Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

Сфера деятельности: ЖКХ и строительство

1. Общие положения.

Основанием для проведения анализа являются приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы», а также методические рекомендации  ФАС России от 22.04.2011 № АК/15211 по проведению анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов. Цель – анализ состояния конкурентной среды на рынках строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в Ставропольском крае и выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026.

Источники исходной информации – материалы, полученные из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Федерального государственного учреждения «Управление Ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог ФДА» (г. Пятигорск), министерства дорожного хозяйства Ставропольского края, министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, автономного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» а также хозяйствующих субъектов, предоставлявших услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Ставропольского края в 2008 – 2010 г.г.

2. Временной интервал исследования.

Анализ проведен за 2008 – 2010 г.г., исходя из задания ФАС России.

3.Продуктовые границы товарного рынка.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД имеются позиции с кодами:

  • 45.23.1 – производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов;
  • 45.21.2 – производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и поземных работ.

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будут являться:

– услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог;

– услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

4. Географические границы товарного рынка.

Исследуемые рынки рассматриваются в границах Ставропольского края.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические    лица – владельцы федеральных, региональных, межмуниципальных, местных и частных автомобильных дорог.

Продавцами являются хозяйствующие субъекты, действующие на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов, т.е. генеральные подрядчики (подрядчики), осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также привлечённые ими к исполнению договоров подряда субподрядчики.

В роли продавца выступают организации разных организационно-правовых форм: общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, индивидуальные предприниматели, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственно-строительные кооперативы.

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка является объем выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2008 – 2010 г.г. на территории Ставропольского края в денежном выражении.

Крупный генеральный подрядчик на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в Ставропольском крае в 2008 – 2010 г.г. – ОАО «Севкавдорстрой» с долей на рынке более 50 %.

На рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений наибольшая доля среди генеральных подрядчиков в 2008 году была у ГУП СК «Крайавтомост» (более 35 %); в 2009 году – у ООО «Кавминдорстрой» (более 35 %); в 2010 году – у ОАО «Севкавдорстрой» (более 50 %).

Наибольшие доли на рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог в 2009 – 2010 г.г. среди подрядчиков и субподрядчиков были у ОАО «Севкавдорстрой»: 2009 год – более 35 %, 2010 год – более 50 %.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений наибольшие доли в 2008 – 2010 г.г. среди подрядчиков и субподрядчиков были у ООО «СК «Мосттрест» (менее 35 %); в 2010 году – ОАО «МОСТООТРЯД -99» (более 50 %).

7. Уровень концентрации товарного рынка.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог в 2008 – 2010 г.г. являлся умеренноконцентрированным.

Рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений в 2008 – 2009 г.г. являлся умеренноконцентрированным, в 2010 году – высококонцентрированным.

8. Барьеры входа на товарный рынок.

Наибольшее количество хозяйствующих субъектов (92,6%) в качестве факторов, ограничивающих возможность участия компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, мостов, тоннелей и путепроводов, отметили отсутствие аванса. 81,5 % респондентов в качестве барьеров отметили крупную сумму требуемого задатка.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Дорожное хозяйство страны в настоящее время находится на сложном этапе развития, когда от преимущественного строительства новых дорог центр тяжести постепенно и неуклонно переходит к эксплуатации дорог, повышению их технического уровня и эксплуатационного состояния, реконструкции дорог и мостов. На первое место выдвигаются задачи повышения скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства, архитектурно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного содержания дорог.

В Ставропольском крае строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них в 2008 – 2010 г.г. занималось большое количество хозяйствующих субъектов, которые находятся не только на территории края, но и за его пределами (г.Ростов-на-Дону, г.Екатеринбург, г.Москва, г.Саратов, г.Владикавказ, Республика Дагестан, г. Новочеркасск).

В 2008 – 2009 г.г. на рынках строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений доминирующее положение никто не занимал.

В 2010 году ОАО на рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог с долей более 50 % доминирующее положение занимало ОАО «Севкавдорстрой» (Ставропольский край); на рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений с долей более 50 % доминирующее положение занимало ОАО «МОСТООТРЯД -99» (Республика Дагестан).