Тарифы и цены под антимонопольным контролем.

В пресс-центре гостиницы «Пятигорск» состоялась встреча журналистов с руководителем Управления федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сергеем Никитиным. В дискуссии приняли участие журналисты газет «Кавказская здравница», «Бизнес КМВ», корреспонденты радиостанции «Провинция», «Серебряный дождь», «Шансон» и телеканала «Перец-ДТВ»

 

В беседе обсудили наиболее резо­нансные нарушения антимонополь­ного законодательства по итогам работы управления за прошедший год и истекший период текущего. Сер­гей Никитин отметил, что 2011 год был напряженный как для экономики Ставропольского края, так и для ра­боты антимонопольной службы. Примечательным стал ушедший год и новыми наработанными подходами в принятии административного регулирования определенных отраслей эко­номики. Бизнес проникся необходи­мостью в полном объеме защищать свои права в установленном законом порядке. Как отметил Сергей Ива­нович, ранее из общего количества мер, принятых в отношении субъек­тов, оспаривалось в суде в среднем 10 - 12%, за прошлый год 50% реше­нии и предписаний по всем направле­ниям деятельности антимонопольной службы обжаловались в арбитраж­ных судах и судах общей юрисдик­ции. Руководитель Ставропольского УФАС подметил, что бизнес идет по пути правового регулирования, по пути защиты своих интересов, в том числе по пути поиска, насколько деятельность административного органа соответствует требованиям закона.

- В каких сферах наблюдается динамика роста нарушений, судя по итогам работы краевой антимонопольной службы за прошлый год?

- Существенные нарушения произошли в сферах электротеплоэнергетики, газоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства. Также были выявлены нарушения антимонопольного законодатель­ на в сельском хозяйстве, в области связи и транспорта. Сократилось количество дел в области аграрного и продовольственного сектора с 3 до 1.

В этом году остаются нарушения субъектах, отнесенные к услугам жилищно-коммунального хозяйства. Процент нарушений в деятельности коммунальщиков всегда высок – это |энергоснабжение, тепло, вода и газ. Неудивительно, что государство уделяется большое внимание экономии государственных средств, требует жестко­го контроля за порядком осуществления закупок для муниципальных нужд. 8 этой части также были нарушения.

- Некоторые предприятия в бук­вальном смысле навязывают не­выгодные условия населению. На­пример, ОАО «Ставропольгоргаз» значительно и необоснованно за­высил стоимость услуг по врезке и пуску газа. Кстати, деятельность «Ставропольгоргаза» неоднократ­но пресекалась Управлением анти­монопольной службы, поступало много жалоб, когда цены на мон­таж бытового счетчика стали «за­облачными». Какое наказание по­несло предприятие за нарушение закона?

- «Ставропольгоргаз» - это субъ­ект, относящийся к сфере деятельно­сти газораспределительных организа­ций. Да, действительно, неоднократно антимонопольная служба рассматри­вала дела в отношении этого субъек­та. Одно из первых дел - это завы­шение цен на монтаж прибора учета газа. К нам обратились граждане с жалобой, что стоимость этого вида деятельности достаточно высока. Управление провело проверку и при­шло к выводу, что организация уста­новила монопольно высокую цену. Субъекту было выдано предписание с требованием устранить наруше­ние антимонопольного законодатель­ства. По данному делу велись судеб­ные разбирательства, и на днях суд подтвердил факт монопольно высо­кой цены. «Ставропольгоргаз» допу­стил нарушения и в иной сфере сво­ей деятельности. При совершении работ по врезке и пуску газа при­менял ценовой коэффициент как на строительно-монтажные работы. Но специалисты доказали, что примене­ние этого коэффициента незаконно, так как врезка и пуск газа относят­ся к виду деятельности по содержа­нию и эксплуатации газовых сетей. По конкретным обращениям граждан предприятию были выписаны предпи­сания, суды всех инстанций подтвер­дили законность действий антимоно­польного органа в этой области.

- Сергей Иванович, какие наиболее резонансные нарушения в сфе­ре жилищно-коммунального хозяй­ства были рассмотрены в прошлом году?

- Я бы отметил прецедентное дело в работе антимонопольной службы Ставропольского края, свя­занное с установкой приборов уче­та воды на границе раздела ба­лансовой принадлежности сетей. Государственное унитарное пред­приятие «Ставрополькрайводоканал», обосновывая свои действия федеральным законом и правила­ми предоставления услуг, требовало переноса приборов учета воды на границу раздела балансовой принадлежности, притом что многие из них были установлены ранее на основании технической до­кументации, выданной субъектами
водоснабжения. По данному поводу поступило огромное количество жа­лоб как в антимонопольную службу, так и в администрацию президен­та. Управление провело антимоно­польное расследование и пришло к выводу, что закон обратной силы не имеет и те приборы учета воды, Которые были установлены до 2008 года, имеют право законно существовать в том месте установки, где они были ранее разрешены.

Предприятие, в свою очередь, не согласилось с решением пред­писания управления, обжалова­ло наши действия в арбитражном суде. Недавно состоялось решение Федерального арбитражного суда СКФО, который подтвердил закон­ную деятельность антимонополь­ного органа по недопущению тре­бований установки приборов учета воды на границе раздела балансо­вой принадлежности. На данный момент рассматривается вопрос о привлечении «Ставрополькрайводоканала» к административной от­ветственности за нарушение дей­ствующего законодательства. Я думаю, что для граждан это будут существенные послабления, так как перенос приборов учета требует значительных финансовых затрат.

- Интересно, но стали не редки слу­чаи и неестественного занижения ценна услуги и товары, что также явля­ется нарушением Закона «О защите конкуренции». Расскажите, встреча­лись ли такие случаи в вашей прак­тике?

