Прозрачность» торговых процедур – необходимое условие для их законности

Ставропольским УФАС России возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения которого ОАО «МРСК Северного Кавказа» признано нарушившим пункты 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проверки деятельности данной организации Ставропольским УФАС России было установлено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ОАО «МРСК Северного Кавказа» разработало и утвердило положение о закупках, в соответствии с которым осуществлялось размещение заказов на выполнение работ для данной организации.

Данным положением было предусмотрено, что каждый раз при проведении закупочных процедур разрабатывается документация о закупке, в которой определяется, в том числе, порядок оценки, сопоставления заявок и определения победителей.

При рассмотрении дела было установлено, что на практике обществом использовались типовые формы документации о закупке, которые, в частности, предусматривали использование так называемой «балльно-рейтинговой системы оценки заявок», состоящей из словесного описания степени соответствия заявки требованиям документации о закупке и количества баллов, присеваемого заявке участника в соответствии с данным описанием.

При этом в раздел «словесное описание» были включены несколько формулировок, идентичных по своему смысловому содержанию.

Так, в документе использовались формулировки «минимально соответствует требованиям закупочной документации» (2-3 балла), «полностью соответствует требованиям закупочной документации» (8 баллов), «частично соответствует требованиям закупочной документации» (4-5 баллов) и «соответствует требованиям закупочной документации с незначительными отклонениями» (6-7 баллов).

Следовательно, одна и та же заявка, соответствующая требованиям закупочной документации, в зависимости от мнения членов комиссии могла получить от 2 до 8 баллов, при этом любое решение членов комиссии с учетом заявленного словесного описания считалось бы обоснованным.

Все вышеизложенное указывало на отсутствие единого, понятного участникам закупки и непредвзятого механизма оценки заявок участников. Манипулируя размытостью формулировок, свободой в возможности выставления различных баллов в пределах одной оценочной категории, закупочная комиссия имела безусловную возможность контролировать процесс торгов и не допускать возможность победы для «нежелательных» участников закупочных процедур.

Данный вывод антимонопольного органа также подтвержден итогами целого ряда закупочных процедур, в ходе которых отдельным участникам выставлялись заниженные оценки, вследствие чего такие участники проигрывали борьбу за право выполнения соответствующих работ, несмотря на более выгодные ценовые предложения и отсутствие оснований для отклонения их заявок.

При этом указанные участники не имели возможности оспорить решение закупочной комиссии, поскольку формально (ввиду расплывчатости формулировок и непрозрачности торговых процедур) действия такой комиссии не нарушали требований закупочной документации и положения о закупках.

 По итогам рассмотрения  дела ОАО «МРСК Северного Кавказа» признано нарушившим пункты 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ограничения конкуренции при проведении торгов. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений, в соответствии с которым общество обязано принять меры, направленные на недопущение в дальнейшем подобных нарушений при проведении закупочных процедур.

«Довольно широкая свобода действий, предоставленная законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часто приводит к тому, что, пытаясь обеспечить себе наиболее комфортные условия проведения торгов, предприятия переходят границы дозволенного и нарушают требования антимонопольного законодательства. Поэтому крайне важно как при разработке положения о закупках, так и при проведении самих торговых процедур по указанному закону, прежде всего ориентироваться на соблюдение принципов осуществления закупочных процедур, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках. А это в первую очередь равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки» - отмечает руководитель управления С.И. Никитин.