Тарифы и цены под антимонопольным контролем.
В пресс-центре гостиницы «Пятигорск» состоялась встреча журналистов с руководителем Управления федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сергеем Никитиным. В дискуссии приняли участие журналисты газет «Кавказская здравница», «Бизнес КМВ», корреспонденты радиостанции «Провинция», «Серебряный дождь», «Шансон» и телеканала «Перец-ДТВ»
В беседе обсудили наиболее резонансные нарушения антимонопольного законодательства по итогам работы управления за прошедший год и истекший период текущего. Сергей Никитин отметил, что 2011 год был напряженный как для экономики Ставропольского края, так и для работы антимонопольной службы. Примечательным стал ушедший год и новыми наработанными подходами в принятии административного регулирования определенных отраслей экономики. Бизнес проникся необходимостью в полном объеме защищать свои права в установленном законом порядке. Как отметил Сергей Иванович, ранее из общего количества мер, принятых в отношении субъектов, оспаривалось в суде в среднем 10 - 12%, за прошлый год 50% решении и предписаний по всем направлениям деятельности антимонопольной службы обжаловались в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Руководитель Ставропольского УФАС подметил, что бизнес идет по пути правового регулирования, по пути защиты своих интересов, в том числе по пути поиска, насколько деятельность административного органа соответствует требованиям закона.
- В каких сферах наблюдается динамика роста нарушений, судя по итогам работы краевой антимонопольной службы за прошлый год?
- Существенные нарушения произошли в сферах электротеплоэнергетики, газоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства. Также были выявлены нарушения антимонопольного законодатель на в сельском хозяйстве, в области связи и транспорта. Сократилось количество дел в области аграрного и продовольственного сектора с 3 до 1.
В этом году остаются нарушения субъектах, отнесенные к услугам жилищно-коммунального хозяйства. Процент нарушений в деятельности коммунальщиков всегда высок – это |энергоснабжение, тепло, вода и газ. Неудивительно, что государство уделяется большое внимание экономии государственных средств, требует жесткого контроля за порядком осуществления закупок для муниципальных нужд. 8 этой части также были нарушения.
- Некоторые предприятия в буквальном смысле навязывают невыгодные условия населению. Например, ОАО «Ставропольгоргаз» значительно и необоснованно завысил стоимость услуг по врезке и пуску газа. Кстати, деятельность «Ставропольгоргаза» неоднократно пресекалась Управлением антимонопольной службы, поступало много жалоб, когда цены на монтаж бытового счетчика стали «заоблачными». Какое наказание понесло предприятие за нарушение закона?
- «Ставропольгоргаз» - это субъект, относящийся к сфере деятельности газораспределительных организаций. Да, действительно, неоднократно антимонопольная служба рассматривала дела в отношении этого субъекта. Одно из первых дел - это завышение цен на монтаж прибора учета газа. К нам обратились граждане с жалобой, что стоимость этого вида деятельности достаточно высока. Управление провело проверку и пришло к выводу, что организация установила монопольно высокую цену. Субъекту было выдано предписание с требованием устранить нарушение антимонопольного законодательства. По данному делу велись судебные разбирательства, и на днях суд подтвердил факт монопольно высокой цены. «Ставропольгоргаз» допустил нарушения и в иной сфере своей деятельности. При совершении работ по врезке и пуску газа применял ценовой коэффициент как на строительно-монтажные работы. Но специалисты доказали, что применение этого коэффициента незаконно, так как врезка и пуск газа относятся к виду деятельности по содержанию и эксплуатации газовых сетей. По конкретным обращениям граждан предприятию были выписаны предписания, суды всех инстанций подтвердили законность действий антимонопольного органа в этой области.
- Сергей Иванович, какие наиболее резонансные нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства были рассмотрены в прошлом году?
- Я бы отметил прецедентное дело в работе антимонопольной службы Ставропольского края, связанное с установкой приборов учета воды на границе раздела балансовой принадлежности сетей. Государственное унитарное предприятие «Ставрополькрайводоканал», обосновывая свои действия федеральным законом и правилами предоставления услуг, требовало переноса приборов учета воды на границу раздела балансовой принадлежности, притом что многие из них были установлены ранее на основании технической документации, выданной субъектами
водоснабжения. По данному поводу поступило огромное количество жалоб как в антимонопольную службу, так и в администрацию президента. Управление провело антимонопольное расследование и пришло к выводу, что закон обратной силы не имеет и те приборы учета воды, Которые были установлены до 2008 года, имеют право законно существовать в том месте установки, где они были ранее разрешены.
Предприятие, в свою очередь, не согласилось с решением предписания управления, обжаловало наши действия в арбитражном суде. Недавно состоялось решение Федерального арбитражного суда СКФО, который подтвердил законную деятельность антимонопольного органа по недопущению требований установки приборов учета воды на границе раздела балансовой принадлежности. На данный момент рассматривается вопрос о привлечении «Ставрополькрайводоканала» к административной ответственности за нарушение действующего законодательства. Я думаю, что для граждан это будут существенные послабления, так как перенос приборов учета требует значительных финансовых затрат.
- Интересно, но стали не редки случаи и неестественного занижения ценна услуги и товары, что также является нарушением Закона «О защите конкуренции». Расскажите, встречались ли такие случаи в вашей практике?
