ДОЛЖНО БЫТЬ ПРАВО ВЫБОРА!

Заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский ответил на вопросы ставропольских журналистов

В Ставрополе прошел двухдневный региональный семинар-совещание территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

В работе семинара участвовал статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. Прибыв в Ставрополь, он провел пресс-конференцию. Отвечать на вопросы представителей СМИ региона ему помогал руководитель Ставропольского УФАС России Сергей Никитин.

Законны ли расчетные центры?

Сначала Андрей Цариковский сообщил, что ФАС один раз в год проводит во всех федеральных округах подобные семинары-совещания. Это необходимо для достижения единообразия правоприменительной практики территориальными органами антимонопольной службы. (Это для ФАС – гигантская проблема). Вторая задача, которую решают такие семинары, – донесение до коллег в регионах информации о том, что делается на уровне центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы.

Затем зам.руководителя ФАС отвечал на вопросы.

– Почему в качестве основных тем для данного семинара были выбраны проблемы применения антимонопольного законодательства и КоАП РФ при проведении торгов и при предоставлении региональными органами власти субсидий бюджетным, автономным учреждениям, а также федеральным государственным унитарным предприятиям.

Андрей Цариковский: «Эти вопросы сегодня стоят наиболее остро. Если говорить о субсидиях, предоставляемых региональными властями, то именно через них происходит уход от системы госзакупок, от ФЗ-44 (О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – «СГВ»).

Именно такие, наиболее жесткие практические проблемы мы обсуждаем на подобных семинарах, а не сугубо теоретические вопросы. Для этого у нас есть научные конференции».

– Расчетные центры, которые являются посредниками между ресурсонабжающими организациями и потребителями, собирают плату, истребуют долги. После критических публикаций в СМИ по поводу того, что эта деятельность якобы является мошеннической, во многих городах расчетные центры закрылись, но в Ставрополе расчетный центр работает. Законна ли такая схема взимания коммунальных платежей?

Андрей Цариковский: «Вопрос – довольно сложный, каждый раз нужно рассматривать конкретный факт, в каждом конкретном регионе.

Во-первых, есть разные формы образования этих единых кассово-расчетных центров. В одних случаях возникают какие-то коммерческие структуры, непонятно, как они действуют, и это вызывает у нас вопросы. В других случаях это – государственные учреждения, к которым мы относимся гораздо либеральнее».

И судебная практика по этому поводу различная. Есть разные решения судов по, казалось бы, аналогичным делам. То есть, в каждом случае мы к этому вопросу подходим по-разному. Иногда – за, иногда – против.

Сергей Никитин: «В этом году в крае проводятся мероприятия, связанные с созданием регионального расчетного центра, который работал бы на территории всего Ставрополья. Но бОльшая часть управляющих компаний, плательщиков коммунальных услуг не согласна с этим. В Ставропольское управление ФАС поступили заявления с просьбой рассмотреть, насколько создание единого расчетного центра соответствует требованиям и принципам конкурентного законодательства.

У каждого потребителя, у каждого плательщика коммунальных услуг должна быть альтернатива, должно быть право выбора. На территории края конкурентная среда достаточно развита. Это и кредитные, и иные финансовые организации, сами ресурсоснабжающие организации открывают свои расчетные центры и непосредственно осуществляют прием платежей.

Поэтому первичные выводы по результатам нашего антимонопольного расследования, которое еще не завершено: мы в создании единого расчетного центра усматриваем признаки нарушения антимонопольного законодательства. Будет возбуждено дело и принято соответствующее решение».

– Коммунальные тарифы каждый год повышаются, Федеральный центр устанавливает потолок роста. Но порой тарифы растут сверх установленной планки: ресурсоснабжающие предприятия закладывают в тарифы дополнительные средства на финансирование своих инвестпрограмм. То есть, средства на развитие – прокладку новых линий и прочее. Законно ли это?

Андрей Цариковский: «Действительно, когда мы стали вплотную заниматься тарифами, мы вот это выяснили. Да, теоретически есть потолок, но за счет инвестпрограмм предприятий тарифы получаются выше, могут существенно отличаться от тех, что планировались. Таким образом, все слова федерального Правительства и региональных властей о том, что рост тарифов ограничен, оказываются пустыми.

Поэтому наша позиция: нужны четкие правила в этом деле. Такого роста коммунальных тарифов за счет неконтролирумой добавки на инвестпрограммы предприятий быть не должно».

