поскольку в контракте отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При таких обстоятельствах, в действиях МО г. Нефтекумска Нефтекумского района СК установлены нарушения части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 и пункту 2 части статьи 66 Закона о закупках

На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок руководствуясь 99 Федерального закона  от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

РЕШИЛА:

По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме №0121300028214000002 нарушений в части отказа заказчика в заключении контракта не установлено, вместе с тем, в действиях заказчика при формировании аукционной документации установлены нарушения части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, подпункту «а» «б» пункта 1 части 3 и пункту 2 части статьи 66 Закона о закупках, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №РЗ-502-2014 [format] => [safe_value] => №РЗ-502-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрев поступившее обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях при проведении аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края,

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрев поступившее обращение от ООО «Эверест» о допущенных нарушениях при проведении аукциона в электронной форме №0121300028214000002 на право заключения муниципального контракта, на выполнение ремонта сетей уличного освещения (замена ламп) в городе Нефтекумске Нефтекумского района Ставропольского края,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-23 05:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-20 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415171753 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ставропольское УФАС России )