• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

КРАЕВАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ОТМЕТИЛА СВОЙ ЮБИЛЕЙ

Финал 2016 года примечателен тем, что отмечаются юбилеи создания многих структур органов власти и общественных институтов гражданского общества нашего государства. Это и Общественная палата, и Союз работодателей Ставропольского края, и Конгресс деловых кругов Ставрополья. И этот перечень можно еще долго продолжать. Не является исключением и антимонопольное ведомство.

Кстати, пресс-конференция руководителя управления федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю Сергея Никитина, которая проходила в Пятигорске в пресс-центре одноименной гостиницы, больше посвящена была 25-летию Ставропольского УФАС.

Представители печатных и электронных средств массовой информации попросили Сергея Ивановича подробнее рассказать о становлении и развитии антимонопольной службы на Ставрополье.

Именно 25 декабря 2016 года исполнилось 25 лет со дня создания антимонопольного управления в Ставропольском крае. Тогда, 25 декабря 1991 года, приказом Валерия Черногородского, председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, был назначен первый руководитель Ставропольского территориального управления ГКАП РФ В. В. Рохмистров.

В то время в структуре управления было всего два подразделения: отдел контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и информационно-аналитический отдел.

По мере развития экономики России, институтов гражданского общества совершенствовалось и законодательство, появилась настоятельная потребность защищать интересы зарождающихся новых экономических структур – то, что мы сегодня называем субъектами малого и среднего бизнеса, и, как обратная сторона медали, интересы и права потребителей. Соответственно в структуре управления появились еще два подразделения.

Следует отметить, что в то время в управлении работало большое число специалистов, имевших богатый опыт практической и научно-теоретической работы. Достаточно сказать, что шесть специалистов имели кандидатские степени, у половины специалистов было два образования. Многие из них пришли из высшей школы. Да и сегодня продолжают свою профессиональную деятельность в науке – это доктор экономических наук профессор Сергей Слепаков, доктор юридических наук профессор И. Нельговский, доктор технических наук профессор Андрей Коробко.

Период первого десятилетия отмечен тем, что необходимо было поддержать малый бизнес, обеспечить беспрепятственный доступ к инфраструктуре энергетических компаний, сформировать понимание менеджерами необходимости правильного отнесения затрат на себестоимость продукции и, как результат, формирование справедливой цены. Ну и конечно же, это защита прав потребителей.

К достижениям этого периода следует отнести формирование правил функционирования нефтяного рынка и, как следствие, стабилизация экономики края. Именно в это время два антимонопольных управления, Ставропольское и Санкт-Петербургское, в спорных отношениях с нефтяными компаниями доказали недопустимость формирования цены на нефтепродукты по принципам келейности. Именно из этого времени вышла ныне применяемая терминология – соглашение и сговор. И время подтвердило обоснованность действий. В том числе запретом в законодательном порядке этих действий.

В этот период времени Ставропольским антимонопольным управлением была создана и отлажена система работы по защите прав потребителей. По инициативе управления во всех районах края и почти во всех поселениях были созданы и активно работали общественные организации по защите прав потребителей. Во всех органах местного самоуправления были специалисты, которые обеспечивали деятельность общественных организаций и их связь с антимонопольным управлением, за которым было обеспечение методологии, разработка типовых документов для построения взаимоотношений потребителей и предпринимателей, а также инструкции и типовые документы для обращения в суд в защиту нарушенных прав.

Много внимания уделялось просвещению подрастающего поколения. Специалисты управления при поддержке органов местного самоуправления, органов образования осуществляли подготовку команд учащихся школ края для участия в региональных конкурсах по вопросам защиты прав потребителей. Конкурсы проводились в

Ростове, Пятигорске. Команды Ставропольского края всегда занимали призовые места. Это были команды из Новоалександровска и Ставрополя. С чувством ностальгии вспоминается конкурс в Пятигорске, когда на его проведение работала команда всего края, администрации Ставрополя и Пятигорска, и лично Андрей Джатдоев и Юрий Васильев, коллектив гостиницы «Интурист», на базе которой проходил конкурс, подразделение инспекторов, в то время ГАИ, которые встречали и сопровождали автобусы с детьми из всех регионов и тем самым обеспечивали безопасность их передвижения.

