Аналитический отчёт по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках производства и оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории Ставропольского края.

1. Общие положения.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026.

2. Временной интервал исследования.

Временной интервал исследования рынка производства и оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории Ставропольского края - 2010 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Хлебом называют изделия любой формы массой более 500 г, к булочным относят изделия массой 500 г и менее. В соответствии с номенклатурой и технологией производства, основные выпекаемые сорта хлеба объединены в следующие группы:

1) ржаной хлеб, простой ржаной хлеб;

2) ржано-пшеничный и пшенично-ржаной хлеб;

3) пшеничный хлеб.

Данный принцип делит рынок на две ниши: хлебобулочные изделия массового спроса – так называемый «социальный» хлеб, который составляет основную часть ассортимента производителей и нетрадиционные хлебобулочные изделия.

Все виды и сорта хлеба входят в товарную группу «хлеб и хлебобулочные изделия», код 91 1005 по «Общероссийскому классификатору продукции» (ОК-005-93) – ОКП и рассматриваются как единый товарный рынок. Хлебобулочные изделия не имеют товаров-заменителей.

Классификация изделий хлебобулочных недлительного хранения осуществляется по «Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности» (ОК 034-2007) – ОКПД в группировке 15.81.11 – «изделия хлебобулочные недлительного хранения».

Классификация производства хлеба и хлебобулочных изделий осуществляется по «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (ОК 029- 2007) – ОКВЭД в группировке 15.81 – «производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения».

Хлебопекарные предприятия занимаются кроме производства хлеба его оптовой реализацией, таким образом, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка является производство и оптовая реализация хлеба и хлебобулочных изделий.

4. Географические границы товарного рынка.

Особенность производства и потребления хлебобулочных изделий заключается в том, что короткие сроки реализации не позволяют делать запасы хлеба. По этой же причине поставки хлеба из Ставропольского края в другие регионы очень малы.

Исторически сложившиеся связи между близко расположенными друг к другу населенными пунктами края обуславливают реализацию хлеба на расстояния в пределах 30-50 км, часто на территориях соседних муниципальных районов.

Доля соседних регионов (Краснодарского края и КЧР) в снабжении Ставропольского края хлебом и хлебобулочными изделиями не превышает 10 % .

Учитывая вышеизложенное, географические границы рынка производства и оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий рассмотрены в административных границах городов краевого подчинения и муниципальных районов края – всего 35 локальных рынков.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Продавцами на рынке хлеба и хлебобулочных изделий выступают товаропроизводители (хлебозаводы, пекарни).

В настоящее время хлеб выпекают более 500 хозяйствующих субъектов, однако около половины из них – мелкие пекарни или сельскохозяйственные предприятия, которые работают на давальческом сырье и реализую хлебобулочные изделия внутри предприятия (колхоза, кооператива).

Для проведения анализа рынка данные о предприятиях – производителях хлеба и хлебобулочной продукции получены из СТАВРОПОЛЬСТАТа, из администраций городов и муниципальных районов края. Также использованы сведения, полученные от 238 хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством и оптовой реализацией хлеба и хлебобулочных изделий.

Оптовые покупатели - предприятия розничной торговли (магазины) и более мелкие предприниматели.

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

При проведении анализа принимались во внимание сведения, полученные от предприятий-производителей хлеба, являющихся оптовыми поставщиками. Проанализирован объем оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий 238 предприятий, осуществляющих свою деятельность в городах краевого подчинения и в муниципальных районах края.

7. Уровень концентрации товарного рынка.

Несмотря на достаточно большое количество продавцов, 17 из 35 локальных товарных рынков хлеба и хлебобулочных изделий в крае высококонцентрированные (СR3>70% и HHI > 2000).

В 13 районах края (Александровский, Арзгирский, Благодарненский, Буденновский, Ипатовский, Кочубеевский, Кировский, Красногвардейский Нефтекумский, Советский, Степновский, Туркменский, и Шпаковский) локальные рынки можно охарактеризовать как умеренноконцентрированные.

В 5 районах: Грачевский, Левокумский, Новоселицкий, Петровский и Труновский уровень концентрации низкий (CR-3< 45%, HHI< 1000), чему способствовали структурные изменения в экономике этих субъектов – появление большого количества мини-пекарен.

8. Барьеры входа на товарный рынок.

Сбыт продукции является основным барьером входа на данный рынок новых хозяйствующих субъектов. На данный момент большинство хлебозаводов работают в условиях незагруженности производственных мощностей. У предприятий есть возможность производить и большие объемы, но они не будут востребованы потребителями.

Барьер преодолим, т.к. сегодня развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий происходит, в основном, за счет производства нетрадиционных сортов, растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу. В то же время потребление “социального” хлеба достаточно стабильно, на протяжении ряда лет его доля в общем потреблении хлеба населением составляет около 50%.

Среди основных причин сокращения рынка следует отметить снижение численности населения, а также изменение в структуре потребления: сейчас происходит уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, вызванное ростом доходов.

Для входа на рынок недостаточно производить только массовые сорта хлеба и хлебобулочных изделий, необходимо выпускать широкий ассортимент продукции, уделять особое внимание качеству, а также учитывать специфику и привычки потребителей.

Доминирующую роль в производстве хлеба продолжают играть хлебозаводы: в сложившихся рыночных условиях у крупных комбинатов выше рентабельность и шансы сохранить рецепты традиционного хлебопечения.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В крае рынок хлебобулочных изделий в настоящее время характеризуется высокой насыщенностью, однако, несмотря на это существует неудовлетворённый спрос на хлебобулочные изделия, доступные по цене для категорий населения с низкими доходами.

По результатам анализа рынка внесены следующие изменения в Реестр, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: в связи со снижением доли на рынке (менее 35%) исключены из Реестра 20 хозяйствующих субъектов; включены в Реестр 4 хозяйствующих субъекта: СПК колхоз «Гигант» (Благодарненский район), МУП Изобильненского муниципального района Ставропольского края «Нива», СПК колхоз «Кановский» (Курский район), СПК колхоз–агрофирма «Дружба» (Советский район). Таким образом, в указанном Реестре по позиции «хлеб и хлебобулочные изделия, ОКП 91 1005 0, ОКПД 15.81.11, оптовая реализация» состоят 14 хозяйствующих субъектов.