Недонавязанные услуги!
В настоящее время система работы заказчиков в рамках Федерального закона от 05.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уже налажена и все меньше и меньше возникает вопросов о применении норм данного закона. Однако не стоит забывать об исполнителях государственных контрактов, которые периодически о себе напоминают.
УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» был заключен государственный контракт на предоставление почтовых услуг, связанных с пересылкой письменной корреспонденции, отфранкированной на франкировальной машине на 2015 год с одним из государственных учреждений. Данный договор в силу закона о контрактной системе закупок был заключен с почтой без проведения конкурсных процедур как с субъектом естественных монополий.
В марте 2015 года в адрес заказчика поступило дополнительное соглашение от УФПС Ставропольского края предусматривающее отдельную оплату услуги «выезд к клиенту для ввода авансового платежа во франкировальную машину». На данное письмо заказчик ответил отказом.
В свою очередь настойчивый исполнитель выставил счет на оплату вышеупомянутых услуг! В ответ на данные действия почты, заказчик был вынужден обратится в Ставропольское УФАС России за защитой своих законных прав.
Проанализировав ситуацию, антимонопольщиками Ставрополья были установлены признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с нормами законодательства, а так же своих полномочий незамедлительно отреагировали направив в адрес УФПС Ставропольского края предупреждение о прекращении действий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» не согласилось с предупреждением и на основании выявленных признаков нарушения Ставропольским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 54 по признакам нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в навязывании невыгодных условий по заключенному государственному контракту.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в условиях рассматриваемого государственного контракта услуги по обслуживанию франкировальной машины являлись одним из условий данного контракта и выставление каких-либо дополнительных счетов за оказание уже оплаченных в рамках контракта услуг является прямым нарушением законодательства.
В процессе рассмотрения дела УФПС Ставропольского края отозвало направленные ранее в адрес заказчика письма о заключении дополнительных соглашений, а так же о направлении счетов на оплату.
По результатам рассмотрения дела, УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» было признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года, №135 – ФЗ «О защите конкуренции», а дело прекращено ввиду добровольного устранения нарушения.
Не согласившись с Решением Ставропольского УФАС России, УФПС Ставропольского края обжаловало данное решение в судебном порядке.
Арбитражным судом Ставропольского края, Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, а так же Арбитражным судом Северо-Кавказского округа Решение Ставропольского УФАС России признано законным.
Судами всех инстанций подтверждена позиция Ставропольского УФАС России о недопустимости дополнительных, а главное необоснованных затрат заказчика при оказании ему услуг.
Обращаем внимание исполнителей государственных контрактов! Если заказчику вдруг понадобятся ваши дополнительные услуги, он сам к вам обратится и сам определит, что дополнительно ему нужно. И все это должно происходить исключительно в рамках действующего законодательства.
И по традиции антимонопольная мудрость:
«Дополнительные услуги не шарфы, законно не навяжешь»