Но время не стоит на месте, в конце концов, формируются общепринятые принципы конкуренции, развивается экономика, совершенствуется законодательство. Динамичность этих процессов потребовала от государства совершенствование системы федеральных органов власти, и в результате череды реорганизаций в марте 2004 года была создана Федеральная антимонопольная служба, а в субъектах Российской Федерации – Управления Федеральной антимонопольной службы. В этот же период принимаются законы «О рекламе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принят новый закон «О защите конкуренции».

Как следствие, появилась необходимость переформатирования работы антимонопольных органов и ориентирования их деятельности на обеспечение экономических результатов и защиту конкуренции именно в деятельности хозяйствующих субъектов.

В этой связи Ставропольское УФАС России старается максимально использовать методологию ФАС России по экономическому анализу отраслей экономики края, по мониторингу деятельности хозяйствующих субъектов, способных своими действиями влиять на свободу обращения товаров, работ, услуг на территории края.

На сегодняшний день работа специалистов информационно-аналитического отдела по темам специализации «Анализ рынка услуг элеваторов» и «Анализ рынка по розливу минеральной воды» не имеет аналогов. Выводы и предложения специалистов-аналитиков позволяют специалистам отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства грамотно и эффективно использовать инструменты антимонопольного регулирования отношения в сфере экономики, не допускать проявлений монополизма как в деятельности ресурсных организаций, так и при производстве товаров, работ, услуг. Причем это происходит в тесном взаимодействии со специалистами других подразделений федеральных органов исполнительной власти, со специалистами органов исполнительной власти края. В целях структурирования работы Ставропольским УФАС России заключено четырнадцать соглашений о взаимодействии. Это позволяет оперативно и адекватно реагировать на ситуационные изменения в экономике.

Много внимания в работе управления уделяется недопустимости проявлений недобросовестной конкуренции, пресечению стремления отдельных хозяйствующих субъектов получить преимущество в экономической деятельности незаконным путем. Это направление достаточно широкое, тем более что охватывает все сферы жизнедеятельности – это и строительство, и медицина, и производство товаров, работ, оказание услуг. Эта деятельность в итоге влияет не только на экономику, но и на социальную обстановку в крае. Не случайно законодателем внесены изменения в закон «О рекламе», целью которых является защита интересов дольщиков при строительстве жилья. Изменения вступают в силу с января 2017 года.

Надо сказать, что за последние годы практика применения норм закона отделом надзора за рекламной деятельностью получила признание в Российской Федерации. Так, практика управления, подтвержденная Арбитражным судом Ставропольского края, в части ненадлежащей рекламы кредитных организаций, запрета рекламы дистанционного способа продажи БАД, а также в вопросах формирования доказательств противоправности действий при распространении наружной рекламы, в том числе путем фиксации с помощью съемки на цифровой фотоаппарат, была обобщена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и рекомендована к применению на территории всей России.

Ну и, конечно же, очень много времени и усилий требует работа по контролю за соблюдением федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». У Ставропольского УФАС есть право контролировать закупки федеральных структур, дислоцированных на территории края, но при этом есть обязанность проверять соблюдение норм закона при обращении уполномоченных органов, заинтересованных лиц практически в отношении всех заказчиков, за исключением торгов по гособоронзаказу. Как следствие, счет на количество проверок идет на сотни. Следует отметить, что не все жалобы признаются обоснованными. В начале применения норм закона № 44-ФЗ заказчиками обоснованными признавались до 60% от всех поступающих жалоб. Сегодня за счет профилактических мер, а это учебные семинары как по отраслям, так и в целом для широкого круга заказчиков с участием специалистов управления, правительства края, высших учебных заведений, так и за счет административного ресурса управления, прокуратуры края, подразделений экономической безопасности ГУВД края, это количество снизилось до 12 – 18%, в зависимости от уровня заказов – федеральные, субъектовые или органы местного самоуправления. Сократилось и количество субъектов, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.

