СТАВРОПОЛЬСКОЕ УФАС ПРОКОНТРОЛИРУЕТ ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Руководитель Управления Федеральной атимонопольной службы по Ставропольскому краю Сергей Никитин ответил на вопросы корреспондента «СГВ».

ВСЕ РАВНО ЖАЛУЮТСЯ

Сергей Иванович Никитин

— Сергей Иванович, региональное управление ФАС осуществляет антимонопольное регулирование, контроль за госзакупками, в области рекламы и недобросовестной конкуренции. Где, в каких сферах, по итогам минувшего года было больше всего нарушений?

— Два последних года мы активно занимались контролем рекламы деятельности кредитных организаций и медицинских услуг. Если с рекламой алкоголя и табака всё в итоге более-менее отрегулировалось, все разобрались, что можно, а что нельзя, то рекламу медицинских услуг ввести в рамки закона оказалось сложнее. По-прежнему часто сталкиваемся с нарушениями. Тем более, что законодательство постоянно меняется. Например, появились ограничения относительно рекламирования методов оказания медицинских услуг.

Собственно пристального внимания требуют все направления. В 2014 году у нас был всплеск жалоб и обращений, связанных с госзакупками. Мы тогда возбудили и рассмотрели порядка 2 тысяч таких дел. Это связано было с тем, что закон о госзакупках (№44-ФЗ) только вступил в силу. Слабое знание нюансов этого документа повлекло всплеск нарушений. Мы на это обратили внимание. Поэтому решили через обучающие мероприятия, семинары (консультации не имеем права давать, нас привлекут к ответственности) донести до заказчиков и потенциальных участников торгов то, что им необходимо знать, чтобы избежать ошибок и нарушений. Чтобы они знали, как правильно работать. В итоге в 2015 году количество дел по нарушениям в сфере госзакупок снизилось до 870, а в 2016 году – до 780 дел. То есть эти наши усилия по профилактике нарушений, через семинары, учебные мероприятия, принесли результаты. Причем, если в 2014 году обоснованных жалоб было 62%, то сейчас их – около 10-15%. Это говорит о том, что и заказчики, и потенциальные участники торгов значительно повысили уровень грамотности. Что дает возможность своевременно проводить торги, своевременно выполнять работы, оказывать услуги. И как итог: в прошлом году в крае было отремонтировано, построено, введено в эксплуатацию большое количество медицинских учреждений, школ, детских садов, спортивных площадок.

— С прошлого года ФАС перестал работать с жалобами частных лиц, разбирает только споры коммерческих организаций. Но физические лица ведь все равно идут к вам с жалобами?

— Да, все равно жалуются, обращений очень много, и мы обязаны их в течение 7 дней переправить по подведомственности. Так, если жалуются по вопросам, связанным с ЖКХ, мы отсылаем людей в Стройжилнадзор, если на действия страховых компаний (по поводу ОСАГО, например, было много жалоб) – в Управление Центробанка (Ростов-на Дону), который занимается лицензированием страховой деятельности.

С антимонопольного законодательства начиналась деятельность нашей службы. И эти вопросы остаются, но обязанность защищать права физических лиц от нас ушла. Раньше любое физлицо могло обратиться с жалобой на действия монополистов — энергетических, водо- и газоснабжающих организаций, теплосетей, — и мы принимали меры. Сегодня этого нет, но остались два исключения, по которым мы можем защищать законные права и интересы граждан. Первое — это когда есть ущемление интересов неопределенного круга потребителей (когда пострадать может любой и одновременно многие, например, жители всего края). И второй момент: если ресурсоснабжающие организации не соблюдают процедуру техприсоединения относительно физических лиц: необоснованно отказывают гражданину в техприсоединении, требуют от него документы, которые не входят в определенный законом перечень, не соблюдают срок выполнения услуги. В этом случае назначаем штраф, не возбуждая дела. Но обычно к моменту назначения штрафа нарушение уже устранено, домовладение подключено к сети.

— Таких жалоб много?

— Достаточно много. В основном они идут от жителей садовых товариществ, дома в которых сейчас разрешено регистрировать как жилые объекты. Впрочем, нарушения там допускают и сетевые организации, и садовые товарищества.

НЕ КАК НА ЗАПАДЕ

— У УФАС есть обязанность контролировать органы власти. Случаются ли нарушения со стороны властных структур?

— Контроль органов власти – это эксклюзив нашего российского антимонопольного законодательства. На Западе этого нет. А у нас власть такой же участник гражданских отношений, как и хозяйствующие субъекты. Наш Гражданский Кодекс говорит, что органы власти в случае противоправных действий несут такую же ответственность за наступление негативных экономических последствий, как и хозяйствующие субъекты. Также должны оплатить эти негативные последствия. Но это и правильно.

