• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Стратегия ФАС России подтверждена мероприятиями международного уровня

Мы традиционно каждые три месяца встречаемся с руководителем УФАС России по Ставропольскому краю Сергеем Никитиным, и он рассказывает о тех результатах, которые обработаны территориальным управлением. Встречи, как правило, проходят в Пятигорске, в пресс-службе одноименной гостиницы. И этот раз не стал исключением. Тема нашего разговора – это, пожалуй, более высокий уровень отношений антимонопольной службы и международных организаций.

 В конце сентября этого года в Московской области состоялась коллегия ФАС России, которая была посвящена международной конференции. В ее работе приняли участие представители практически всего Европейского союза, США и Евразийского союза азиатских государств. Такое внимание к работе антимонопольного органа РФ вызвано тем, что Игорь Артемьев и куратор от Правительства РФ Игорь Шувалов определили, что сегодняшние реалии времени требуют иного подхода к деятельности антимонопольного органа. Это связано, безусловно, и с той санкционной политикой, которую ведут европейские государства.

Прежде чем представители печатных и электронных средств массовых информаций перейдут к вопросам, мы попросили Сергея Ивановича рассказать о работе коллегии, в которой он принял участие.

Следует отметить, что в работе этой международной конференции впервые прозвучала оценка независимых организаций содействия экономического развития Европейская организация, которая была основана 1961 году еще, целью деятельности которой является урегулирование экономических отношений между государствами и указание узких мест в развитии каких-либо экономик. А также созданная в России Независимая ассоциация поддержки конкуренции – это две организации, которые на международном уровне и на уровне РФ впервые в рамках внешнего аудита дали отсылку деятельности Федеральной антимонопольной службе.

И вот именно эта оценка, а затем последующий доклад Игоря Артемьева подтвердили правильность пути, выбранного Федеральной антимонопольной службой. В чем заключается правильность этого пути? В том, что реалии нынешнего времени требуют взаимной скоординированности деятельности антимонопольных органов всех стран и путь перехода от национальных интересов к транснациональной деятельности, связанной с развитием конкуренции. В частности, в качестве примера. В конце 2015-го антимонопольной службой возбуждались дела по признакам нарушений конкуренции в отношении компаний Таиланда, Филиппин, Финляндии, Норвегии, связанных с порядком формирования тарифов на контейнерные перевозки. Выяснилось, что эти транснациональные компании за счет монополизации рынка диктовали свои условия в порядке формирования тарифа. Стоило антимонопольному органу РФ вмешаться в это дело, разобраться с экономической составляющей, доказать наличие нарушения законодательства, как к этой же теме подключились антимонопольные ведомства Норвегии, США, Польши, Китая, то есть правильность выбранного пути России подтвердила в том числе деятельность других ведомств иных государств. И не случайно на сегодняшний день антимонопольное ведомство России ориентировано на развитие таких отношений, как в рамках БРИКС. Я хотел бы обратить внимание, что международная конференция по развитию конкуренции в Москве предшествовала, во-первых, совещанию Евразийского союза – это пять государств туда входящие: Белоруссия, Россия, Армения, Киргизия, Казахстан. И в работе этой конференции принимали участие представители БРИКС. Те документы, которые выработали в момент Международной конференции в Московской области, послужили основополагающими, начальными документами. Это говорит о том, что важность антимонопольной политики, важность развития конкуренции на транснациональной основе – это достаточно существенно. В оценке деятельности внешнего аудита антимонопольных органов было обращено дополнительное внимание на то, что одним из условий развития конкуренции в том числе являются государственные закупки для государственных муниципальных нужд. Это на сегодняшний день вызывает достаточно много проблем. Эти проблемы связаны с тем, что при кажущейся прозрачности механизма закупок через электронные торги, вместе с тем у участников торгов, у заказчиков вызывает сомнение принцип прозрачности. И Правительство РФ перед ФАСом ставит задачу с тем, чтобы усовершенствовать механизм технологии закупок, чтобы ни у кого не было сомнений, что процесс закупок происходит абсолютно конкурентно, абсолютно честно с обязательным условием поддержки малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день складывается впечатление в своей деятельности, в общем-то и ФАС и территориальные органы ежеквартально перед правительством отчитываются о состоянии работы по закупкам для государственных муниципальных нужд. Там представляется статистика по закупкам практически по всем субъектам – это федеральный бюджет, это субъекты Федерации, это области местного самоуправления. Так вот количество закупок, осуществляемых из единственного источника, вызывает беспокойство, поскольку этот процент – количество закупок из единственного источника продолжает расти. Это свидетельствует о том, что отсутствует конкурентный способ закупки. Отсутствие этой конкуренции говорит о том, что и ведомства, и органы исполнительной власти субъектов РФ идут по пути, ну скажем так, критики: о том, что конкуренции у нас нет – эту ситуацию готовы все, заботиться о ее существовании и ее развитии никто не хочет, и процедура закупок это в первую очередь подкрепляет.