Требовательность в подходах оценки качества аукционной документации процедуры торгов позволяет обеспечивать открытость процесса закупок, недопущение заключения контрактов по максимальной цене и выполнение одного из основных положений законодательства о закупках – это недопущение, пресечение коррупционных проявлений.

С каждым годом роль и ответственность ФАС России и, как следствие, ее территориальных управлений повышаются. Так, в течение истекшего года по решению Правительства Российской Федерации к ФАС перешли полномочия органа тарифного регулирования, увеличены полномочия в области регулирования торговой деятельности. Часть этих полномочий относится и к деятельности Ставропольского УФАС. Реализацию этих полномочий управление осуществляет в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества. Это и региональное отделение партии «Единая Россия», и Общероссийский народный фронт, и Опора России. Грядущий 2017 год потребует от специалистов управления еще большего напряжения сил и еще большего взаимодействия с органами исполнительной власти Ставропольского края и общественными организациями.

Труд и успехи ставропольских антимонопольщиков по достоинству оценены руководством службы. По решению Президиума ФАС России, приказом руководителя ФАС России И. Артемьева в связи с 25-летием управления сотрудники награждены ведомственными наградами: Почетным знаком Федеральной антимонопольной службы «За заслуги в развитии конкуренции» награжден заместитель руководителя управления Д. Сапунов, медалью Федеральной антимонопольной службы «За отличие в службе» награждена начальник отдела надзора за рекламной деятельностью И. О. Никитина, Почетной грамотой ФАС России награждены заместитель руководителя управления Г. Золина, начальник информационно-аналитического отдела О. Шевцова, заместитель начальника отдела контроля органов власти Н. Пашкова. Ряд сотрудников поощрен благодарностями ФАС России.

Вскоре перешли к вопросам и ответам, без которых не обходится ни одна пресс-конференция. Приведем пару вопросов и ответов.

– Четверть века прошло, сколько на сегодняшний день сотрудников у вас работает, и есть ли такая статистика, сколько финансов поступило в Федеральную казну благодаря именно Ставропольскому ведомству за 25 лет и именно в этом году?

– Численный состав все время меняется. В первые годы доходило до 43 человек, потом доходило до 20. Это зависело от целей и задач, стоящих перед ведомством, это зависело от финансового благополучия нашего государства. На сегодняшний день штатная численность – 38 человек, из них шестеро находятся в декретном отпуске, воспитывают детей – не первого, второго, а третьего родили. И это маленький штришок, но я с гордостью говорю, что и работа, и забота о повышении численности населения тоже входят в заботу сотрудников управления. Обычно все стараются считать чужие деньги. Содержание нашего управления – 15 млн. рублей в год. Это деньги на коммунальные услуги, обеспечение жизнедеятельности в виде расходных материалов, техника и заработная плата как конечный итог. Ежегодно в бюджет приносится разная сумма. На сегодняшний день объем, который во все уровни бюджета в результате нашей деятельности перечислен, составляет 25 миллионов рублей. В прошлом году – 28, в позапрошлом – 46. В разные периоды времени – разные. Это связано в том числе с обязанностью исполнять поручения президента: «Не допускается кошмарить бизнес». Объекты малого и среднего предпринимательства нужно поддерживать. Количество контрольных мероприятий нужно уменьшить. Демократичность наших законов пошла дальше, в Кодекс об административных правонарушениях вносят изменения в том случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства впервые совершают правонарушение – они к ответственности не привлекаются. Вносится предупреждение. Это все сказывается на сокращении количества объема денежных средств, поступающих от деятельности нашего управления.

– Можно сказать, что люди стали более грамотными законодательно? Меньше стали нарушать законы?