Южная специфика

– Какие вопросы антимонопольного регулирования стоят наиболее остро именно в южных регионах России? И в каких субъектах СКФО и ЮФО ФАС видит больше всего проблем?

Андрей Цариковский: «На территории Северо-Кавказского федерального округа – чаще, чем в других округах, например, в

Центральном, бывают чрезвычайные ситуации (ЧС). Исходя из этого – специфическая проблема для регионов СКФО – применение норм госзакупок в условиях ЧС. Остальные проблемы антимонопольного регулирования на Северном Кавказе и Юге России являются более общими, характерными для всей страны.

Что касается конкретных территорий – часто в республиках Северного Кавказа привыкли все решать по-своему. Мол, нам лучше знать нашу ситуацию, чем каким-то федеральным чиновникам издалека, из Москвы. Некоторых нарушений, по госзакупкам, например, в республиках больше, чем в других южных регионах».

– Планируются ли какие-либо изменения в рекламном законодательстве?

Андрей Цариковский: «Насколько я знаю, сейчас не должно быть каких-то сверхрезких изменений. Несколько смягчились требования по рекламе алкоголя. Это связано с проведением в стране чемпионата мира по футболу. Происходит унификация отечественного законодательства с международным правом. Но сейчас в Госдуме находится очень большой пакет поправок в рекламное законодательство, которые имеют скорее технический характер. Поправки внесут большую ясность в формулировки закона. Не будет спорных толкований».

– ФАС порой предъявляет претензии к рекламе в СМИ. Довольно часто возникают спорные ситуации. Например, идет интервью с главврачом поликлиники, он рассказывает о приобретении нового оборудования. Как вы считаете, нет ли в этом нарушения закона?

Сергей Никитин: «Если СМИ сообщает, что медицинское учреждение приобрело какое-то медицинское оборудование – это хорошо. Это допустимая реклама. Но, как правило, для того, чтобы получить конкурентное преимущество, главный врач начинает рассказывать, какие методы лечения используются с применением этой техники. Таким образом, он, используя СМИ, старается получить как можно большее количество пациентов. Тут грань – очень тонкая.

Порой руководители лечебных учреждений спрашивают нас, почему вы нас ограничиваете в праве дать рекламу о каких-то медицинских услугах без размещения информации о том, что возможны противопоказания, что требуется консультация специалиста. Мол, наши специалисты, которые работают на этом оборудовании, разве не окажут пациенту полный объем консультаций, в том числе и о возможности противопоказаний.

Но на самом деле лечебное учреждение, опасаясь потерять клиента, может не дать ему всей информации о негативных последствиях.

Вы помните эту нашумевшую историю в Ставрополе, когда пациент-мужчина обратился за оказанием косметологической услуги, но не получил полный объем консультаций по анестезии, и в итоге – летальный исход.

То есть, требования закона о рекламе – не надуманные, они защищают интересы каждого гражданина».

Дни конкуренции

– Вы встречались с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым. О чем говорили с главой региона?

Андрей Цариковский: «Обсудили очень много вопросов. Как всегда, самым насущным оказался вопрос о неравенстве тарифов. Губернатор поднял тему большой разницы тарифов в Северо-Кавказском федеральном округе.

Ситуация – ненормальная, честно говоря, по всей стране. Тарифы в разных регионах иногда отличаются в десятки раз, что вызывает очень сильную негативную реакцию населения. Да и о какой конкуренции бизнеса можно говорить, когда тарифы настолько разные.

Второй вопрос, который мы долго обсуждали, – ФЗ-44.

Как всегда, этот закон трудно обойти вниманием. Планируется ряд поправок в документ. Мы готовы с правительством Ставропольского края, депутатами от Ставрополья работать над этими изменениями. Многие из них, правда, уже сформированы.

Также речь шла о проведении в Ставропольском крае такого масштабного мероприятия, как Дни конкуренции в России. Получено предложение от региональных властей, мы будем его рассматривать. Традиционно ФАС проводит Неделю конкуренции в одном из субъектов РФ. В Южном федеральном округе – в Ростове-на-Дону – такие Дни уже были, а в СКФО – еще нет. На Неделю конкуренции приезжает обычно много иностранных гостей, потенциальных инвесторов, представителей федеральных органов власти. В рамках Дней проводится очень много сателлитных мероприятий (круглых столов, семинаров, встреч) для чиновников, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций. Их цель – разъяснение и популяризация политики, проводимой Правительством страны в области защиты конкуренции в Российской Федерации».