- Я бы не трактовал это как занижение цен, хотя закон содержит такое понятие, как монопольно низкая цена. В практике управления встречаются случаи, когда субъекты применяют разные цены для различных хозяйственных субъектов. В качестве примера можно отметить ООО «Молоко» города Новоалександровска, которое отпускало с завода оптом молоко для различных потребителей по разной цене, что в принципе недопустимо, поскольку нарушался закон о конкуренции и отдельные субъекты ставились в преимущественное положение по отношению к другим.
Большой срез в этом направлении связан с деятельностью элеваторов. Некоторые из элеваторов края формировали разные цены для разных потребителей, тем самым предоставляя возможность конкурировать по ценовым показателям с другими субъектами. В результате экономического анализа ситуации и антимонопольного расследования доказан факт нарушения закона, выданы решения и предписания. Судами уже подтверждены законность и обоснованность наших действий, а предприятия привлечены к административной ответственности.
- Не так давно на Ставрополье разгорелся скандал, связанный со сговором бензиновых магнатов. Тогда краевому Управлению федеральной антимонопольной службы удалось доказать в суде, что цены на топливо были необоснованно завышены. Сергей Иванович, следит ли за ценами на топливо антимонопольная служба сейчас и какие меры применяются при выявлении необоснованного завышения цен?
- Антимонопольная служба признала, что «Лукойл» и «Роснефть» нарушили антимонопольное законодательство при формировании и установлении тарифа на отпуск в розницу дизельного топлива и бензина АИ-92. До сих пор продолжаются разбирательства по данному факту, требуется экспертное заключение, подтверждающее, насколько обоснованно антимонопольный орган привлек к ответственности. А ответственность достаточно жесткая: штраф в размере 15 миллионов рублей за нарушение законодательства в отношении «Роснефти» и 63 миллионов рублей в отношении ОАО «Лукойл».
Практика наших отношений с нефтяными магнатами пришла к необходимости еженедельно следить за наличием нефтепродуктов на нефтебазах этих субъектов, чтобы не создавался дефицит и не стал поводом к повышению цены в связи с растущим спросом. Также проходит ежедневный мониторинг цен на розничный отпуск нефтепродуктов.
На сегодняшний день можно сделать вывод, что наличие запасов не приведет к резкому скачкообразному повышению цен. Углубленное внимание позволяет оперативно реагировать на ситуацию.
- Одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольной службы отводится выявлению и пресечению нарушений Федерального закона о рекламе. Какие требования в основном нарушаются в этой сфере?
- Если взять за 100% все нарушения за прошлый год, то 35% из них - это на рушение закона о рекламе. В основном нарушаются общие требования, зачастую рекламодатели вводят в заблуждение потребителей в отношении качества продукции, а также продолжает оставаться высокий процент нарушений в области рекламирования финансовых услуг. Население ежедневновидит огромные щиты с рекламной деятельностью кредитных учреждений.
В таких случаях процентная ставка и срок выплаты указываются большим и ярким шрифтом, а все остальные условия, которые обязательно нужно довести до потребителя, указываются мелким шрифтом, либо в такой цветовой гамме, которая не позволяет воспринять эту рекламу должным образом. Такие рекламные щиты не позволяют человеку, намеревающемуся получить финансовую услугу, реально оценить, какие у него есть возможности.
Изначально - это опыт управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю. Когда в результате наших действий и судебных разбирательств была доказана противоправность действий банков и других кредитных учреждений, опыт был обобщен Федеральной антимонопольной службой и рекомендован к применению на территории всей Российской Федерации.
Сегодня минимальный штраф за нарушение рекламного законодательства в области предоставления финансовых услуг составляет 100 тысяч рублей. Кредитные учреждения, которые игнорируют эти требования, рискуют повысить эту планку в связи с повторностью нарушения.
- Многие современные люди уже не могут представить себе жизнь без мобильного телефона. Операторы сотовой связи предлагают выгодные тарифы и условия. В рекламе часто используются слова «безлимитный» и «дешевый», а на деле пользователю приходится платить большую сумму, все из-за того, что многие условия в рекламе не оговариваются. Какую работу антимонопольная служба проводит в данном направлении?
- В качестве примера можно привести взаимоотношения нашего управления с компанией «Мегафон», когда была распространена реклама о том, что в системе 30 предоставляется безлимитный тариф пользования сетью Интернет. Один из граждан, увидев рекламу, приобрел все необходимое оборудование и подключил услугу «безлимитный Интернет». На практике оказалось, что при превышении пропуска трафика скорость доступа значительно снизилась. Информация о том, что скорость будет снижаться по истечении предоставляемого трафика, до гражданина доведена не была. В результате расследования и доказывания достоверности этого факта было признано, что «Мегафон» нарушил рекламное законодательство. В отношении компании было возбуждено административное производство и «Мегафон» был привлечен к ответственности.
Аналогичная работа сейчас ведется и в отношении других операторов сотовой связи на территории Ставропольского края.
- Сергей Иванович, если человек на улице увидит нарушение антимонопольного законодательства, куда ему обратиться?
Коммутатор нашего управления: телефон 35-51-19 в городе Ставрополе. Оператор соединит гражданина со специалистом и будут приняты меры, чтобы устранить нарушения рекламного законодательства и предотвратить в будущем возможные нарушения из-за не знания всех аспектов закона.
Елена Соловьева