В очередной раз Ставропольское УФАС России выиграло суд по анализу хранения зерна

ОАО «Грачевский элеватор» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о признании недействительным и незаконным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15.06.2010 г. № 367, в части касающейся включения ОАО «Грачевский элеватор» в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 Правил формируют и ведут Реестр Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. Формирование и ведение Реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте (пункт 3 Правил).

В пункте 8 Правил предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который подготавливается в том числе в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр (пункт 8, подпункт «а» пункта 13 Правил). Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 г. № 108 (далее – Порядок).

Следует отметить, что ОАО «Грачевский элеватор» первоначально внесен в Реестр 14.10.2002 г. приказом УФАС России по Ставропольскому краю № 142 с доминированием в тех же географических границах. Затем в 2009 г. проводился анализ рынка зерна, где большим подразделом анализировался рынок хранения зерна на территории Ставропольского края. Анализ показал, что рынок хранения стабилен и доли хозяйствующих субъектов за 7 лет практически не изменились.

Указанный анализ был представлен на обозрение суда. Изучив материалы анализа, суд признал, что по своему содержанию он соответствует Приказу ФАС от 25.04.2006 г. № 108. Судом установлено, что анализ товарного рынка, результаты которого представлены в аналитическом отчете, проведен в соответствии с Порядком: определены временной интервал товарного рынка (2009 год), продуктовые границы (возможность предоставления хозяйствующими субъектами услуги по длительному хранению зерна), географические границы товарного рынка (26 муниципальных районов Ставропольского края с учетом сложившихся хозяйственных связей, минимализации транспортных расходов и легкости доступа к услуге), установлен состав хозяйствующих субъектов (владельцы хранилищ с элеваторным оборудованием), произведен расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При этом антимонопольный орган руководствовался данными хозяйствующих субъектов, сведениями Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, государственного учреждения «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр».

По итогам Анализа рынка заявителю был предоставлен аналитический отчёт, содержащий (в соответствии с разъяснениями ФАС России от 18.06.2010 г. № АК/18956) информацию, относящуюся только к деятельности заявителя. В связи, с чем заявитель не сможет определить: полный состав хозяйствующих субъектов – участников рынка, цены на предоставляемые ими услуги, доли иных участников рынка.

Для установления продуктовых и географических границ товарного рынка использовался, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Порядка проведения анализа, метод, основанный на результатах выборочного опроса покупателей изучаемого товара (услуги). С этой целью 132 наиболее крупным сельхозпроизводителям зерна Ставропольского края направлялись анкеты с перечнем вопросов: о местах хранения произведённого зерна, о ценах на услугу хранения, о транспортных расходах на перемещение зерна к месту хранения. После обобщения полученной информации (исходя из сложившихся хозяйственных связей, минимальных транспортных расходов, лёгкости доступа покупателя к продавцу, сопоставимости уровней цен на анализируемый вид услуги) географические границы рынков услуг по хранению зерна, в том числе приёмке, определены и рассмотрены как локальные, в административных границах 26 муниципальных районов Ставропольского края.

Кроме этого, для установления продуктовых и географических границ товарного рынка использовался, в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Порядка проведения анализа метод, основанный на экспертных оценках. С этой целью Ставропольское УФАС России направило запрос в ФАС России на предмет проведения экспертной оценки определения географических границ рынков оказания услуг по хранению зерна. В ответном письме от 14.05.2010 г. № АЦ/14621 статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Цариковский А. Ю. подтвердил правильность их определения в данном Анализе рынка.

На основании пункта 5 Порядка проведения анализа для определения географических границ в Анализе Ставропольского УФАС России был выбран метод, основанный на результатах выборочного опроса покупателей данной услуги и метод экспертных оценок. Были учтены исторически сложившиеся хозяйственные связи, минимальный размер транспортных расходов, сопоставимость самой услуги и цены на её предоставление. Все выводы в анализе сделаны с учетом ответов 132 респондентов (наиболее крупных сельхозпроизводителей края), заполнивших анкеты.

Согласно пункта 32 раздела V «Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке» Приказа ФАС РФ № 108 от 25.04.2006 года, и на основании данных, полученных в Министерстве СХ по СК, в ТО ФС Государственной  статистики по СК, в ФС «Россельхознадзора» управления по СК, в Ставропольском Филиале ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», в ГУ «Ставропольский СИКЦ», было выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, что добавление невыявленных хозяйствующих субъектов не приводит к изменению выводов, сделанных по итогам проведенного анализа.

Анализ проведен в соответствии с установленными требованиями, доли определены правильно (что подтверждается ФАС России).

Приказ Ставропольского УФАС России от 15.06.2010 г. № 367 был получен ОАО «Грачевский элеватор» 24.06.2010 года. С момента издания претензий от общества на неверно проведенный анализ не поступало и внесение в Реестр не оспаривалось. Заявление в Арбитражный суд Ставропольского края было подано 23.11.2012 года, то есть по прошествии двух лет.

Судом также принято во вниманию, что анализ рынка хранения зерна за 2009 год и приказ Ставропольского УФАС России от 15.06.2010 г. № 367 ранее уже оспаривались в судебном порядке при рассмотрении дела № А63-7234/2010. Суды трех инстанции подтвердили законность проведенного анализа, в том числе указали, что продуктовые и географические границы, также доли хозяйствующих субъектов были определены правильно.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении заявленных требований ОАО «Грачевский элеватор» о признании недействительным приказа от 15.06.2010 г. № 367 в части включения ОАО «Грачевский элеватор» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% отказать.