Как только нужно закупить лекарственные средства для системы здравоохранения, либо иные закупки – у ведомств, у субъектов Федерации появляется желание и обоснование причин закупок из единственного источника. Закон предусматривает только те способы, которые определены в законе, в том числе согласование закупки, либо в крайнем случае издание нормативного акта на уровне Правительства РФ, либо указа президента. Исходя из того, что значительно растет количество обращений к президенту с просьбой издать такой указ, говорит о том, что критика об отсутствии конкуренции и желание ее развивать – это два расходящихся понятия. Поэтому на сегодняшний день в отношении руководителей субъектов Федерации и федеральных ведомств есть такое требование развивать конкуренции, в том числе по поручению правительства Федеральной антимонопольной службой разработаны проекты документов, связанные с принятием национальной программы национального стандарта развития конкуренции. Вероятнее всего это будет нормативный акт в виде указа президента, который будет определять какие-то параметры развития конкуренции и развития деятельности и ведомств и органов исполнительной власти РФ в этой части. Иной путь – скажем так, существует большое количество государственных муниципальных предприятий при осуществлении государственных муниципальных закупок, когда чиновники муниципального уровня стараются сделать таким образом, чтобы закупки осуществились через эти предприятия. Дабы уйти от исполнения норм закона, находится лазейка в виде предоставления либо каких-то преференций, либо каких-то субсидий. Предоставление субсидий – а это, естественно, и финансирование из федерального бюджета – это как раз путь, направленный на ущемление конкуренции, уход от принципов равенства всех, участвующих в освоении этих денежных средств. Есть на сегодняшний день по результатам нашей Международной конференции прямое поручение Федеральной антимонопольной службы заниматься этим вопросом. «Если помните, года два назад на одной из наших встреч я рассказывал о том, что выполнили поручение ФАС России об оценке предоставления субсидий на территории субъектов РФ сельхозтоваропроизводителей. В результате этой работы мы выяснили не только в Ставропольском крае – по всей РФ, что процедура предоставления субсидий не всегда бывает прозрачной, не все однозначно представляют себе, каким образом и кто может субсидии получить и в каком порядке. В результате нашего вмешательства сегодня нормативные акты в крае приведены в соответствие, по крайней мере, процедура стала более прозрачной.

Будем заниматься в том числе вопросом предоставления субсидий на территории края и всем остальным субъектам. Проблема, связанная с осуществлением закупок из единственного источника, требует на сегодняшний день внесения изменений в Закон 44 РЗ «Закупки для государственных муниципальных нужд на контрактной системе» и Закон 223 «Закупки юридическими лицами». То есть на сегодняшний день Правительство РФ заинтересовано в том, чтобы процедура была абсолютно открытой, адекватной и обеспечивала в том числе, еще раз подчеркиваю, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса.

Большая проблема связана еще и с тем, чтобы сформировать внутренние убеждения в отношении проблемы регулирования экономики на транснациональном уровне. Как правило, журналисты всегда задают вопросы – многие заявляют о том, что цена нефти на международном рынке снижается, а стоимость нефтепродуктов либо повышается, либо не меняется. Это всегда проблематично. Так вот это одно из тех направлений, которые требуют взаимодействия антимонопольных ведомств на транснациональном уровне. У нас есть такой орган – Межгосударственный совет по антимонопольной политике, где совместными усилиями принимаются решения, осуществляются действия, направленные на обеспечение конкуренции хотя бы в рамках представителей этого органа. В частности, на сегодняшний день в плане совместных усилий поставлена задача обеспечить развитие конкуренции на транснациональном уровне в трех направлениях: это закупка лекарственных средств и медпрепаратов для государственных муниципальных нужд, это нефтяной бизнес и это производство автомобилей запасных частей. Первое направление, где заинтересованы работать антимонопольные ведомства всех государств, целью направления этой деятельности является снижение стоимости на эти виды товаров. В частности, об этом говорил и Игорь Шувалов, и Игорь Артемьев. И как бы в подтверждение обоснованности выводов действий антимонопольного ведомства РФ – это последняя конференция БРИКС, где В. В. Путин обратил внимание, что лекарственные средства – это проблема закупки для государственных муниципальных нужд. Что в целях снижения стоимости этих лекарственных средств, обеспечения поступления на рынок России ну и иных государств качественной продукции является необходимым, во-первых, – обязательное лецензирование деятельности производителей лекарственных средств, и во-вторых, это обязательная их регистрация на территории субъекта или государства, где оно будет реализоваться. А в чем проблема? Скажем так, существующие нормативные акты РФ по закупкам для государственных муниципальных нужд предусматривают преференции для субъектов малого и среднего бизнеса и преимущество при закупках отечественных товаров. Причем, если среди поставщиков товаров, которые имеют намерение участвовать в торгах, есть два отечественных производителя – преимущество отдается исключительно отечественному производителю. А государство сегодня идет по пути: если мы – Евразийский союз, и есть производители только в пределах России, чтобы преимуществом национального производителя в том числе пользовались и производители Евразийского союза, в частности, по лекарственным средствам, у нас достаточно развита фарминдустрия в Казахстане. То есть за счет регулирования конкурентных отношений в том числе поддерживать и экономику субъектов, входящих в Евразийский союз. Заканчивая обозрение этого мероприятия, хотелось бы отметить, что кроме лекарственных средств, нефтепродуктов, техники и запчастей к ним продолжает оставаться злободневным вопросом порядок формирования цены на продукты питания – это направление, требующее в перспективе достаточно большого внимания. Притом что существующими инструментами не предусмотрена возможность регулирования тарифов и ценообразования, вместе с тем мониторинги в этом направлении должны быть сохранены, в том числе через контроль деятельности закона о торговой деятельности РФ. Вот такие итоги и задачи, которые поставило Правительство РФ. Ну и в том числе те злободневные вопросы, которые всех нас интересуют. Лекарство – здоровье, продукты – жизнь, ну а средства передвижения – это возможность быстро реализовать свои возможности, в том числе СМИ.