Противоправные действия, конечно же, имеют место. Например, обращалось к нам с жалобой казачье общество города Лермонтова. Горадминистрация никак не реагировала на просьбу казаков о предоставлении помещения. Мы вынесли предупреждение, пояснили, что казачье общество имеет право на преференцию. Вопрос разрешился. Недавно глава Лермонтова известил УФАС, что все нормально: казаки получили то, что им положено по закону.

Органы власти имеют инфраструктурные объекты – здания, сооружения, которые можно сдать в аренду, передать во временное пользование. Антимонопольное законодательство говорит, что это можно делать только через конкурсные процедуры, через торги. Но, к сожалению, соблазн предоставить кому-то преимущество сохраняется.

Так что необходимость контроля органов власти остается, хотя законодатель предусмотрел послабление. Сейчас мы имеем возможность не сразу возбуждать дело, а выдавать предупреждение, как хозяйствующим субъектам, так и органам власти. Чтобы стороны нашли возможность примирения, разрешения ситуации. И надо сказать в общей массе предупреждений, касательно органов власти, нет случаев их неисполнения.

— То есть предупреждения действуют?

— Да, это работает. Ведь провести антимонопольное расследование, возбудить дело, выдать предписание — это все занимает время. Потом наше решение нарушитель обжалует в суде. Два-три года уходят на эти споры. К тому моменту предмет спора уже утрачивает значение. Когда же выдаем предупреждение – происходит переоценка позиции со стороны органа власти или хозяйствующего субъекта. Он задумывается — а нужны ли эти судебные разборки, стоит ли тратить силы и средства?

Но если примирения нет, у нас осталось право привлечения к ответственности.

ПРОЦЕНТ «БРАКА»

— Пресс-служба УФАС, как правило, распространяет информацию о результативных для антимонопольщиков делах, но, как Вы сами говорили, судебные инстанции, в том числе Верховный суд, не всегда признают ваши действия обоснованными. Как часто это происходит?

— Все наши действия, абсолютно все, оспариваются в суде. Да, случается, что судебные инстанции нас не поддерживают. В силу разных причин. В том числе, исходя из того, что даже правомочные административные действия со стороны ФАС не принесут благоприятной экономической среды.

По разным направлениям процент проигранных в судах дел может отличаться. Так, по рекламе и недобросовестной конкуренции он составляет 1-2%. По закупкам для государственных и муниципальных нужд – 8%. Причина судебных неудач, чаще всего, не в ошибочных действиях наших специалистов, а в связи с изменениями в законодательстве. Или могут меняться цели, поставленные перед антимонопольной службой или судебной властью. Наибольший процент неудач – по антимонопольным делам. Может доходить до 20% и даже выше. Антимонопольное законодательство продолжает оставаться самым трудным для специалистов УФАС, поскольку необходимо обладать большим объемом знаний — юридических и экономических.

В общей сложности, признание наших действий необоснованными не превышает 20%. Такой оценочный показатель установлен для руководителей территориальных антимонопольных органов. Он может меняться каждый год. На 2016-й – 20%, а было — 16%, 18%.

— Какие приоритеты у регионального управления ФАС на этот год? Куда направите основные усилия?

— Сфера, которая требует особого внимания в нынешнем году — это защита дольщиков при строительстве жилья. Такую установку ФАС донесла до своих региональных управлений. Госдума внесла изменения в закон о рекламе, а ФАС, соответственно, отреагировала. Сегодня объем информации, которую застройщик обязан размещать на своем сайте, значительно расширен. И вот мы, антимонопольный орган, обязаны отслеживать эту информацию.

— То есть здесь ожидаете рост числа нарушений?

— Да, они однозначно будут. Практика показывает, что с изменением законодательства происходит всплеск нарушений.

Беседовал Владислав ФУШ

Фото mo.fas.gov.ru, Виктора Нестеренко

КСТАТИ

УФАС по Ставропольскому краю является единственным специализированным управлением ФАС России по анализу рынка минеральной воды и по анализу деятельности элеваторов по хранению зерна. Ставропольские специалисты ФАС принимали участие в разработке федерального закона о хлебе.

ЦИФРЫ

За счет деятельности Управления ФАС по Ставропольскому краю в 2016 году, в бюджеты всех уровней поступило 25 млн рублей (за последних три года – 78,8 млн рублей), из них около 23,5 млн рублей – штрафы, остальные около 1,5 млн рублей – госпошлины, незаконно полученные организациями- нарушителями доходы и т.д. При этом годовой объем финансирования регионального управления ФАС составляет 15 млн рублей.