– Может быть, меньше, но более качественно. Не случайны изменения в законе о регулировании торговой деятельности. Если раньше торговые сети показывали, что у них наценка торговая составляет всего лишь 10 – 12%, а сегодня по факту мы смотрим, что это с учетом всех тех составляющих, которые они включали в иные договора на обслуживание товара, поступившего на реализацию, то сегодня наценка составляет 60%. То есть сегодня увидели реальную наценку. Но ведь от

10 до 60 вот эти 50% – это как раз то продумывание ситуации, как извлечь прибыль от предпринимательской деятельности. Мы как раз работаем над тем, чтобы уравновесить законность и справедливость. Чаще всего от этого страдает потребитель, ведь эти

50 – 100% идут из его кармана. Нужно обеспечить их защиту.

– Уточнение по проекту «Честная цена» – то есть со следующего года будет контролироваться процент в торговых сетях? Будет какое-то ограничение?

– Нет, со следующего года будет контролироваться процесс реализации заключенных договоров между торговыми сетями и поставщиками этой продукции. И в этих договорах торговые сети – им запрещено устанавливать непредусмотренное законом оказание услуг. А услуги могут быть какие угодно: входной контроль или вот прозвучало на одном из совместных совещаний с общественными организациями, когда торговые сети говорят: «Мы аудит предлагаем».

– То есть они повышают свои расходы, чтобы наценку сделать?

– Да, отнести на потребителя, на нас с вами. Игорь Артемьев по этому поводу сказал: «Наша задача в первую очередь цены стабилизировать». Сегодня антимонопольная служба говорит, если все одинаково, то порядок формирования цены, тарифа на услугу – будь то электроэнергия, вода, отведение воды, газ должен быть одинаковый, чтобы простому потребителю было понятно. Если что-то выбивается – сразу видно, выбивается, не соответствует закону, всегда можно быстро среагировать, обратиться, а надзирательному органу – принять меры. Всем должно быть все понятно. Именно поэтому Министерство связи РФ сегодня внедряет Единую государственную систему ЖКХ, где у каждого: у каждой управляющей компании, у каждого субъекта, ну в какой-то степени он относится в том числе и к действию антимонопольных органов, вы подводите под тарифное регулирование. Сразу хотел бы отметить, вы сказали: «Думает ли государство что-либо делать в этой области?». Знайте, государство – это мы с вами.

– И последний вопрос. Много успехов, интересная работа, столько принесено пользы краю и стране в целом. А есть какие-то моменты, которые не получились? Какие-то проблемные вопросы?

– Существование наших антимонопольных органов – это все время поиск правильных решений. Особенно в среде журналистов всегда стараются определить, что законно, а что справедливо. Мы всегда находимся в поиске: вот закон приняли, а еще никто не уверен, насколько примет его общество, экономика РФ. Здесь нужно работать. Вторая составляющая – большая часть законов, которые мы осуществляем прямо в первой статье, в том числе в законе о закупках, говорит, что цель этого закона – недопущение проявлений коррупции. Есть моменты коррупционных проявлений в работе нашего управления. К сожалению, был такой случай в этом году, когда нашего сотрудника обвинили в получении денег от коммерсантов. В этой части я бы хотел отметить следующее. Владимир Путин очень четко и тонко прочувствовал подобную ситуацию. В обращении к Федеральному Собранию он сказал, что шумиху делать вокруг таких ситуаций не стоит, нужно работать и доводить до суда. Есть решение суда, оно должно быть доведено до общественности. Делать это раньше – это попытка влиять на выводы суда о том, были ли совершены незаконные действия. Один из сотрудников совершил поступок, но как его квалифицируют – мне до сих пор не верится. Это все равно что собственное дитя попало в нехорошую ситуацию. Мы ждем решения суда. Я думаю, оно будет доведено в том числе и пресс-службой и до суда, и до прокуратуры, и до Следственного комитета. Не хочу это комментировать. Я считаю, что в этой жизни нет ничего нового, когда мы говорим о библейских историях о чистоте и порочности людей, Иисус Христос – у него было 13 апостолов. И хотя все они были друзьями, но, как оказалось, не все из них не поддаются соблазну. К сожалению, это есть, с этим надо бороться. Нужно уделять внимание, формировать мероприятия, которые заставляют подумать, сделать выводы. Каждый должен почувствовать, что необдуманность, соблазн могут закончиться достаточно плохо не только для человека, но и для всех окружающих без исключения.