После подробного рассказа Сергея Ивановича журналистам интересно было узнать, какие серьезные нарушения были допущены нашими компаниями за последнее время.

– Антимонопольное расследование – это, как правило, расследования, связанные с обязанностью доказать экономическую подоплёку в совершении действий, либо бездействий, целью которых является ущемление конкуренции. Если буквально по закону – до шести месяцев мы можем заниматься такими вопросами. Поэтому в пределах одного месяца – это, как правило, дела, которые связаны с сиюминутными нарушениями, которые стали обыденностью. С первого января 2016 года антимонопольному ведомству предоставлено право привлекать к ответственности субъекты, которые нарушают правила строительства, которые нарушают правила технологического присоединения, когда требуют от абонента независимости физическое или юридическое лицо, которое предоставляет либо документы, которые не предусмотрены действующим законодательствам, либо нарушают сроки предоставления этого права на технологическое присоединение, либо иные придуманные действия, которые ограничивают законные права и интересы абонента. Так вот, скажем, за девять месяцев этого года порядка двух десятков нарушений было совершено в области нарушения процедуры технологического присоединения. По этим вопросом проводились проверки, причем проверки проводились как самостоятельно нашим управлениям, так и совместно с органами прокуратуры всех уровней – это и Управление Генеральной прокуратуры Северо-Кавказского округа, это Прокуратура Ставропольского края, прокуратуры городов и районов. Для того, чтобы зафиксировать этот факт, должен быть виновник. Как правило, реакция виновных моментальная, права абонента были восстановлены, и каким-то образом это сформировало за эти девять месяцев отношения к недопустимости нарушения закона, поскольку наступает не пресловутая, не декларированная, настоящая ответственность за нарушение. В результате этих действий в бюджет РФ в общей сложности от действий антимонопольного органа поступило 18 млн. рублей по состоянию на первое сентября. Я считаю, что это достаточно хорошая сумма для того, чтобы убедить нарушителей в том, что так делать нельзя.

– У нас проводили сравнительный анализ цен на лекарственные препараты и в России и на международном рынке. Некоторые препараты в России являются самыми дорогими на мировом уровне. Есть ли нарушения в Ставропольском крае, и, вообще, насколько ведут честную конкуренцию аптеки Ставрополья?

– Ну я бы хотел отметить в этой части – да, ФАС проводил сравнительный анализ. Надо отметить, что в самой ФАС подобран достаточно квалифицированный персонал, который имеет первое образование, кстати Артемьев – биолог по первому образованию, и есть подразделения, в которых специалисты как раз биологи, которые достаточно хорошо разбираются в рецептуре лекарственных средств. И есть такое наименование непатентованное международное, когда основная причина формирования цены сидит в формуле этого лекарственного средства. То есть, какие ингредиенты включаются в состав этого лекарственного средства, во что эта себестоимость складывается. Многие отечественные учреждения, рынки фармацевтических услуг идут по пути формирования цены по наименованию. По существу формула лекарственного средства та же самая, добавляется название «Форте», и цена на 10 – 20 процентов изменяется. Так вот ФАС идет по пути формирования цены по формуле, а ни в коем случае не по наименованию. Это во-первых. Во-вторых, ФАС требует лицензирование на этом рынке, если есть единственный производитель в мире, то он должен лицензироваться в том числе на территории РФ для того, чтобы дальнейшее прохождение лекарственных средств по территории РФ не приводило к нарушению цены. В этой части, скажем так, полномочиями наделено Министерство здравоохранения РФ, которое будет заниматься вопросами формирования в рамках РФ первоначальной цены для того, чтобы в виде каких-то документов информировать участников рынка и, возможно, потребителей услуг по формированию цены.