- Я бы не трактовал это как заниже­ние цен, хотя закон содержит такое по­нятие, как монопольно низкая цена. В практике управления встречаются слу­чаи, когда субъекты применяют разные цены для различных хозяйственных субъектов. В качестве примера можно отметить ООО «Молоко» города Новоалександровска, которое отпускало с завода оптом молоко для различных потребителей по разной цене, что в принципе недопустимо, поскольку на­рушался закон о конкуренции и отдель­ные субъекты ставились в преимуще­ственное положение по отношению к другим.

Большой срез в этом направлении связан с деятельностью элеваторов. Некоторые из элеваторов края форми­ровали разные цены для разных потре­бителей, тем самым предоставляя воз­можность конкурировать по ценовым показателям с другими субъектами. В результате экономического анализа ситуации и антимонопольного рассле­дования доказан факт нарушения за­кона, выданы решения и предписания. Судами уже подтверждены законность и обоснованность наших действий, а предприятия привлечены к администра­тивной ответственности.

- Не так давно на Ставрополье раз­горелся скандал, связанный со сговором бензиновых магнатов. Тогда краевому Управлению федеральной антимонопольной службы удалось доказать в суде, что цены на топли­во были необоснованно завышены. Сергей Иванович, следит ли за це­нами на топливо антимонопольная служба сейчас и какие меры приме­няются при выявлении необоснован­ного завышения цен?

- Антимонопольная служба признала, что «Лукойл» и «Роснефть» нарушили антимонопольное законодательство при формировании и установлении тарифа на отпуск в розницу дизельного топлива и бензина АИ-92. До сих пор продолжаются разбирательства по данному фак­ту, требуется экспертное заключение, подтверждающее, насколько обосно­ванно антимонопольный орган привлек к ответственности. А ответственность достаточно жесткая: штраф в размере 15 миллионов рублей за нарушение за­конодательства в отношении «Роснеф­ти» и 63 миллионов рублей в отношении ОАО «Лукойл».

Практика наших отношений с нефтя­ными магнатами пришла к необходи­мости еженедельно следить за наличи­ем нефтепродуктов на нефтебазах этих субъектов, чтобы не создавался дефицит и не стал поводом к повышению цены в связи с растущим спросом. Также прохо­дит ежедневный мониторинг цен на роз­ничный отпуск нефтепродуктов.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что наличие запасов не приве­дет к резкому скачкообразному повы­шению цен. Углубленное внимание по­зволяет оперативно реагировать на ситуацию.

- Одно из приоритетных направле­ний деятельности антимонопольной службы отводится выявлению и пре­сечению нарушений Федерального закона о рекламе. Какие требования в основном нарушаются в этой сфере?

- Если взять за 100% все нарушения за прошлый год, то 35% из них - это на­ рушение закона о рекламе. В основ­ном нарушаются общие требования, зачастую рекламодатели вводят в за­блуждение потребителей в отношении качества продукции, а также продолжа­ет оставаться высокий процент нару­шений в области рекламирования фи­нансовых услуг. Население ежедневновидит огромные щиты с рекламной де­ятельностью кредитных учреждений.
В таких случаях процентная ставка и срок выплаты указываются большим и ярким шрифтом, а все остальные усло­вия, которые обязательно нужно дове­сти до потребителя, указываются мел­ким шрифтом, либо в такой цветовой гамме, которая не позволяет воспринять эту рекламу должным образом. Такие рекламные щиты не позволяют челове­ку, намеревающемуся получить финан­совую услугу, реально оценить, какие у него есть возможности.

Изначально - это опыт управления ан­тимонопольной службы по Ставрополь­скому краю. Когда в результате наших действий и судебных разбирательств была доказана противоправность дей­ствий банков и других кредитных учреж­дений, опыт был обобщен Федеральной антимонопольной службой и рекомен­дован к применению на территории всей Российской Федерации.

Сегодня минимальный штраф за на­рушение рекламного законодательства в области предоставления финансовых услуг составляет 100 тысяч рублей. Кре­дитные учреждения, которые игнориру­ют эти требования, рискуют повысить эту планку в связи с повторностью на­рушения.

- Многие современные люди уже не могут представить себе жизнь без мобильного телефона. Операторы сотовой связи предлагают выгодные тарифы и условия. В рекламе часто используются слова «безлимитный» и «дешевый», а на деле пользователю приходится платить большую сумму, все из-за того, что многие условия в рекламе не оговариваются. Какую работу антимонопольная служба проводит в данном направ­лении?

- В качестве примера можно привести взаимоотношения нашего управления с компанией «Мегафон», когда была распространена реклама о том, что в систе­ме 30 предоставляется безлимитный тариф пользования сетью Интернет. Один из граждан, увидев рекламу, при­обрел все необходимое оборудование и подключил услугу «безлимитный Ин­тернет». На практике оказалось, что при превышении пропуска трафика ско­рость доступа значительно снизилась. Информация о том, что скорость будет снижаться по истечении предоставляе­мого трафика, до гражданина доведена не была. В результате расследования и доказывания достоверности этого фак­та было признано, что «Мегафон» на­рушил рекламное законодательство. В отношении компании было возбуждено административное производство и «Ме­гафон» был привлечен к ответственно­сти.

Аналогичная работа сейчас ведется и в отношении других операторов сото­вой связи на территории Ставрополь­ского края.

- Сергей Иванович, если человек на улице увидит нарушение антимо­нопольного законодательства, куда ему обратиться?

Коммутатор нашего управления: те­лефон 35-51-19 в городе Ставрополе. Оператор соединит гражданина со специалистом и будут приняты меры, чтобы устранить нарушения рекламного зако­нодательства и предотвратить в буду­щем возможные нарушения из-за не­ знания всех аспектов закона.

Елена Соловьева