Что касается Ставропольского края, то был период, когда были большие проблемы, связанные с закупкой лекарственных средств, когда в один лот включались лекарственные средства сильнодействующие, наркотические или к дефицитным лекарствам привязывались какие-то расходные материалы, в результате целый лот на 200 – 300 наименований выиграть мог в состоянии только один поставщик этого единственного производимого лекарства в РФ, либо за ее пределами поставщик. На сегодняшний день это связано и с работой территориального управления, это связано и с работой Федеральной антимонопольной службы и ее учебно-методического центра в Казани, где специалисты министерства здравоохранения Ставропольского края прошли обучение. Порядок формирования лотов, порядок формирования первой максимальной цены сформирован. На сегодняшний день у нас претензий к деятельности при оказании фармацевтических услуг пока нет. Более того, в течение нескольких лет управление осуществляет мониторинг за 16 субъектами на территории края, которые в границах муниципального образования можно признать субъектом, занимающим доминирующее положение. То есть их доля по реализации лекарственных средств значительно больше – более 50%. Так вот ежемесячно эти субъекты представляют в электронном виде информацию о наличии таких средств и порядке формирования их цены. У нас за последние два – три года претензий к этим субъектам нет. Ну вот представляете, есть определенное количество субъектов, которые играют по правилам. Всем остальным, хотите вы этого или не хотите, нужно придерживаться этой политики. Ну и потом нужно отдать должное не только антимонопольным органам, но и тем, которые занимаются вопросом контроля. И если они видят какие-то несоответствия, меры принимаются моментально. Поскольку они копеечные, как правило, публично не озвучиваются, потому что последствия уже административные наступают для правонарушителя, если еще и морально убить – мы же с вами не Терминаторы.

– А сезонные колебания цен ожидаются?

– Ну если вы заметили, полтора – два года, мне кажется, связано и с изменением с персоналиями в Министерстве здравоохранения РФ, когда года два назад у нас арбидол был самым действенным препаратом при заболеваниях гриппом. Кто-то имел какие-то родственные отношения с компаниями, производящими эти лекарственные средства. На сегодняшний день достоинство и честь у руководителей Министерства здравоохранения РФ на должном уровне, поэтому я не думаю, что будут колебания сезонные. Они могут быть без учета должного планирования, ведь эпидемия может разрастаться, а может, и нет, это от многих факторов зависит. Первичный период есть возможность обеспечить в необходимом количестве лекарственными средствами. Ну а на территории Ставропольского края, насколько я знаю, очень заблаговременно, еще в августе или сентябре начались прививки, которые направлены на то, чтобы не допустить этих вспышек. Это еще от профессионализма зависит и отнюдь не антимонопольных органов, а тех людей, которые занимаются этим направлением деятельности. Опасений в плане антимонопольной деятельности я не вижу к возможности сезонных колебаний цен на лекарственные средства.

– При закупках для каких-то муниципальных нужд каким-то образом в связи с санкциями были неудобства?

– Да нет, вы знаете, за последний год могут быть неточности в порядке формирования документации и при осуществлении закупок, когда недолжный уровень квалификации специалистов приводил к тому, что торги либо отменялись по основаниям включения в состав закупаемых материалов те товары, на которых в том числе было наложено вето, связанное с ответными действиями РФ на действия Евросоюза и государств, которые приняли участие в объявлении санкций. На сегодняшний день я не вижу причин. Нет каких-то оснований. Если раньше это было связано с тем, что в закон вносили изменения, опять же, это все-таки субъективная сторона, специалисты не всегда вовремя успевали настроиться на изменения в законе, и какое-то время шла пробуксовка в порядке формирования документации. Сегодня этого не наблюдается.

За рамками протокола. Впервые после того, как санкции действуют, я увидел такое откровенное отношение представителей западных антимонопольных ведомств, поскольку ну не могут не согласиться с тем, что поддержание экономики для развития различных государств без совместных действий, в том числе антимонопольных органов, невозможно. Притом что политики как-то там ссорятся, не могут определиться со своим отношением к какой-то конкретной проблеме, но экономика должна быть поддержана и поддержана на транснациональном уровне. Евразийская комиссия, БРИКС на своих мероприятиях говорят о том, что стратегия ФАС подтверждена мероприятиями международного уровня. К БРИГС мы еще будем очень много возвращаться, но вот все, что я сказал, подтверждается действиями высших должностных лиц, государств в мире, от этого никуда не денешься.